kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические указания по выполнению практических заданий по дисциплине «Русский язык и культура речи»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические указания по выполнению практических заданий

по дисциплине «Русский язык и культура речи». В данных методических указаниях разработаны инструкционные карты по проведению практических занятий по дисциплине "Русский язык и культура речи", задания для обучающихся и методические рекомендации по их выполнению, вопросы для самоконтроля и библиографический список. Методические указания предназначены для прподавателей и обучающихся СПО.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические указания по выполнению практических заданий по дисциплине «Русский язык и культура речи» »

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«ПЕРЕВОЗСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

Вадский филиал















Методические указания по выполнению практических заданий

по дисциплине «Русский язык и культура речи»













Преподаватели: Синядьева Т.А.

Тюрина И.Н.











Вад

2014 г.


ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА

к практическому занятию № 1


Наименование раздела: Текст. Стили речи

Название работы: Построение текста. Стилистический разбор текста


Цель работы: Уметь создавать тексты разных стилей, определять стилистические особенности текста.


Задание №1. Прочитайте отрывок из Закона РФ О защите прав потребителей.

Попробуйте передать содержание этих статей в дружеском письме. Использование каких слов и выражений окажется невозможным в неофициальной ситуации?

Настоящий закон регулирует отношения, возникающие между потребителями, устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества, на безопасность их жизни и здоровья, получение информации о товарах (работах, услугах) и их изготовителей (исполнителях, продавцах), просвещение потребителей, государственную и общественную защиту их интересов, объединение в общественные организации потребителей, а также определяет механизм реализации этих прав.


Задание№2. Прочитайте текст. Определите стиль, к которому принадлежит этот текст, укажите соответствующие отличительные признаки.

Представьте себе корабль со спущенными реями, рваными парусами, перекошенными винтами. Такой корабль не пересечёт океан, не войдёт в свою гавань. Человек же куда более тонкий и сложный организм, чем любой корабль. Он втройне нуждается в регулировке, в правильной самоорганизации. А мы стоим рядом, проявляем больше заботы о порядке в своей квартире, чем в себе. В понятие «сотвори себя» я вкладываю не только физическое развитие, но и психический контроль, воспитание воли. Очень важным я считаю умение держать себя в узде и делать прежде всего то, что надо, а уж потом только то, что хочется. Я глубоко уверен вот в чём: строгость, щепетильность, требовательное отношение к себе – залог будущих успехов. Будешь к самому себе строг – будешь самому себе другом.

Задание№3. Составьте и запишите инструкцию, предусматривающую работу в кабинете информатики, на рабочем месте, в кабинете химии.


Задание№4. Напишите объяснительную записку о причинах вашего отсутствия на занятиях.


Задание№5. Напишите заявление о приёме вас на работу.


Вопросы для самопроверки


1.Сфера употребления функциональных стилей речи;

2.Особенности употребления лексики разговорного стиля;

3.Особенности написания деловых бумаг.

4.Состав публицистически окрашенной лексики.

5.Язык художественной литературы.



Библиографический список:

1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл.-М.:Просвещение,2010

2. Ващенко Е. Д. Русский язык и культура речи. - Ростов-на-Дону,- Феникс, 2009

3. Кузнецова Н.В. Русский язык и культура речи. - М., 2011
























ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА

к практическому занятию № 2

Наименование раздела: Лексика и фразеология

Название работы: Лексические ошибки и их исправление

Цель работы:1).Знать виды лексических ошибок.

2).Уметь исправлять лексические ошибки.

Задание№1. Исправьте предложения, устраняя тавтологию.

  1. Появление пьес А.Н.Островского явилось огромным событием в истории нашего театра.

  2. Автор сатирически изображает образы помещиков.

  3. Унаследовав наследство дядя, Онегин стал жить в деревне.

  4. Французский император просчитался, рассчитывая на быструю победу.

  5. Когда вражеские войска стали приближаться ближе, весь народ выступил против врагов.

  6. «Слово о полку Игореве» призывало русских людей объединиться воедино.


Задание№2. Укажите, какие недочеты имеются в использовании многозначных слов и омонимов.

Внесите необходимые исправления и перепишите

  1. Несомненно, что Молчалин сохранится в доме Фамусова.

  2. Торговая премьера состоялась в новом микрорайоне.

  3. Как только артист выходил на сцену, лица зрителей взрывались улыбками.

  4. Чацкий замечает, что Молчалин «дойдет до степеней известных».

  5. при цитировании стихов в сочинениях допускаются некоторые неточности.

  6. Результаты контрольных работ, проведенных в разных городах, были отличные.

  7. Из-за рассеянности шахматист не раз во время чемпионата терял очки.



Задание 3.

Перепишите, исправляя эти ошибки. Укажите, какие ошибки допущены при употреблении устойчивых оборотов.

  1. Правда, заключенная в стихах поэта, бьет в лицо.

  2. Уже ранние романтические произведения писателя оказали неизгладимое впечатление на современников.

  3. У Плюшкина крестьяне помирают как мухи.

  4. Во всем произведении красной нитью лежит мысль о будущем России.

  5. Среди художественных средств поэмы особую роль имеют сравнения.

  6. Среди художественных средств поэмы особую роль имеют сравнения.



Задание 4.

Укажите случаи лексической несочетаемости.

Допустить ошибку, допустить грубость, допустить недоделки, допустить неосведомленность, допустить низкое качество изделий, оказать содействие, оказать доверие, оказать невнимание, оказать возражение.

Проявить заботу, проявить желание, проявить инициативу, проявить порядок, проявить грубость, проявить уважение, проявить энергичность, проявить медлительность.

Вопросы для самопроверки


1.Однозначные и многозначные слова;

2.Основные особенности синонимов, антонимов, омонимов;

3.Употребление фразеологизмов в речи;

4.Лексическая сочетаемость, лексическая избыточность, лексическая недостаточность.



Библиографический список:

1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл.-М.:Просвещение,2010

2. Ващенко Е. Д. Русский язык и культура речи. - Ростов-на-Дону,- Феникс, 2009

3. Кузнецова Н.В. Русский язык и культура речи. - М., 2011




















ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА

к практическому занятию № 3

Наименование раздела: Части речи

Название работы: Ошибки в речи. Ошибки в словообразовании и

использовании в тексте форм слова.

Цель работы:1).Знать нормативные употребления форм слова.

2).Уметь выявлять и исправлять ошибки в речи, связанные с неправильным употреблением форм слова.

3).Уметь употреблять грамматические формы слов в соответствии с литературной нормой и стилистическими особенностями текста.


Задание№1. Укажите род существительных.

Амеба, кофе, мозоль, пальто, вуаль, досье, иваси, тюль, шимпанзе, ФБР, МИД, ЭВМ, салями, танго, фойе, эскимо, кафе, леди.

Для выполнения данного задания следует изучить трудные случаи употребления имён существительных (род имён существительных)


Задание№2. Выберите нужную форму.

1) (Шесть, шестеро) девушек поступило на курсы.

2)Потребовалось (шесть, шестеро, носики).

3)Хозяйка протянула гостю чашку дымящегося (чая, чаю).

4)Заграничные (паспорта, паспорты); опытные (доктора, докторы), известные

(профессора, профессоры); вновь назначенные (директора, директоры); искусные (повара, повары)


Задание№3. Образуйте форму родительного падежа множественного числа.

Башкиры , болгары, казахи, сапоги, ремешки, амперы, апельсины, турки, чукчи, гольфы, гектары, ботинки, чулки.


Для выполнения задания необходимо изучить трудности в употреблении форм родительного падежа множественного числа


Задание№4. Исправьте ошибки.

1) Все хотели услышать Эдиту Пиаф.

2)МИД предъявил ноту протеста.

3)Наше знакомство с Чарли Чаплин произошло в период немого кино.

4)Бдительный ФБР вовремя предотвратил террористический акт.

5)По правде сказать, она мало походила на агитаторшу.

6)В этом году мы посетили шумное многолюдное Осло.

