Методические указания по выполнению практических заданий по дисциплине «Русский язык и культура речи»
Методические указания по выполнению практических заданий по дисциплине «Русский язык и культура речи»
Методические указания по выполнению практических заданий
по дисциплине «Русский язык и культура речи». В данных методических указаниях разработаны инструкционные карты по проведению практических занятий по дисциплине "Русский язык и культура речи", задания для обучающихся и методические рекомендации по их выполнению, вопросы для самоконтроля и библиографический список. Методические указания предназначены для прподавателей и обучающихся СПО.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Методические указания по выполнению практических заданий
по дисциплине «Русский язык и культура речи»
Преподаватели: Синядьева Т.А.
Тюрина И.Н.
Вад
2014 г.
ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА
к практическому занятию № 1
Наименование раздела: Текст. Стили речи
Название работы: Построение текста. Стилистический разбор текста
Цель работы: Уметь создавать тексты разных стилей, определять стилистические особенности текста.
Задание №1. Прочитайте отрывок из Закона РФ О защите прав потребителей.
Попробуйте передать содержание этих статей в дружеском письме. Использование каких слов и выражений окажется невозможным в неофициальной ситуации?
Настоящий закон регулирует отношения, возникающие между потребителями, устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества, на безопасность их жизни и здоровья, получение информации о товарах (работах, услугах) и их изготовителей (исполнителях, продавцах), просвещение потребителей, государственную и общественную защиту их интересов, объединение в общественные организации потребителей, а также определяет механизм реализации этих прав.
Задание№2. Прочитайте текст. Определите стиль, к которому принадлежит этот текст, укажите соответствующие отличительные признаки.
Представьте себе корабль со спущенными реями, рваными парусами, перекошенными винтами. Такой корабль не пересечёт океан, не войдёт в свою гавань. Человек же куда более тонкий и сложный организм, чем любой корабль. Он втройне нуждается в регулировке, в правильной самоорганизации. А мы стоим рядом, проявляем больше заботы о порядке в своей квартире, чем в себе. В понятие «сотвори себя» я вкладываю не только физическое развитие, но и психический контроль, воспитание воли. Очень важным я считаю умение держать себя в узде и делать прежде всего то, что надо, а уж потом только то, что хочется. Я глубоко уверен вот в чём: строгость, щепетильность, требовательное отношение к себе – залог будущих успехов. Будешь к самому себе строг – будешь самому себе другом.
Задание№3. Составьте и запишите инструкцию, предусматривающую работу в кабинете информатики, на рабочем месте, в кабинете химии.
Задание№4. Напишите объяснительную записку о причинах вашего отсутствия на занятиях.
Задание№5. Напишите заявление о приёме вас на работу.
1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл.-М.:Просвещение,2010
2. Ващенко Е. Д. Русский язык и культура речи. - Ростов-на-Дону,- Феникс, 2009
3. Кузнецова Н.В. Русский язык и культура речи. - М., 2011
ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА
к практическому занятию № 4
Наименование раздела: Синтаксис.
Название работы: Выразительные возможности русского синтаксиса.
Цель работы: 1). Знать синтаксический строй предложений.
2). Уметь пользоваться багажом синтаксических средств при редактировании собственного текста.
Задание №1. Исправьте ошибки и отредактируйте предложения.
1. Вошла горничная в накрахмаленной на голове косынкой.
2. В письмах, получающихся редакцией газеты, есть много дельных замечаний.
3. В произведении описано ряд эпизодов из солдатской жизни.
4. После операции он стал не выступать на сцене.
5. Павел Петрович преклоняется английскими порядками.
Задание №2. Прочитайте текст. К какому стилю он принадлежит? Найдите и подчеркните образные определения и обстоятельства в отрывке из стихотворения И.Бунина.
Таинственно шумит лесная тишина,
Незримо по лесам поёт и бродит
осень…
Темнеет день за днём,- и вот
опять слышна
Тоскующая песнь под звон угрюмых
сосен.
Угрюмо бор гудит, несутся листья
вдаль…
Но в шумном ропоте и песне
безнадёжной
Я слышу жалобу: в ней тихая печаль,
Укор былой весне, и ласковый, и нежный.
Задание№3. Проанализируйте приведённые ниже фразы из газет, сочинений, выявите ошибки в их построении. Объясните суть каждой ошибки. Предложите правильный вариант каждой фразы.
Если процесс банкротства «Маяка» доведут до логического конца, большинство этих людей потеряют надежду получить собственные деньги или обещанную жилплощадь.
Начнётся резкое сокращение объёмов производства, увеличится безработица и так называемые «отключки» ( Отключение электроснабжения- сост).
