kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Научно-исследовательская работа: История литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная научно- исследовательская работа затронула тему изменения литературы во времени.

В данной работе студентка выполнила обозначенные собой задачи. То есть она разъяснила читателям понятие «История литературы». Студентка выделила основные периоды развития литературы и подробно их расписала, разделив на подпункты, для большего удобства в восприятии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Научно-исследовательская работа: История литературы»



Международная научно - исследовательская конференция старшеклассников и студентов

«Образование. Наука. Профессия»











Секция «Лингвистика русская»

Тема: «История литературы»



Автор: Каткасова Татьяна Александровна





Безенчукский аграрный техникум

Научный руководитель: Михайлова Ольга Петровна



Преподаватель русского языка и литературы









П. Безенчук

2016

Рецензия консультанта

Данная научно- исследовательская работа затронула тему изменения литературы во времени.

В данной работе студентка выполнила обозначенные собой задачи. То есть она разъяснила читателям понятие «История литературы». Студентка выделила основные периоды развития литературы и подробно их расписала, разделив на подпункты, для большего удобства в восприятии.

Все исторические периоды развития литературы расположены в хронологическом порядке. Все изложено простым доступным языком и подкреплено примерами. Также в работе указаны самые яркие представители своих периодов и их знаменитые произведения.

К данной работе присутствует приложение в виде портрета одно из выдающихся писателей эллинистического периода.

Студентка успешно выполнила поставленные задачи, прописала доступные для восприятия любому выводы. Тема раскрыта полностью.






Содержание

Введение 4

История литературы 5

Античная литература 5

1. Доклассический или архаический 5

2. Классический 5

3. Эллинистический 8

Средневековая литература 9

Литература модерна 11

Литература постмодернизма 12

Вывод 13

Источники 14



























Введение

Литература — это явление изменчивое. С течением времени она постоянно менялась вместе со взглядами на мир. Существуют множество периодов литературы, каждый из которых оставил свой отпечаток в ней. Иногда изменения были незначительными, но порой они оказывались кардинальными, меняющими все существующие понятия о литературе и её составляющих.

История литературы это направление в литературоведении, которой соответственно и изучает все эти изменения.

При выборе этой темы были поставлены следующие задачи:

  • Определить что такое история литературы

  • Рассмотреть литературу в античный период

  • Рассмотреть литературу в период средних веков

  • Рассмотреть литературу в период модерна

  • Рассмотреть литературу в период постмодерна





История литературы

Существует понятие, в котором говорится, что история литературы это историческое развитие литературных трудов в прозе или поэзии, которое было призвано обеспечить развлечение, просвещение или инструкцию читателю/слушателю/наблюдателю, а также развитие литературных методов, используемых в этих трудах.

История письменности началась с изобретения письменности в Месопотамии и Древнем Египте (рубеж четвертого и третьего тысячелетий до н. э.

Античная литература

Античная литература основывается в первую очередь на литературе Древней Греции и Рима. Выделяют три основных периода её развития:

  1. Доклассический или архаический

Литература представляла собой устное народное творчество, которое зародилось благодаря религии язычников. Это гимны, заклинания, истории о богах, плачи, пословицы и многие другие жанры, которыми представлен фольклор. Целиком до нас дошли только два памятника греческой литературы, записанные в 6 в. до н. э. – «Илиада» и «Одиссея» Гомера. Временные рамки первого периода точно определить невозможно. Устные жанры формировались на протяжении многих веков, но примерное время его окончания – первая треть I тысячелетия.



  1. Классический

Это период с VII – IV в. до н. э. Его принято называть классическим, поскольку время этого периода совпало со временем становления в Греции классической формы рабовладения.

Литературу классического периода удобнее рассматривать по жанрам, в порядке их появления. 9 и 8 вв. до н.э. – эпоха эпоса; 7 и 6 вв. – время взлета лирики; 5 в. до н.э. отмечен расцветом драмы; бурное развитие различных прозаических форм началось в конце 5 в. и продолжалось в 4 в. до н.э.

  • Эпическая поэзия. Родиной героического эпоса было, по-видимому, ионическое побережье Малой Азии. К ней относятся Илиада и Одиссея Гомера, которые были сложены, по мнению некоторых ученых, еще в 9 в. до н.э. От своих предшественников Гомер воспринял как материал, так и стиль повествования. Темой он выбрал подвиги и испытания ахейских вождей, опустошивших Трою в конце 12 в. до н.э.

В Греции несколько позднее возник дидактический эпос, воспринявший язык и размер гомеровских поэм. Этим пользовался Гесиод (8 в. до н.э.) в Трудах и днях – поэме, в которой советы по сельскому хозяйству перемежались размышлениями о социальной справедливости и жизни в труде.

Последующая эпическая традиция представлена рядом менее значительных поэтов – подражателей Гомера, которых принято называть «кикликами» (авторами циклов). Их поэмы (почти не сохранившиеся) заполняли пробелы, оставленные в предании Илиадой и Одиссеей. Так, Киприи охватывали события от свадьбы Пелея и Фетиды до десятого года Троянской войны (когда начинается действие Илиады), а Эфиопида, Разрушение Трои и Возвращения – промежуток между событиями Илиады и Одиссеи. Кроме Троянского, был еще Фиванский цикл – в него входили Эдиподия, Фиваида иЭпигоны, посвященные дому Лайя и походам аргивян на Фивы.

К эпической традиции примыкают и Гомеровские гимны созданные в 7–5 вв. до н.э. – сборник из 33 обращенных к богам молитв, которые пели на празднествах рапсоды, перед тем как приступить к исполнению героической поэмы.



  • Лирическая поэзия. В Греции 8-7 ввдо н.э начали возникать полисы ( небольшие самостоятельные города-государства), также увеличивалась общественная роль каждого гражданина. Данные изменения нашли отражение и в поэзии этой эпохи. К началу 7 в. до н.э. важнейшим видом литературы в Греции стала лирическая поэзия – поэзия субъективного чувства. Главными ее жанрами были:

  1. Хоровая лирика;

  2. Монодическая, или сольная, лирика, предназначенная, как и хоровая, для исполнения под аккомпанемент лиры;

  3. Элегическая поэзия;

  4. Ямбическая поэзия.

  • Хоровая лирика. Это прежде всего гимны к богам, дифирамбы (песни в честь бога Диониса), парфении (песни для хора девушек), свадебные и погребальные песни и эпиникии (песни в честь победителей состязаний). Несмотря на разные функции, у всех этих видов хоровой лирики сходная форма и принципы построения: в основе лежит миф, а в конце вдохновляемый богами поэт произносит сентенцию или нравоучение. Сохранились фрагменты хоровой лирики Алкмана, жившего в Спарте в 7 в. До н.э., Стесихора из Гимеры, Ивика из Регия (6 в. До н.э.), Симонида Кеосского (556–467 до н.э.). От Пиндара, фиванского аристократа и, быть может, величайшего лирика античности, дошли четыре книги эпиникиев, от Вакхилида (ок. 505–450 до н.э.) – тринадцать эпиникиев и шесть дифирамбов. Позднейшая история хоровой лирики характеризуется развитием сложного музыкального аккомпанемента и пышным стилем; типичный образец – Персы Тимофея (4 в. До н.э.).

  • Монодическая (сольная) лирика. Если хоровая лирика была обращена ко всей общине граждан, то сольная – к отдельным группам внутри полиса (девушкам на выданье, союзам сотрапезников и т.д.). В ней преобладают такие мотивы, как любовь, пиры, сетования об ушедшей юности, гражданские чувства. Исключительное место в истории этого жанра принадлежит лесбосской поэтессе Сапфо (ок. 600 до н.э.). От ее поэзии сохранились лишь отдельные фрагменты, и это – одна из величайших потерь мировой литературы. На Лесбосе жил и другой значительный поэт – Алкей (ок. 600 до н.э.); его песням и одам подражал Гораций. Множество подражателей было у Анакреона с Теоса (ок. 572 – ок. 488 до н.э.), певца пиров и любовных утех. Собрание этих подражаний, т.н.Анакреонтика, до 18 в. Считалось подлинной поэзией Анакреона.

  • Элегическая поэзия. Она охватывает несколько различных видов поэзии, объединенных одним размером – элегическим дистихом. Самые ранние из известных нам представителей этого жанра – Каллин Эфесский (7 в. до н.э.) и Тиртей, живший в Спарте во время Второй Мессенской войны (685–668 до н.э.), – прославляли в своих элегиях воинскую доблесть. Мимнерм из Колофона (ок. 630 до н.э.) сожалел о скоротечности любви и юности. Афинский политический деятель и законодатель Солон (архонт в 594) облекал в элегическую форму рассуждения на политические и этические темы. Та же тематика, но в более личностном преломлении характеризует сборник элегий, приписывавшихся Феогниду из Мегары (ок. 530). С другой стороны, элегический дистих с ранних времен использовался для эпитафий и посвящений, и именно из этой традиции впоследствии возник жанр эпиграммы (буквально «надписи»).

