Мотивационно-целевой этап 5 мин | Актуализация знаний. Повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания | Словесный (беседа), наглядные(в форме презентации к уроку,распечатки) Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Выявление отсутствующих Организует работу учащихся. В форме подводящего диалога направляет учащихся к формулированию темы урока | фронтальная | - Здравствуйте. Итак, ребята, все ли готовы получать новые знания? Очень хорошо, что у вас бодрое настроение, и я надеюсь, в течение урока оно будет только улучшаться. Запишите в тетради число и классная работа -Начнём урок с загадки. Эта вещь имеет важное обществе..ое значение. Сначала она была каме..ой, глиня..ой, затем стала кожа..ой. Мастера, создавая её, пользовались гуси..ыми перьями, её, как це..ую вещь, запирали на замок, ценили дороже серебря..ых монет и дивились её таинстве..ым словам и стари..ой мудрости. - Догадались, о чем идет речь? - У вас на столах лежат распечатки этого текста. Прочитайте еще раз, определите основную мысль. - Каким частями речи являются выделенные слова? -В какой части прилагательных пропущены буквы? Вставьте пропущенные буквы. - А теперь сравните свои записи с правильным вариантом. (Учитель открывает образец с правильным написанием).(Слайд) У всех так? Все ли правильно записали слова? Почему? Чего мы не знаем? Можем ли мы сейчас объяснить правописание этих суффиксов? - Значит, какова тема урока? Давайте попробуем определить тему урока. Запишем тему урока. - Сформулируем цель нашего урока, опираясь на его тему | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на столе. Демонстрируют готовность к уроку Записывают число, классная работа. Учащиеся читают, отвечают на поставленные вопросы. Тема – книга. Осн. мысль: книга имеет важное общественное значение, её всегда ценили, так как она содержит мудрость. - Выделенные слова являются прилагательными - Буквы пропущены в суффиксах прилагательных Сравнивают записи. Мы не знаем, когда в прилагательных пишется -н-, а когда -нн-. (осознание противоречия) Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных Познакомиться с правилом написания буквы н в суффиксах прилагательных; учиться правильно писать суффиксы прилагательных с буквой н. | личностные: Пробудить желание приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся; осознавать себя как индивидуальность одновременно члена общества; коммуникативные создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путем вовлечения каждого в активную деятельность
- регулятивные: уметь принимать и сохранять учебную задачу - познавательные: развивать сообразительность, мышление, память, умение анализировать - предметные: способность свободно и правильно излагать свои мысли в устной форме |
Ориентировочный этап 5 мин | Создать проблемную ситуацию | Проблемно-диалогический, частично-поисковый Определяет проблему урока | фронтальная | - Посмотрите ещё раз на слова. Какие будут гипотезы о правописании Н и НН в суффиксах прилагательных?
Все с этим согласны?
- Все ли прилагательные с НН имеют суффикс –ЕНН-? - Какие ещё есть гипотезы?
- С этой гипотезой все согласны? - Другие гипотезы есть? - Вспомните, в какой морфеме находится наша орфограмма? - От каких частей речи образованы прилагательные? - С помощью каких суффиксов? - Что вы заметили? Есть какие-нибудь гипотезы?
| -НН пишется, если прилагательное образовано с помощью суффикса –ЕНН- - нет В слове каменный нет суффикса –ЕНН- (контраргумент 2). НН пишется, если суффикс ударный. (Ошибочная гипотеза 2).
Нет. В слове общественный суффикс безударный, но пишется НН - уч-ся молчат. В суффиксе От существительных: общество, камень, глина, кожа, гусь, серебро, цена, старина,таинство -Н-, -ЯН-, -ИН---ЕНН- В словах каменной и ценную НН пишется на стыке корня и суффикса, но в словах, общественное, таинственным, – НН именно в суффиксе | личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению, проявляют способность к самооценке своих действий Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы Регулятивные: планировать сотрудничество с учителем и одноклассниками Коммуникативные: уметь вступать в диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, способность формулировать собственные мысли, обосновывать свою точку зрения, задавать вопросы |
Поисково-исследовательский этап 12мин 2мин. 3мин. | Познакомить с правилом написания н и нн в суффиксах прилагательных. | Проблемно-диалогический, словесно-практический, наглядный (в форме презентации к уроку) Организует работу учащихся. В форме подводящего диалога направляет учащихся к «открытию» новых знаний | Парная, групповая, индивидуальная | - Предлагаю поработать в парах. Попробуйте сгруппировать слова. По какому признаку это можно сделать? - Проверка по образцу. (слайд) Поднимите руку, кто так выполнил? Кто иначе? Выделите суффиксы. - Какую закономерность заметили? - Выделите суффиксы, подчеркните Н и НН. - Сможете ли теперь объяснить, когда в суффиксах прилагательных пишется Н, а когда НН? - Предлагаю поработать в группах по 4 человека и сформулировать общий вывод, когда в суффиксах прилагательных пишутся Н и НН? Можно обратиться к таблице
Образование и написание имен прилагательных | существительное | суффикс | прилагательное | | I | пчела кожа лёд | -ин- -ан- -ян- | | | II | туман станция тыква | -н- -онн- -енн- | | - - | III | | | | | Сначала поработаем со словами под цифрой 1. Образуйте от каждого имени существительного имя прилагательное с указанным суффиксом. В прилагательных выделите суффикс и определите количество Н Обобщите первую часть нашей работы и скажите, в каких случаях пишется Н в прилагательных, образованных от существительных? Аналогичную работу ученики выполняют со словами под цифрой II. Зарядка. - А теперь обратите внимание на слова (слайд): стеклянный, оловянный, деревянный. Что интересного заметили? - Какой возникает вопрос?
