- усвоение знаний - средство развития познавательных и творческих способностей ученика, развитие его личности в целом;
– ученик работает в зоне своего ближайшего развития, где он способен решать и новые учебные задачи, в том числе и такие, которых раньше он решать не мог;
– усвоение системных знаний и обобщенных способов их применения основано на поисково-исследовательской деятельности учащихся, организатором которой является учитель;
- усваивается не просто сумма знаний, а определенная система понятий и рациональные приемы оперирования этими понятиями как важное средство формирования понятийного мышления и развития познавательных и творческих способностей учащихся;
– важным видом учебной деятельности на уроке является моделирование усваиваемой информации, сочетание слова и наглядности на разных этапах урока;
– в этих условиях значительно сокращается время вербальной передачи учебной информации учителем, повышается удельный вес самостоятельной познавательной деятельности учащихся, создаются реальные условия (и возможности) для устранения перегрузки учащихся и овладения новыми учебными материалами непосредственно на уроке.
- процесс учения на уроке ориентирован на реализацию принципов сотрудничества, взаимоуважения и соучастия, обеспечивающих атмосферу успеха, благоприятный эмоциональный фон и психологический комфорт для каждого ученика.
-лингвистический эксперимент, наблюдение за изменением смысла предложения в зависимости от выбора неопределённого местоимения
№ | Этапы | Ход урока (при условии создания конспекта урока) | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Ведущие УУД |
-
| Вхождение в урок (организационный момент) | Приветствие | Включение в деловой ритм | Подготовка к уроку, настрой на работу | Регулятивные: формирование способности личности к целеполаганию и построению жизненных планов во временной перспективе; саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний. |
-
| Актуализация знаний | Прослушайте стихотворение. Какие местоимения использованы в тексте? Сформулируйте тему урока. Подумайте, какие задачи нам нужно решить на уроке. Назовите их. ( В ходе обсуждения записывается тема урока, на доске учитель записывает задачи урока) | редактирование формулировок задач урока | Формулирование цели урока и задач урока. Выполнение задания поискового характера, направленно-го на активизацию мыслительных операций и учебных навыков. | Познавательные: анализ объектов с целью выделения их существенных признаков. Коммуникативные: умение слушать и слышать текст; умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения; умение принимать чужую точку зрения |
-
| Постановка учебной задачи | Предлагаются три языковые задачи (задания распределяются по рядам, ученики работают в парах): 1) Задача №1. Проводим языковой анализ. Готовим устное высказывание Упр. 845 Прочитайте текст. В каком-то городе, несколько лет назад родился некто. Через некоторое время нечто произошло с некто и некий кто-то обучился какой-то грамоте. Однажды кое-кто увидел нечто, удивился и призадумался, почему кое-кто так быстро читает чьё-то кое-что. Оказалось, что некий некто с каких-то пор любил за чем-нибудь наблюдать, о чём-либо размышлять, искать кое в чём какой-либо смысл. Вот и превратился некто в нечто. Проведите языковой анализ текста. Попробуйте объяснить общее значение неопределённых местоимений в речи. Подготовьте устное высказывание. Для этого выполните следующие задания. 1. Подумайте, почему непонятен смысл текста? 2. Выпишите из текста все неопределённые местоимения, разделив их на группы. По какому критерию вы разделили слова? 1гр.: 2 гр.: … гр.: 3. Составьте таблицу и занесите, полученные данные. 4. Почему эти местоимения получили такое название? 5. Кратко запишите вывод. Вывод: …. 2) Задача №2. Работаем с таблицей. Преобразуем информацию таблицы в текст. Готовим устное высказывание. приставочный | суффиксальный | не- кое- | -то -либо -нибудь | кто - некто кто - кое-кто что — кое-что что - нечто | Кто – кто-то Кто – кто-нибудь Что – что-то Что – что-либо сколько – сколько-нибудь какой – какой-то | кое у кого кое с кем | | Рассмотрите таблицу и проанализируйте данную информацию. Подготовьте устное высказывание. Для этого выполните следующие задания. 1. Подумайте, что можно узнать из таблицы о неопределённых местоимениях? 2. «Озаглавьте» таблицу. 3. Запишите свои примеры неопределённых местоимений. 3. Сделайте вывод. 4. Подготовьте устное высказывание о результатах мини-исследования. При ответе используйте свои примеры. Вывод: … 3) Задача №3. Проводим лингвистический эксперимент. Готовим устное высказывание. Использование неопределённых местоимений в речи. Упр. 851 Докажите, что при использовании различных неопределённых местоимений, указанных в скобках, меняется и смысл предложения. I 1) Аню попросили спеть (какую-то, какую-нибудь, чью-то песню. 2) Константин решил взять в библиотеке (какую-то, какую-нибудь) книгу. 3) (Кое-кто, кто-то) уже прочитал эту статью. 4) Геннадий искал в шкафу (какую-то, какую-нибудь, чью-то, чью-нибудь) книгу. 1. Прочитайте задание к упражнению. 2. Объясните, что требуется доказать. 3. Докажите верность высказывания, для этого выполните следующие задания: А) Проведите лингвистический эксперимент. Одно из предложений запишите с каждым неопределённым местоимением (из скобок). Б) Подумайте, меняется ли смысл предложений при замене местоимения. В) Кратко запишите вывод о результатах своего эксперимента. Вывод: … Для справок: Какую-то - «неизвестно какую, но конкретную» Какую-нибудь – «ту или иную, любую» Чью-то – «принадлежащую неизвестно кому, но конкретную» Кое-кто – «некоторые, немногие» | стимулирование познавательной активности учащихся, консультация и контроль учителя | определение задачи исследования, выдвижение гипотезы, формулировка гипотезы | Регулятивные: целеполагание; Познавательные:анализ объектов с целью выделения существенных признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, самостоятельное формулирование познавательной цели, проблемы |
| Выведение понятия (открытие нового знания) | Работа в парах по решению предложенных задач. Наблюдение за языковым материалом. Формулирование выводов | стимулирование познавательной активности учащихся, консультация и контроль учителя | Планирование деятельности, поиск решения проблемы выделение существенного, определение понятия проведение теоретического иссследования – работа с учебно-научным текстом создание опоры в освоенном материале | Регулятивные: планирование, прогнозирование Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, умение структурировать знание Коммуникативные: эффекивное сотрудничество, умение слушать и слышать друг друга Личностные: Самооценивание и оценивание учебной деятельности сверстников |
| Представление результатов исследования (афиширование работы) | 1 вариант - составьте таблицу «общее грамматическое значение неопределённых местоимений» 2 вариант – составьте тезисный план «образование и правописание неопределённых местоимений для рубрики справочника «Теоретические сведения») (лингвофизминутка: В зависимости от того, как пишутся неопределенные местоимения, выполните движения: если слитно - приседания, если через дефис - хлопок, если раздельно - руки вверх (движения выполняются музыку, фон – лес) 3 вариант – сформулируйте и запишите высказывание о … | | | Личностные: Самооценивание и оценивание учебной деятельности сверстников |
| Отработка понятия | | Организация исследования учебной проблемы, формирование новых понятий и Приемы формирования УУД | Планирование деятельности, поиск решения проблемы выделение существенного, определение понятия проведение теоретического иссследования – работа с учебно-научным текстом создание опоры в освоенном материале | Регулятивные: Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив выводов , выделение и осознание того, что усвоено и что еще подлежит усвоению Познавательные: Построение логической цепи рассуждений, доказательств; Анализ и синтез, смысловое чтение как осмысление цели чтения Извлечение необхрдимой информации из текста Коммуникативные: эффекивное сотрудничество, умение слушать и слышать друг друга Личностные: Самооценивание и оценивание учебной деятельности сверстников |
| Закрепление понятия: ( включение нового понятия в систему общих знаний) | 1 Значение слова «неопределенный» по словарю С.И.Ожегова 1)точно не установленный; 2)не вполне отчетливый 2. В каких текстах нельзя использовать неопределённые местоимения? Объясните почему? 3.Упр. 850. Рассмотрите фотографию и попробуйте пофантазировать: что скрывает утренний туман? Напишите несколько предложений с неопределёнными местоимениями.
| раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся формирование, развитие умений и навыков работы с текстовой информацией Использование нового содержания совместно с ранее изученным материалом при решении задач и выполнении упражнений. | Решение типовых задач следование алгоритму, составленному учащимися при освоении теоретического материала | Регулятивные: контроль в форме сличения действия с эталоном, промежуточная оценка Познавательные: Построение логической цепи рассуждения, отбор существенных признаков для решения познавательной задачи |
| | | | | |
| | 1. упр. 507. Прочитайте текст, назовите его тему (о чем или о ком говорит автор?); Определите основную мысль текста (что хотел сказать автор? Какую мысль он хотел выразить?) Запишите предложения, в которых эта мысль выражена. Придумайте два заголовка к тексту так, чтобы в одном была отражена тема, а в другом – его основная мысль. Тайга – самый большой на земле лес. Царство колючей хвои. Сосны, кедры, пихты, ели. Тяжелый гул зеленых вершин. Унылый скрип обомшелых стволов. Сыро,сумрачно, глухо. Пахнет прелью и стоялой водой. Корни-выворотни, словно медведи, поднялись на дыбы, растопырили косматые лапы. Ни ярких цветов, ни пестрых бабочек. Не видно птиц, не слышно зверей. Все прячутся и таятся. Лишь осторожная тень проскользнет в чаще. Дрогнет задетая кем-то ветка, распрямитсяпримятая кем-то трава. И опять тишина и безлюдье. 2. упр. 516. По рисункам сочините текст. Озаглавьте его. Следите за последовательностью изложения мысли. | формирование рациональных способов применения новых знаний на практике Организация работы по применению новых знаний установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях формирование умения оспринимать текст как единое смысловое целое Первичное закрепление и обобщение | Решение типовых и нестандартных задач Творческй уровень – создание собственного высказывания | Регулятивные: Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия, осознание качества и уровня усвоенного, выделение и осознание того, что усвоено и что еще подлежит усвоению Познавательные: Построение логической цепи рассуждений, доказательств; Анализ и синтез, Смысловое чтение как осмысление цели чтения Извлечение необхрдимой информации из текста Постановка и решение проблем творческого характера |
| Рефлексия | | Организация рефлексии Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников (новое содержание, изученное на уроке и оценка личного вклада в совместную учебную деятельность), достижение поставленной цели. | Самооценка, соотнесение с прогнозируемым результатам, выявление степени соответствия | Коммуникативные: Понимание возможности различных точек зрения, не всегда совпадающих с собственной, смыслообразование Познавательные: умение точно выражать свои мысли. Регулятивные: Выделение и осознание того, что усвоено и что еще предстоит усвоить, |
| Домашнее задание | 1) Оформить теорию сегодняшнего урока в альбом ОК 2) упр. 512, 515 | Опережающее целеполагание | | Регулятивные: планирование, целеполагание, прогнозирование |