Просмотр содержимого документа
«Н.А.Некрасов «Мужичок с ноготок»»
Министерство народного образование
Республики Узбекистан
Город Каттакурган 14-я средняя школа
Методическая разработка
открытого урока
на тему: Н.А.Некрасов
«Мужичок с ноготок»
Учителя Тагаевой А.С
Каттакурган-2020г
Открытый урок по литературному чтению 6 «В» классе
Тема урока: Н.А. Некрасов «Мужичок с ноготок»
Дата проведение: 21.11.2019 год
Тип урока: изучение новой темы
Методы урока: частично-поисковый, метод -инсценировки, метод незаконченных предложении; наглядный, практический; беседа, самостоятельная работа; объяснительный, иллюстративный, репродуктивный.
Формы: фронтальная, групповая и индивидуальная работа; наглядный, практический;
Инновационная технология: технология опережающего обучения
Оборудование: портрет Н.А.Некрасова, иллюстрации к стихотворению «Мужичок с ноготок»
компьютерная презентация, песня «Мужичок с ноготок»
Цель:
а) познакомить со стихотворением Некрасова «Мужичок с ноготок», расширить знания о
жизни детей в прошлом.
б) уметь анализировать поэтическое произведение;
-способствовать развитию устной речи, обогащению словарного запаса учащихся;
- способствовать развитию умений работать в парах (группах);
- создать условия для воспитания культуры общения.
Ход урока:
Организационный момент
Новая тема: Н.А. Некрасов «Мужичок с ноготок»
4. Знакомством с биографией Н.А.Некрасова.
На доске портрет поэта и годы жизни 1821 – 1878)
Прочитайте слова на доске, их сказал Некрасов. Как вы их понимаете?
Класс делится на две группы.
1группа «Коробейники»
2 группа «Железная дорога». Названия групп взяты из названия произведении
Н.А.Некрасова
А сейчас презентация о Н.А.Некрасове 7 минут
Жизнь А.Н.Некрасова.
Николай Алексеевич Некрасов-русский поэт. Н.А.Некрасов родился в селе Немирова
Винницкого уезда Подольской губернии. Детство Некрасова прошло на Волге, близ Ярославля, в имении Грешнево.1821г. Он был третьим ребенком в семье. Мать — Елена
Андреевна, дворянка. Отец — Алексей Сергеевич, небогатый помещик, бывший
армейский офицер, ярый крепостник, был грубым и жестоким. Мать — Елена Андреевна, дворянка, женщина умная, ласковая В 7 лет он посвятил ей стихи, а став взрослым, постоянно о ней вспоминал, что нашло отражение в ряде произведении. Некрасов часто убегал из мрачного дома к крестьянским ребятишкам. Они гуляли вместе в лесу, в поле, на берегу Волги.
В своих произведениях Н.А.Некрасов писал о Родине, правдиво писал о нищей,
разоренной деревне, о тяжелом труде крестьян, о трудной женской доле, нелегкой судьбе крестьянских детей, о жизни крестьянских детей, о жизни городской бедноты.
Его стихотворения: «Школьник», «Поэт и гражданин», «Дедушка Мазей и зайцы»,
«Зеленый шум», «Железная дорога»
Поэмы: «Саша», «Коробейники», «Мороз, Красный нос», «Русские женщины»,
«Кому на Руси жить хорошо», «Крестьянские дети»
Работа с компьютерной презентацией.
Чтобы лучше представить то историческое время, в которое жил Н.А.Некрасов,
рассмотрим репродукцию картины великого русского художника Владимира Егоровича
Маковского "Крестьянские дети»
-Что вы видите на первом плане? Что вы можете сказать о материальном положении
семьи? Как вы определили?
Рассказ по картине
Мы видим большую семью у бедного дома.Это крестьянская семья. Дети одеты бедно,
худы. Жильё ветхое.
Конечно, господскому сыну не дозволялось дружить с детьми крепостных крестьян. Но,
улучив удобную минуту, мальчик убегал через ту же лазейку к своим деревенским
друзьям, уходил с ними в лес, купался с ними в речке.
Некрасов сочувствовал тяжёлой жизни крестьян. У него есть большая поэма, целиком
посвящённая крестьянским детям. Она так и называется "Крестьянские дети". Когда вы
будете учиться в старших классах, вы обязательно прочитаете это произведение
полностью. А сейчас мы познакомимся с одним из отрывков.
Словарная работа.(Словарную работу выполняют обе группы) 7 минут
УЗДА- Часть конской сбруи - надеваемые на голову лошади ремни с удилами и поводьями
Под уздцы Больно- здесь: очень
Хворост- сухие сучья, ветви, деревья ПОЛУШУБОК -Короткая, до колен, верхняя одежда на меху
В спокойствии чинном- спокойно
В студеную пору-в очень холодную морозную пору
Шестой миновал
Шествуя важно- идя важно, не торопясь
Вестимо- конечно, разумеется-
Учитель читает наизусть стихотворение Н.А.Некрасова "Мужичок с ноготок"
Ученики инсценируют стихотворение Н.А.Некрасова "Мужичок с ноготок"
Рассказ учителя
Стихотворение Н.А.Некрасова "Мужичок с ноготок" посвящено судьбе крестьянских детей. Автор размышляет об их жизни, восхищается ими, любуется, сочувствует им. С теплотой и нежностью он рисует ситуации, характеры детей, при этом задумывается о судьбе крестьянства.
В стихотворении автор рассказывает как «однажды»,в студеную зимнюю пору он вы-
шел из леса и увидел, как в гору поднимается, «лошадка, везущая хворосту воз ».
И шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах,…а сам с ноготок!
Рассказчик поздоровался с мальчиком, который помогал отцу вывозить дрова из леса. От
мальчика автор узнал, что его зовут Влас, ему миновал шестой год, и что он из большой семьи, в которой только двое мужчин-он и его отец. «Малюточка» ведет себя как большой мужчина: разговаривает басом, отвечает встречному так, что становится ясному некогда попусту тратить время на разговоры. Мальчик «рванул под уздцы и быстрей зашагал».
Автор говорит, что увиденная им картина выглядела ненатурально будто бы он в «детский театр попал».Но, к сожалению, все было настоящим мальчик, и лес, и груженная хворостом лошадь. «Все настоящее русское было». И картины, подобные этой, тревожат
умы честных людей. Однако реальность российской жизни такова, что «честным мыслям»
нет воли, но и нет «смерти»,то есть их нельзя заглушить.
Работа с иллюстрациями
"Мужичок с ноготок" любим многими поколениями людей.
Народные умельцы вырезали его из дерева. На своих картинах его изобразили В.А. Серов
и Зиновьев. Интересно представил образ мальчика О. Мартынюк при работе с деревом
Мужичок с ноготок, есть даже на ковре.
Задание на карточках обеим группам. 3 минуты
Задание группы «Железная дорога»
1. Как зовут мальчика? (Власом)
2.Сколько ему лет? (шестой миновал)
3.Как выглядит мальчик? Найдите в тексте его описание.
(В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах,…а сам с ноготок)
4.Подумайте, почему вся одежда велика Власу?
(В бедной крестьянской семье одежда передавалась от одного ребёнка к другому.)
5.Где встретил Н.А.Некрасов мальчика? (в лесу)
6.В какое время года произошла встреча? (зимой)
7.Найдите в тексте и прочитайте описание времени, когда происходят события.
(Однажды, в студёную зимнюю пору, Я из лесу вышел, был сильный мороз).
8.Почему мальчик оказался в лесу в такой мороз?
(С отцом пришёл в лес за дровами) Он хоть и маленький, но уже помогает взрослым.
9. Найдите в тексте и прочитайте слова Власа о его семье.
(Семья-то большая, да два человека).Всего мужиков-то: отец мой да я).
Задание группы «Коробейники»
1.Что значит, мальчик шествует в спокойствии чинном?
(Не суетится, не резвится, не шалит. Он во всём подражает взрослым. Делает всё неторопливо, уверенно, без лишних движений).
2. Найдите слова, с которыми Влас обращается к лошади.
(Ну, мёртвая! – крикнул малюточка басом…)
3. Ну, мёртвая! – крикнул малюточка басом…Почему он так говорит?
(Она остановилась. Мальчик кричит так, как кричат взрослые на лошадей, которые замедлили шаг.)
4.Как разговаривает Влас?
(Грубо и коротко) Найдите подтверждение своим словам в тексте.
- Здорово, парнище! – "Ступай себе мимо!"
5. Здорово, парнище! – "Ступай себе мимо!"
-Что подчеркивает Некрасов словами "парнище" .
(Некрасов подчёркивает, что мальчик мал и ростом, и по годам. Поэтому он сердито и отвечает.)
6..Как вы думаете, как относится автор к мальчику?
(Он его любит, с уважением.) Почему так решили? (Он называет его ласково "мужичок", "малюточка")
7.Семья-то большая, да два человека Всего мужиков-то: отец мой да я. Подумайте, почему мальчик так говорит?
(Он понимает, что важность своей работы в семье.)
8. Как идёт мальчик? Найдите в тексте и прочитайте нужные строки.
(Он идёт гордо, важно. Ему некогда разговаривать с Некрасовым. Ему нужно работать.)
9. Некрасов Н.А. говорит, что мальчик шествует важно как король. Не идёт, не бредёт, не шагает. А шествует. Почему?
(Мальчик уважает себя за то, что ему доверили такое важное дело. Он гордится этим.)
1) Годы жизни Н Некрасова:
а) 1814 - 1841
б) 1809 - 1852
в) 1821 – 1877 +
г) 1799 – 1837
2.Место рождения Н.А.Некрасова.
а) Немиров; +
б) Карабиха
в) Грешнево;
г) Ярославль.
3) Некрасова звали
а) Иван Алексеевич
б) Алексей Николаевич
в) Сергей Алексеевич
г) Николай Алексеевич +
4) Некрасов учился в
а) Петербургском университете +
б) Царскосельском лицее
в) Нижинской гимназии
г) Симбирском университете
5) Какое произведение не принадлежит Некрасову:
а) «Железная дорога»
б) «Невский проспект» +
в) «Памяти Добролюбова»
г) «Русские женщины»
Методика незаконченных предложений.
Я узнал…. о судьбе крестьянского мальчика Власе, который жил в 19 веке.
Меня поразило во Власе…..его трудолюбие и подражание взрослым и понимание
важности своего места в семье,
Особенно интересным было…..то историческое время, в которое жил Некрасов.
Домашнее задание: Н.А. Некрасов «Мужичок с ноготок»