Цель урока: ознакомить с биографией татарского поэта Мусы Джалиля.Учить анализировать стихотворения.Учить находить в тексте языковые средства.Обогащать словарный запас учащихся.Воспитывать чувство гордости, уважения к старшему поколению, чья юность совпала с суровыми годами войны.
Оборудование: видеосюжет, рассказывающий о детстве и юности поэта; сборники стихов Джалиля в переводах, видеоролики о поэте.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель урока: ознакомить с биографией татарского поэта Мусы Джалиля.Учить анализировать стихотворения .Учить находить в тексте языковые средства.Обогащать словарный запас учащихся.Воспитывать чувство гордости, уважения к старшему поколению, чья юность совпала с суровыми годами войны.
Оборудование: видеосюжет, рассказывающий о детстве и юности поэта; сборники стихов Джалиля в переводах, видеоролики о поэте.
Ход урока
Вступительное слово учителя:
Жизнь моя песней звенела в народе,
Смерть моя песней борьбы прозвучит.
Эти слова принадлежат замечательному татарскому поэту Мусе Джалилю, чей творческий и жизненный подвиг мы вспомним сегодня. Его имя стало олицетворением гуманизма, символом мужества. Он прожил короткую, но яркую жизнь, наполненную кипучей деятельностью. О его жизни и творчестве мы поговорим сегодня на уроке. Вспомним и тех , кто не вернулся с войны.
Видеоролик о Мусе Джалиле.
Ученик 1.
Песни, в душе я взрастил ваши всходы,
Ныне в отчизне цветите в тепле,
Сколько дано вам огня и свободы,
Столько дано вам прожить на земле!
Вам я поверил свое вдохновенье,
Жаркие чувства и слез чистоту.
Если умрете – умру я в забвенье,
Будете жить – с вами жизнь обрету.
Ученик 2.
Подвиг Джалиля подготовлен всей его жизнью, всей его биографией. Родился Муса Джалиль 15 февраля 1906 года в бедной крестьянской семье в небольшом татарском селе Мустафино. В школу пошел, когда ему не было еще и шести лет. Уж очень просился. И за один год овладел программой четырех классов сельской школы, затем учился в городской школе Оренбурга.
Ученик 3.
Муса много читал и очень рано начал сочинять стихи. В 1919, когда ему исполнилось 13 лет, в красноармейской газете впервые напечатали его стихи, призывающие насмерть биться с врагом. В 1925 году выходит первая книга стихов Джалиля. Он оканчивает литературный факультет Московского университета, работает редактором различных детских журналов, много пишет. В 1939 году писатели Татарии выбрали его руководителем своего писательского союза.
Ученик 4.
Но потом началась Великая Отечественная война, и Муса Джалиль пришел в военкомат Казани, требуя отправить его на фронт. Повестка о мобилизации пришла ему 13 июля 1941 года.
В ряды действующей армии Муса Джалиль попал не сразу: сначала его зачислили на курсы политработников, затем в звании старшего политрука направили в Москву в распоряжение командования. С 5 апреля 1942 года поэт стал корреспондентом фронтовой газеты «Отвага». Стихотворение «След» написано именно в те годы.
В исполнении учащегося звучит стихотворение «След»
Ученик 5.
Собирая материал, он часто бывал на передовой, сам участвовал в боях. Обстановка на Волховском фронте была сложной. В письме к своему другу Джалиль сообщал: «У нас сейчас кругом идут жестокие бои. Крепко деремся, деремся не на жизнь, а на смерть». Вскоре писем от поэта не стало. Последнее датировано 3 июня 1942 года.
Только после войны выяснилось, что летом 1942 года фашистам удалось окружить 2-ю ударную армию, в рядах которой сражался Джалиль. Больше двух месяцев бойцы вели ожесточенные бои с захватчиками. Кончились продукты, не хватало снарядов и патронов. Но они и не думали сдаваться. В конце июня наши бойцы сделали попытку вырваться из враждебного кольца. Ночью проложили по болоту дорогу из поваленных деревьев и утром пошли на последний штурм. Некоторым удалось прорваться. Муса Джалиль был тяжело ранен осколком вражеской мины и без сознания попал в плен.
