kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические рекомендации по формированию умений находить главные и второстепенные члены предложения

Нажмите, чтобы узнать подробности

В помощь учителю предлагается рекомендация по организации деятельности к формированию умений находить главные и второстепенные члены предложения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по формированию умений находить главные и второстепенные члены предложения»

МБОУ «СОШ с. КОМСОМОЛЬСКОЕ»



Методические рекомендации по формированию умений

находить главные и второстепенные члены предложения.


Коррекционная работа












Для учителя 4 класса









Тема № 3











Пояснительная записка

Методические рекомендации разработаны к предмету «Русский язык», предназначены для учителей начальных классов.

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

В помощь учителю предлагается рекомендация по организации деятельности к формированию умений находить главные и второстепенные члены предложения.

Занятие направлено:

- на формирование основных мыслительных операций;

-на развитие внимания, памяти;

-на развитие разговорного русского языка;

-на развитие умения задавать вопрос от одного члена предложения к другому;

-на формирование умения сознательно пользоваться предложением для выражения своих мыслей;

-на развитие умения делить поток речи на законченные структурно-смысловые единицы.



Использованные материалы:

-Соловейчик М.С. К тайнам языка. Работа над предложением. 1994

-Шумейко В.А. Русский язык в начальных классах. С-П. СМИО Пресс.2000





Основные виды деятельности

1 Работа над пониманием сущности связи слов в словосочетаниях.

2.Работа над осознанием особенностей главных и второстепенных

членов.

3. Работа над формированием умения точно употреблять слова в предложении

4.Работа над расширением нераспространённого предложения

5. Работа над развитием умения ставить вопросы для установления связи между словами.



Форма реализации:

-- Фронтальная

--Парная



Методы реализации:

-Объяснительно-иллюстративный

-Частично-поисковый



Способы и средства

-рисунки

-таблица

-схема



Практическая часть

. Изучение предложения и формирование умения пользоваться им в речи базируется на постоянном расширении фактических знаний учащихся. Ученик познает что-то новое, у него возникает потребность сообщить об этом. Он ищет наиболее удобную форму для выражения своих мыслей. Так из потребности общения возникает необходимость более совершенного владения предложением. Для учащихся, не усвоивших умение работать над предложением, учителю приходится искать более сжатый, рациональный приём, чтобы в 4 классе он смог усвоить всё, что пройдено о предложении с первого класса.

Ведущим при усвоении предложения является развитие у учащихся правильного представления о членах предложения. Младшие школьники усваивают, что все члены предложения делятся на две большие группы: главные и второстепенные. Главные члены являются основой предложения; без главных членов предложение не имеет законченного смысла:

1.Учитель приводит пример:

Вчера к нам….

На ветке яблони…

Вопрос: Что вы поняли? Вы поняли меня? Можно ли сказать, что это предложения? Почему? (нет смысла; ожидается продолжение, конец; о чём-то хотели сказать, но не докончили)

Кто поможет докончить предложение? ( на доску выносится лучшее предложение)

Вчера к нам приехали гости.

На ветке яблони раскрылись листочки.

Без слов «приехали гости; раскрылись листочки» у нас предложение не получалось. Значит, это главные члены, основа предложения.

2. Работа над распознаванием роли главных членов.

А)-О ком говорится в 1-м предложении? О гостях.

-На какой вопрос отвечает это слово? На вопрос кто?

-О чём говорится во 2-м предложении? О листочках.

-На какой вопрос отвечает это слово? На вопрос что?

Что обозначают слова гости, листочки? Они обозначают предметы, о которых говорится в предложении.

Выделяем их, подчеркнув одной чертой. В предложении они являются какими членами? Подлежащими

Б) Что говорится о гостях? Что они приехали. На какой вопрос отвечает это слово? « Что сделали?.». Что обозначает это слово? Обозначает действие.

Что говорится о листочках? Что они раскрылись

На какой вопрос отвечает это слово? «Что сделали?». Что обозначает это слово? Обозначает действие

Выделяем их, подчеркнув двумя чертами. Какой член предложения мы выделяем таким образом? Сказуемое

Вывод: подлежащее и сказуемое – это главные члены предложения; обозначают предмет, о котором говорится в предложении, и его действие; без них предложения не бывает

Рекомендация. Раздать карточки, на которых записаны по 1-2 небольших предложения, с заданием: выделить подлежащее и сказуемое (работа на 1-2 минуты).

2. Составление предложения по картинке.Выделение главных членов.



- Кого вы видите на картинке? Кто это? Это медведь.

- Что он делает? Онспит. Где он спит? В берлоге

-Составьте предложение. Медведь спит в берлоге

- Задание: выделить подлежащее и сказуемое с помощью вопросов.

-Что обозначает слово «в берлоге»? Оно обозначает место.

-Как спросим? - Где спит медведь?

-У нас уже есть главные члены. «В берлоге»– это главный член? Нет, без него смысл не теряется. Это второстепенный член, он указывает на место.

3. Расширение предложения. Работа с картинкой.

Рекомендация: по ходу беседы записывать слова, чтобы получилось деформированное предложение

А)Посмотрите на него. Какой он? Забавный, добрый, милый.







-Его так и хочется поласкать. Но мы сможем это сделать только на словах. Измените слово «медведь» так, чтобы оно звучало ласково и выражало наше мнение, что он забавный, добрый.Кто сможет выразить эти чувства одним словом? Вспомните «ласкательные, добрые» суффиксы:

-оньк-, -еньк-, -очк-, -ушк-.

Медведушка

Как нам это удалось? С помощью суффикса -ушк-

Как он спит? Сладко.

-Что он делает ещё? Сосёт лапу.

-Какая у него лапа? Большая, сильная, мохнатая.

Где он спит? В берлоге.



-Какая у него берлога? Тёмная, тесная, уютная, тёплая.

-Составим предложение из слов, которые мы подобрали к картинке.

Медведушка, , спит, лапу, сосёт, мохнатую, в ,берлоге, тёмной.

Медведушка спит в тёмной берлоге и сосёт мохнатую лапу.

Б)--Выделение главных членов( желательно самостоятельно с последующей проверкой).

Рекомендация – обратить внимание на однородные сказуемые, то есть, проверить, заметили ли дети второе. (сосёт)

-Что сказано о медведушке? Что он спит. А как спит медведь, он чем-нибудь питается во время зимнего сна? Сосёт лапу.

- Сколько действий совершает медведь? Два. Значит, в предложении два сказуемых. Оба относятся к какому члену предложения? К подлежащему? Оба отвечают на какой вопрос? Что делает?

Как называются такие члены предложения? Это однородные члены предложения.

В) Установление с помощью вопросов связи между словами

-Спит где? В какой? Сосёт что? Какую?

Составление схемы предложения.

и .




Где? Что?

В какой? какую?

-г) Установление границ предложения.

Сосёт медведушкав тёмной берлоге мохнатую лапу косолапый не слышит  весенней тревогивремечко-время летит горячие лучи солнца добрались до медвежьей берлоги они щекочут Мишку по носу аленький лучик колючий Мишку тревожит спать больше Мишка не может


Работа по распространению главных членов предложения помогает не только осознавать структуру предложения, но и правильно употреблять предложно – падежные формы существительных. Особенно эффективны виды упражнений, направленных на то, чтобы вместе учащиеся понимали сущность зависимости одного слова от другого в пределах словосочетания.

Полезна работа по распространению главных членов предложения:

а) При помощи нескольких пояснительных слов, отвечающих на разные вопросы.

Мы живём где? (палатки), где? (лесные озера). – Мы живём в палатках на лесных озерах.

Руки пахнут чем? (дым, грибы). – Руки пахнут дымом, грибами.

б) При помощи пояснительных слов и словосочетаний.

Дети кормят … (зима, синицы). – Дети кормят зимой птиц.

Синицы зимуют … (города, села). – Синицы зимуют в городах и селах

в) установление зависимости между словами:

Пришла (сентябрь, осень, лето)

Лужицы покрылись тонким (плёнкой, льдом, стеклом)



Учителю нельзя упускать моменты, оставшиеся непонятыми учеником. Задания такого типа – это лишь часть того, чем можно воспользоваться при формировании умений находить главные и второстепенные члены предложения.

Эльмаева Э.В.


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Эльмаева Элиза Вахаевна

Дата: 05.06.2016

Номер свидетельства: 332657

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Доклад "Проблема адаптации учащихся 5 класса на уроках русского языка""
    ["seo_title"] => string(70) "dokladprobliemaadaptatsiiuchashchikhsia5klassanaurokakhrusskoghoiazyka"
    ["file_id"] => string(6) "304302"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457695953"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства