Моделирование вступления к написанию сочинения – рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку
Моделирование вступления к написанию сочинения – рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку
Задачи:
1)образовательные: умение самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурной связностью;
2)развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме;
3)воспитательные: формирование таких нравственных качеств учащихся,
как милосердие, отзывчивость, человечность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Моделирование вступления к написанию сочинения – рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку»
Моделирование вступления к написанию сочинения – рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку ( выполнение задания 15.3)
Цель урока:Моделирование вступления к написанию сочинения – рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку, задание 15.3
Задачи:
1)образовательные: умение самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурной связностью;
2)развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме;
3)воспитательные: формирование таких нравственных качеств учащихся,
как милосердие, отзывчивость, человечность.
Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.
Средства обучения: доска, памятки, толковые словари, словарь синонимов, словарь антонимов.
Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения-рассуждения задания 15.3 части 3.
Ход урока
Операционный этап:
1.Прогнозирование темы урока.
Когда Бог слепил человека из глины, у него остался маленький неиспользованный кусок.
— Скажи, что слепить тебе из него? — спросил Бог человека.
— Слепи мне великодушие, — попросил человек.
Ничего не ответил на это Бог и только вложил оставшийся кусочек глины в ладонь человеку Ребята, как вы понимаете эту притчу?
Великодушие в руках человека, его и лепить не надо.
Найдите синоним - Правильно, Человечный!
Человечность? Обратимся к словарям (3-4 СЛ)
Разделимся на группы, проведем исследования ( выдать словари антонимов, синонимов):
1-2гр. Понятие ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ — морально-психологическое качество личности, выражающееся в гуманном отношении к другим лицам. Человечность конкретно проявляется в уважении достоинства личности, великодушии, благожелательности, готовности помочь, выручить из беды.
Запишем в тетради число, тему урока, классную работу.
Предлагаю продолжить работу над словом ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ. Используем в работе прием «Ассоциация» к каждой букве: (на доске слово человечность написанное в столбик, слова-понятия, напечатанные заранее) по цепочке, записываем в тетрадь, проговариваем правописание.
Вывод: Оставаться человеком в любой ситуации - едва ли не основная, первоочередная задача каждого из нас. Это позволяет при любых жизненных неурядицах идти дальше, двигаться вперед и надеяться на лучшее. Именно поэтому формирование человечности - одна из важнейших воспитательных целей для педагогов, преподавателей, родителей и каждого члена социума в целом.
Понятие: Альтруизм, вам знакомо?
нравственность как совокупность жизненных правил поведения, реализующих альтруизм и подавляющих эгоизм; волю, как душевную силу, реализующую альтруистическое и нравственное поведение в борьбе с собственным и чужим эгоизмом (см. воля (психология) и воля (философия)).
Тема: Что такое человечность?
Предлагаю Вам приемы - клише, которые могут помочь вам в моделировании вступления:
На мой взгляд, человечность - это...(или)
По моему мнению, человечность - это... (или)
Мне кажется, что человечность - это... (или)
Я думаю, что человечность - это... (или)
Что такое человечность? Немногие над этим размышляют. Я считаю, что...
Запишите в тетради,1 -2 предложения, используя данные клише.
Прием «Инсерт» на слайде - в газете отметьте, то, что вам знакомо, чего Вы не знаете
Итак ребята, обратиться к газете, над которой сегодня мы будем работать вместе ( итогом будет коллективная статья в газету), я предлагаю записать в тетрадь клише о человечности, предложенное в газете, оно может послужить как готовое вступление:
Что такое человечность? Это дружелюбное отношение к окружающим. Это умение понять и почувствовать другого человека. Это готовность оказать помощь каждому, кто в ней нуждается. Это любовь и всепрощение. Человечность – то самое качество, которое делает личность достойной уважения. Человек – это не просто биологический вид. Это высокое звание, которое еще нужно заслужить.
Посмотрите, на странице дана структура письменной работы. Структура сочинения-рассуждения 15.3. ОГЭ по русскому языку:
1. Тезис.
2. Аргумент 1 + пример + комментарий.
3. Аргумент 2 + пример + комментарий.
4. Заключение (по тезису).
Как Вы уже поняли, один аргумент должен быть из прочитанного текста (Прочитать текст полностью), а второй - из Вашего жизненного опыта. А это значительно упрощает задание
Внимание на экран. Отрывок из фильма (беседа с учащимися)
В рассказе "Уроки французского" учитель проявляет доброту и человечность по отношению к ученику.
В газете, которую я предлагаю совместно доработать, приведено много понятий слово ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ, рассказано о Валентине Григорьевиче Распутине, его произведениях.
Предлагаю прямо в газете продолжить рассуждать над заданным тезисом : Человечность- то самое качество, которое делает личность достойной уважения. Аргумент из Вашего жизненного опыта: используем прием «Письмо по кругу». Мы будем создавать коллективную статью.
В рубрике над газетой работали, впишем ваши ФИО, ребята поднимите руку, кто не понял? Разделимся на две команды.
Одна - «Зауральский вестник»
Вторая – «Новости лицея» 3-5 минут. Давайте, прочтем, что у нас получилось.
Кто самый гуманный к своему коллективу? Чья статья, работа в группе на Ваш взгляд лучше?
Обмен рукопожатием: на доске ладошки, поставьте свою оценку противоположной группе.
Мы находим примеры человечности из жизни в спасенных во время наводнения животных или милостыне, данной бездомному из последних сбережений. Акция «Сделаем вместе!»
Вывод урока: Оказывается, быть человеком не так уж просто. Есть профессии, в которых это достоинство выходит на первый план – это врачи, спасатели. Учителя!
Человечность играет огромную роль в любых отношениях. Чем большую гуманность проявляет человек, тем сильнее к нему тянутся люди.
Д/З: 2-й аргумент из текстаБ. Васильев, вам дан отрывок из рассказа «ЭКСПОНАТ№» - в газете, которую мы вместе доработали, спасибо вам за сотрудничество!