kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Морфология. Лексическая тема: И.Алтынсарин

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-повторение по морфологии

Использован местный материал о педагоге-просветителе

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Морфология. Лексическая тема: И.Алтынсарин»

Тема: Морфология. Лексическая тема. «Ибрай Алтынсарин»


Цели урока: повторить изученное по морфологии, закрепить навыки отличия одной части речи от другой; развивать умения и навыки морфологического, синтаксического разборов;

воспитание интереса к истории своего народа, гордости за свою Родину.


Тип урока: урок – исследование

Оборудование: интерактивная доска, карточки с текстом.

Методы и приемы: словесный, практический, частично-поисковый.


Ход урока.


  1. Оргмомент

- проверка готовности к уроку, ознакомление с целью и задачами

  1. Блиц-опрос.

-Что такое морфология?

-Сколько всего частей речи в русском языке?

-Перечислите самостоятельные части речи. Сколько их?

-Служебные части речи? Являются ли они членами предложения?

3. Работа по теме. Слово учителя.

Ребята, сегодня на уроке мы обратимся к Ибраю Алтынсарину, чьё 175-летие отмечает весь Казахстан 20 октября 2016 года, потому что он наш земляк и человек, который сделал многое для просвещения казахов.

Знаний увидев свет,
Дети, в школу идите!
В памяти крепко, навек
Прочитанное сохраните.
Учение даст вам счастье,
Оно озарит, как свет,
Каждое ваше желание,
Яркий оставит след.

Перед вами текст:

Ибрай (Ибрагим) Алтынсарин родился 20 октября (1(2) ноября) 1841 года в ауле Жанбурчи Кустанайской области. Он принадлежал к знаменитому роду «кипчак». После смерти отца мальчик воспитывался в доме своего деда, известного бия Балгожи Жанбурчина. Балгожа был в то время одним из самых авторитетных биев во всей Средней Орде и пользовался большим влиянием среди господствующей верхушки казахского общества. Балгожа отдал своего внука в первую особую школу для казахских детей. Одаренный, живой и прилежный, он с первых же дней школьной жизни резко выделялся среди своих сверстников. Преподаватели сразу обратили внимание на одаренного мальчика, который старательно воспринимал все, что они объясняли, глубоко вникая в каждый изучаемый предмет. Ибрай быстро и хорошо овладел русским языком, изучению которого обращалось особое внимание.

В 1857 Ибрай Алтынсарин окончил школу и как лучший ученик получил похвальный отзыв. При распределении он был оставлен переводчиком Правления Оренбургской губернии. Два последующих года И.Алтынсарин упорно самостоятельно занимается, значительно углубляя свои знания в области русской литературы. Изучает историю своего народа.

Много сил и энергии И.Алтынсарин тратил на создание ремесленных и сельскохозяйственных училищ.

Его перу принадлежат рассказы и новеллы «Кибитка и дом», «Кыпчак Сейит», «Мать и сын», «Чистый родник».

Почти 20 лет он занимал руководящие должности в системе народного просвещения, долгое время был инспектором по народному образованию. Именно на этом посту И.Алтынсарин проявил себя выдающимся организатором, талантливым педагогом, известным писателем и крупным общественным деятелем.

В г.Аркалыке открыт музей , на берегу р.Тобол установлен надгробный памятник, его именем названы районы, аулы, уч.заведения, горная вершина, ледник в Жетысу Алатау, Казахская Академия образования. С 1983г. утверждена медаль им.И.Алтынсарина, которой удостаиваются лучшие педагоги и ученые республики. 


Задания к тексту:

а).Прочитать текст

б).Подготовить сжатый пересказ (2-3 ученика)

в) Составить вопросы к тексту (Шкатулка)


  1. Работа в паре.

Выписать существительные (3-4) из текста, определить род, число, падеж.

Выписать прилагательные (3-4) из текста, выделить окончания, определить число.

Выписать глаголы (3-4) из текста, поставить к ним вопросы, определить вид и время.


Сделать синтаксический разбор:

Ибрай быстро и хорошо овладел русским языком.

Преподаватели сразу обратили внимание на одаренного мальчика, который старательно воспринимал все, глубоко вникая в каждый изучаемый предмет.


Составить кластер: Самостоятельные служебные части речи.


  1. Обобщение

Синквейн Ибрай Алтынсарин

Алтынсарин

Истинный, честный

Работал, думал, творил

Настоящий патриот своей Родины

Просветитель



Тест

1 вариант



1. Морфологические признаки прилагательного это:

А) род, число Б) род, число, падеж

В) род, число, лицо Г) лицо, число



2. Какая часть речи обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что?

 А)Имя существительное;  Б) Имя прилагательное; В) Глагол.



3. Найдите словосочетание с числительным.

А) «тройка» за ответ; Б) третий по списку;

В) утроить усилия; Г) трёхэтажный дом;



4. Какое слово в предложении является наречием?

 Маша приблизилась, тихо улыбнулась.

А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4



5. Укажите словосочетание с предлогом.

А) Красиво, но дорого;   

Б) выйти из-за поворота;

В) взял бы его;

2 вариант.



1. Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает ...

А) предмет                 Б) действие        В) признак



2. Какие слова можно поставить к именам существительным женского рода?

 А) Он, мой. Б) Она, моя.  В)Оно, мое.



3.      Укажи глагол:

А) осенью Б) веселье В) радовать Г) радостный



4.      Какое слово в  предложении является наречием?

 Он быстро вскочил, пробежался…

А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4



5.      Укажите словосочетание с предлогом.

А) Распустилась под окном;

Б) Саша и Даша;

В)  Некого искать.  



Взаимопроверка. 

1вариант

1.Б

2.А

3. Б

4. В.

5. Б

2 вариант

1.      В

2.      Б

3.      В

4.      Б

5.      А 

  1. Рефлексия

 Что я повторил (повторила) на уроке? Что узнал нового? Понравился или не понравился урок?

  1. Домашнее задание.

Повторить правило по самостоятельным и служебным частям речи, составить 5-6 тестовых заданий по теме.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Морфология. Лексическая тема: И.Алтынсарин

Автор: Есмуратова Акбупе Куандыковна

Дата: 08.11.2016

Номер свидетельства: 356706


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства