kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Н.А.Некрасов «Мужичок с ноготок»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учеников со стихотворением Некрасова «Мужичок с ноготок», расширить знания  о

жизни детей в прошлом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Н.А.Некрасов «Мужичок с ноготок»»

Министерство народного образование

Республики Узбекистан



Город Каттакурган 14-я средняя школа


Методическая разработка

открытого урока

на тему: Н.А.Некрасов

«Мужичок с ноготок»

Учителя Тагаевой А.С


Каттакурган-2020г

Открытый урок по литературному чтению 6 «В» классе

Тема урока: Н.А. Некрасов «Мужичок с ноготок»

Дата проведение: 21.11.2019 год

Тип урока: изучение новой темы

Методы урока: частично-поисковый, метод -инсценировки, метод незаконченных предложении; наглядный, практический; беседа, самостоятельная работа; объяснительный, иллюстративный, репродуктивный.

Формы: фронтальная, групповая и индивидуальная работа; наглядный, практический;

Инновационная технология: технология опережающего обучения

Оборудование: портрет Н.А.Некрасова, иллюстрации к стихотворению «Мужичок с ноготок»

компьютерная презентация, песня «Мужичок с ноготок»

Цель:

а) познакомить со стихотворением Некрасова «Мужичок с ноготок», расширить знания  о

жизни детей в прошлом.

б) уметь анализировать поэтическое произведение;

-способствовать развитию устной речи, обогащению словарного запаса учащихся;

- способствовать развитию умений работать в парах (группах);

- создать условия для воспитания  культуры общения.

Ход урока:

Организационный момент

Новая тема: Н.А. Некрасов «Мужичок с ноготок»

4. Знакомством с биографией Н.А.Некрасова.

На доске портрет поэта и годы жизни 1821 – 1878)

Прочитайте слова на доске, их сказал Некрасов. Как вы их понимаете?

Класс делится на две группы.

1группа «Коробейники»

2 группа «Железная дорога». Названия групп взяты из названия произведении

Н.А.Некрасова

А сейчас презентация о Н.А.Некрасове 7 минут

Жизнь А.Н.Некрасова.

Николай Алексеевич Некрасов-русский поэт. Н.А.Некрасов родился в селе Немирова

Винницкого уезда Подольской губернии. Детство Некрасова прошло на Волге, близ Ярославля, в имении Грешнево.1821г. Он был третьим ребенком в семье. Мать — Елена

Андреевна, дворянка. Отец — Алексей Сергеевич, небогатый помещик, бывший

армейский офицер, ярый крепостник, был грубым и жестоким. Мать — Елена Андреевна, дворянка, женщина умная, ласковая В 7 лет он посвятил ей стихи, а став взрослым, постоянно о ней вспоминал, что нашло отражение в ряде произведении. Некрасов часто убегал из мрачного дома к крестьянским ребятишкам. Они гуляли вместе в лесу, в поле, на берегу Волги.

В своих произведениях Н.А.Некрасов писал о Родине, правдиво писал о нищей,

разоренной деревне, о тяжелом труде крестьян, о трудной женской доле, нелегкой судьбе крестьянских детей, о жизни крестьянских детей, о жизни городской бедноты.

Его стихотворения: «Школьник», «Поэт и гражданин», «Дедушка Мазей и зайцы»,

«Зеленый шум», «Железная дорога»

Поэмы: «Саша», «Коробейники», «Мороз, Красный нос», «Русские женщины»,

«Кому на Руси жить хорошо», «Крестьянские дети»

Работа с компьютерной презентацией.

Чтобы лучше представить то историческое время, в которое жил Н.А.Некрасов,

рассмотрим репродукцию картины великого русского художника Владимира Егоровича

Маковского "Крестьянские дети»

-Что вы видите на первом плане? Что вы можете сказать о материальном положении

семьи?  Как вы определили?

Рассказ по картине

Мы видим большую семью у бедного дома.Это крестьянская семья. Дети одеты бедно,

худы. Жильё ветхое.

Конечно, господскому сыну не дозволялось дружить с детьми крепостных крестьян. Но,

улучив удобную минуту, мальчик убегал через ту же лазейку к своим деревенским

друзьям, уходил с ними в лес, купался с ними в речке.

Некрасов сочувствовал тяжёлой жизни крестьян. У него есть большая поэма, целиком

посвящённая крестьянским детям. Она так и называется "Крестьянские дети". Когда вы

будете учиться в старших классах, вы обязательно прочитаете это произведение

полностью. А сейчас мы познакомимся с одним из отрывков.

Словарная работа.(Словарную работу выполняют обе группы) 7 минут

УЗДА- Часть конской сбруи - надеваемые на голову лошади ремни с удилами и поводьями

Под уздцы
Больно- здесь: очень

Хворост- сухие сучья, ветви, деревья ПОЛУШУБОК -Короткая, до колен, верхняя одежда на меху

В спокойствии чинном- спокойно

В студеную пору-в очень холодную морозную пору

Шестой миновал

Шествуя важно- идя важно, не торопясь

 Вестимо- конечно, разумеется-

Учитель читает наизусть стихотворение Н.А.Некрасова "Мужичок с ноготок"

  • Ученики инсценируют стихотворение Н.А.Некрасова "Мужичок с ноготок"

  • Рассказ учителя

Стихотворение Н.А.Некрасова "Мужичок с ноготок" посвящено судьбе крестьянских детей. Автор размышляет об их жизни, восхищается ими, любуется, сочувствует им. С теплотой и нежностью он рисует ситуации, характеры детей, при этом задумывается о судьбе крестьянства.

