Актуализация знаний | Повторяем правописание безударных чередующихся гласных в корнях лаг-лож, кас-кос: формулируем орфограмму. Записываем слова с чередованием, объясняем орфограмму (полагаться, положиться, касаться, коснуться, растение, росток, выращивать, заросли). | Выполняют задание, объясняют написание слов с орфограммами, отвечают на вопросы. | Коллективная: словарный диктант | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, анализируют, сравнивают, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: понимают и выполняют учебную задачу. Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
Создание проблемной ситуации. | Открывается запись на доске: Цирк, циркуль, цифра. Станция, информация, репетиция. Молодцы, огурцы, круглолицый. Сестрицын, лисицын, куницын. Произнесите слова. Какой звук слышится после Ц? Одинаково или по-разному пишутся эти слова? Какая возникает проблема? Дайте название уроку ( «Буквы И-Ы после Ц»). | Воспринимают на слух информацию, наблюдают за звуковым составом слов, формулируют проблему: от чего зависит написание И-Ы после Ц.) | Коллективное обсуждение. | Личностные: понимают трудности в правописании новой орфограммы и стремятся к их преодолению Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
Целеполагание и планирование учебной деятельности. Исследование проблемы. | Определите цели по опорным словам ( узнать…, научиться…). Узнать, в каких случаях пишутся И-Ы после Ц. Научиться применять правило на практике. Составляем план работы. Провести самостоятельное исследование. Познакомиться с правилом. Закрепить данное правило на практике. Проверить себя. (План урока находится на доске в виде табличек. Они появляются по ходу составления плана). Наша задача – разобраться, когда после Ц надо писать букву Ы, а когда И. На время предлагается вам превратиться в ученых и провести собственное исследование данной проблемы. -Запишите первую группу слов. 1. Цирк, циркуль, цифра. В какой части слова находится орфограмма? Выделите ее. (Орфограмма в корне) - Запишите вторую группу слов. 2. Станция, информация, репетиция. Что общего у второй группы слов? На что они все оканчиваются? (Оканчиваются на -ция). -Следовательно, какой мы можем сделать предварительный вывод ? (В корне слова после Ц пишется И; в словах, оканчивающихся на -ция пишется тоже И). - Запишите третью и четвертую группы слов. 3. Молодцы, огурцы, круглолицый. 4. Сестрицын, лисицын, куницын. В какой части слова находится орфограмма? Выделите ее. (В суффиксах и окончаниях) Сделайте предположение. Сравните свои наблюдения с учебником, с.45. Оправдались ли наши предположения? ( есть слова – исключения). Работа над словами-исключениями? Почему они названы исключениями? Какие слова непонятны? ( цыган, на цыпочках, цыпленок, цыц, цып-цып) Составить предложение, в которое бы вошли все слова– исключения, или составить словосочетания с ними. Что интереснее: самим открывать новые знания или пользоваться уже готовыми результатами? Обращение к плану урока: что выполнили, что предстоит сделать. | Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. В сотрудничестве с учителем планируют учебную деятельность, проводят самостоятельное исследование, делают выводы, сравнивают, анализируют, обосновывают свою точку зрения, составляют свой алгоритм правила в сотрудничестве с учителем и учениками, выполняют творческое задание по составлению предложения, в которое бы вошли все слова– исключения, или составляют словосочетания . Определяют личную значимость проведенного исследования. Работают над планом урока. | Коллективное обсуждение. Самостоятельные наблюдения. Индивидуальная. Групповая. | Личностные: осознают свои возможности в учении, проявляют способность к самооценке своих действий. Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками цели и дальнейшие действия, работают по плану, совершают необходимые операции. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, задают вопросы с целью получения необходимой для решения вопроса информации. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, извлекают необходимую информацию из прослушанного и прочитанного, систематизируют свои собственные знания. |
Первичное закрепление с комментирование во внешней речи. Самостоятельная работа. | Упр.688, стр. 45(заполнить двумя примерами каждый раздел таблицы). Комментированное письмо. Проверка. Что вам дало выполнение этого упражнения? ( Формирование навыка обозначения орфограммы). Сформулируйте задание самостоятельно. Ц…фра, ц…ркуль… Грец..я, редакц…я… Глупц…, ресниц… Куниц…н, сестриц..н Для справки: ц..ркач , секц…я, гусениц…, , цариц…н Взаимопроверка в парах.. Объединитесь в группы. Первая группа. С помощью суффикса -ын- образуйте от данных существительных прилагательные: синица, волчица, кормилица, тигрица. Сформулируйте правило. Вторая группа. Перестройте предложения так, чтобы слова с ц имели на конце ы или и. Укрепления построены бойцами. Синицами были съедены все хлебные крошки. Матч выигран нижегородцами Сформулируйте правило. Третья группа. Распределите слова по двум столбикам: с и-ы : Ц…нк, ц…тата, ц…пленок, белолиц…й, ц…ркуль, овц…, милиц…я, пунктуац… Сформулируйте правило. Четвёртая группа. Вставьте пропущенные буквы. Найдите лишнее слово и объясните, почему оно «лишнее». Ц…стерна, ц….ган, ц…ркуль, ц…линдр. Информац…я, полиц…я, ц….кады, эволюц…я. Сформулируйте правило. Пятая группа. Материал параграфа представьте в виде схемы -таблицы . Группы представляют свою работу. Решение лингвистической задачи. Ц...нтральный и ц..на. Сможем ли мы для написания данных слов воспользоваться правилом «И-Ы после Ц»? Почему? Задание. Записать слова и растолковать их значение, используя проверочные слова. Цепочка (маленькая цепь), целевой (имеющий цель), церковный (имеющий отношение к церкви). Какой вывод нам нужно сделать? (Необходимо отличать изучаемую орфограмму от орфограммы «Безударная гласная в корне»). Обращение к плану урока: что выполнили, что предстоит сделать. | Выполняют упр.688, отвечают на вопросы, воспринимают на слух информацию. Формулируют самостоятельно задание и выполняют его, осуществляют проверку в парах. Работают в парах. Работают в группах. Групповое моделирование опорной схемы или таблицы. Защищают групповые задания. Решают лингвистическую задачу. Делают выводы. Работают над планом урока. | Самостоятельная работа, индивидуальная работа, групповая работа, парная работа. | Личностные: желают приобретать новые знания, умения. Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые операции, работают по плану, контролируют учебные действия, замечают ошибки, осознают правило и успешно используют его в решении поставленной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, задают вопросы для уточнения последовательности работы, делают выводы. Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебника. |
Творческая практическая деятельность. Включение в систему знаний и повторение. | Составь небольшой рассказ (3-4 предложения) на тему «У бабушки», используя словосочетания: желтенькие ц…плята, лисиц…на нора, цветущая акац…я, ловкая кошка- ц…ркачка. Обращение к плану: все ли успели реализовать? Что делали, чтобы реализовать первую задачу? Вторую задачу? Третью задачу? Что осталось сделать? Проверим, как мы усвоили материал Тест на тему: « Буквы И и Ы после Ц». 1. В каком слове на месте пропуска пишется Ы? 1) ц...фра 2) лисиц…н хвост 3) черепаший панц...рь 4) полиц...я
2. В каком слове на месте пропуска пишется И? 1) светлолиц...й юноша 2) веселый ц...ган 3) солёные огурц... 4) нефтяная ц...стерна
3. В каком слове на месте пропуска пишется Ы? 1) ц...ферблат 2) новый ц...линдр 3) ц...рковое представление 4) пушистый ц...плёнок
4. В каком слове на месте пропуска пишется И? 1) цветущая акац…я 2) милые красавиц… 3) мелкие крупиц... 4) встать на ц...почки
5. В каком слове на месте пропуска не пишется И? 1) ц…ркуль 2) ц…фра 3) ц…кнуть 4) медиц…на Проверка. | Составляют рассказ. Работают над планом урока. Отвечают на вопросы теста. Осуществляют самопроверку. | Самостоятельная работа творческая работа, тестовая работа | Личностные: оценивают усвоение нового материала Регулятивные: оценивают свою работу, объясняют и исправляют ошибки Коммуникативные: формулируют собственные мысли. Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания в практической деятельности. |
Рефлексия учебной деятельности | Что нового узнали на уроке? Какие трудности у вас были в процессе работы? Как вы их преодолевали? Дайте оценку вашей работе: выберите одно из предложенных высказываний, продолжив его: 0 ошибок – эту тему я понял очень хорошо. 1 ошибка - мне нужно быть более внимательным. 2 ошибки – в этой теме некоторые вопросы я не понял 3 ошибки – мне надо постараться еще. 4 ошибки - в этой теме для меня осталось много непонятного. | Дают оценку своей работе | Индивидуальная. | Личностные: понимают значение знаний. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: строят монологические высказывания. Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания в практической деятельности. |