"Молодежный сленг". Методическая разработка нетрадиционного урока-конференции
"Молодежный сленг". Методическая разработка нетрадиционного урока-конференции
Эту методическую разработку могут использовать учителя-словесники на своих нетрадиционных уроках, с целью ознакомления обучающихся с основами молодежными субкультурами.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель: оценить влияние молодежного сленга на формирование языка
Задачи:
выявить источники и причины возникновения молодёжного сленга;
ознакомить студентов с основами молодежной субкультуры;
выяснить коммуникативную целесообразность использования сленга;
развивать теоретические и творческие способности учеников.
воспитывать интерес к родному языку, бережное и внимательное к нему отношение
Тип урока: нетрадиционный
Форма урока: конференция с элементами театрализации
Метод обучения: исследовательский, проектный
Продолжительность: 90 минут
Технологии: ИКТ, проблемное обучение
Средства обучения: доклады, презентации
АННОТАЦИЯ
Русский молодежный сленг представляет собой интереснейший лингвистический феномен, бытование которого ограничено не только определенными возрастными, но и социальными, временными пространственными рамками.
Молодежный сленг — это временное явление и ежегодно словарь модных словечек обновляется. Можно было бы относиться к сленгу как к явлению временному и легко проходящему, если бы не происходило его глубокое укоренение. Начав употреблять сленговые речевые обороты, подросток и думать начинает так же. Мысль тесно связана со словом. В результате современный сленг подростков начинает просачиваться не только в речи, но и в сочинении, конспектах. В скором времени такому подростку потребуется переводчик. Принимать его вместо литературного языка – значит обеднять не только свою жизнь, но и сами мысли о жизни. Налицо зеркальный эффект слова: после введения его в лексикон мысли используют его для своего выражения. Затем, по принципу «от избытка сердца говорят уста», язык выносит мысль уже в сленговой форме. Избавиться нелегко, потребуются сознательные усилия. Если оставить подпитку, то есть общение на сленге, избавиться от него станет невозможно.
К сожалению, о сленговых словах, остаются крайне нечеткие сведения, противоречащие морали и закону, и несколько пренебрежительное, эпически-нейтральное, положительное либо несколько высокомерное отношение к ним как к полноправным словам литературного языка.
Я разработала этот урок для того, чтобы ребята поняли: нужен ли сленг? Благодаря доступному и занимательному материалу я смогла решить одну из задач урока и образовательного процесса в целом – научить ребят ценить и оберегать родной язык, научить видеть даже в маленьком слове часть единого, прекрасного, живого языка, в котором не зарождается ничего лишнего и который не нуждается в искусственных «прививках».
Практическое применение результатов состоит в том, что данная работа может быть использована в школьной практике на уроках русского языка в 10 классе и в системе СПО, в исследовательской и проектной деятельности обучающихся.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Приветствие.
2. Основная часть урока-конференции
Выступление библиотекаряс докладом «Современные словари»
22 ноября 2019 года исполнилось 218 лет со дня рождения Владимира Ивановича Даля. В этот день в России отмечается уже ставший традиционным праздник русской словесности – День словаря.
В каждой библиотеки есть различные книги. Кроме художественной литературы есть книги о природе, искусстве, науке и технике, истории. Самое почетное место отводится справочным изданиям. Когда у нас возникает какой-либо вопрос, мы сразу обращаетесь к энциклопедиям, справочникам только теперь чаще в электронном виде, нежели в печатном. К справочным изданиям, кроме энциклопедий и справочников, относятся многочисленные словари. Предшественниками современных словарей были рукописные, а затем и печатные словари эпохи средневековья. Первый печатный словарь появился в 1596 году как приложение к грамматике известного филолога того времени священника Лаврентия Зизания. В нём было 1061 слово, расположенное по алфавиту.
Вопрос к аудитории: какие словари вы знаете?
Сейчас создано много различных словарей, но мы хотим вас познакомить с новинкой, современным словарем, словарем молодежного сленга. В словарь включены сленговые слова и выражения, отражающие все сферы жизни молодежи конца ХХ - начала XXI века. Каждое слово снабжено толкованием грамматической и эмоционально-экспрессивной характеристиками, а также указывается на сферу функционирования, показаны примеры употребления в речи, отражающие не только лексикон, но и круг интересов различных групп молодежи. Иллюстрациями служат фрагменты литературных текстов, записи живой речи. Примерами употребления служат фрагменты литературных текстов, газетных и журнальных статей, интернет-источников, записи живой речи. Адресован широкой читательской аудитории. Будет интересен лингвистам, психологам, социологам, преподавателям школ и вузов, а также родителям, не всегда понимающим язык, на котором говорят их дети.
Слова ведущего:
Вы уже догадались, что на этом уроке речь пойдет о…
Правильно, тема нашего урока-конференции «Молодежный сленг». Я уверена, что здесь собрались знатоки языка: любознательные, находчивые, умные. Сегодня вы узнаете много новых и интересных фактов из жизни языка.
Представленная тема, на мой взгляд, очень актуальна. Современный человек должен говорить грамотно, убедительно, выразительно, т.е. его речь должна быть развита, лексика богата и разнообразна. Этого требует реальность. Что же представляет собой лексика современного подростка?
Демонстрация серии из киножурнала “Ералаш” (выпуск №1) “Почему мы так говорим?”
Примерно так. На мой взгляд, речь далека от совершенства: изобилует жаргонизмами, нецензурными словами, в ней мало образности и выразительности. Наш «великий, могучий, правдивый и свободный» язык портится и засоряется. Сленговая речь стала повседневной. Многие родители, разговаривая со своими детьми, просят перевести непонятные для них выражения.
Молодежный сленг по праву считается языковым феноменом. Изучением сленга занимаются сотни филологов по всему миру, а также люди, которые хотят знать, что такое сленг, когда и откуда он появился и кто на нем говорит.
Выступление докладчика:
Сленг, по мнению многих исследователей, является вторичным образованием по сравнению с жаргонами. Этимология слова спорная. В «Большой советской энциклопедии» сленг (англ. slang) – это экспрессивно и эмоционально окрашенная лексика разговорной речи, отклоняющаяся от принятой литературной языковой нормы.
В «Школьном толково-этимологическом словаре» (составитель Г.Н. Афонина) и в «Словаре иностранных слов для школьников» значение слова сленг одинаково: сленг – слова, выражения, характеризующие речь определённых социальных или возрастных групп людей; сленг- заимствованное из английского – то же, что и французское жаргон .То есть авторы этих словарей считают, что слова жаргон и сленг – синонимы.
В «Кратком словаре иностранных слов» слово сленг [англ. slang]– в английском языке – слова или выражения, употребляемые людьми определённых профессий или классовых прослоек, жаргон.
Известные британские лингвисты Дж. Б. Гриноу и Дж. Л. Киттридж назвали сленг «языком-бродягой, слоняющийся в окрестностях литературной речи и стремящийся пробить себе дорогу в самое изысканное общество».
К. Бабина - исследователь молодежного сленга утверждает, что термин «сленг» появился в русской лексике недавно, в отличие от «жаргона» он не зафиксирован ни в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, ни в словаре В.И. Даля и С.И. Ожегова. В русский язык проникновение этого слова было связано с изучением англоязычных культур.
Слова ведущего:
Все проходят через тот возраст, когда лексикон забивается разными «словечками», не имеющими ничего общего с нормальной речью.
Со временем большинство сленговых слов уходят в прошлое, но некоторыми из них люди пользуются всю жизнь, даже не задумываясь, кем и когда они были придуманы. Например, популярное ныне слово «стебаться» было придумано аж в 1970-х годах. А вот слово «герла» (девушка), которым пользовались в 60-е годы, так и осталось в прошлом.
А кто из нас не употреблял выражение «ни фига себе!»? А ведь это тоже сленг. Давайте попробуем понять, откуда взялись корни у таких интересных словечек?
Выступление докладчика: Давным-давно, в незапамятные времена бродили по Древней Руси коробейники. Их тогда называли – офени. Торговали в городах и селеньях разными вещами. А на пути к этим городам и селам на них часто нападали разбойники. Чтобы уберечь товар и выручку и сохранить в тайне свой маршрут, офени придумали собственный язык.
Шифрованный язык ОФЕНЕЙ, возможно, его название произошло от города Афины – среди коробейников было немало греческих купцов. Офенский язык использовал русскую грамматику – словоизменение и словообразование, например,
Одна из моделей образования офенских слов – замена первого слога русского слова слогом “ку”:
КУбы – женщины (разг. Бабы).
КУлото – золото.
КУстра – сестра и т.д.
Передавался он их детям, внукам, правнукам. Постепенно он стал применяться нищими, конокрадами и просто разбойниками с большой дороги, против которых феня сначала и задумывалась. Но на нем не только общались, но и шифровали устную и письменную информацию, не желая разглашать тайны и секреты. Жаргон проник в воровские шайки, побывал в кандалах на Калыме. Так появился Воровской жаргон. «По фене ботаешь?» -этот вопрос задают при знакомстве друг с другом представители криминального мира. Именно от него, считают современные лингвисты, и берут свое начало всевозможные жаргоны и сленги. Причем отголоски языка офеней слышны и до сих пор - например, слово «клевый», широко использующееся не одним поколением россиян, родом из того самого языка торговцев. Обозначало оно - «отлично», «здорово». Сейчас мы тоже используем в своей речи это слово. В начале века феня насчитывал около четырех тысяч слов и фраз.
Слова ведущего:
Сленг, как живой организм, который находится в процессе постоянного изменения и обновления, это постоянное словотворчество, в основе которого лежит принцип языковой игры. Это смешение многих жаргонов, нормативной и ненормативной лексики, а также других слов, образованных присоединением нецензурных частей к установившимся жаргонным словам.
Выделить ту или иную разновидность сленга сложно, а подчас и просто невозможно - слова одной социальной группы легко заимствуется другой. Слово «тусовка», например, употребляется в печати как типично молодежное, в то время как на самом деле своим происхождением оно обязано уголовной среде и обозначает «собрание воров».
Молодежный сленг - средство общения людей, условно объединенных возрастом от 12 до 22 лет, возникший из противопоставления себя не столько старшему поколению, сколько официальной системе.
Сегодня на нашем мероприятии будут присутствовать представители молодежи разных поколений: 60, 70, 80, 90, 2000-х годов.
Выступление докладчиков:
я представитель молодежи 60-х годов…
я представитель молодежи 70-х годов...
я представитель молодежи 80-х годов...
я представитель молодежи 90-х годов...
я представитель молодежи 2000-х годов...
Слова ведущего:
Есть вопросы к представителям молодежи?
Зрители задают вопросы представителям молодежи:
У меня вопрос к представителям 70-х годов: "Слова молодежного сленга ограничены тематически, но все-таки существуют определенные тематические группы, какие?" ( названия людей, одежды и обуви, денег, оценочные слова, названия некоторых действий и состояний, бытовая техника и др.)
У меня вопрос к представителям 2000-х годов: "Мы живём в век компьютерных технологий, поэтому одним из первых источников пополнения речи сленгом стали интернет, общение в соцсетях, развитие сотовой телефонной связи. Можете привезти примеры таких слов (комп – компьютер, гамать – играть, вирусняк – компьютерный вирус; нэтик – Интернет; глючит – неполадки в работе компьютера; мыло – e-mail; блохи – ошибки в программе; мыха – компьютерная мышка)
У меня вопрос к представителям 80-х годов: "Как вы думаете источником пополнения студенческого сленга являются студенты?" (да, ими «изобретены» домашка, училка, матеша, русиш, контроша, сменка, двойбас, тройбас, дискач, тубзик, столовка и т. д.) 90
У меня вопрос к представителям 90-х годов: "Каковы «плюсы» и «минусы» сленга как явления языка? (Выбирая сленг, мы превращаем наш язык из «верного друга» и в тоже время «коварного врага», который не позволяет нам точно выразить мысль, дать словесное воплощение самым тонким, «невыразимым» чувствам.)
У меня вопрос к представителям 60-х годов: актуален ли наш сегодняшний разговор о сленге? (актуален: сленг везде, даже в печатных СМИ, в языке рекламы, в речи политиков.)
У меня вопрос к представителям 70-х годов:Как вы думаете, почему в молодёжной среде существовал, существует и будет существовать такое явление, как сленг? (Молодёжь отвергает нормативные слова, потому что обыденно, скучно, привычно, устанавливает свои правила, чтобы сделать жизнь ярче, интереснее, выразить протест миру взрослых.
У меня вопрос к представителям 60-х годов: "В чём причина того, что многие слова молодёжного сленга, например, 80-х, 2000-х годов являются непонятными для вас? (Сленг быстро обновляется, т.к. появляются новые предметы, стиль одежды, техника и т.д.)
У меня вопрос к представителям 80-х годов: Один из героев Достоевского сказал: «Только дурак доволен тем, что сказал». Добавим от себя: « И тем, как сказал». как вы понимаете это выражение? (Только умному, интеллигентному человеку свойственно желание найти слово, наиболее точно выражающее мысль, чувство и оценить уместность употребления данного слова в конкретной ситуации.
У меня вопрос к представителям 90-х годов: "Используете ли ты в своей речи сенговые слова? Если да, то приведите примеры" (иногда использую например, фиолетово - все равно, в лом - неохота, прикид - стиль одежды)
У меня вопрос к представителям 70-х годов: Трудно ли вам обходиться без жаргонных слов? (Сейчас, конечно же, не сложно. сленг – это игра. Нельзя всю жизнь играть. Я прошла этот период взросления.)
У меня вопрос к представителям 2000-х годов: "Хотите Вы или нет, чтобы Ваши будущие дети использовали жаргонные слова? ( хочу я этого или нет, все равно меня никто не спросит. Если в окружении моего ребенка будут употреблять сленговые слова, то и дети, естественно тоже)
Слова ведущего:
Исходя из выше сказанного, стало понятно, что подростки активно используют в своей речи сленг и считают, что такая речь приемлема в современном обществе.
Подростки используют жаргон для того, чтобы им было легче общаться и лучше выражать свои мысли; считают его использование модным и таким образом стремятся создать свой мир, отличный от взрослого.
Язык подростков не всегда понятен их родителям и учителям. Некоторые намеренно используют в своей речи сленг, не желая следовать правилам, придуманным взрослыми, другие же стремятся к разнообразию, считая, что правильно говорить – это скучно.
Мы живём в век компьютерных технологий, поэтому одним из первых источников пополнения речи студентов сленгом стали интернет, общение в соцсетях, развитие сотовой телефонной связи.
Сейчас мы слышим уже в СМИ слова, которые нормой литературного языка никак не назовешь: «Чумачечная весна пришла и крышу нам с тобой снесла…», «Круто ты попал на ТV…», «все дешевизна», «не тормози-сникерсни!»
В речь русской молодежи проникло много иностранных (особенно английских) слов: фазер –отец; флэт – дом; шузы – любая обувь; сейшн – вечеринка; лол, кек – смешно и др.
Конечно же, источником пополнения школьного и студенческого сленга являемся мы, учащиеся. Нами «изобретены» слова домашка, училка, русиш, контроша, сменка, двойбас, тройбас, дискач, тубзик, столовка и т. д.
Оценка речевого поведения и развитие языкового вкуса являются первостепенной задачей общества. Конечно замечательно, что молодежь обращает свой интерес к изучению возможностей языка, ведь выбор предстоит осуществлять им, будущее языка в их руках. Но при этом нам необходимо раскрывать красоту и живую силу языка литературного, воспитывать у них языковой вкус, ведь “Когда чувство нормы воспитано у человека, тогда-то он начинает чувствовать всю прелесть или нелепость отступлений от неё”
Мы обращаемся к вам, молодежи, говорящей на русском языке и просим каждого, кому не безразлична судьба Отечества, все-таки следить за своей речью, за речью окружающих людей, чтобы из оборота не исчезли исконно русские слова, чтобы наш язык не утратил собственных корней.
Мы призываем изучать отечественную литературу, сохраняющую подлинный и правдивый русский язык – литературу, не замаранную грязнословием, “американизмами”, ведь большое количество сленговых слов засоряет, обедняет, делает грубой и некрасивой нашу речь.
Современный подросток должен не только оперировать сленговыми словечками, но и прекрасно владеть литературной речью, четко и правильно излагать свои мысли. И если выбирать между «Пушкин - офигенный писатель» и «Пушкин – гениальный писатель», то я выберу последнее. Согласитесь, звучит намного красивее, ярче и выразительнее.
Заключительное слово учителя:
Подводя итог, хочется сказать, что молодёжный сленг - это неотъемлемая часть речи современного подростка, сленг был, есть и будет. Он негативно влияет на культуру речи, засоряя русский литературный язык. Поэтому слова С.Я.Маршака до сих пор являются актуальными: «Мы должны оберегать язык от засорения, помня, что слова, которыми мы пользуемся сейчас, будут служить многие столетия после нас». Мы – за величие и процветание русского языка!
Использованная литература:
1. Береговая З. М. Молодежный сленг: формирование и функционирование // Вопросы языкознания.- М.: 2006, № 3.
3. Вальтов Х., Мокиенко В. М., Никитина Т. Г. Толковый словарь русского школьного и студенческого жаргона. – М.: АСТ, 2005.
4. Грачёв М. А. Словарь современного молодёжного жаргона. М.: Эксмо, 2006.