Основную часть финансирования произведённых работ, выполняемых подрядным способом, было осуществлено также муниципальным образованием г. Зеленогорска.
Примерно пятая часть обманутых физических лиц рискуют остаются вообще без жилья и без денег.
Задание №4. Прочитайте текст, выясните его стилевую принадлежность, роль однородных членов в достижении цели высказывания, определите способы выражения однородных членов предложения.
В истории русской живописи сохранялись имена прекрасных художников-пейзажистов: Саврасов, Васильева, Куинджи, Левитан и др. Один из лучших художников этого жанра И.И.Шишкин. В своих картинах он воспевал родную землю, её свежее дыхание, невообразимые просторы и богатства. Цветущие поля, сосновые рощи, лесные дали-всё это близко и дорого сердцу
художника.
Широко известны многие его картины: «Сосновый бор», «Лесная глушь», «Рожь», «Среди долины ровныя…», «На севере диком», «Корабельная роща» и многие другие.
Он писал русскую природу летом и зимой, весной и осенью, на восходе солнца, в яркий полдень, при закате в разное время года, в различные часы дня. Всё: обыкновенное дерево, старый пень, полевые цветы-привлекало внимание художника. Во всём он умел находить красоту: и в тумане над рекой, и в лесной полянке, и в чаще леса.
Смотришь на его картины и чувствуешь себя среди родной природы. Картины Шишкина широко известны как в нашей стране, так и за рубежом.
Задание №5. Составьте заметку в газету об уголке природы, используяобособленные члены предложения, образные определения, обстоятельства.
Вопросы для самопроверки
1.Нейтральные и стилистически окрашенные слова;
2.Лексические изобразительно – выразительные средства языка (эпитеты, метафоры, метонимия, синекдоха, аллегория, гипербола, литота, перифраза, ирония, оксюморон).
Библиографический список:
1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл.-М.:Просвещение,2010
2. Ващенко Е. Д. Русский язык и культура речи. - Ростов-на-Дону,- Феникс, 2009
3. Кузнецова Н.В. Русский язык и культура речи. - М., 2011
ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА
к практическому занятию № 5
Наименование раздела: Нормы русского правописания
Название работы: Пунктуация и интонация. Способы оформления чужой речи.
Цель работы:1).Знать функции знаков препинания.
2).Уметь оформлять чужую речь на письме.
3).Уметь строить предложения с чужой речью и исправлять в
них ошибки.
Задание №1. Выделите нужными знаками препинания прямую речь
1)Выслушайте меня сказала Надя когда-нибудь до конца.
2)Брат сказал я хочу с тобой поехать.
4)Что вы тут делаете промолвил Базаров Букет вяжете?
5)Что же вы теперь делать будете спрашивала Мария Яковлевна сыновей.
Задание №2. Составьте диалог на одну из тем:
1)За чашкой чая о политике.
2)Встреча давних друзей.
3)Студенческие традиции.
4)Диалог по телефону о завтрашних планах.
Задание №3.Прочитайте. Укажите, какие ошибки допущены при передаче прямой речи косвенной. Перепишите, исправляя предложения.
1)Базаров ответил Павлу Петровичу, что строить – не наше дело, сперва надо месть расчистить.
2)Чичиков хотел узнать у Коробочки, что куда они заехали.
3)Савельич спросил у Гринёва, узнал он атамана.
4)Когда Таня встретила Павку на строительстве, то сказала, что я не ожидала увидеть тебя таким.
5)Базаров говорит Аркадию, что твой отец- человек отставной, его песенка спета.
Задание №4. Прочитайте. Найдите цитаты. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания.
1)В Грозе подчёркивал Н.А.Добролюбов есть что-то освежающее и ободряющее.
2)Говоря о рассказе И.С.Тургенев Хорь и Калиныч В.Г.Белинский восклицает с каким участием и добродушием автор описывает нам своих героев как умеет он заставить читателей полюбить их от всей души.
3)Н.А.Некрасов призывал поэтов так писать свои произведения чтобы словам было тесно мыслям просторно.
Задание№5. Составьте и запишите шесть предложений с прямой речью, затем эти предложения передайте косвенной речью.
Вопросы для самопроверки
1.Способы передачи чужой речи;
2.Прямая и косвенная речь. Диалог;
3.Способы цитирования.
Библиографический список:
1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл.-М.:Просвещение,2010
2. Ващенко Е. Д. Русский язык и культура речи. - Ростов-на-Дону,- Феникс, 2009
3. Кузнецова Н.В. Русский язык и культура речи. - М., 2011