В стихотворении автор рассказывает как «однажды»,в студеную зимнюю пору он вы-

шел из леса и увидел, как в гору поднимается, «лошадка, везущая хворосту воз ».

И шествуя важно, в спокойствии чинном,

Лошадку ведет под уздцы мужичок

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах,…а сам с ноготок!

Рассказчик поздоровался с мальчиком, который помогал отцу вывозить дрова из леса. От

мальчика автор узнал, что его зовут Влас, ему миновал шестой год, и что он из большой семьи, в которой только двое мужчин-он и его отец. «Малюточка» ведет себя как большой мужчина: разговаривает басом, отвечает встречному так, что становится ясному некогда попусту тратить время на разговоры. Мальчик «рванул под уздцы и быстрей зашагал».

Автор говорит, что увиденная им картина выглядела ненатурально будто бы он в «детский театр попал».Но, к сожалению, все было настоящим мальчик, и лес, и груженная хворостом лошадь. «Все настоящее русское было». И картины, подобные этой, тревожат

умы честных людей. Однако реальность российской жизни такова, что «честным мыслям»

нет воли, но и нет «смерти»,то есть их нельзя заглушить.

Работа с иллюстрациями

"Мужичок с ноготок" любим многими поколениями людей.

Народные умельцы вырезали его из дерева. На своих картинах его изобразили В.А. Серов 

и Зиновьев. Интересно представил образ мальчика О. Мартынюк при работе с деревом 

Мужичок с ноготок, есть даже на ковре.

Задание на карточках обеим группам. 3 минуты

Задание группы «Железная дорога»

1. Как зовут мальчика? (Власом)

2.Сколько ему лет? (шестой миновал)

3.Как выглядит мальчик? Найдите в тексте его описание.

(В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах,…а сам с ноготок)

4.Подумайте, почему вся одежда велика Власу?

(В бедной крестьянской семье одежда передавалась от одного ребёнка к другому.)

5.Где встретил Н.А.Некрасов мальчика? (в лесу)

6.В какое время года произошла встреча? (зимой)

7.Найдите в тексте и прочитайте описание времени, когда происходят события.

(Однажды, в студёную зимнюю пору,
Я из лесу вышел, был сильный мороз).

8.Почему мальчик оказался в лесу в такой мороз?

(С отцом пришёл в лес за дровами) Он хоть и маленький, но уже помогает взрослым.

9. Найдите в тексте и прочитайте слова Власа о его семье.

(Семья-то большая, да два человека).Всего мужиков-то: отец мой да я).

Задание группы «Коробейники»

1.Что значит, мальчик шествует в спокойствии чинном?

(Не суетится, не резвится, не шалит. Он во всём подражает взрослым. Делает всё неторопливо, уверенно, без лишних движений).

2. Найдите слова, с которыми Влас обращается к лошади.

(Ну, мёртвая! – крикнул малюточка басом…)

3. Ну, мёртвая! – крикнул малюточка басом…Почему он так говорит?

(Она остановилась. Мальчик кричит так, как кричат взрослые на лошадей, которые замедлили шаг.)

4.Как разговаривает Влас?

(Грубо и коротко) Найдите подтверждение своим словам в тексте.

- Здорово, парнище! – "Ступай себе мимо!"

5. Здорово, парнище! – "Ступай себе мимо!"

-Что подчеркивает Некрасов словами "парнище" .

(Некрасов подчёркивает, что мальчик мал и ростом, и по годам. Поэтому он сердито и отвечает.)

6..Как вы думаете, как относится автор к мальчику?

(Он его любит, с уважением.) Почему так решили? (Он называет его ласково "мужичок", "малюточка")

7.Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я. Подумайте, почему мальчик так говорит?

(Он понимает, что важность своей работы в семье.)

8. Как идёт мальчик? Найдите в тексте и прочитайте нужные строки.

(Он идёт гордо, важно. Ему некогда разговаривать с Некрасовым. Ему нужно работать.)

9. Некрасов Н.А. говорит, что мальчик шествует важно как король. Не идёт, не бредёт, не шагает. А шествует. Почему?

(Мальчик уважает себя за то, что ему доверили такое важное дело. Он гордится этим.)

1) Годы жизни Н Некрасова:

а) 1814 - 1841

б) 1809 - 1852

в) 1821 – 1877 +

г) 1799 – 1837

2.Место рождения Н.А.Некрасова.

а) Немиров; +

б) Карабиха

в) Грешнево;

г) Ярославль.

3) Некрасова звали

а) Иван Алексеевич

б) Алексей Николаевич

в) Сергей Алексеевич

г) Николай Алексеевич +

4) Некрасов учился в

а) Петербургском университете +

б) Царскосельском лицее

в) Нижинской гимназии

г) Симбирском университете

5) Какое произведение не принадлежит Некрасову:

а) «Железная дорога»

б) «Невский проспект» +

в) «Памяти Добролюбова»

г) «Русские женщины»


Методика незаконченных предложений.

Я узнал…. о судьбе крестьянского мальчика Власе, который жил в 19 веке.

Меня поразило во Власе…..его трудолюбие и подражание взрослым и понимание

важности своего места в семье,

Особенно интересным было…..то историческое время, в которое жил Некрасов.

Домашнее задание: Н.А. Некрасов «Мужичок с ноготок»






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Н.А.Некрасов «Мужичок с ноготок»

Автор: Тагаева Адолат Санатовна

Дата: 02.04.2020

Номер свидетельства: 545006


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства