Просмотр содержимого документа
««Методика проведения обобщающего урока с использованием личностно-ориентированного подхода к обучению»»
Методическая цель: «Методика проведения обобщающего урока с использованием личностно-ориентированного подхода к обучению»
План занятия № 11
Дата: 02 марта 2017 г.
Группа: 1Б
Тема: « Русская фразеология».
Вид занятия: урок
Тип урока – обобщающий, обобщение и систематизация знаний по теме «Фразеология», интегрированный урок русского языка и литературы.
Цели:
образовательная: создать условия для обобщения и углубления знаний по теме «Русская фразеология»; научить учащихся путем выполнения практических заданий находить фразеологизмы в литературном тексте и использовать их в своей речи, расширить знания учащихся о многообразии, разнородности фразеологизмов.
развивающая: способствовать развитию аналитических умений при работе с текстом, активизации самостоятельной деятельности учащихся, развитию устной и письменной речи, навыков исследовательской работы;
воспитательная: способствовать воспитанию гражданских чувств, культуры умственного труда, коммуникативного общения учащихся на уроке
Задачи урока:
Научиться распознавать фразеологические обороты в текстах.
Закрепить навык самостоятельной поисковой деятельности.
Отрабатывать умение пользоваться словарями и справочной литературой.
Освоить правила уместного употребления фразеологизмов в речи.
Виды деятельности учащихся: слушание, беседа, самостоятельная работа,выполнение заданий творческого характера, работа в группе, работа со словарями и учебником.
Междисциплинарные связи: литература, «Литература второй половины 18 века», « Поэзия и проза 19 века», «Особенности литературы 20 века»
Методы и формы обучения: - постановка проблемных вопросов
- творческая и поисковая работа
- самостоятельная работа
- работа в группах
Оборудование:
Фразеологические словари, учебник русского языка.
Мультимедийный проектор.
Компьютер.
Программное обеспечение – презентация «Русская фразеология».
Дидактический материал (для каждой группы учащихся):
1). Подбор отрывков из произведений русских писателей для выполнения самостоятельной работы.
2). Подбор публицистических текстов для самостоятельной работы.
3). Подбор заданий для игрового момента.
Структура урока и хронология каждого этапа.
Название этапа и его дидактическая задача
Содержание этапа
1. Организационный момент – 2 мин.
2. Сообщение темы и целей урока- 1 мин
3. «Вхождение в тему» – 10 мин.
Подготовка учащихся
к повторению и систематизации изученного материала.
4. Обобщение и систематизация знаний. Работа в группах —45 мин.
- письменная работа
- творческое задание
- определение литературных произведений
- «проверь себя» — задание соперникам
5. Работа с текстом - 20 мин
- самостоятельная работа
Привести полученные знания в систему. Выделить главные моменты.
6. Игровой момент – 10 мин.
- шуточные вопросы
- «соедини фразеологизмы»
7. Рефлексия – 2 мин.
Подведение итогов урока , домашнее задание.
Приветствие. Проверка готовности, средства обучения, оборудование. Слайд 1
Формирование темы и цели урока. Слайды 2- 4
Постановка перед учащимися проблемы.
Слайды 5 - 9
Выполнение заданий в группах, которые позволяют пользоваться системой (индукция, дедукция) для выявления целостности данной темы:
– фразеологизм и его признаки; – образование фразеологизмов; – источники русских фразеологизмов; – употребление фразеологизмов в речи.
Учитель: Начну я урок с высказывания «Фразеология исследует наиболее живой, подвижный и разнообразный отряд языковых явлений» Эти слова принадлежат видному ученому-русисту В.В. Виноградову, который занимался исследованием лексики и фразеологии русского языка. Пусть эти слова станут эпиграфом к нашему уроку.
2. Сообщение темы и постановка целей урока
А тема нашего урока, как вы уже поняли, «Русская фразеология» (Слайд 1)
Учитель: Давайте сформулируем цели нашего занятия.(Слайд 2).
Задачи: (Слайд 3)
Вызвать интерес учащихся к богатству и выразительности русского языка; прививать чувство любви и уважения к родной речи на основе развития познавательного интереса учащихся.
Развивать навык самостоятельной поисковой деятельности, коммуникативности, умение работать в команде; воспитывать творчески активную личность, способную к саморазвитию через самообучение.
Отрабатывать умение пользоваться словарями и справочной литературой.
- Ребята, сегодня вы будете работать в группах. К концу занятия я попрошу вас определить в своей команде наиболее активных участников, а также выберите того, кто будет выступать от имени всей группы. Вашими помощниками на сегодняшнем занятии будут фразеологические и другие словари.
Представление команд ( Не разлей вода, Услужи медведю, Вялые уши)
– Прочитайте четверостишья. (Написаны на листах у каждой группы.)
Дружнее этих двух ребят На свете не найдешь. О них обычно говорят: Водой не разольешь.
Товарищ твой просит украдкой Ответы списать из тетрадки Не надо! Ведь этим ты другу Окажешь медвежью услугу.
Фальшивят, путают слова, Поют кто в лес, кто по дрова. Ребята слушать их не станут: От этой песни уши вянут.
- С давних времён в нашем языке сохранилось множество выражений, которые мы легко употребляем в речи, в разговоре, но часто даже не задумываемся об их возникновении. Между тем история таких выражений интересна и поучительна.
Учитель: Что же объединяет эти четверостишья?
Ученик: Фразеологизмы: водой не разольёшь, еле волочим ноги, вдоль и поперек, медвежья услуга, кто в лес, кто по дрова, уши вянут).
Учитель: – Сегодня на уроке мы обобщим и систематизируем материал по данной теме. А зачем нужны фразеологизмы? (Фразеологизмы помогают обогатить нашу речь).
Что обозначает слово “фразеология” ( Слайд 5). – Фразеологизм и его признаки. (Слайд 6). – Источники русских фразеологизмов (Слайд7)
Задание 1.
1-я группа. Определите, какие из выделенных словосочетаний являются фразеологизмами. Докажите, что остальные выделенные сочетания свободные. Распределите в два столбика.
1. Куда дул ветер, туда и относило дым. Он всегда чувствовал, куда дует ветер. 2. Человек остановился и дал ему прикурить. Наша часть в этом бою дала врагу прикурить. 3.Ребенку намылили голову, но мыло попало и в глаза. За то, что я не выучил уроки, мне намылили голову. 4. Расстояние мы определили на глаз.На глаз больного наложили повязку
Задание 1.
2-я группа. Замените выделенные слова подходящими по смыслу фразеологизмами. Назовите признаки фразеологизмов.
Работали все; его не обманешь; он вдруг замолчал ; он нередко переусердствовал; на улице темно; он сильно покраснел; он любил задаваться.
Для справок:от мала до велика; набивать себе цену; до корней волос; перегибал палку; проглотил язык; на мякине не проведешь; ни зги не видно.
Задание 1.
3-я группа. Выберите из слов, данных в скобках, те, которые обычно используются в составе приведенных фразеологизмов. О каком признаке фразеологизмов идет речь?
– Итак, закончили работу. Проверим. Какие знания надо было применить, чтобы выполнить задание? (Знать признаки фразеологизмов и свободных словосочетаний.) (Слайд 6)
Учитель: Сколько существует типов материала, на базе которого созданы русские фразеологизмы? (Слайд 5 (продолжение). Типы образования фразеологизмов).
Задание 2 - Откуда и как появляются в языке фразеологизмы? Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам выполнить следующие задания (по группам).
1 группе:
- попробуйте определить происхождение фразеологизмов и разделите их на 3 группы. Заполните таблицу. (Взятки гладки, тянуть лямку, на сон грядущий вавилонское столпотворение, овчинка выделки не стоит, ахиллесова пята, глас вопиющего в пустыне, сизифов труд, ищите и обрящете, хлеб насущный, тридцать сребреников, камень преткновения, Содом и Гоморра, во всю Ивановскую, притча во языцех, топорная работа, манна небесная).
2 группе: - определите, из какого произведения вошёл в наш язык тот или иной фразеологизм, поясните значения известных вам фразеологизмов.
(«есть ещё порох в пороховницах», «а ларчик просто открывался», «слона-то я и не приметил», «на деревню дедушке», « а Васька слушает да ест», «а судьи кто?», «а воз и ныне там», «белая ворона», «лошадиная фамилия», «луч света в тёмном царстве», «не мудрствуя лукаво», « дела давно минувших дней...», «нет повести печальнее на свете...», «Да только воз и ныне там»
3 группе: - используя словари, объясните значение и источник возникновения следующих фразеологизмов: « На кончике пера», « Нить Ариадны».
Комментарий: Творческая работа в группах с разными видами заданий помогает мне как учителю не только одновременно отработать разные практические навыки, которые учащимся будут необходимы при выполнении сложной исследовательской работы, но и закрепить умение работать в команде, более внимательно слушать друг друга, оценивать себя и других. В процессе такой работы учащиеся лучше осознают роль фразеологизмов как средства выразительности, а в итоге появляется познавательный интерес, а значит, происходит обогащение словарного запаса.
(после выполнения задания через слайд проверка, учащиеся сверяют свой ответ, делают вывод о происхождении фразеологизмов- исконно-русские, старославянские, заимствованные):
Вопрос учителя: какие ещё источники пополнения языка фразеологизмами вы можете назвать?
(Крылатые слова, фольклор, цитаты, выражения из литературных произведений, изречения, афоризмы, книжные выражения, употребляющиеся без перевода).
Задание № 3. –коллективная работа
Ребята, предлагаю вам попробовать объяснить значения следующих книжных выражений (Альфа и омега, постфактум, априори, картбланш, постскриптум, сальто-мортале, статус-кво. (Слайд 10)
Учитель:
Ребята, слышали ли вы такие выражения: «Вы заблудились в трёх елях», «У него семь четвергов на неделе», « Он привык из кильки делать кита»? Не правда ли, странно выглядят эти выражения? А предложения « Он заблудился в трёх соснах», «У него семь пятниц на неделе», « Он привык из мухи делать слона» не вызывают удивления, потому что так говорят. В этом обнаруживается особенность фразеологизмов: в них нельзя произвольно заменять слова, то есть они отличаются постоянством лексического состава. Эта особенность отличает фразеологизмы от свободных словосочетаний.
Проблемный вопрос: от чего зависит, является ли словосочетание фразеологизмом ? Чтобы помочь вам ответить на вопрос, предлагаю сравнить 2 предложения. 1) По приказу командира солдат вышел из строя. 2) Аппарат очень быстро вышел из строя и нуждается в ремонте. ( От контекста).
Слайд 11.
Задание № 4. Для всех групп
Составьте предложения, в которых каждое из предложенных выражений являлось бы сначала свободным сочетанием, затем - фразеологическим оборотом. Поясните значения фразеологизмов.
(1 группа - не вытянешь клещами, висеть на хвосте; 2 группа - закрыватьглаза, держаться в тени, 3 группа - лёд тронулся, плыть по течению).
Слайд 12.
Проверка задания 4 (При затруднении обращение за помощью к другим группам – самооценка).
Задание № 5 (устное задание для всех групп; отвечает тот, кто первым нашёл ошибку или по очереди представитель каждой группы).
Внимательно прочитайте и найдите ошибки в употреблении фразеологизмов, исправьте их. Пояснение учителя: фразеологические обороты следует воспроизводить в речи точно, в том виде, в каком они закрепились в языке. Ни один фразеологизм не следует толковать буквально -это образные выражения. В речи фразеологизмы нередко искажаются, причём по-разному:
1) Если взялись за ответственное дело, так держите свою марку.(«Держать марку»).
2) Я тебя прождал целый битый час («Битый час»).
3) Они такие враги, что их водой не разольёшь. («Не разлить водой»).
4) Моего соседа все знают, он говорит нараспашку. («Душа нараспашку»).
5) Это была оборотная сторона мысли. («Оборотная сторона медали»).
6) Каждый из них хочет плыть по ветру. («Плыть по течению»).
