"НАПИСАНИЕ СЛОВ-НАЗВАНИЙ ПРЕДМЕТОВ МУЖСКОГО И ЖЕНСКОГО РОДА С ОСНОВОЙ НА ШИПЯЩИЙ ЗВУК».
"НАПИСАНИЕ СЛОВ-НАЗВАНИЙ ПРЕДМЕТОВ МУЖСКОГО И ЖЕНСКОГО РОДА С ОСНОВОЙ НА ШИПЯЩИЙ ЗВУК».
Представленный урок разработан на основе УМК "Перспективная начальная школа". Он составлен с учётом системно-деятельностного подхода, который формирует положительную учебную мотивацию младших школьников, способствует оптимальному сочетанию фундаментальных и практических знаний, развитию мышления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"НАПИСАНИЕ СЛОВ-НАЗВАНИЙ ПРЕДМЕТОВ МУЖСКОГО И ЖЕНСКОГО РОДА С ОСНОВОЙ НА ШИПЯЩИЙ ЗВУК».»
Тема: «Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящие звуки»
Класс: 2 класс. Цель: 1.Способствовать овладению способом правописания слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук.
2. Развивать умение осуществлять контроль за своими действиями и действиями товарищей, объяснять причины ошибок.
3. Воспитывать чувство взаимоуважения, умения слушать высказывания одноклассников и работать в группе.
Вид урока: урок открытия новых знаний. Планируемые результаты: Предметные Обучаемый научится: определять у слов-названий предметов род;
определять орфограмму - ь знак после шипящих на конце слова. Получит возможность научиться: Писать слова-названия предметов мужского и женского рода с основой на шипящие звуки. Метапредметные Регулятивные:
-принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры;
-оценивать правильность выполнения действия. Познавательные: - осуществлять поиск информации в учебном словаре (обратном);
-осуществлять анализ языкового материала с выделением существенных признаков; - проводить сравнение;
-формулировать правило «Правописание существительных с основой на шипящий» на основе анализа языкового материала. Коммуникативные:
- работать в группе, распределять работу между членами группы, выслушивать мнения всех членов группы. - распределять работу между собой и соседом по парте, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку; - использовать правила для подтверждения своей позиции Личностные: Учебно-познавательный интерес к способу решения новой частной задачи.
Оборудование: учебник русский язык 1 и 2 ч.ч., тетрадь для самостоятельных работ, карточки для учащихся, компьютер, проектор, экран.
Ход урока.
1. Организационный момент. Цель: создание условий для осознанного вхождения учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.
- Здравствуйте, доброе утро, ребята! Друзья мои! Сегодня мы откроем тайну, Ведь в жизни нашей часты чудеса. Секрет чудес необычайных
Узнаем мы всего за полчаса. Орешек знанья твёрд, но всё же Мы не привыкли отступать. Нам расколоть его помогут Волшебные слова: «Хотим всё знать!» - Эти слова пусть будут девизом нашего урока. (Слайд№2) Открывать новое, наблюдать, применять, торопиться, закреплять. (Слайд№3)
- Какое слово лишнее? Почему так считаете? (Торопиться. Если будем торопиться, то пропустим что-то важное.) - Когда мы применяем эти слова? (Когда знакомимся с новой темой.) - Откройте учебник на странице содержания. Определите, чему научились, прочитайте следующую тему урока. (Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящие звуки).
- Мы сегодня будем узнавать новое или повторять? (возможны разные ответы) - Сегодня у нас урок открытия нового знания. - Какие мы делаем шаги при открытии нового знания? («Что я не знаю?», «Сам найду способ») (Слайд№4)
- Подумайте и скажите, что пригодится для успешной работы сегодня на уроке? (собранность, творчество, воображение, смекалка) - Возьмите оценочные листы, отметьте на листах ваше настроение в начале урока. В верхнем левом углу нарисуйте смайлик с вашим настроением.
2. Актуализация и пробное учебное действие. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
Словарная работа «Найди ошибки». Берёза (ж. р.), зовод (м.р.), белет (ср.р.), рабочий (ж.р.), газета (м.р.), сарока (ж.р.), ворона (ж. р.) девочка (ср.р.) - Прочитайте слова, записанные на карточке. - Здесь ошибки отыщите, в чём причина их скажите. - Поменяйтесь листочками с соседом по парте. - Сравните с тем, что получилось у вас, и оцените свою работу. (Слайд №5) Берёза (ж. р.), завод (м.р.), билет (м.р.), рабочий (м.р.), газета (ж. р.), сорока (ж.р.), ворона (ж. р.), девочка (ж.р.).
-Какие знания нам пригодились для правильного выполнения этого задания? (Знание словарных слов, умение определять род)
- Как определить род слов? - Что объединяет все эти слова? ( Это слова – названия предметов)
- Для чего мы повторили этот материал? Эти знания помогут нам сегодня узнать ещё одну ТАЙНУ РУССКОГО ЯЗЫКА. - На оценочном листе отметьте плюсом правильное выполнение задания. - Запишите в тетради сегодняшнее число.
3. Минутка чистописания.
На доске: ж, ш, ч, щ
- Какие буквы мы будем писать на минутке чистописания?
- Какие звуки обозначают эти буквы? (Эти буквы обозначают парные по глухости-звонкости шипящие звуки.)
Напишите в тетрадях на новой строке узор из этих букв. 4. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе организуется выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения.
На доске слова: Мя[ч], но[ч], лу[ч], клю[ч],ре[ч],ти[ш].
- Что объединяет эти слова? (Это слова, обозначающие предметы. Все слова заканчиваются на шипящий согласный звук.)
- На какие группы можно разделить эти слова? (слова м.р. и слова ж.р.)
- А сейчас запишите слова в 2 столбика по родам, выделите основы слов. (у доски два человека)
М.Р. Ж. Р
Мяч(ь) ноч(ь) луч(ь) реч(ь) ключ(ь) тиш(ь)
- Какие слова вы записали в 1 столбик? Какие вы записали во 2 столбик? (В родах никто не ошибся, а в написании ошибки будут.) - Почему правильно определили род? (Знаем....умеем) (Слайд №7) - Почему по-разному написали мяч (мяч, мячь и др.)? (Не знаем..., не умеем...) (Слайд №8) - Чему будем учиться? НА ДОСКЕ: Знаем, умеем Не знаем, не умеем
Отличать слова-названия
предметов от других слов
Определять род слов-
названий предметов.
Определять основу слова.
Когда нужно писать Ь? Когда не нужно?
ЦЕЛЬ нашего урока – узнать, когда пишется Ь на конце после шипящих, научиться применять правило.
На доске можно зафиксировать: (Слайд № 9) Мяч... Мыш... Ь или Ь Тиш... - Зачем вам это нужно узнавать, учиться? (Научиться писать грамотно, стать грамотным человеком.)
5.Работа в группах
Наблюдение за словами из обратного словаря по плану:
Задания для наблюдения 1,2,3 группы (группа из 4-5 человек):
Откройте Обратный словарь на букву – Ч (2-я часть учебника).
Найди слова-названия предметов, ОСНОВА которых оканчивается на – ШЬ. (гуашь вошь брошь ветошь глушь сушь тушь мышь)
Какого рода все эти слова? (Женского.)
Выпиши пять любых слов.
Какой вывод вы можете сделать о работе Ь?
Проверка результатов групповой работы
Заслушиваются решения двух групп. Остальные активно обсуждают, задают вопросы, доказывают свою точку зрения.
- Прочитайте вывод в учебнике. - Совпадает ли он с вашим выводом или есть что-то неоткрытое вами? Прочитайте. Убедитесь - мы с вами сделали правильный вывод?
-Какое открытие вы сделали? (Слайд№10)
СЛОВА – НАЗВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ С ОСНОВОЙ
НА ШИПЯЩИЕ ЗВУКИ ПИШУТСЯ:
ЖЕНСКОГО РОДА – С Ь,
МУЖСКОГО РОДА – БЕЗ Ь
-Поставьте на оценочных листах плюсики те, кто самостоятельно догадался о правилах написания слов-названий предметов на [ч'],[ш]
-Для чего нам понадобятся в жизни эти знания? (Быть грамотными, получать хорошие отметки и т.д.)
-Вернитесь к целям. Какую цель достигли? ( Узнали, когда нужно писать Ь, а когда не нужно?) - Давайте вернёмся к тем 2 столбцам, с которых начали, исправьте ошибки, докажите, что так правильно (используйте доказательство на основе знания правила) Мы уже научились правильно писать слова - названия предметов с основой на шипящие звуки? Чему будем учиться? А что для этого нужно? (Выполнять упражнения для закрепления этих знаний.) 6. Применение полученных знаний. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.
-Вы сказали, что для того, чтобы не допускать ошибок при написании этих слов, нужно тренироваться.
-Значит, чем мы будем сейчас заниматься?
-Выполните задание из учебника (с.153, №118)
- На какие две группы можно поделить эти слова-названия предметов? ( М. и Ж. рода) Запишите их правильно. Работа в паре. Один выписывает слова м.р., а другой – ж.р. (Слайд №11)
М.р. Ж.р. плач печь
трубач мелочь мяч речь москвич ночь
- Обменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выполнения этого задания. Оцените «+».
-Как называются эти группы? (Это – слова-названия предметов женского и мужского рода, ОСНОВА которых оканчивается на шипящие.)
-Поставьте на оценочных листах плюсики за правильное выполнение задания.
-Какую же тайну русского языка мы сегодня узнали? (Слайд № 12)
СЛОВА – НАЗВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ С ОСНОВОЙ
НА ШИПЯЩИЕ ЗВУКИ ПИШУТСЯ: ЖЕНСКОГО РОДА – С Ь, МУЖСКОГО РОДА – БЕЗ Ь.
7. Физминутка. Я буду называть слова названия предметов мужского и женского рода с шипящим звуком на конце. Если назову слово женского рода, то вы прыгаете и делаете хлопок над головой, если услышите слово мужского рода – приседаете.
8. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. Работа по иллюстрации учебника (с.152) (Слайд №13). -Заметили ли вы, что картинка поделена на 2 части? - Какие предметы художник изобразил в левой части картинки? - Что интересного в названии этих предметов? А в написании слов, обозначающих эти предметы? (Они все мужского рода, оканчиваются на шипящий звук и пишутся без Ь.)
- Какие предметы художник изобразил в правой части картинки? - Что интересного в названии этих предметов? А в написании слов, обозначающих эти предметы? (Они все женского рода, оканчиваются на шипящий звук и пишутся с Ь.) 9. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.
Самостоятельное применение знаний и способов действий (с.154, №120)
-Объясните значения слов. (Глушь – глухое место. Сушь – сухая, жаркая погода. Ералаш – беспорядок. Марш – 1) способ ходьбы в строю; 2) музыкальное произведение в чётком ритме. Финиш – конечный пункт спортивного состязания.
- Запишите слова правильно.
- Что мы знаем, умеем, должны помнить? Самоконтроль (Слайд №14) (Глушь, марш, камыш, брошь, сушь, ералаш, вошь, финиш.)
-Проверьте, правильно ли вы выполнили задание.
-Кто справился с заданием без ошибок? Какие вы молодцы!
-Поставьте на оценочных листах плюсики те, кто правильно выполнил задание. 10. Рефлексия учебной деятельности на уроке
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности. - Какую цель ставили перед собой? Достигли ли мы цели, которую ставили перед собой? - Как написать слова-названия предметов с основой на шипящий звук? (опорная схема)(Слайд №15)
-А теперь я вам предлагаю показать ваше настроение в конце урока. В правом нижнем углу нарисуйте свое настроение. - У кого настроение улучшилось? У кого ухудшилось? - Почему? Какой вы из этого сделаете для себя вывод? - По вашим смайликам вижу, что вам понравилось и у вас все получилось. А если что-то не получилось, то обязательно получится на следующем уроке. - Итак, какую ТАЙНУ РУССКОГО ЯЗЫКА мы узнали сегодня на уроке? (Как правильно писать слова-названия предметов, ОСНОВА которых оканчивается на шипящий звук.) - Сегодня мы разгадали только одну тайну, а их в русском языке очень и очень много. Русский язык – величайшее достижение речевой культуры нашего народа. Что же может быть красивее, изящнее и весомее русского языка?! Давайте изучать русский язык, бережно относиться к каждому слову на уроке, дома, в общении, на улице! Давайте любить РУССКИЙ ЯЗЫК! - А теперь продолжите фразы: (Слайд №16)
-Сегодня я узнал…
-Теперь я могу… - Пригодится ли это знание вам в жизни? - Ребята, посмотрите на слайд. (Слайд№17) Это мой смайлик. - Почему он улыбается? (Я довольна вашей работой на уроке) 11. Домашнее задание: Т. с.49, упр.60.
Вот и кончился урок. Снова прозвенел звонок, Отдыхать мы можем смело, А потом опять за дело. Спасибо всем вам за урок! (Слайд№18)