- Предлагаю прочитать учебник пар.64 и после этого объяснить причину такого необычного написания. -Как же объяснить причину написания в словах стеклянный, оловянный, деревянный НН? - О какие ещё исключениях вы узнали?
- Дополните опорный конспект исключениями. (последняя колонка, выделяем суффикс, подчеркиваем нн)(слайд) Как их запомнить? (Посмотреть на окно: поля стеклянные, межи деревянные, ручки оловянные) - Ребята, мы с вами рассмотрели правописание Н-НН в суффиксах полных прилагательных. А сколько же Н пишется в суффиксах кратких прилагательных? Чтобы ответить на этот вопрос, выполним задание. Образуйте краткую форму от прилагательных (1 уч. у доски) Выделяем суффикс, обозначаем орфограмму (слайд) ценная вещь – вещь ценна ветреная погода – ветрена длинная дорога – длинна, величественная красота - величественна торжественная тишина – торжественна -Сделайте вывод. - -А теперь, пользуясь опорным конспектом, сформулируйте полностью правило о правописании буквы Н и НН в суффиксах прилагательных - Мы решили проблему? | Н и НН. Учащиеся группируют слова. Прилагательные первого столбика имеют суффиксы –ин, –ан, –ян, а прилагательные второго столбика – суффиксы –енн, –онн. Также во 2 столбике оказались прилагательные, у которых корень заканчивается на Н, и имеющие суффикс Н Образуют прилагательные от существительных, выделяют суффиксы Уч-ся: в прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов ин-, -ан-. –ян- пишется Н Учащиеся формулируют правило: прилагательные с суффиксами–ин, –ан, –ян пишутся с Н, а прилагательные с суффиксами–енн, –онн - НН; НН пишется также в прилагательных, у которых корень заканчивается на Н, и имеющих суффикс Н. - Это прилагательные с суффиксами –ян-. у которых почему-то в суффиксе пишется НН. - Почему у прилагательных стеклянный, оловянный, деревянный пишется НН?
Работают с учебником. -Это исключения из правил.
- Ветреный пишется с Н, но в словах с приставкой будет писаться НН: безветренный, подветренный.
Записывают слова, дополняют схему 1 ученик работает у доски Остальные в тетрадях - Делают вывод: в кратких прилагательных пишется столько Н, сколько в полных. -Отвечают, пользуясь ОК- формулируют правило – открытие нового знания | познавательные: - развивать сообразительность, мышление, память, умение анализировать коммуникативные: - осуществлять совместную деятельность в парах, группах личностные: - стремится к речевому самосовершенствованию, пополнять словарный запас; - пробудить желание приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся; осознавать себя как индивидуальность одновременно члена общества; регулятивные: - развивать умения планировать, контролировать, регулировать и анализировать собственную учебную деятельность, уметь структурировать знание; - адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления. |
Практический этап 15 мин | Установить, усвоили или нет учащиеся содержание новых понятий, устранить обнаруженные пробелы Закрепить знания в правописании Н и НН в суффиксах прилагательных. Отработать навык грамотного письма. | Практический, само- и взаимоконтроля | Индивидуальная, коллективная, парная | - А теперь потренируемся в написании Н – НН в суффиксах прилагательных. Работаем в тетради Задание 1. (слайд) Замените с/с по схеме «сущ.+ сущ.» на с/с «прилаг.+ сущ.» (Работа со с/с по цепочке на доске и в тетради, выделяют суффиксы прилагательных, устно объясняя правописание прилагательных) Кто понял, как делать? Даю образец: сумка из кожи - кожаная Кофта из шерсти, хлеб из ржи, писк комара, ваза из стекла, кисель из клюквы, стол из дерева, конфеты с лимоном, герой из былины, конфеты с лимоном Оцените себя Проведем игру «Кто быстрее?» с целью проверки усвоения правописания Н и НН в суффиксах прилагательных (слайд) Устная работа с сигнальными карточками. Объясни написание пропущенных букв. Водяной, осенний, картонный, глиняный, оловянный, государственный, орлиный, машинный, мышиный, | Составляют с/с, выделяют суффиксы прилагательных Оценивают Участвуют в игре «Кто быстрее?» Учащиеся работают с сигнальными карточками (в зависимости от выбранного варианта написания поднимают карточку с Н или НН), объясняют написание слов с пропущ. буквами | Предметные: объяснять правописание Н и НН в суффиксах прилагательных, регулятивные: - адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления коммуникативные: - способность формулировать собственные мысли, обосновывать свою точку зрения Личностные: - адекватно оценивать свои действия; - пробудить желание приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся |
Рефлексивно-оценочный этап 3 мин | Подвести итоги работы. Помочь осознать учащимся свою учебную деятельность, оценить результаты деятельности своей и всего класса. Сообщить учащимся о дом.задании | Словесный | Фронтальный | - Вспомним, какова была наша цель? Достигли мы ее? -Что надо знать, чтобы не ошибиться в выборе написания букв Н-НН?
-Перечислите исключения из правила Оцените себя. Нарисуйте две шкалы.│ │ Отметьте, насколько (от 0 до 5 баллов)вы усвоили сегодняшний материал, на второй шкале оцените свою работу на уроке, как работал? Д/з если на уроке не все усвоили, придется дома учить, а кому-то не придется учить правило §64 упр. 369. Учитель комментирует задание | Учащиеся отвечают на вопросы.
- надо понимать, как образованы имена прилаг., с помощью каких суффиксов), - перечисляют слова-исключения
Оценивают качество усвоения изученного материала и свою работу на уроке и Записывают дом.задание | личностные: - адекватно оценивать свои поступки, действия; регулятивные: - адекватно оценивать свои достижения; коммуникативные: - способность формулировать собственные мысли |