Ученик5.
Нечеловеческие условия немецкого концлагеря не сломили Мусу Джалиля. Оказавшись за колючей проволокой, он создает подпольную антифашистскую организацию, на которую возлагает большие надежды. При помощи верных друзей стремится связаться с антифашистами среди самих немцев, устраивает побеги пленных.
После поражения на Волге гитлеровцы пытались сформировать из военнопленных нерусских национальностей так называемые легионы, чтобы отправить на фронт против советских войск. По всем лагерям насильно вербовали узников в легион «Идель-Урал» (Идель – татарское название Волги).
Ученик 6.
Джалиль и его соратники делают все, чтобы сорвать преступные планы фашистов. Подпольщики тайно печатают листовки, в которых призывают пленников, вербуемых в легион, повернуть оружие против самих же фашистов, ведут антифашистскую пропаганду. Мощным средством агитации служат стихи Мусы Джалиля.
Результат не замедлил сказаться. В 1943 году на восток был послан первый батальон, сформированный из военнопленных. Доехав до линии фронта, батальон восстал, разоружил гитлеровских офицеров и перешел на сторону Красной армии. Враги видели, что их планам не суждено осуществиться, но все-таки продолжали сколачивать легионы для использования их на Западном фронте и для тыловых работ.
Ученик 7..
Тогда подпольная организация, руководимая Джалилем, приняла решение организовать общее восстание легионеров. Оно было назначено на 14 августа 1943 года, но за 4 дня до этого срока поэта арестовали по доносу предателя. Подпольная организация подверглась разгрому. Муса и его соратники были доставлены в Берлин, в гестапо, подверглись нечеловеческим пыткам, но не выдали своих товарищей, и гитлеровцам не удалось поставить героев на колени.
Ничего не добившись, фашисты заперли Джалиля в каменном мешке – сырой и холодной камере Моабитской тюрьмы в Берлине. Но и тут, в ожидании смертной казни, поэт продолжал писать. В Моабите он создал лучшие свои произведения, записывая их в маленькие самодельные блокнотики, которые прятал от надзирателей.
Ученик 8.
Один из них, где было записано 60 стихотворений, принес в Союз писателей Татарии в 1946 году бывший военнопленный, друг Мусы Джалиля, Н. Тергулов.
Второй блокнот с 50 стихотворениями вынес на волю и переслал в Россию в 1947 сосед Джалиля по камере бельгийский патриот Андре Тиммерманс.
А самому поэту не суждено было дождаться свободы. В начале 1944 года в Дрездене состоялся суд, приговоривший его к смертной казни. Джалиля и его мужественных товарищей казнили на гильотине 25 августа.
В исполнении учащегося звучат стихотворение «Палачу», «Не верь».
Работа в группах: ответить на вопросы учебника.
Ученик 9.
Джалиль погиб в борьбе против фашистского мракобесия. Но остались его бессмертные стихи и песни. Поэту посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. А за цикл стихов «Моабитская тетрадь» он был удостоен Ленинской премии.Предлагаю вам прослушать его стихотворение:
Видеоролик на стихотворение «Варварство».
.
Поэт мечтал увидеть победу, встретиться с друзьями, женой, дочерью. Но не суждено было сбыться его мечте. Остались недопетыми его песни о детях, о близких, о Родине. Но и те, которые он создал, навеки бессмертны.
Задания группам: составить диаграмму Вена по творчеству Симонова и Джалиля.
Учитель:
Когда-то Муса Джалиль сказал: «Цель жизни в этом и заключается: жить так, чтобы и после смерти не умирать». Хотя его уже нет среди нас, его стихи живы и будут жить вечно, пока мы их читаем. Синквейн о Джалиле.
Учитель
Мы не должны забывать о тех, кто сложил свои головы на полях сражений.В память о них прошу вас прослущать песню в исполнении И.Кобзона и Ираклия «Не забывайте нас».
Рефлексия.
Продолжить предложения .
Домашнее задание: Сочинение о поэте.Выучить наизусть «Не верь» или «Палач».