Урок письменноречевой деятельности в 1 классе
Из серии «Уроки Валерии Ниорадзе»
Тема: Не так просто быть всегда добрым
- Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы затронем тему, к которой будем возвращаться еще много раз на последующих уроках. А для того чтобы наш урок удался, вы должны быть внимательными, вдумчивыми.
Давайте посмотрим план работы на урок.
План:
Ваши сюрпризы.
Работа в тетради.
Обогащение речи.
Сюрприз учителя.
Снежный ком.
Лимерик.
Итог.
– На прошлом уроке мы познакомились со стихотворением «Плим» и вам было предложено придумать свое слово и стишок к нему. Смогли ли вы выполнить задание? (ответы детей)
– Давайте вспомним четыре строчки из этого стихотворения и запишем звуковую речь с помощью графических знаков.
Ложка – это ложка, L -_ _,
Ложкой суп едят. L_ _.
Кошка – это кошка, L -_ _,
У кошки семь котят. L_ _ _.
– Я придумала слово. Охарактеризуйте, каким оно может быть. (Дети подбирают слова, учитель записывает их на доске.) (интересное, хорошее, прекрасное, замечательное, удивительное увлекательное, смешное, красивое, волшебное, прекрасное, загадочное, золотое, обыкновенное…)
- Послушайте, какие я придумала слова, сравните их: длинное, короткое, образное,
новое, звучное, ласковое, доброе, умное, радостное, яркое, сочное, любимое,
чудесное.
Вот и подарок для вас – прекрасный рассказ.
Г. Цыферов
Маленький тигр
Полосатый тигр был красив, но сердит, очень-очень. Встретит поросёнка, заворчит.
Встретит медвежонка, зарычит.
Но как-то сердитый тигр встретил маленького котёнка. И хотел он уже зарычать, но взглянул на его усы и понял: да это же маленький тигр!
И сказал тогда большой тигр:
— Давай жить вместе.
И стали они жить вместе. Вечером большой тигр укладывал маленького спать и мурлыкал ему песенки.
А маленький тигр учил большого быть всегда добрым. Если большой тигр поднимал на кого-то лапу, маленький говорил:
— Не надо, он мне очень нравится. И тигр только улыбался.
И так они жили. Но однажды пошли они гулять и встретили лохматого щенка.
Маленький тигр рассердился, заворчал, поднял лапу... Но тут его неожиданно остановил большой тигр и сказал тихо:
— Не надо, он мне нравится… Он такой же пушистый и маленький, как ты.
Вот так сердитый тигр стал добрым.
На том и кончается сказка. Теперь они уже живут втроём — тигр, котёнок и щенок — и учат друг друга быть всегда добрыми.
Это ведь не так просто быть всегда добрым, сам знаю.
Детям предлагается придумать концовку сказки и ее заглавие. Затем читается концовка автора.
Вывод: Понравилась сказка? Как учить друг друга быть добрыми? (ответы детей)
А теперь поиграем в игру «снежный ком».
Для вас сегодня два слова: Я услышал (сегодня интересный рассказ о том, как сердитый тигр стал добрым и приютил у себя маленьких котенка и щенка)
Молодцы!
Последнее задание на уроке – это лимерик. Попытаемся сочинить его на тему урока. Кто был главными героями сказки? Тигр, котенок и щенок. Придумаем рифмы к этим словам.
Тигр – игр, прыгал…
Котенок – теленок, ягненок, мышонок…
(Дети вместе с учителем составляют лимерик). Давайте посмотрим, что у нас получилось. А теперь сравним с моим лимериком.
Жил-был сердитый тигр.
Он только рычал и прыгал.
Но, вдруг, повстречал котенка.
И стал он мягче ягненка.
Вот какой добрый стал тигр!
Анализ урока:
Работа над письменноречевой деятельностью является составной частью общей системы, именуемой Гуманной Педагогикой. Данные уроки помогают детям преодолевать психологические трудности, которые возникают при взращивании умения письменной речи. Трудности заключаются в резких различиях устной и письменной речи:
Письменная речь есть речь в мыслях, представлениях, она лишена звучания, интонирования, что характерно для устной речи.
Письменная речь монологична, она оторвана от собеседника и конкретной ситуации, чего не скажешь об устной речи.
Письменная речь есть замедленная речь, тогда как устная речь все речевые образования пропускает незамедлительно. При письме те же самые образования должны быть остановлены до графического изложения на бумаге, однако возникшие мысли не терпят задержки, они часто улетучиваются.
Письменная речь есть качественная речь: так как рядом нет собеседника, необходимо полно, логично изложить содержание письма.
Мотивы письменной речи крайне отдалены от жизненных запросов ребенка, тогда как мотивы устной речи постоянно руководят сознанием говорящего.
Способность письменноречевой деятельности как личностное качество ребенка открывает перед ним вероятность проявления и утверждения творческих возможностей.
Цель урока: пути формирования письменноречевой деятельности посредством
Правильного построения предложений;
Записи текстов с помощью графических знаков;
Обогащения словарного запаса;
Текстов нравственного содержания;
Написания текстов собственного сочинения;
Составления лимериков;
Для развития словесного творчества используется лимерик. Как правило, это стихотворение их пяти строчек, которые рифмуются следующим образом:
Первые две строчки – рифмуются между собой.
Третья и четвертая строчки – рифмуются между собой.
Пятая содержит вывод и не рифмуется.
Лимерик должен содержать ярко выраженную нелепицу. Чем противоречивее выбранное для стихотворения сочетание, тем более оно похоже на лимерик.
5