УЭ-0 2 мин. | Интегрирующая цель: в процессе учебной работы над модулем вы должны: -углубить знания об обстоятельстве как второстепенном члене предложения; -познакомиться с основными видами обстоятельств и научиться их различать; -совершенствовать умение наблюдать языковой материал, обобщать, делать выводы. | Внимательно прочитайте цели урока. Выясните, что осталось неясным в формулировке. |
УЭ-2 8 мин. | Цель: используя прежние знания, повторить общие подходы к определению второстепенного члена. 1. Запишите в тетради дату и тему урока. 2. Ответьте (устно) на вопросы: - что обозначает дополнение, определение? - на какие вопросы отвечает дополнение, определение? - чем выражено дополнение, определение? - от чего в предложении зависит? - как подчёркивается дополнение, определение? Для повторения используйте материалы Параграфов 16, 17, 18 учебника (стр. 68-78), а также материалы справочника. | Работайте в парах. За каждый правильный ответ на вопрос – 1 балл. (Макс.5 баллов) |
УЭ-3 15 мин. | Цель: освоить новый материал, используя общие подходы к определению второстепенного члена предложения. 1.Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, найдите обстоятельства, произведите наблюдения над обстоятельствами, используя вопросы из УЭ-2. 1) Д…вным д…вно задумал я взгл…нуть на дальние поля. 2) В ущель… там б… жал поток. 3) Бродил бе…молвен одинок, смотрел вздыхая на восток. 4) К нему на золотой песок играть я в (пол)день уходил. 5) Из жалост… один монах больного призрел и в стенах хранительных остался он. Сделайте вывод: дайте развёрнутое определение обстоятельства, проверьте себя по учебнику Параграф19, стр. 78, запишите определение в справочник. 2. Рассмотрите в учебнике на стр.78-80 (включая примечание) таблицу видов обстоятельств. Перенесите её в справочник. 3. Изучите теоретический материал на стр.80,82. Заполните таблицу примерами (задание выполнять в тетради): Чем может быть выражено обстоятельство. | Пример | Наречие | | Имя существительное | | Деепричастие | | Инфинитив | | Сравнительный оборот | | | Работайте индивидуально. Проверку правильности записанных предложений произведите в парах. Каждая правильно вставленная буква и знак препинания – 1 балл (Макс. 11 баллов) |
УЭ-4 15 мин. | Цель: отработать умение определять вид обстоятельства. 1.Добавьте в данные предложения обстоятельства: Вадим отстал от своих товарищей… (обст. причины) Мы отправились в лес… (обст. цели) Ребята поспешили на речку… (обст. цели) (Обст. места)… поднималось солнце. (Обст. времени)… над лесом занялся пожар. 2. Списать, расставляя знаки препинания. Обозначить обстоятельства и указать их вид. Ноч…вала тучка золотая На груди утёса великана. Утром в путь она умчалась рано По лазур… весело играя. Но остался влажный след в морщине Старого утёса. Одиноко Он стоит задумался глубоко И тихонько плач…т он в пустын… 3. Творческое задание. Составить рассказ из 5-6 предложений, включив в них как можно больше обстоятельств разных видов | Работайте индивидуально. Проверку правильности записанных предложений произведите в парах либо с учителем. 1 задание – макс. 5 баллов; 2 задание – 7 баллов. Дополнительно по 1 баллу за каждое обстоятельство. |
УЭ-5 5 мин. | Подведение итогов урока. Прочитайте цели. Достигли ли вы их? В какой степени? Сосчитайте количество баллов, набранных вами в течение урока: 28 и выше баллов – материал изучен отлично; 23-27 – материал изучен хорошо; 17-22 – материал изучен удовлетворительно; Ниже 17 баллов – результат плохой. Домашнее задание. Параграф 19, упр.172. | Индивидуально. |