7) Все единодушно потребовали приподнять занавес над этой странной историей. («Приподнять завесу»).
8) В произведениях Тургенева пейзаж играет большое значение. («Играет большую роль»).
Комментарий: Вы, возможно, уже обратили внимание, что все творческие задания между собой взаимосвязаны, такой комплексный подход позволяет закрепить умения, связанные с исправлением текста, усвоить нормы употребления фразеологизмов, повысить уровень речевой культуры.
Работа с памяткой «Это надо запомнить»: (Слайд№ 11). Учащиеся записывают фразеологизмы в тетрадь.
ни свет ни заря
ни днём ни ночью
ни два ни полтора
ни рыба ни мясо
ни дать ни взять
ни взад ни вперёд
ни то ни сё
Комментарий учителя к заданию:
Если в предыдущих заданиях ребята отрабатывали элементы исследовательской деятельности через поисковые методы (наблюдение, редактирование, поиск источников), то при выполнении данного задания они учатся правильно произносить устойчивые выражения разговорной речи и закрепляют правописание фразеологизмов.
Задание № 6.
Игра « Проверь себя». Учащимся предлагаются разные задания по группам, каждая группа проводит игру с другой. Учащиеся могут пользоваться подсказками (раздаточный материал – показывают ответ).
1 группа дает задание 2 группе: по определению угадать фразеологизмы.
1) Быть всегда готовым к обороне (держать порох сухим).
2) Очень худой, измождённый (кожа да кости).
3) Умышленно, намеренно не замечать чего-либо (закрывать глаза на что-либо).
4) Ничего не добившись, обманувшись в своих ожиданиях(не солоно хлебавши).
5) Днём на виду у всех (среди бела дня).
6) Неохотно, принудив себя к чему-либо (скрепя сердце).
2 группа даёт задание 3 группе: подобрать синонимы к названным фразеологизмам.
Поминай как звали (и след простыл).
Куры не клюют (хоть пруд пруди).
Тьма кромешная (ни зги не видно).
Глядеть в оба ( держать ухо востро).
Ни слуху ни духу (ни ответа ни привета).
Пальчики оближешь (язык проглотишь)
Закрывать глаза на что (смотреть сквозь пальцы).
3 группа даёт задание 1 группе: подобрать антонимы к названным фразеологизмам.
В двух шагах (за тридевять земель).
Хоть пруд пруди ( с гулькин нос).
Засучив рукава ( спустя рукава).
Взять себя в руки ( упасть духом).
Жить душа в душу ( как кошка с собакой).
Распустить язык ( держать язык за зубами).
Чуть свет ( на ночь глядя).
Творческое задание:
Изобразить фразеологизм в виде пантомимы. Например, «денег куры не клюют», «водить за нос», «мухи не обидит» (можно предложить другим группам отгадать показанный фразеологизм).
Комментарий: игровой эффект важен на каждом уроке, независимо от возраста учащихся. Именно игра помогает, с одной стороны, снять напряжение в процессе умственной деятельности, а с другой – активизировать внимание на многообразии фразеологии, увидеть ее богатые языковые возможности. Увлекательные, занимательные формы работы вызывают интерес и прививают чувство любви и уважения к родной речи. Если игровые формы включаются в урок в системе, то процесс «проживания в творчестве» становится привычкой, которая способствует саморазвитию через обучение.
Задание № 7. Самостоятельная работа Задание по группам: прочитайте цитаты из литературных произведений и публицистических текстов, найдите в них фразеологизмы, объясните их значение. При необходимости пользуйтесь словарями.
После выполнения работы уч-ся каждой группы читают вслух фразеологизмы, поясняют значения.
1группе уч-ся : 1) Тесная квартирка сапожника была наполнена гостями… Из русских чиновников был один будочник Юрка…Лет двадцать служил он в сём звании верой и правдою.(А. С. Пушкин. «Гробовщик»). ( Верой и правдою – честно).
2) В первую голову необходимо было пополнить материальную часть армии.(А. Толстой. «Хождение по мукам»). ( В первую голову – сначала.)
3) И солдаты, после тридцативёрстного перехода, не смыкали глаз, всю ночь чинились, чистились.(Л.Н.Толстой. «Война и мир»). ( не смыкая глаз – без сна).
4) У нас вино мужицкое, простое, не заморское, не по твоим губам! (Н.А.Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо»). ( Не по твоим губам – не для тебя).
5) Это художественный памятник, его как пить дать оставят.(А.Солженицын). (Точно, обязательно).
2 группе уч-ся:
1) У нас полезные проекты по полугоду под сукном лежат, и никто ни очём думат не хочет.(М.Е.Салтыков-Щедрин. «Мелочи жизни»). ( лежать под сукном – забыто).
2) Ты подумал бы лучше, как пшеницу с рук сбыть. (Н.В.Гоголь. «Сорочинская ярмарка»). (С рук сбыть – продать, избавиться).
3)Ты знаешь, я на всё гляжу сквозь пальцы и волю вам даю: сиди она с тобою хоть всю ночь, до петухов, ни слова не скажу я. («А.С.Пушкин. «Русалка»). (Смотреть сквозь пальцы – многое позврлять, не контролировать).
4) Князь Андрей был не первой молодости и слаб здоровьем.(Л.Н.Толстой. «Война и мир»). ( Не первой молодости – не молодой).
5) И только в последние годы ХХ века стало ясно, что не последнее слово принадлежит здесь лингвистам, которые занимаются не только примитивной идеографией первобытных племён, но и современной научной идеографией. (А.Кондратов). (Не последнее слово – важная роль).
3 группе уч-ся:
1) Стремительно подбегая к двери, я лицом к лицу встретился со входящим Голохвастовым.( А.Фет. Ранние годы жизни). ( Лицом к лицу – близко, вплотную).
2) И дураки, и умники одним миром мазаны.
(М.Горький. «Мать»). ( Одним миром мазаны – похожи).
3) Приветливая была бабёнка, обходительная, и всякое дело у неё в руках горело. (Д.Мамин-Сибиряк. «Золото»). (В руках горело- спорилось, получалось).
4) «Вот уже третий год,- заключил он,- как живу я без Дуни и как обней ни слуху ни духу».(А.С.Пушкин. «Станционный смотритель»).(Нет известий)
5) Борис Полевой решил, что худшее для Маршака уже позади. Не может же человек на смертном одре держать корректуру! (С.Сивоконь). ( На смертном одре – перед смертью).
Задание 8. Игровой момент
Занимательная фразеология: используя фразеологизмы, можно составить шуточные вопросы, а ответ найти в устойчивых словосочетаниях.
Есть ли у земли лицо (Стереть с лица земли).
Может ли горе быть в жидком состоянии? (Хлебнуть горя).
В каком фразеологизме упоминается таблица умножения? Как дважды два (знать).
Какое блюдо бывает у некоторых людей в голове? (Каша в голове).
Может ли вопрос заболеть? (Больной вопрос).
Из какого фразеологизма марсиане могли бы заподозрить, что у человека не две ноги, а больше? (Бежать со всех ног).
Какого цвета бывает тоска?
( Тоска зелёная)
Заключительное слово учителя.
Фразеологизмы в нашей повседневной речи употребляются сплошь и рядом. Порой мы даже не замечаем, что произносим эти устойчивые выражения,- настолько они привычны и удобны. Здесь сказывается один из основных лингвистических законов-закон экономии средств. Можно произнести целую тираду, а можно сказать очень коротко, употребив фразеологизм. Теория фразеологизмов была заложена в начале ХХ века. В России её стал развивать и написал ряд интересных работ Виктор Владимирович Виноградов. Фразеологизмы-яркие, образные, запоминающиеся выражения. Их принято называть жемчужинами языка.
Они родом из речевой стихии и отражают реалии бата русского народа, обычаи, традиции, работу, мышление наших предков, историю страны. Я надеюсь, что сегодняшнее занятие вызвало у вас интерес к фразеологии и желание узнать как можно больше устойчивых словосочетаний и правильно употреблять их в речи, делая её образной , выразительной.