kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"НАПИСАНИЕ СЛОВ-НАЗВАНИЙ ПРЕДМЕТОВ МУЖСКОГО И ЖЕНСКОГО РОДА С ОСНОВОЙ НА ШИПЯЩИЙ ЗВУК».

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Представленный урок разработан на основе УМК "Перспективная начальная школа".  Он составлен с учётом системно-деятельностного подхода, который формирует положительную учебную мотивацию младших школьников, способствует оптимальному сочетанию фундаментальных и практических знаний, развитию мышления.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"НАПИСАНИЕ СЛОВ-НАЗВАНИЙ ПРЕДМЕТОВ МУЖСКОГО И ЖЕНСКОГО РОДА С ОСНОВОЙ НА ШИПЯЩИЙ ЗВУК».»



Тема: «Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящие звуки»


Класс: 2 класс. 
Цель: 1.Способствовать овладению способом правописания слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук.

2. Развивать умение осуществлять контроль за своими действиями и действиями товарищей, объяснять причины ошибок.

3. Воспитывать чувство взаимоуважения, умения слушать высказывания одноклассников и работать в группе.

Вид урока: урок открытия новых знаний.
Планируемые результаты:
Предметные
Обучаемый научится: 
определять у слов-названий предметов род;

определять орфограмму - ь знак после шипящих на конце слова.
Получит возможность научиться:
Писать слова-названия предметов мужского и женского рода с основой на шипящие звуки.
Метапредметные
Регулятивные: 

-принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры;

-оценивать правильность выполнения действия.
Познавательные: 
- осуществлять поиск информации в учебном словаре (обратном);

-осуществлять анализ языкового материала с выделением существенных признаков;
- проводить сравнение; 

-формулировать правило «Правописание существительных с основой на шипящий» на основе анализа языкового материала.
Коммуникативные:

- работать в группе, распределять работу между членами группы, выслушивать мнения всех членов группы.
- распределять работу между собой и соседом по парте, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку;
- использовать правила для подтверждения своей позиции
Личностные:
Учебно-познавательный интерес к способу решения новой частной задачи.


Оборудование:  учебник русский язык 1 и 2 ч.ч., тетрадь для самостоятельных работ, карточки для учащихся, компьютер, проектор, экран.





Ход урока.

1. Организационный момент.
Цель: создание условий для осознанного вхождения учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.

- Здравствуйте, доброе утро, ребята!
Друзья мои!
Сегодня мы откроем тайну,
Ведь в жизни нашей часты чудеса.
Секрет чудес необычайных

Узнаем мы всего за полчаса.
Орешек знанья твёрд, но всё же
Мы не привыкли отступать.
Нам расколоть его помогут
Волшебные слова:
«Хотим всё знать!» 
- Эти слова пусть будут девизом нашего урока. (Слайд№2)
Открывать новое, наблюдать, применять, торопиться, закреплять. (Слайд№3)

- Какое слово лишнее? Почему так считаете? (Торопиться. Если будем торопиться, то пропустим что-то важное.)
- Когда мы применяем эти слова? (Когда знакомимся с новой темой.)
- Откройте учебник на странице содержания. Определите, чему научились, прочитайте следующую тему урока. (Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящие звуки).

- Мы сегодня будем узнавать новое или повторять? (возможны разные ответы)
- Сегодня у нас урок открытия нового знания.
- Какие мы делаем шаги при открытии нового знания? («Что я не знаю?», «Сам найду способ») (Слайд№4)

- Подумайте и скажите, что пригодится для успешной работы сегодня на уроке? (собранность, творчество, воображение, смекалка)
- Возьмите оценочные листы, отметьте на листах ваше настроение в начале урока. В верхнем левом углу нарисуйте смайлик с вашим настроением. 

2. Актуализация и пробное учебное действие.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Словарная работа «Найди ошибки». 
Берёза (ж. р.), зовод (м.р.), белет (ср.р.), рабочий (ж.р.), газета (м.р.), сарока (ж.р.), ворона (ж. р.) девочка (ср.р.)
- Прочитайте слова, записанные на карточке. 
- Здесь ошибки отыщите, в чём причина их скажите.
- Поменяйтесь листочками с соседом по парте.
- Сравните с тем, что получилось у вас, и оцените свою работу. (Слайд №5)
Берёза (ж. р.), завод (м.р.), билет (м.р.), рабочий (м.р.), газета (ж. р.), сорока (ж.р.), ворона (ж. р.), девочка (ж.р.).

-Какие знания нам пригодились для правильного выполнения этого задания? (Знание словарных слов, умение определять род)

- Как определить род слов?
- Что объединяет все эти слова? ( Это слова – названия предметов)

- Для чего мы повторили этот материал?
Эти знания помогут нам сегодня узнать ещё одну ТАЙНУ РУССКОГО ЯЗЫКА.
- На оценочном листе отметьте плюсом правильное выполнение задания.
- Запишите в тетради сегодняшнее число.

3. Минутка чистописания.

На доске: ж, ш, ч, щ

- Какие буквы мы будем писать на минутке чистописания?

- Какие звуки обозначают эти буквы? (Эти буквы обозначают парные по глухости-звонкости шипящие звуки.)

Напишите в тетрадях на новой строке узор из этих букв.
4. Выявление места и причины затруднения.
На данном этапе организуется выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения.

На доске слова: Мя[ч], но[ч], лу[ч], клю[ч],ре[ч],ти[ш].

- Что объединяет эти слова? (Это слова, обозначающие предметы. Все слова заканчиваются на шипящий согласный звук.)

- На какие группы можно разделить эти слова? (слова м.р. и слова ж.р.)

- А сейчас запишите слова в 2 столбика по родам, выделите основы слов. (у доски два человека)

М.Р. Ж. Р

Мяч(ь) ноч(ь)
луч(ь) реч(ь)
ключ(ь) тиш(ь)

- Какие слова вы записали в 1 столбик? Какие вы записали во 2 столбик? (В родах никто не ошибся, а в написании ошибки будут.)
- Почему правильно определили род? (Знаем....умеем) (Слайд №7)
- Почему по-разному написали мяч (мяч, мячь и др.)? (Не знаем..., не умеем...) (Слайд №8)
- Чему будем учиться?
НА ДОСКЕ:
Знаем, умеем Не знаем, не умеем

  • Отличать слова-названия

  • предметов от других слов

  • Определять род слов-

  • названий предметов.

  • Определять основу слова.

  • Когда нужно писать Ь? Когда не нужно?

  • ЦЕЛЬ нашего урока – узнать, когда пишется Ь на конце после шипящих, научиться применять правило.

  • На доске можно зафиксировать: (Слайд № 9)
    Мяч...
    Мыш... Ь или Ь
    Тиш...
    - Зачем вам это нужно узнавать, учиться? (Научиться писать грамотно, стать грамотным человеком.)

  • 5.Работа в группах

  • Наблюдение за словами из обратного словаря по плану:

  • Задания для наблюдения 1,2,3 группы (группа из 4-5 человек):

  1. Откройте Обратный словарь на букву – Ч (2-я часть учебника).

  2. Найди слова-названия предметов, прочитайте слова: (трубач меч богач королевич тягач царевич циркач москвич ткач кулич калач кирпич силач луч плач сыч врач ключ грач мяч лихач клич)

  3. Какого рода все эти слова? (Мужского)

  4. Запишите себе в тетрадь любые пять слов.

  5. Откройте Обратный словарь на букву – Ь, на – ЧЬ. 

  6. Среди слов, оканчивающихся на – ЧЬ, найди слова-названия предметов. (лечь печь речь печь течь стричь течь дочь мелочь помочь ночь)

  7. Какого рода все эти слова? (Женского.)

  8. Выпиши пять любых слов.

  9. Какой вывод вы можете сделать о работе Ь?

  • Задания для наблюдения 4,5,6 группы:

  1. Откройте Обратный словарь на букву – Ш (2-я часть учебника).

  2. Найди слова-названия предметов, прочитайте слова: (шалаш камыш ковш зверёныш финиш детёныш марш крепыш ёрш глупыш душ малыш ландыш гуляш)

  3. Какого рода все эти слова? (Мужского)

  4. Запишите себе в тетрадь любые пять слов.

  5. Откройте Обратный словарь на букву – Ь, на – ШЬ. 

  6. Найди слова-названия предметов, ОСНОВА которых оканчивается на – ШЬ. (гуашь вошь брошь ветошь глушь сушь тушь мышь)

  7. Какого рода все эти слова? (Женского.)

  8. Выпиши пять любых слов.

  9. Какой вывод вы можете сделать о работе Ь?

  • Проверка результатов групповой работы

  • Заслушиваются решения двух групп. Остальные активно обсуждают, задают вопросы, доказывают свою точку зрения.

  • - Прочитайте вывод в учебнике. 
    - Совпадает ли он с вашим выводом или есть что-то неоткрытое вами? Прочитайте. Убедитесь - мы с вами сделали правильный вывод?

  • -Какое открытие вы сделали? (Слайд№10)

  • СЛОВА – НАЗВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ С ОСНОВОЙ

  • НА ШИПЯЩИЕ ЗВУКИ ПИШУТСЯ:

  • ЖЕНСКОГО РОДА – С Ь,

  • МУЖСКОГО РОДА – БЕЗ Ь

  • -Поставьте на оценочных листах плюсики те, кто самостоятельно догадался о правилах написания слов-названий предметов на '],[ш]

  • -Для чего нам понадобятся в жизни эти знания? (Быть грамотными, получать хорошие отметки и т.д.)

  • -Вернитесь к целям. Какую цель достигли? ( Узнали, когда нужно писать Ь, а когда не нужно?)
    - Давайте вернёмся к тем 2 столбцам, с которых начали, исправьте ошибки, докажите, что так правильно (используйте доказательство на основе знания правила) 
    Мы уже научились правильно писать слова - названия предметов с основой на шипящие звуки? Чему будем учиться? А что для этого нужно? (Выполнять упражнения для закрепления этих знаний.)
    6. Применение полученных знаний.
    При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

  • -Вы сказали, что для того, чтобы не допускать ошибок при написании этих слов, нужно тренироваться.

  • -Значит, чем мы будем сейчас заниматься?

  • -Выполните задание из учебника (с.153, №118)

    - На какие две группы можно поделить эти слова-названия предметов? ( М. и Ж. рода) Запишите их правильно. Работа в паре. Один выписывает слова м.р., а другой – ж.р. (Слайд №11)

  • М.р. Ж.р.
    плач печь

  • трубач мелочь
    мяч речь
    москвич ночь

  • - Обменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выполнения этого задания. Оцените «+».

  • -Как называются эти группы? (Это – слова-названия предметов женского и мужского рода, ОСНОВА которых оканчивается на шипящие.)

  • -Поставьте на оценочных листах плюсики за правильное выполнение задания.

  • -Какую же тайну русского языка мы сегодня узнали? (Слайд № 12)

  • СЛОВА – НАЗВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ С ОСНОВОЙ

  • НА ШИПЯЩИЕ ЗВУКИ ПИШУТСЯ:
    ЖЕНСКОГО РОДА – С Ь,
    МУЖСКОГО РОДА – БЕЗ Ь.

  • 7. Физминутка.
    Я буду называть слова названия предметов мужского и женского рода с шипящим звуком на конце. Если назову слово женского рода, то вы прыгаете и делаете хлопок над головой, если услышите слово мужского рода – приседаете.

  • Ёж, лещ, печь, вещь, товарищ, тишь, скрипач, рожь, молодёжь, багаж.

  • 8. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
    На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
    Работа по иллюстрации учебника (с.152) (Слайд №13).

    -Заметили ли вы, что картинка поделена на 2 части?
    - Какие предметы художник изобразил в левой части картинки?
    - Что интересного в названии этих предметов? А в написании слов, обозначающих эти предметы? (Они все мужского рода, оканчиваются на шипящий звук и пишутся без Ь.)

  • - Какие предметы художник изобразил в правой части картинки?
    - Что интересного в названии этих предметов? А в написании слов, обозначающих эти предметы? (Они все женского рода, оканчиваются на шипящий звук и пишутся с Ь.)
    9. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

  • При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

  • Самостоятельное применение знаний и способов действий (с.154, №120)


  • -Объясните значения слов.
    (Глушь – глухое место. Сушь – сухая, жаркая погода. Ералаш – беспорядок.
    Марш – 1) способ ходьбы в строю; 2) музыкальное произведение в чётком ритме. Финиш – конечный пункт спортивного состязания.

  • - Запишите слова правильно.

  • - Что мы знаем, умеем, должны помнить?
    Самоконтроль (Слайд №14)
    (Глушь, марш, камыш, брошь, сушь, ералаш, вошь, финиш.)

  • -Проверьте, правильно ли вы выполнили задание.

  • -Кто справился с заданием без ошибок? Какие вы молодцы!

  • -Поставьте на оценочных листах плюсики те, кто правильно выполнил задание.
    10. Рефлексия учебной деятельности на уроке

  • На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.
    - Какую цель ставили перед собой? Достигли ли мы цели, которую ставили перед собой?
    - Как написать слова-названия предметов с основой на шипящий звук? (опорная схема) (Слайд №15)

  • -А теперь я вам предлагаю показать ваше настроение в конце урока. В правом нижнем углу нарисуйте свое настроение. 
    - У кого настроение улучшилось? У кого ухудшилось?
    - Почему? Какой вы из этого сделаете для себя вывод?
    - По вашим смайликам вижу, что вам понравилось и у вас все получилось. А если что-то не получилось, то обязательно получится на следующем уроке. 
    - Итак, какую ТАЙНУ РУССКОГО ЯЗЫКА мы узнали сегодня на уроке? (Как правильно писать слова-названия предметов, ОСНОВА которых оканчивается на шипящий звук.)
    - Сегодня мы разгадали только одну тайну, а их в русском языке очень и очень много. Русский язык – величайшее достижение речевой культуры нашего народа. Что же может быть красивее, изящнее и весомее русского языка?! Давайте изучать русский язык, бережно относиться к каждому слову на уроке, дома, в общении, на улице! Давайте любить РУССКИЙ ЯЗЫК!
    - А теперь продолжите фразы: (Слайд №16)

  • -Сегодня я узнал…

  • -Теперь я могу…
    - Пригодится ли это знание вам в жизни?
    - Ребята, посмотрите на слайд. (Слайд№17) Это мой смайлик. 
    - Почему он улыбается? (Я довольна вашей работой на уроке)
    11. Домашнее задание: Т. с.49, упр.60.

  • Вот и кончился урок.
    Снова прозвенел звонок,
    Отдыхать мы можем смело,
    А потом опять за дело.
    Спасибо всем вам за урок! (Слайд№18)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"НАПИСАНИЕ СЛОВ-НАЗВАНИЙ ПРЕДМЕТОВ МУЖСКОГО И ЖЕНСКОГО РОДА С ОСНОВОЙ НА ШИПЯЩИЙ ЗВУК».

Автор: Тютяева Елена Александровна

Дата: 29.05.2016

Номер свидетельства: 331013


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства