Научная статья: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-МЕТОДА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Научная статья: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-МЕТОДА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность использования кейс-метода как одной из инновационных форм обучения связана с четкой ориентацией на модернизацию образования, оптимизацию процесса обучения посредством интерактивных технологий. Внедрение кейс-метода в систему обучения позволяет сформировать в стенах вуза специалиста, обладающего такими качествами, как умение сотрудничать, готовность принимать нестандартные решения в ответственных ситуациях, а также инициативность, предприимчивость и др.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Научная статья: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-МЕТОДА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-МЕТОДА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Абдуллаева Мадина Наби кизи
БУХАРСКИЙ ТЕХНИКУМ ОБЩЕСТВЕННОГО
ЗДОРОВЬЯ ИМЕНИ АБУ АЛИ ИБН СИНО, УЗБЕКИСТАН
Аннотация: статье рассматриваются применение кейс-метода на уроках русского языка и литературы, его взаимосвязь с другими современными методами обучения.
Актуальность использования кейс-метода как одной из инновационных форм обучения связана с четкой ориентацией на модернизацию образования, оптимизацию процесса обучения посредством интерактивных технологий. Внедрение кейс-метода в систему обучения позволяет сформировать в стенах вуза специалиста, обладающего такими качествами, как умение сотрудничать, готовность принимать нестандартные решения в ответственных ситуациях, а также инициативность, предприимчивость и др.
Что же представляет собой кейс-метод? И как следует его использовать? Ключевым понятием метода является слово кейс. В переводе с английского Case означает: - Портфель, чемодан, сумка, папка(пакет документов для работы студентов).- Ситуация, случай, казус, в ряде случаев –их сочетание. Профессор Роберт Мери под кейс–методом подразумевал изучение студентами большого числа ситуаций в запанированном отрезке времени. По его мнению, обучение–это процесс принятия решения, а не обзор того, что решают сделать другие. Сущность проведения кейс-метода состоит в том, что студентам предлагается кейс-ситуация. На основе данной ситуации обозначается и анализируется проблема, обсуждение которой позволяет студентам выдвинуть свои варианты ее решения и выбрать среди них наиболее оптимальные. Данный процесс сопровождается активной творческой работой студентов, такой, как самостоятельный сбор необходимой информации, ее анализ с разных точек зрения, выдвижение гипотезы, выводов, заключения.
Кейс – метод совмещает в себе такие прекрасно зарекомендовавшие себя методы, как метод проектов, ролевая игра, ситуативный анализ и многое другое. При решении общей проблемы на уроках русского языка и литературы полезной оказывается совместная деятельность, которая позволяют всем студентам полностью осмыслить и усвоить учебный материал, дополнительную информацию, а главное – научиться работать совместно и самостоятельно.
Выделяют основные этапы создания кейса:
Определение целей.
Подбор необходимых источников.
Подбор и подготовка материалов для кейса.
Примерами кейсов могут быть сборники практических задач, сборники деловых игр, диски с презентациями уроков и прочее.
Главное отличие кейса от задачи: задача имеет решение и путь к нему, даже если и не один. Кейсы имеют много решений, приводящих к раскрытию той или иной проблемы.
К кейс - методам, активизирующим учебный процесс, относятся:
метод инцидентов, когда обучающийся сам должен отыскать недостающую информацию;
метод разбора деловой корреспонденции;
игровое проектирование;
ситуационно-ролевая игра;
метод дискуссий;
кейс - стади или метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационных задач и упражнений).
Кейс-метод имеет свою историю зарождения и развития. Прародителем этого метода был Сократ, который считал, что знания не должны подаваться в готовом виде. И потому, основная цель учителя – помочь студентам «родить знания» как продукт их самостоятельного мышления. Через несколько веков данное учение Сократа будет считаться ментальным переломом в образовании и назовется кейс-методом.
В системе образования кейс-метод возник в двадцатых годах двадцатого столетия на базе бизнес-школы Гарвардского университета. Тогда гарвардские преподаватели предлагали студентам определенные ситуации из области управления и бизнеса. Данные ситуации требовали неоднозначного решения и провоцировали дискуссию, научный спор. В ходе обсуждения студенты предлагали свои способы решения этой проблемы и коллективно выбирали оптимальный вариант.
Что дает использование кейс - технологии?
Доступ к базе современных учебно-методических материалов.
Организация гибкого учебного процесса.
Увеличение/сокращение затрат времени на подготовку к урокам.
Беспрерывное повышение квалификации.
Возможность реализации некоторых элементов учебного процесса во внеурочное время.
Студенту:
Работа с дополнительными материалами.
Постоянный доступ к базе консультаций.
Возможность самому готовиться ко всем видам контроля.
Общение с другими студентами в группе.
Освоение современных информационных технологий.
Практически любой учитель, который захочет внедрять кейс-технологии, сможет это сделать вполне профессионально, изучив специальную литературу, имея на руках учебные ситуации. Однако выбор в пользу применения интерактивных технологий обучения не должен стать самоцелью: ведь каждая из названных технологий ситуационного анализа должна быть внедрена с учётом учебных целей и задач, особенностей учебной группы, их интересов и потребностей, уровня компетентности, регламента и многих других факторов, определяющих возможности внедрения кейс-технологии, их подготовки и проведения.
Подводя итог вышесказанному, хочется привести слова великого русского писателя Л. Н. Толстого: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не одной памятью».
Использованная литература:
1. Андюсев Б.Е. Кейс-метод как инструмент формирования компетентностей - №4, 2010. – с. 61 – 69.
2. Смолянинова, О.Г. Информационные технологии и методика Сase Study в обучении студентов педагогического вуза: май 2017 г. /
3. Ю.П. Сурмина. Ситуационный анализ, или анатомия Кейс-метода /: Центр инноваций и развития, 2016.