Морфемный анализ на уроках русского языка для глухих и слабослышащих учащихся
Морфемный анализ на уроках русского языка для глухих и слабослышащих учащихся
Изучение русского языка в начальной школе для детей с нарушенным слухом (глухие дети) - это изучение основ науки о языке, которая имеет самую тесную связь с практикой речевого общения; обмена и накопления информацией. Изучение русского языка является одним из ключевых факторов формирования личности, способной к дальнейшему обучению и воспитаниию. Поэтому так важно закладывать основы науки о языке с первых шагов обучения. Использование различных методов, в т. ч. метод деятельстного подхода, способствует продуктивному изучению и является наиболее эффективным уже на начальном этапе обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Морфемный анализ на уроках русского языка для глухих и слабослышащих учащихся »
Словообразовательный анализ на уроках русского языка для учащихся с нарушенным слухом в начальных классах
Е.И.Селеткова, КОУВО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №6 I-II вида для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» г. Воронеж
Изучение русского языка в школе глухих и слабослышащих детей – это изучение основ науки о языке, которая имеет самую непосредственную и тесную связь с практикой речевого общения, обмена информацией.
На первом этапе идет накопление определенного словарного запаса, установ-
ление закономерностей изменения, функционирования, взаимосвязей и зависи-
мостей языковых единиц. В начальной школе этот процесс идет эмпирическим
путем с минимально необходимым использованием конкретных грамматичес-
ких терминов.
Известно, что лексика русского языка в основном состоит из производных слов.
Анализ производной лексики, наблюдения за процессом образования слов род-
ного языка позволяют глубже разобраться в его лексическом значении, обога-
щая таким образом словарь школьников, способствуют более осознанному ус-
воению орфограмм, языковых закономерностей, развитию языкового чутья
младших школьников.
Подобные наблюдения, как показала практика, эффективнее всего проводить на
материале словообразовательного гнезда. Каждое гнездо содержит слово, являющееся его вершиной; затем идут производные слова, за производным
словом следуют близкородственные слова в скобках. Например, словообразо-
вательное гнездо с вершиной слова береза.
Береза
Берез-к(а), берез-оньк(а). Слова имеют ласкательное значение по отношению к
понятию береза.
( Берез-няк. Это роща или лес, состоящий из берез.
Берез-ов(ый). Относящийся к березе, например: подберезовик – гриб, расту-
щий в основном под березой.)
В процессе работы со словообразовательным гнездом (семьей однокоренных
слов) младшие школьники раскрывают механизм образования одного слова на
базе другого.
Лес
Лес-ок. Это маленький лес.
(Лес-ник. Тот, кто следит за порядком в лесу.
Лес-н(ой). Относящийся к лесу, принадлежащий лесу, например: лесной воз-
дух, лесной цветок.)
Следует отметить, что работу со словообразовательным гнездом необходимо
начинать еще до изучения состава слова на подготовительном этапе, на кото-
ром организуются первичные наблюдения за фактами словопроизводства в языке. Это позволит в дальнейшем свести до минимума трудности усвоения
словообразовательных понятий, проведения морфемного анализа.
Кроме того, важнейшей составной частью работы над этими словами является
определение части речи каждого слова по вопросам. При этом сама часть речи
не называется; ее обозначение начинается с третьего класса. При хорошем навыке определения слов по вопросам, дети, начиная с третьего класса, без осо-
бого труда идентифицируют слово и часть речи.
Рассмотрим еще одну семью однокоренных слов.
Белый
Бел-еньк(ий) . Слово имеет уменьшительно-ласкательное значение.
( Белизна. Яркий, чистый белый цвет.
Белить. Покрывать мелом, красить белым.
Бело. Состояние чего-либо, пространства.)
К каждому слову ставим вопросы: какой, что, что делать, как. Таким образом
мы уже определяем часть речи, не называя ее грамматическим понятием.
Кроме того, начиная с 1класса, необходимо выделять разные части слова и при-
вязывать их к определенному смысловому значению. Рассмотрим ряд слов:
Значение этих приставок необходимо при решении как житейских, так и при
решении математических задач. Для этого учитель сначала демонстрирует зна-
чение каждого слова на собственном примере, показывает картинку, обозначает
соответствующим жестом, проговаривает с учениками устно-дактильно, доби-
ваясь полного понимания данных понятий.
Рассмотрим еще ряд слов: один – одинаковы, единица – единственный, много –
множественный. Выделение корней в этих группах слов значительно облегчает
понимание значения каждого слова. Постепенно дети привыкают к подобному «исследованию» и часто сами стараются выделять те или иные части слова не называя их. Кроме этого учитель дает разнообразные упражнения и задания на развитие памяти, мышления; дает возможность детям работать парами или группой для решения той или иной задачи, что развивает их коммуникативные и речевые функции. При этом очень важно стимулировать их в этой работе одобрением, похвалой.
Материал должен преподноситься интересно, увлекательно. Слово должно ас-
социироваться с образом, действием, тогда оно лучше усваивается и запомина-
ется. Использование ИКТ значительно расширяет возможности восприятия и
запоминания материала. Яркая красочная картинка с небольшим текстом
надолго оставит след в памяти ребенка.
Необходимо дать почувствовать ребенку «вкус» родного языка, его красоч-
ность, выразительность; побудить к самостоятельному изучению родной речи.
Для этого на начальном этапе можно давать небольшие домашние задания
работы со словариком русского языка. Важно, чтобы в этой работе вместе с ре-
бенком участвовали и его родители, близкие люди. Такая совместная работа
будет не только воодушевлять ребенка, но и объединять все более тесными ду-
ховными связями со своими родителями. А это, в свою очередь, будет способ-
ствовать только укреплению семьи. Таким образом, решаются как образова-
тельные, так и коммуникативные задачи.
Введение содержательного анализа фактов словопроизводства содействует
развитию у школьников проникать в глубь слова. Изучение состава слова и
элементов словообразования оказывает благоприятное воздействие на речевое
развитие учащихся, способствует улучшению их мыслительной деятельности. Использование дидактики на основе сотрудничества учителя и ученика, а также использование универсальных учебных действий при разработке целей, структуры и содержания урока на основе ФГОС позволяет содействовать формированию личности, способной к дальнейшему обучению и воспитанию.