  • Ямбическая (сатирическая) поэзия. Для личных нападок в стихотворной форме использовались ямбические размеры. Древнейшим и самым знаменитым ямбическим поэтом был Архилох с Пароса (ок. 650 до н.э.), проживший нелегкую жизнь наемника и, по преданию, своими безжалостными ямбами доводивший врагов до самоубийства. Следует упомянуть также Гиппонакта из Эфеса (ок. 650). Позднее традиция, разработанная ямбическими поэтами, была воспринята древнеаттической комедией.

  • Проза. Как почти всякая другая, греческая литература в первые века своего развития существовала в форме поэзии. Но в 6 в. до н.э. появились писатели, которые излагали греческие предания прозой. Развитию прозы способствовал рост демократии в 5 в. до н.э., сопровождавшийся расцветом ораторского искусства.

  1. Эллинистический

Эллинистический период датируется 3 в. до н.э. – 5 в. н. э. Это период деградации классической литературы. К нему относится и римская литература, потому его часто называют эллинистически-римским периодом. Его связывают с развитием рабовладения. При появлении военно-монархической формы организации власти деформировалась жизнь человека, она стала серьёзно отличаться от жизни к классическом периоде.

Благодаря изменениям в жизни людей и политическом устройстве появляются новые формы в поэзии и прозе, в то же время можно говорить об упадке драматургии и публицистики. Хотя театры теперь существуют во всех, даже в небольших, городах, уровень театрального искусства значительно ниже классического времени. Театр стал просто развлечением, лишенным глубоких общественных идей. Из постановок исчезает хор: даже трагедии великих поэтов прошлого ставились без хоровых партий.

Главным жанром драматургии становится бытовая комедия и мелкие комические жанры, такие, как мимиямбы, пантомимы и др. Самым крупным комедиографом, создателем типа новой комедии считается афинянин Менандр 1, живший на рубеже IV и III вв. до н.э. Сюжеты его комедий основаны на различных недоразумениях и случайностях: родители находят своих подкинутых детей, братья—сестёр и т. п. Главная заслуга Менандра — в разработке характеров, в достоверности психологических переживаний персонажей. Полностью дошла до нас только одна его комедия — «Брюзга», найденная в Египте в 1958 г. В «Брюзге» (другой перевод названия — «Ворчун»). Творчество Менандра было широко использовано римскими комедиографами и через них оказало влияние на европейскую комедию нового времени.

Мимиямбы (до нас дошли «Мимиямбы» Геронда III в. до н.э.) — это небольшие бытовые сценки с несколькими действующими лицами.

Гранью между античной и средневековой литературой принято считать 6 в. н. э. как гибель рабовладельческой формации и наступление средневекового феодализма.

Средневековая литература

На смену античной литературе пришллаК средневековой литературе относятся произведения, созданные начиная с поздней античности (IV – V века), заканчивая XVвеком. Самыми ранними и важными являются христианские Евангелия (I век), религиозные гимны Амвросия Медиоланского (340 -394), работы Августина Блаженного («Исповедь» 400 год: «О граде Божьем» 410-428 годы), перевод Библии на латинский ( Иероним), а так же другие труды Латинских Отцов Церкви и философов ранней схолостики.

Появление и развитие Средневековой литературы определяется следующими факторами:

  1. традиции народного творчества,

  2. культурное влияние античного мира

  3. христианство

Средние века - важный этап в духовном развитии народов Западной Европы. Этот временной отрезок начинается в V веке и заканчивается в первой половине XVII века. Противоречия и сложность данной эпохи проявились в особенностях развития ее культуры. История западноевропейского искусства различает собственно эпоху средневековья и эпоху Возрождения. Первая длилась с V века по XV век, а вторая - с XIV века и до первой трети XVII века. Западноевропейская средневековая литература и литература Возрождения традиционно делятся на три периода:

  1. Литература раннего средневековья ( с V века по XI век). В ней нашла отображение жизнь народов Европы во время распада общинного строя и становления феодальных отношений. Это произведения устного творчества, по большей сати это творчество англосаксов, кельтов и скандинавов, так же сюда можно отнести латинскую письменность. Средневековую латинскую литературу можно условно разделить на два вида: светскую и клерикальную.

Памятники светской литературы достаточно многообразны. К наиболее значительным из них следует отнести поэму "Руодлиб" (XI в.), своеобразный прообраз романа, поэму Ниварда Гентского "Изенгрим" (XII в.), начинающую историю животного эпоса в западноевропейской литературе, поэму Вальтера Шатильонского "Александреида" (XII в.), получившую широкую популярность благодаря образу главного героя, великого своей исключительной отвагой и столь же высокими добродетелями. Богатой была светская поэзия на латыни, в XII—XIII вв. очень громко заявившая о себе в творчестве вагантов. Неповторимый сплав исторического и художественного сочинения представляли из себя латинские хроники: "История франков" Григория Турского (VI в.), "История лангобардов" Павла Диакона (VIII в.), "История датчан" Саксона Грамматика (XII в.).

В раннем средневековье берется направление на душу человека, что и является общей особенностью клерикальной поэзии. Создавалась эта литература в основном служителями церкви. Функции учительские: религиозные, нравоучительные, обрядовые — доминировали в такой литературе над ценностями эстетическими. Её назначение — развить благочестие, усмирить страсти, научить жить по библейским заветам. Источником клерикальной литературы как в области идей, так и в области художественного была Библия — Ветхий и Новый Заветы.

  1. Литература расцвета феодализма (с XI века по XI век). В это время параллельно с народными произведениями все большее развитие получает творчество отдельных авторов. В общем литературном потоке выделяются направления, выражающие интересы и мировоззрение разных классов феодального общества. Появляются произведения, написанные не только на латинском, а и на живых европейских языках.

  2. Литература эпохи Возрождения (с XV века и до первой трети XVII века). Это период так называемого позднего средневековья, когда феодальное сообщество претерпевает кризис и зарождаются новые экономические отношения.

Литература эпохи Возрождения крупный раздел литературы, составная часть всей культуры эпохи возрождения. Она базируется на новых, прогрессивных идеях гуманизма. Данная литература распространилась по всей Европе, но в каждой отдельной стране обрела свой национальный характер.

Во времена раннего Возрождения ведущими жанрами были авантюрная новелла и лирическая поэзия, высокое и позднее Возраждение разрабатывает жанры трагедии и романа. Появляется новый жанр – авантюрный \ плутовской \ пикарескный роман. В этом жанре появляется новый тип главного героя- авантюрист, полный сил и жажды жизни, плут, мошенник, ищущий счастья. Часто главными героями этого жанра становились служители церкви, что говорит о появлении нового взгляда на мир и появлении критики церковнослужителей.

Человеку Возрождения прошлое кажется забвением достижений прошлых лет, в частности античности, и он берется за их восстановление. Это отражалось в творчестве писателей, в их образе жизни: некоторые люди того времени прославились не тем, что создавали какие-либо живописные, литературные шедевры, а тем, что умели «жить на античный манер», подражая древним грекам или римлянам в быту.

Средневековая литература эпохи Возрождения обращает внимание на реальный мир. Содержание подобной литературы становится национально- историческим, она отвечает всем современным критериям. В этой эпохи в центре ставится человек с его миром чувств и мыслей, его поступки. Показателем этого является появление сказочных и фантастических мотивов, берущих начало в фольклоре.

Литература модерна



Модернизм в литературе зародился перед Первой мировой войной и достиг рассвета еще в 20-е годы во всех странах Западной Европы, а так же в Америке. Модернизм — явление интернациональное, состоящее из разных школ (имажизм, дадаизм, экспрессионизм, конструктивизм, сюрреализм и др.). Модернизм это революционное направление в литературе, его сторонники объявили о разрыве традиции реалистичности, как и с целой западной литературой. Модернизм это литературная эпоха, которая покончила с античным и средневековым наследием.

Как писал английский поэт С. Спендер в 1930 году: "Мне представляется, что модернисты сознательно устремлены к тому, чтобы создать совершенно новую литературу. Это следствие их ощущения, что наша эпоха во многих отношениях беспрецедентна и стоит вне любых условностей прошлого искусства и литературы".


Человеческое существование модернисты осмысляют как краткий хрупкий миг; субъект может осознавать или не осознавать трагизм, бренность нашего абсурдного мира, и дело художника — показать ужас, величие и красоту, заключенные вопреки всему в мгновеньях земного бытия. Социальная проблематика, игравшая столь важную роль в реализме ХIХ века, в модернизме дается косвенно, как неразрывная часть целостного портрета личности. 

Три великих писателя модернизма — ирландец Джеймс Джойс (1882–1943 гг.), француз Марсель Пруст (1871–1922 гг.), Франц Кафка (1883–1924 гг.). Каждый из них в своем направлении реформировал искусство слова ХХ века, каждый считается великим зачинателем модернизма. Обратимся в качестве примера к роману Джеймса Джойса "Улисс".

Литература постмодернизма

Это период второй половины XX века. Постмодернизм – это направление пришедшее на смену модернизму. Главным отличием от предшественника является разнообразие элементов, цитатность, погруженность в культуру, а так же фрагментарность, иронию и черный юмор. Писатели постмодернизма ставят случайность выше таланта, а при помощи самопародирования и метапрозы  ставят под сомнение авторитет и власть автора.

Постмодернизм стал первым направлением в литературе XX века, которое «открыто призналось в том, что текст не отображает реальность, а творит новую реальность, вернее даже, много реальностей, часто вовсе не зависимых друг от друга». Реальности просто нет, вместо неё существует виртуальная реальность, воссозданная интертекстом.


Эти странности объясняются тем, что данное направление объединило философские, мировоззренческие и культурные настроения своего времени. Он не стремится к изучению серьезных проблем ( например: проблема бытия), а стремится к простоте, поверхностному отражению мира, это направление отказывается принимать мир таким, какой он есть.

Постмодернистские новации коснулись и жанровой стороны художественного произведения. На передний план выдвинулись второстепенные литературные жанры: дневники, комментарии, письма. Романная форма влияет на организацию сюжета произведений – он становится фрагментным. Эта не случайно возникшая особенность в сюжетосложении представляет собой взгляд на роман как на зеркальное отражение самого процесса жизни, где нет ничего законченного, здесь заключено и определенное философское восприятие мира. Помимо произведений М. Фриша, аналогичные явления можно обнаружить в творчестве Ф. Дюрренматта, Г. Белля, Г. Грасса, А. Роб Грийё. Есть произведения, написанные в словарной форме, появились и такие определения, как «роман-сэнднич», соединяющий в себе романтизм и реализм, мифопрозу и документ. Существуют и другие варианты, романы «Элементарные частицы» М. Уэльбека и «Коллекционер» Д. Фауза, на наш взгляд, можно определить как «романы-кентавры». Происходит слияние на жанровом уровне романа и драмы, романа и притчи.
Постмодернизм выдвигает действительно яркие, незаурядные образцы художественной прозы в литературе Германии, Швейцарии, Франции и Англии. Может быть, все дело в том, в какой мере автор увлечен «экспериментаторством», иначе говоря, в каком качестве представлено «пограничье» в его творчестве или отдельном произведении.






Вывод

Что можно вынести из предоставленной информации? Я привела основные и растолковала основные периоды становления мировой литературы и растолковала их.

В литературе можно выделить три основных периода, каждый из которых серьезно влияет на литературу в том виде, в котором мы видим её сейчас.

В античный период литература только формировалась. Появлялись основные жанры и типы произведений. В это время появились произведения ставшие памятниками литературы (Илиада», «Одиссея» и «Брюзга»)

Позже наступил черед средневековой литературы с её религиозностью в раннем периоде. На первый план вышли произведения христианской направленности. В частности переводилась Библия. Позднее средневековье же ставит под сомнения старые устои. Теперь служители церкви часто выставляются в п произведениях как плуты и нечистые на руку люди. Основной акцент делался на душу и помыслы человека.

Модернизм это революционное направление. Модернисты разорвали связь с античным наследием, они создавали совершенно новый вид литературы. Они стремились показать, что жизнь это хрупкий миг со всем выходящим отсюда трагизмом.

Постмодернизм это направление, которое совместило в себе множество направлений того времени и это сделало постмодернистскую литературу особенной, прорывной. Сторонники этого направления ставили под сомнение власть автора над произведением. Они показывали, что произведение это только отражение реальности и не описывает настоящий мир, а создает новый.





















Источники
  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D1%8B

  2. http://fb.ru/article/179310/antichnaya-literatura-istoriya-razvitiya-predstaviteli-epohi-antichnosti

  3. http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/GRECHESKAYA_LITERATURA.html

  4. http://fb.ru/article/37610/srednevekovaya-literatura

  5. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0

  6. http://5fan.ru/wievjob.php?id=22065

  7. http://svr-lit.ru/svr-lit/stadnikov/rannee-srednevekove.htm

  8. http://sheba.spb.ru/lit/61vo.htm

  9. http://www.liveinternet.ru/users/aramill_stells/post290806202



























































Приложение 1

Менандр ( портрет)

1 Смотри приложение 1

17



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Научно-исследовательская работа: История литературы

Автор: Михайлова Ольга Петровна

Дата: 07.02.2017

Номер свидетельства: 388858


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства