Научная статья: ПРОБЛЕМА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕЧЕВОГО МАСТЕРСТВА
Научная статья: ПРОБЛЕМА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕЧЕВОГО МАСТЕРСТВА
От профессионализма педагога зависит качество успеваемости студентов. Одним из профессионально значимых качеств современного педагога является культура речи. Отношение к слову есть показатель цивилизованности государства и культуры каждого человека. Слово всегда было средством передачи информации. Умение владеть, словом и есть речевое мастерство.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Annotatsiya: Maqolada ta’limda nutq usullaridan foydalanish madaniyatiga ega bo‘lish mahoratini rivojlantirish yo‘llari ochib berilgan.
Kalit so‘zlar: Ta’lim, nutq mahorati, nutq texnologiyasi, ovoz.
От профессионализма педагога зависит качество успеваемости студентов. Одним из профессионально значимых качеств современного педагога является культура речи. Отношение к слову есть показатель цивилизованности государства и культуры каждого человека. Слово всегда было средством передачи информации. Умение владеть, словом и есть речевое мастерство.
Чтобы человек добился результата в любой деятельности, надо владеть искусством убеждать. А это целая наука, у которой есть свои законы. Для обучения учеников преподаватель должен их убедить в своей правоте, возможно и изменить их точку зрения. Для достижения эффективного результата усвоения знаний информацию необходимо составлять из убедительных фактов, а также передавать правильными словами.
Технику речевого действия условно разделяют на внешнюю и внутреннюю. Такое деление помогает более тщательному рассмотрению ее элементов, что в совокупности ведет к высокому мастерству речевого общения, наполняя слово той желанной энергией, которая способна превращаться в энергию дела. Голос, дикция, произносительная и языковая культура речи, языковая и интонационная выразительность, владение жестово-мимическими средствами выразительности – все эти элементы внешней техники речевого действия. Овладение внешней и внутренней техникой речевого действия происходит одновременно и их нельзя отделять друг от друга.
Для достижения запланированного результата необходимо: знание теории и методики предмета культура речи, целевых установок тех или иных заданий, упражнений, тренинга; последовательность овладения умениями и навыками речевого взаимодействия; творческая активность; положительная эмоциональная атмосфера занятий. Данный процесс можно описать следующей схемой: учитель овладевает речевым мастерством- т.е. умением владеть словом. Имея такую базу, он может убедительно преподнести информацию учащимся, которая способствует тому, чтобы ученики усвоили информацию. И в дальнейшем учителю следует быть примером в умении правильно выражать мысли, и правильно говорить.
Мастерство владения голосом связано с системой управления речевой функцией со стороны центральной нервной системы. Следует отметить, что огромное значение имеет система обратных связей. Обратная связь управляет нашим поведением в обществе, регулирует словесное взаимодействие, рождение интонаций речи. Преподаватель, владеющий словом, не будет повышать голос на ученика, он сможет интонацией показать ему, что он не прав. Овладение учителем этим умением позволит сохранить положительный психологический климат в ученическом коллективе.
Главным в системе обратных связей при воспитании голосо-речевых навыков является слух, который обеспечивает «уничтожение рассогласования» между задуманным качеством звучания речи и достигаемым результатом. С помощью слуха можно контролировать точность интонирования (высоту) звука, регулировать громкость, длительность звучания, тембральную окраску голоса, ритмический рисунок фразы.
Исходя из всего выше перечисленного, можно сделать вывод, что овладение речевым мастерством – это качественная работа, как в практическом, так и в теоретическом плане. Достигая высоких результатов в овладении речевым мастерством, преподаватель автоматически переходит на более высокий уровень своего профессионализма, что способствует качественному усвоению студентов любой информации.
В настоящее время растет спрос, как среди преподавателей, так и студентов на овладение ораторским искусством, речевыми технологиями в обучении. Спрос требует удовлетворения, и рынок, по мере возможности, предлагает свои решения. На наш взгляд такими решениями могут быть работы учёных, разработка методических рекомендаций, построение авторских систем обучения речевому мастерству.
Проблема совершенствования речевого мастерства, участников образовательного процесса приобретает в последнее время все большее обществен ное значение. В настоящее время появился специальный термин “риторизация обучения”, под которым понимается овладение различными способами речевой деятельности, как учащимися, так и учителями. Риторизировать предмет – значит понять, как преподавать свой предмет с точки зрения его культурной ценности; как организовать систему работы над качеством речи.
Известно, что речевое мастерство имеет определённую структуру, включающую: словарный запас (лексику): активный и пассивный, работа над словами-паразитами, употребление абстрактной и нормативной лексики; звуковую систему (фонетику), куда входят дикция: внятность, ясность, отчётливость речи, литературные нормы произношения: устранение акцентов, правильная постановка ударений в словах и интонационные средства выразительности: сила голоса, темп и мелодичность речи; грамматический строй (грамматику): правильное построение предложений, сложносочинённые и сложноподчинённые предложения.
Формирование умений, относящихся к речевому мастерству, предполагает разработку системы речевых задач и упражнений. Будущий специалист должен умело пользоваться такими приемами, как работа со словарём основным источником в котором можно найти значение слов, правильное ударение и орфографически-верное написание этих слов, избавление от слов-паразитов и употребление нормативной лексики. Эффективность речевых задач и упражнений зависит от того, в какой мере обеспечивается их профессиональная направленность при формулировании заданий, при подборе дидактического материала, при организации и проведении этой работы.
Вышеизложенное свидетельствует что, речь, умение общаться, являются главными “орудиями” создания образа грамотного человека, т. е. самопрезентации, конструирования своего образа для других. А речевое мастерство помогает добиваться успеха в профессиональной деятельности. Преподаватель является носителем знаний и культуры общества, и поэтому владение речевыми средствами воздействия – важнейшее профессиональное качество, необходимое педагогу. Признание области профессиональной деятельности педагога сферой повышенной речевой ответственности в настоящее время является бесспорным. Современному преподавателю необходим не только широкий круг знаний в области преподаваемой дисциплины, педагогики и психологии, но и он должен владеть грамотной
выразительной речью и формировать у будущих специалистов образцовое речевое поведение.
Использованная литература:
1. Андреев В.И. Деловая риторика – М., 2015.
2. Кадырова Р.М. Теория и методика развития речи – Ташкент., 2016.