Инновационный подход к обучению в условиях ФГОС позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру.
Необычная форма урока-путешествия, включающая в себя занимательный, игровой материал,- эффективное средство формирования интереса к предмету. Форма соревнования увлекает учащихся, раскрывает их творческие возможности, развивает коммуникативные функции.
Один из этапов урока – редактирование текста (письмо кота Матроскина), выведенного на экран, обычно вызывает особый интерес. Ребята исправляют ошибки и записывают правильный текст в тетрадях. Это развивает лингвистическую зоркость, формирует орфографическую грамотность.
С целью развития речи и формирования навыка написания НЕ с глаголами предлагается работа по картине В.М.Васнецова «Алёнушка», система упражнений. Урок сконструирован с применением ИКТ, которые использовались при подготовке раздаточного материала (индивидуальные карточки, перфокарты)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Не с глаголами. Урок-путешествие в 5 классе »
Аннотация.
Инновационный подход к обучению в условиях ФГОС позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру.
Необычная форма урока-путешествия, включающая в себя занимательный, игровой материал,- эффективное средство формирования интереса к предмету. Форма соревнования увлекает учащихся, раскрывает их творческие возможности, развивает коммуникативные функции.
Один из этапов урока – редактирование текста (письмо кота Матроскина), выведенного на экран, обычно вызывает особый интерес. Ребята исправляют ошибки и записывают правильный текст в тетрадях. Это развивает лингвистическую зоркость, формирует орфографическую грамотность.
С целью развития речи и формирования навыка написания НЕ с глаголами предлагается работа по картине В.М.Васнецова «Алёнушка», система упражнений. Урок сконструирован с применением ИКТ, которые использовались при подготовке раздаточного материала (индивидуальные карточки, перфокарты)
Тема: НЕ с глаголами. Урок-путешествие в 5 классе.
Цель: I) повторение и углубление знаний о правописании НЕ с глаголами; 2) формирование умений применять правило написания НЕ с глаголами в речи с целью её обогащения;
повторение основных орфограмм, изученных в 5 классе;
воспитание нравственных качеств личности учащихся; доброты, отзывчивости, взаимовыручки.
Наглядность: таблица « НЕ с глаголами», репродукция картиныЛ.В.Васнецова « Алёнушка», рисунки , схемы. раздаточный материал: карточки с заданиями, перфокарты.
Ход урока:
I Вступление. Учитель сообщает тему урока, цель. Читает рекламу.
Реклама страны Русского языка
С 26 по 28 февраля на теплоходе «Пятерка» вы сможете посетить все города огромной и замечательной страны Русского языка.
Вы посетите порт «Теоретический», побываете на острове Ошиблика», в царстве «Поэтика», увидите своими глазами город (Синтаксис», посетите государство «Глаголия».
Этот тур будет стоить вам всего 25 пятерок. У нас самые низкие цены. Получите пятерки и вы уже в пути.
2. Выходят Волк и Заяц. Они не бегут, спокойны. Учитель:
Ребята, вы узнали героев мультфильма « Ну, погоди!»?
Да. Это Волк и Заяц.
Но почему они не бегут? Ведь мы привыкли, что Заяц всегда убегает от Волка. Оказывается, они решили перевоспитаться. Решили соревноваться честно; узнать, кто из них умнее и сильнее. Вместе со своими командами они отправляются в путешествие.
( Обращаемся к карте « Страна Русского языка».)
3. Разминка
Мы в порту « Теоретическом».. Необходимо узнать, готовы ли путешествовать члены команд. Слабых и торопливых море не любит и наказывает,. поэтому перед плаванием нужно пройти медкомиссию и проверить, здорова ли память путешественников. Это наш старт. А капитанов и штурманов ждёт Незнайка со своими вопросами
( По опорным схемам класс отвечает правила правописания определённых орфограмм. Капитаны и штурманы выбирают вопросы из кармана Незнайки).
Вопросы.
Раздел лингвистики, изучающий словарный сослав языка.
Слова одной и той же части речи, сходные по значению, но разные по звучанию и написанию.
Слова, различные по значению, но сходные по звучанию, написанию.
Слова одной и той же части речи, противоположные по значению.
Что такое профессиональные слова?
Что такое диалектные слова?
Как образуются слова в русском языке?
Какие члены предложения называются однородными?
Что такое диалог?
Что такое прямая речь?
Что такое фразеологизмы?
Самый веселый человек, который живет на крыше?
Учитель:
Итак, медкомиссию команды прошли. Дует попутный ветерок, светит солнце. Но почему теплоход не трогается с места?
Записываем число, тему урока в тетрадях. Отправляемся в путешествие.
4. На нашем пути княжество « Орфография».
« Грамоте учиться - всегда пригодится». Класс работает с перфокартами
Разбежаться
з
Жёрдочка
Ё
Лестницы
Ы
Бестолковый
с
Бечёвка
Ё
Цирк
И
Сгореть
с
Дешёвый
Ё
Цыплёнок
ы
Сбросить
с
Шок-
О
Акация
и
Расцвести
с
Врачом
О
Улицы
и
Разглядеть
з
Шорты
О
Циркуль
и
Беспорядок
с
Крыжовник
О
Цыган
ы
Сделать
с
Чёрный
Ё
Революция
и
Бесшумный
с
Жёлтый
Ё
Птицы
ы
Беззаботный
з
Чёлка
Ё
Лекция
и
Два представителя от команды занимаются разбором слов по составу.
5. Мы покидаем княжество « Орфография». Команды успешно справились с заданием. Плывём дальше и попадаем на остров «Ошиблика» . Его обитатели обезьянки и герои мультфильмов. А вот и наши старые знакомые: герои мультфильма « Простоквашино». Кот Матроскин написал письмо мальчику Феде, а обезьянки смеются. Над чем же они смеются? Да в письме полно ошибок... Поможем коту Матроскину.
( Два ученика, по одному от каждой команды, исправляют и объясняют правила правописания слов, в которых допущены ошибки, класс работает в тетрадях).
Дарагой друк Федя, здраствуй! Пишыт тибе кот Матроськин. Как ты жывеш? Я жыву весила, многа гуляйу и нилюблю делать уроки.
Зато часто бывайу впарки, сркино, наречьки. Приходит почтальен Печькин. Напишы и ты мне писало. Досвиданьи.
Кот Матроськин
6. Долго мы были на острове « Ошиблика». Ночевали, и вот наш теплоход снова плывёт по волнам. Наступает утро. Посмотрите... 11етушок Золотой гребешок будит всех на заре, а поэт С. Рхенин поздравляет всех с добрым утром. Мы прибыли в царство «Потгика»
Сергей Есенин.
С добрым утром!
Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона. Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
Брезжить - рассветать, чуть светить.
Заводь - небольшой залив в реке (озере) с медленным течением.
Затон - речной залив, сильно вдающийся в берег.
Перламутр ценное вещество с переливчатой окраской, составляющее
твердый внутренний слой некоторых раковин.
( Текст стихотворения на столах).
Задания:
Прочесть стихотворение выразительно.
Записать новые слова в словарь.
7.Экстренное сообщение. Что-то случилось...На нашем теплоходе пираты! И пираты необычные- знаки препинания. Чтобы спасти капитанов и попасть в город « Синтаксис», нужно выполнить ряд заданий.
1) Правильно расставить и объяснить знаки препинания;
2) составить схемы предложении 1-го четверостишия (Команда волка):
2-го предложения
8.Путешественники успешно сдали экзамен на знание правил постановки знаков препинания. Побывали в городе « Синтаксисе». Теплоход с удвоенной скоростью мчится в государство « Глаголия»
Свеж утренний воздух над Глаголией. Под крышей Дворца Времён на фасаде большою здания на шёлковом полотнище видна надпись: « Мы обозначаем действие». Здесь глаголы изменяются по временам. Зайдёт в одну дверь глагол будущего времени, в другую выходит глаголом настоящего или прошедшего времени. У входа наденет на себя число, род и лицо, возьмёт под руки подлежащее , станет сказуемым - и пошёл по дорожкам предложений.
Один глагол выбежал на улицу и вдруг слышит: «А где же частица НЕ»? Частица НЕ была очень гордая. « НЕ - самая главная частица, и моё имя все должны восхвалять»,- говорила она. Если я обижусь и уйду в другую страну, то никто не сможет никому отказать или сказать то, что думает на самом деле. Все запутаются, разорятся, рассорятся.
Послушаем рассказ очевидца (Ученик читает наизусть стихотворение О.Высоцкой.)
Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица НЕ.
Посмотрел я вокруг с доуменьем:
Что за лепое положенье!
Но кругом было тихо-тихо,
И во всём была разбериха.
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная.
И,виляя хвостом, уклюже,
Пробегали пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шёл умытый, причёсанный ряха,
А за ряхой по травке свежей
Шли суразный дотёпа и вежа.
А из школы, взявшись за ручки,
шагом вышли доучки.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась Царевна Смеяна.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы НЕ.
Сценка о гордой частице НЕ. Инценировка.
Гордую и упрямую частицу НЕ полюбил Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. НЕ постоянно перечила Глаголу. Он говорил : «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался ей «Верю», а она ему: «НЕ верю». Частица НЕ никогда не подходила к Глаголу близко и писалась только отдельно от него. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах.
Вот однажды НЕ и говорит ему: « Я отвечу тебе взаимностью, если только покажешь, что жить без меня не можешь». Вздохнул Глагол и печально отправился скитаться по словарям и учебникам. Когда же он явился к своей возлюбленной, она, как обычно, отскочила от него с криком : «Негодую!», «Ненавижу!».
И вдруг замерла от неожиданности: на этот раз глагол остался рядом. Так он доказал, что в некоторых случаях действительно жить без неё не может.
9. Работа с учебником и таблицей « НЕ с глаголами ».
НЕЗДОРОВИТСЯ НЕЖИТЬ
НЕНАВИДЕТЬ НЕ ЛЮБИТЬ
НЕГОДОВАТЬ НЕ ВИДЕТЬ
НЕДОУМЕВАТЬ НЕ ХОТЕТЬ
НЕДОМОГАТЬ НЕ ЗНАТЬ
НЕДОСТАЁТ НЕ БЫТЬ
НЕЖИТЬСЯ НЕ СДЕЛАТЬ
НЕДОЛЮБЛИВАТЬ НЕ ДАТЬ
Делаем вывод о том, что частица НЕ пишется слитно с теми словами, которые без НЕ не употребляются.
10. Мы очень спешили в царство « ГЛАГОЛИЯ» и промчались мимо острова НЕОБИТАЕМОГО (так назвали его путешественники). Но когда сошли на берег, встретили там Алёнушку.
Учитель:
- Ребята, давайте вспомним сказку .Что случилось с Алёнушкой? Почему она такая грустная? Как ей помочь?
( На доске репродукция картины В.М.Васнецова « Алёнушка». На столах- раздаточный материал).
Ваша задача- составить небольшой рассказ на сюжет этой картины, используя слова с НЕ.
Примерный рассказ
Лесная глушь. Вокруг (не) слышно ни звука. (Не) поют птицы, (не) шелестят листочки на деревьях. На камушке, возле озера, сидит Аленушка. Она печально смотрит на воду'. Мечтательные глаза широко открыты. Ничто (не) радует девушку. Ее темные каштановые волосы (не)брежно падают на плечи. (Не)доумевает Аленушка, почему братец Иванушка (не) послушался ее. Ведь она строго наказывала: «(Не) пей. братец, из копытца: козленочком станешь». Вот и превратился в козленочка, теперь (не) ест, (не) пьет.
(Не)взлюбила ее злая колдунья, (не)навидит она и братца Иванушку, хочет со света сжить. (Не)здоровится Аленушке. Чувствует она. что (не)сдобровать им.
Взгляд Аленушки прикован к лесному озеру. Там плавают осенние листья. Лес стоит мрачный, молчаливый. Лучи солнца (не) проникают сюда.
Природа охраняет Аленушку, разделяя с ней ее горе.