II. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания. | 1. Блицопрос – Закончите предложения (записывают на листочках/в тетрадях): а) Основа слова – это … (часть слова без окончания). б) В основе слова заключено его … (лексическое значение). в) Производную основу всегда можно объяснить через … (производящую). г) Для слова молодёжный производящей основой будет … (молодёжь). д) Непроизводная основа состоит из … (корня). е) Основа слова белка (белк) – … (непроизводная), а бельчонок – …(производная). ж) Основа производного слова подружка состоит из … (приставки, корня и суффикса). Самопроверка. Один из учеников читает варианты (они могут быть представлены на слайде), остальные следят, ставят знак «+» рядом с правильным вариантом. 2. Проверка домашнего задания. Ученики предлагают свои шутливые толкования слов баранка, весельчак, хлопоты. Баранка – овца/самка барана (от слова баран – «животное»), в современном языке непроизводное слово, нельзя объяснить, почему слово получило своё название. Весельчак – гребец (от слова весло – «тот, кто сидит на вёслах»), в современном языке толкуется как «весёлый человек» (ср. смельчак – «смелый человек»). Хлопоты – аплодисменты (от слова хлопать в ладоши), в современном языке производное от глагола хлопотать – «усердно заниматься чем либо». Ученики предлагают свои варианты слов и их шутливые толкования: ранец – раненый боец; воротник – вратарь (человек, стоящий на воротах). | ТОУУ Личностные результаты Осознавать возможности, предоставляемые средствами русского языка – морфемами, для самовыражения и развития творческих способностей личности. |
III. Введение в тему урока. Формулирование вопросов по теме урока. | 1. – Прочитайте тему урока. Что вам уже знакомо? – Сформулируйте вопросы, на которые вам предстоит найти ответы на уроке. (Что такое морфема? Какие бывают морфемы? Чем отличаются словообразующие от формообразующих морфем? и др.) 2. Чтение текстов после рубрики «Определяем основной вопрос урока». – Что общего и чем отличаются тексты? (Содержание одно и то же, а имена разные.) Выполнение заданий после чтения текста и формулировка основного вопроса урока. (Какие части слова помогают понять его значение?) | Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать основной вопрос (проблему) урока. |
IV. Повторение и углубление изученного. | 1. Выполнение заданий после рубрики «Открываем новые знания». Ученики выписывают слова царица, царевич, выделяют основы (производные), обозначают в основах корень (цар) и суффикс (иц, евич), определяют значение суффиксов (жена, сын). 2. Чтение текста в рамке и выполнение заданий после этого текста с последующим формулированием вывода: лексическое значение слова складывается из значений его частей. Ученики вспоминают всё, что знают о частях слова из начальной школы (задать вопросы по теме друг другу в парах). Сравнение своих определений с текстом в рамке. – Какую новую информацию получили? – Какие отличия в определениях морфем по сравнению с имеющимися ранее обнаружили? (В определении корня указано, что в нём заключено общее лексическое значение однокоренных слов, в определение окончания добавляется, что в этой морфеме заключено грамматическое значение слова и что окончание образует форму слова.) – Проверьте свои наблюдения, ответив на вопросы после текста в рамке. Методическая рекомендация. Важно отметить, что суффиксы могут быть не только словообразующими (служат для образования новых слов), но и формообразующими (л, ть, ти), которые образуют форму прошедшего времени или неопределённую форму глагола. Следует отметить, что есть разные точки зрения в науке в отношении морфемы ть/ти. О морфемном статусе ть, ти неопределённой формы авторы учебников сообщили ещё в начальной школе, поэтому для учащихся, продолжающих обучение по этой системе, никаких сложностей не возникнет. 3. Чтение текста в рамке о способе определения значений морфем в словах. – На основе полученной информации заполните таблицу «Роль морфем в слове. 4. Называние и запись ключевых слов темы (морфема, словообразующие и формообразующие морфемы). | Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, обобщать. 2. Строить рассуждения, делать выводы. 3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в таблицу). Коммуникативные УУД 1. Задавать вопросы. 2. Высказывать и аргументировать свою точку зрения. 3. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. |
V. Развитие учебно языковых и речевых умений. | 1. Упр. 112 – развивается умение находить в тексте слова с приставками и определять значение приставок. Выполняется 1я часть – коллективно (устанавливаем, что глаголы с одинаковыми приставками создают ощущение движения); 2я – самостоятельно с последующей взаимопроверкой по «шагам» задания. Приставка про имеет значение «мимо», приставка по (посмеялись, подует) – «немного», за (закружит, зажужжит) – «начало действия». 2. Упр. 113 – развивается умение находить в тексте слова с уменьшительно ласкательными суффиксами, выявлять отличия между ними (суффиксы существительных и прилагательных) и группировать слова на основе этого отличия. До списывания проводится беседа по содержанию текста, о роли в нём слов с уменьшительно ласкательным значением (помогают передать чувства героя: восхищение, умиление, любование). Выполняется самостоятельно. Взаимопроверка в парах. 3. Упр. 114 – развивается умение находить однокоренные слова, устанавливать отличия между ними по структуре, разграничивать словообразующие и формообразующие морфемы. Выполняется в группах с последующим обменом результатами (один человек из группы пишет на листочке, который затем передаётся в другую группу). Группы однокоренных слов: 1) играть, проигрывал□, обыгрывал□; 2) шахматы, шахматные (шахматной), шахматистом. | Коммуникативные УУД 1. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. 2. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. 3. Оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль. |
VI. Итог урока с комментарием домашнего задания. | – Найдите ошибку в схемах: л □ □ ся – Что повторили? Что нового узнали? – Прочитайте ключевые слова в учебнике и сравните с записанными вами. В чём отличие? – Предположите, как связано это слово с темой урока. – Прочитайте просмотровым чтением задание к домашнему упр. 115. Почему именно в текстах повествованиях встречаются глаголы с приставками? – Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки. Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки. | Регулятивные УУД 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. ТОУУ |