Урок русского языка.
Тема «Наречие».
Урок введения новых знаний.
Цели:
Образовательные: - создать условия для изучения наречия как
части речи (уточнение и расширение объёма понятия "наречие")
- находить в тексте, отличать от других частей речи, ставить к ним вопросы.
Развивающие: - развивать умения извлекать информацию, представленную в разных формах.
- развивать мыслительные операции ( анализировать, делать выводы), память, внимание.
Воспитательные: воспитание внимательного отношения к слову.
Формирование УУД:
Познавательные: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, самостоятельное создание проблем, способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные: навыки сотрудничества.
Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, сравнение с эталоном; выделение, осознание учащимися качества и уровня усвоения; самоконтроль, взаимоконтроль.
Личностные: мотивация изучения нового, смыслообразование.
Оборудование: учебник Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык. 4класс» (УМК «Школа России)
Схема урока
Этапы
Содержание
Формы и методы
1.Оргмомент.
Эмоциональный настрой на урок.
Игра.
2.Актуализа-
ция знаний.
Словарная работа.
Работа со словами.
Самостоятельная работа –индивидуально.
3.Целеполага-
ние.
Определение темы.
Организация целеполагания.
Выполнение упражнения. Формулирование темы и цели урока
Беседа –фронтально.
4.Изучение нового материала.
4.1.Изучение нового материала
Организация анализа словосочетаний. первое микроисследование
Самостоятельная работа – индивидуально
Беседа - фронтально
4.2Промежу-
точный итог.
Самоконтроль
Беседа-
фронтально
4.3.Изучение нового материала.
Организация анализа словосочетаний. второе
микроисследование
Самоконтроль, индивидуально
5.Обобщение полученных знаний.
Подведение итогов.
Выполнение упражнения. Выведение правила. Самостоятельная работа с текстом. Рефлексия, самоанализ
Самостоятельная работа - индивидуально. Беседа – фронтально, индивидуально.
Ход урока
1. Оргмомент.
-Создадим хорошее настроение.
-Улыбнитесь друг другу, садитесь.
-Руки? - на месте!
-Ноги? - на месте!
-Локти? - у края!
-Спина? - прямая!
2. Актуализация знаний.
-Прочтите слова: ла-ть, стро-ть, кле-ть, н-навид-ть, -днажды, се-ть.
-Распределите слова в 2 группы.
-По какому признаку? (1 и 2 спряжение)
-Проверьте себя по образцу.
3. Целеполагание.
-Какое слово лишнее? Почему? (однажды-наречие)
-Определите тему урока. (Наречие.)
-Всё ли о наречии нам уже известно? А что о наречии уже знаем? (Неизменяемая часть речи, отвечает на вопросы как, где, откуда, зачем?)
-Сегодня мы исследуем, с какими частями речи дружит наречие, что обозначает наречие как часть речи.
-Какова основная роль наречия в предложении? (Служит для пояснения глагола).
4. Изучение нового материала.
4.1 Первое микроисследование.
-Даны словосочетания. Определите часть речи главного слова. От каких частей речи может зависеть наречие?
спал рядом глагол+наречие
очень нужный наречие+прилагательное
слишком высоко наречие+наречие
душа нараспашку существительное+наречие
-С какими частями речи дружит наречие?
-Что называет наречие: предмет, действие, признак?
Глагол+наречие: признак действия
Существительное+наречие: признак предмета
Наречие+прилагательное: признак признака
-Вывод.
-Сверьте ваш вывод с выводом в учебнике.
Физминутка
4.2 Второе микроисследование.
-Что чаще называет наречие: признак действия, признак признака или признак предмета?
-Какая часть речи всегда называет признак предмета? (прилагательное)
Вывод: наречий, называющих признак предмета мало, т.к. признак предмета обычно обозначает прилагательное. В словосочетании существительное+наречие к наречию ставятся вопросы какое? какая? и в предложении такие наречия являются определениями.
5. Обобщение полученных знаний.
5.1 -Поставьте вопросы к наречиям: внизу, направо, издалека, поздно, завтра, сгоряча, впопыхах, спросонья, нарочно, назло, специально, громко, быстро, гурьбой.
-Что такое наречие?
-Что оно обозначает?
-На какие вопросы отвечает?
-Каким членом предложения чаще всего бывает?
5.2.Самостоятельная работа.
--Вставьте в предложения подходящие по смыслу наречия:
Пеликана узнаешь ... по большому мешку под клювом. Во время охоты он набивает свой мешок рыбой, а на берегу ... поедает добычу. При этом пеликан ... смотрит, чтобы рыба попала в глотку ... головой.
Проверка: сразу, спокойно, внимательно, вперёд.
Рефлексия.
-Какова была тема урока?
- Какие вопросы стояли перед нами? Что мы узнали?