Цели урока: повторить изученное по морфологии, закрепить навыки отличия одной части речи от другой; развивать умения и навыки морфологического, синтаксического разборов;
воспитание интереса к истории своего народа, гордости за свою Родину.
Тип урока: урок – исследование
Оборудование: интерактивная доска, карточки с текстом.
Методы и приемы: словесный, практический, частично-поисковый.
Ход урока.
Оргмомент
- проверка готовности к уроку, ознакомление с целью и задачами
Блиц-опрос.
-Что такое морфология?
-Сколько всего частей речи в русском языке?
-Перечислите самостоятельные части речи. Сколько их?
-Служебные части речи? Являются ли они членами предложения?
3. Работа по теме. Слово учителя.
Ребята, сегодня на уроке мы обратимся к Ибраю Алтынсарину, чьё 175-летие отмечает весь Казахстан 20 октября 2016 года, потому что он наш земляк и человек, который сделал многое для просвещения казахов.
Знаний увидев свет, Дети, в школу идите! В памяти крепко, навек Прочитанное сохраните. Учение даст вам счастье, Оно озарит, как свет, Каждое ваше желание, Яркий оставит след.
Перед вами текст:
Ибрай (Ибрагим) Алтынсарин родился 20 октября (1(2) ноября) 1841 года в ауле Жанбурчи Кустанайской области. Он принадлежал к знаменитому роду «кипчак». После смерти отца мальчик воспитывался в доме своего деда, известного бия Балгожи Жанбурчина. Балгожа был в то время одним из самых авторитетных биев во всей Средней Орде и пользовался большим влиянием среди господствующей верхушки казахского общества. Балгожа отдал своего внука в первую особую школу для казахских детей. Одаренный, живой и прилежный, он с первых же дней школьной жизни резко выделялся среди своих сверстников. Преподаватели сразу обратили внимание на одаренного мальчика, который старательно воспринимал все, что они объясняли, глубоко вникая в каждый изучаемый предмет. Ибрай быстро и хорошо овладел русским языком, изучению которого обращалось особое внимание.
В 1857 Ибрай Алтынсарин окончил школу и как лучший ученик получил похвальный отзыв. При распределении он был оставлен переводчиком Правления Оренбургской губернии. Два последующих года И.Алтынсарин упорно самостоятельно занимается, значительно углубляя свои знания в области русской литературы. Изучает историю своего народа.
Много сил и энергии И.Алтынсарин тратил на создание ремесленных и сельскохозяйственных училищ.
Его перу принадлежат рассказы и новеллы «Кибитка и дом», «Кыпчак Сейит», «Мать и сын», «Чистый родник».
Почти 20 лет он занимал руководящие должности в системе народного просвещения, долгое время был инспектором по народному образованию. Именно на этом посту И.Алтынсарин проявил себя выдающимся организатором, талантливым педагогом, известным писателем и крупным общественным деятелем.
В г.Аркалыке открыт музей , на берегу р.Тобол установлен надгробный памятник, его именем названы районы, аулы, уч.заведения, горная вершина, ледник в Жетысу Алатау, Казахская Академия образования. С 1983г. утверждена медаль им.И.Алтынсарина, которой удостаиваются лучшие педагоги и ученые республики.
Задания к тексту:
а).Прочитать текст
б).Подготовить сжатый пересказ (2-3 ученика)
в) Составить вопросы к тексту (Шкатулка)
Работа в паре.
Выписать существительные (3-4) из текста, определить род, число, падеж.
Выписать прилагательные (3-4) из текста, выделить окончания, определить число.
Выписать глаголы (3-4) из текста, поставить к ним вопросы, определить вид и время.
Сделать синтаксический разбор:
Ибрай быстро и хорошо овладел русским языком.
Преподаватели сразу обратили внимание на одаренного мальчика, который старательно воспринимал все, глубоко вникая в каждый изучаемый предмет.
Составить кластер: Самостоятельные служебные части речи.
Обобщение
Синквейн Ибрай Алтынсарин
Алтынсарин
Истинный, честный
Работал, думал, творил
Настоящий патриот своей Родины
Просветитель
Тест
1 вариант
1. Морфологические признаки прилагательного это:
А) род, число Б) род, число, падеж
В) род, число, лицо Г) лицо, число
2. Какая часть речи обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что?
А)Имя существительное; Б) Имя прилагательное; В) Глагол.
3. Найдите словосочетание с числительным.
А) «тройка» за ответ; Б) третий по списку;
В) утроить усилия; Г) трёхэтажный дом;
4. Какое слово в предложении является наречием?
Маша приблизилась, тихо улыбнулась.
А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4
5. Укажите словосочетание с предлогом.
А) Красиво, но дорого;
Б) выйти из-за поворота;
В) взял бы его;
2 вариант.
1. Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает ...
А) предмет Б) действие В) признак
2. Какие слова можно поставить к именам существительным женского рода?
А) Он, мой. Б) Она, моя. В)Оно, мое.
3.Укажи глагол:
А) осенью Б) веселье В) радовать Г) радостный
4.Какое слово в предложении является наречием?
Он быстро вскочил, пробежался…
А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4
5.Укажите словосочетание с предлогом.
А) Распустилась под окном;
Б) Саша и Даша;
В) Некого искать.
Взаимопроверка.
1вариант
1.Б
2.А
3. Б
4. В.
5. Б
2 вариант
1. В
2. Б
3. В
4. Б
5. А
Рефлексия
Что я повторил (повторила) на уроке? Что узнал нового? Понравился или не понравился урок?
Домашнее задание.
Повторить правило по самостоятельным и служебным частям речи, составить 5-6 тестовых заданий по теме.