МБОУ «Кляповская основная общеобразовательная школа»
Апрель, 2017г.
Дорогой ученик! Сегодня мы начинаем работу по новой теме.
Учитель дал задание: Составь текст из трёх предложений о дятле.
Ученик: Дятел очень полезная птица. Дятлы уничтожают много насекомых. Зимой дятлы питаются семенами растений.
Скажите, что тебя насторожило?
Это речевая ошибка - повтор слова. Ты сможешь исправить ошибку в рассказе ученика, если вспомнишь часть речи - местоимение..
На уроках по теме «Местоимение» ты узнаешь, какие местоимения называются личными и научишься находить их в тексте. Сегодня ты начинаешь выстраивать свою учебную деятельность по индивидуальному образовательному маршруту. Твой путь к результату - лекция учителя, работа в группе или паре, учебник, дидактический материал, защита мини- проектов помогут тебе узнать много нового. Ты приобретёшь навыки, необходимые как на других уроках, так и в жизни.
Интересные цитаты и факты по теме
Местоимений в русском языке немного, всего 69, но они встречаются в нашей речи часто и по частоте употребления занимают третье место после имени существительного и глагола
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ КАРТА (НАГЛЯДНЫЙ КОНСПЕКТ) ЦИКЛА УРОКОВ
Задание:
Изучи карту самостоятельно или с помощью учителя. Отметь зеленым цветом то из перечисленного, что тебе уже знакомо. Желтым цветом отметь то, что кажется наиболее интересным. Устно ответь на вопрос, почему важно изучить эту тему.
Твои образовательные результаты
Задание
Изучи таблицу и узнай, какие образовательные результаты ты получишь, если будешь внимательно и ответственно работать на уроках.
Если ты считаешь, что некоторые из этих результатов ты уже достиг, отметь это в колонке «Твои заметки». Это значит, что по этим пунктам ты сможешь помочь другим ученикам, если захочешь.
Обязательные
№
Описание
Твои заметки
1
Безошибочно рассказываю определение: что такое личное местоимение.
2
Самостоятельно распознаю личные местоимения среди других частей речи
3
Безошибочно определяют грамматические признаки личных местоимений (лицо, число и род).
4
Безошибочно пишу личные местоимения
5.
Самостоятельно разбираю местоимение как часть речи
Надо повторить
«Хочу дополнительно» / Повышенные по предложению учителя
Карта образовательных ресурсов по циклу уроков
Задание
Изучи и дополни карту ресурсов по циклу уроков.
Внимание: ресурсы делятся на три группы:
- предметные (ресурсы, которые можно найти в библиотеке или музее, они словно специально созданы для учеников),
- социальные (интересные места, события, люди, встреча с которыми поможет тебе изучить тему),
- антропологические (твои личные особенности и черты, которые помогут тебе учиться).
Электронное приложение к учебнику Русский язык ЭОР
Рабочая тетрадь: В.П. Канакина Рабочая тетрадь. 3 кл. 2 часть
Учебник: :В.П.Канакина, В.Г. Горецкий .Русский язык, 3 кл. 2 часть [М.Просвещение. 2013г]
Другие ресурсы:
Как ты будешь учиться
Изучать и отрабатывать материал ты можешь разными способами: с учителем, в паре, группе, индивидуально. Изучи, какие варианты тебе предлагает учитель и нарисуй свой маршрут движения.
Номер урока
Образовательный результат
Что надо сделать
Варианты работы
Оценка работы
С учителем
В паре
В группе
Индивидуально
Твой вариант
1
Безошибочно рассказываю определение: что такое личное местоимение
1. Выучить правило на стр. 92 учебника, пересказать, оценить: самоконтроль или взаимоконтроль
Х
Х
Х
Х
Самостоятельно распознаю личные местоимения среди других частей речи
2. Выполняю тренировочные задания по теме.
Х
Х
Х
Х
3.Выполнить задание для промежуточного контроля
Х
2
Безошибочно определяют грамматические признаки личных местоимений (лицо, число и род).
Заполнить таблицу, используя информацию из навигатора, учебника, видеоролика
Х
Х
Х
Х
2. Выполнить тренировочные задания по теме
Х
Х
Х
Х
3.Выполнить задание для промежуточного контроля
Х
Х
3
Безошибочно пишу личные местоимения
Выполнить мини-проект
Х
Х
Х
Х
4
Самостоятельно разбираю местоимение как часть речи
Заполнение кластера
Х
Х
Х
Х
2. Выполнить тренировочные задания по теме
Х
Х
Х
3.Выполнить задание для промежуточного контроля
Х
Х
5
Самостоятельно и безошибочно выполняет предложенные задания по теме
Контрольная работа в виде диктанта и тестовых заданий.
Х
Задания для работы
Задания для самостоятельной и парной работы
Урок № 1
Задание 1. Прочитай правило на стр 92, 93 учебника или воспользуйся содержательной картой навигатор. Выучи и перескажи определение: что такое местоимение, какие местоимения называются личными, перескажи учителю или товарищу в паре, оцени, оценку поставь в таблицу «Как ты будешь учиться».
Задание 2. Выполни последовательно упражнения 125, 126 в рабочей тетради.
Задание 3 для промежуточного контроля: Прочитай. Впиши в определение пропущенные слова.
Местоимение- это часть_________________. Местоимение ________________на предметы, но не называет их. Слова я,___,___,____, ________,________, _______, _____ - это личные местоимения.
Урок № 2
Задание 1. Заполни таблицу, используя образовательные ресурсы навигатора.
Число
1-е лицо
2-е лицо
3-е лицо
Единственное
Множественное
Задание 2.
Прочитай. Вставь подходящее по смыслу местоимение. Определи его лицо, число и род ( если можно) личных местоимений..
Ночью выпал снег. …(____л.,________ч.,________р._) покрыл землю пушистым ковром. Налетела вьюга. … (____л.,________ч.,________р._) подняла в воздух лёгкие снежинки. … (____л.,________ч._) закружились в воздухе.
Задание 3. Выполни последовательно предложенные задания:
А) упр 159, поработай над словарным словом одуванчик
Б) упр 161,
Задание 4для промежуточного контроля: Впиши в каждое предложение подходящее по смыслу местоимение. Определи число, лицо и род. каждого местоимения.
_______читают. _________читаем.
_______читаешь. _________читаете.
_______читает. __________читают.
Ответь на вопрос? В каком числе местоимение 3-го лица не изменятся по родам?___________________________________________
Сверь с образцом ( на ПК учителя), оцени свою работу по критериям.
Местоимения вставлены правильно, верно указано лицо , число и род местоимений – «5»;
Местоимения вставлены правильно , 1,2 ошибки в определении лица и числа, рода местоимения– «4»
Есть 3-4 ошибки – «3»,
Задание содержит 5 и более ошибок.– «2»,
Урок № 3
Задание: выполни мини-проект и представить его
Темы проектов:
Для подготовки проекта ты можешь пользоваться следующими ресурсами:
Напишите письмо детям из другой страны.
Местоимение в загадках.
Мои загадки с местоимениями
Свой вариант
Учебник – стр. 94 – 96
Электронное приложение к учебнику (ПК – кафедра)
Папка с рабочими материалами (ПК учителя)
Русские народные загадки (библиотека)
Интернет
Знания и опыт твоих родителей
Знания и опыт твоих учителей
Свой вариант
Ты работаешь над проектом
1. Вхождение в проект
- Составьте список из 5-6 вопросов по теме проекта. Круг вопросов поможет вам плодотворно поработать и получить необходимый результат.
- Изучите образовательные результаты, к которым вы должны прийти. Они перечислены в матрице выбора.
- Составляем план работы. План работы – это последовательность действие по проекту. Начинайте с общих действий (например, ответы на поставленные вопросы, сбор информации, определение структуры проекта; как понять, что проект готов? И так далее). Четко формулируйте то, что собираетесь делать. Если работаете в группе, распределите роли, кто что делает.
2.Исследование и развитие идеи
- Соберите информацию по вашей теме. Подумайте, где вы можете найти нужную достоверную информацию – поработайте с картой ресурсов, дополните ее. Например, вы можете прочитать текст учебника и дополнительные тексты, которые вы найдете в библиотеке школы, в детской библиотеке; посмотри журналы, посоветуйся со старшими.
- Соберите все интересные идеи, которые пришли в голову, запишите их, сделайте эскизы, рисунки, оставьте пометки и так далее.
-Теперь необходимо отобрать самую интересную и важную информацию, которая войдет в ваш проект. Отберите ту информацию, которая четко поможет раскрыть вашу тему.
3.Заключительный этап
- Решите, как вы оформите свой продукт (презентация, плакат, схема, свои варианты).
- Подготовьте устное выступление. Для этого напишите черновик выступления, выберите тех, кто будет представлять проект перед публикой, отрепетируйте выступление.
- Выступите перед классом, ответьте на вопросы.
- После выступления обсудите в группе результаты работы по проекту и его представление.
4. Подумайте, как вы работали.
- Вам было интересно работать над темой? Почему?
- Как вам работалось друг с другом? Были ли проблемы? Как вы их решали? Если было легко работать, то подумайте, почему?
- Вы довольны результатом работы? Если бы вы еще раз выполняли проект в этой группе, сделали ли бы вы что-то по-другому?
- Оцените степень активности каждого участника в работе.
- Оцените то, что получилось в результате вашей работы.
Требования к презентации, схеме
Требования к выступлению
- Не перегружать текстами или картинками, используй короткие слова и предложения (краткость и наглядность)
- Используй графические возможности (фигуры, диаграммы, смарты)
- Дизайн-требования: ограниченное количество цветов, аккуратность
- Помните об авторском праве: укажи источник!
- Выступление должны быть динамичным, кратким, грамотным, доходчивым
- Использовать в выступлении информацию из презентации или схем
- Соблюдать логику выступления
- Если используются незнакомые слова, необходимо объяснять их
- Корректно отвечать на вопросы
Мини- проект для парной работы.
Местоимение в загадках.
Мини- проект для индивидуальной работы.
Мои загадки с местоимениями
Мини- проект для групповой работы .
Напишите письмо детям из другой страны. Как правильно написать письмо ты узнаешь из упражнения 167 учебника.
Урок №4.
Задание 1. Составь сообщение на одну из тем.
1.Что я узнал(а) о местоимении.
2. Какую роль в нашей речи выполняют местоимения?
Задание 2. Заполни кластеры.
Задание 3. Выполните последовательно предложенные задания:
Упр. 165, стр .96 учебника
Упр 129, стр.59 в рабочей тетради.
Задание 4 для промежуточного контроля:
Прочитай предложение: Она подлетела к гнезду и закрякала. Найди в предложении местоимение и разбери егокак часть речи.
____- _______________, отвечает на вопрос _____________, _________ л., ________ ч, ____________.. В предложении является_________________
Дополнительные материалы
1.Вопросы- шутки.
1.
2. Творческая работа по теме «Местоимение»
1.Разгадай шараду.
Первый слог – личное местоимение.
Второй слог – детская болезнь.
А целое слово – тот предмет, который выбрасывают, когда он нужен, и поднимают, когда он не нужен.
Что это? _________________________________________________
2.Спиши предложения, заменяя повторяющиеся имена существительные местоимениями.
Летом на даче у меня появились новые друзья. Друзья теперь часто звонят мне по телефону.
Перелётные птицы собираются в стаи. Птицы готовятся к отлёту.
Я не обращал никакого внимания на птичку. И она, казалось, ничего не замечала. Но едва я сделал несколько шагов, как она с размаху бросилась в прорубь вниз головой. Одно мгновение я ещё видел, как она быстро двигала крыльями , словно летела в воде. Потом она исчезла подо льдом. (по В.Бианки)