7)Выступила лауреатка второй премии Елена Сергеева.

Для выполнения задания необходимо изучить тему: «Имена собственные и нормы его употребления».


Задание№5. Исправьте ошибки, допущенные в употреблении форм единственного и множественного чисел имён существительных, перепишите.

1)Татьяне свойственны тонкие понимания русской природы.

2)Образ скряги, потерявшего всё человеческое, не может не вызвать наших негодований.

3)В чернильнице Плюшкина было не чернило, а какая-то заплесневелая жидкость.

4)Недовольство рабочих жизнью выражались в стачках.


Задание№6. Согласуйте прилагательные с существительными

(Варёный) вермишель, (картофельный) пюре, (цветной) тюль, (разборчивый) подпись, (сладкий) какао, (долгий) путь, (заказной) бандероль, (новый) рояль, (серый) мышь, (мелкий) дробь, (новый) ателье, (мелкий) кафель.


Задание№7. Найдите ошибки в образовании форм существительных. Запишите слова в исправленном виде.

По дорогах, по улицах, из шланги, из консерва, пять курей, много турков, удары курант, положил на пазух, сандаль, туфель.


Вопросы для самопроверки


1.Особенности категорий рода, числа, падежа имени существительного;

2.Особенности употребления собирательных числительных.




Библиографический список:

1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл.-М.:Просвещение,2010

2. Ващенко Е. Д. Русский язык и культура речи. - Ростов-на-Дону,- Феникс, 2009

3. Кузнецова Н.В. Русский язык и культура речи. - М., 2011


ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА

к практическому занятию № 4


Наименование раздела: Синтаксис.

Название работы: Выразительные возможности русского синтаксиса.

Цель работы: 1). Знать синтаксический строй предложений.

2). Уметь пользоваться багажом синтаксических средств при редактировании собственного текста.


Задание №1. Исправьте ошибки и отредактируйте предложения.

1. Вошла горничная в накрахмаленной на голове косынкой.

2. В письмах, получающихся редакцией газеты, есть много дельных замечаний.

3. В произведении описано ряд эпизодов из солдатской жизни.

4. После операции он стал не выступать на сцене.

5. Павел Петрович преклоняется английскими порядками.


Задание №2. Прочитайте текст. К какому стилю он принадлежит? Найдите и подчеркните образные определения и обстоятельства в отрывке из стихотворения И.Бунина.


Таинственно шумит лесная тишина,

Незримо по лесам поёт и бродит

осень…

Темнеет день за днём,- и вот

опять слышна

Тоскующая песнь под звон угрюмых

сосен.

Угрюмо бор гудит, несутся листья

вдаль…

Но в шумном ропоте и песне

безнадёжной

Я слышу жалобу: в ней тихая печаль,

Укор былой весне, и ласковый, и нежный.


Задание№3. Проанализируйте приведённые ниже фразы из газет, сочинений, выявите ошибки в их построении. Объясните суть каждой ошибки. Предложите правильный вариант каждой фразы.

Если процесс банкротства «Маяка» доведут до логического конца, большинство этих людей потеряют надежду получить собственные деньги или обещанную жилплощадь.

Начнётся резкое сокращение объёмов производства, увеличится безработица и так называемые «отключки» ( Отключение электроснабжения- сост).

Основную часть финансирования произведённых работ, выполняемых подрядным способом, было осуществлено также муниципальным образованием г. Зеленогорска.

Примерно пятая часть обманутых физических лиц рискуют остаются вообще без жилья и без денег.




Задание №4. Прочитайте текст, выясните его стилевую принадлежность, роль однородных членов в достижении цели высказывания, определите способы выражения однородных членов предложения.


В истории русской живописи сохранялись имена прекрасных художников-пейзажистов: Саврасов, Васильева, Куинджи, Левитан и др. Один из лучших художников этого жанра И.И.Шишкин. В своих картинах он воспевал родную землю, её свежее дыхание, невообразимые просторы и богатства. Цветущие поля, сосновые рощи, лесные дали-всё это близко и дорого сердцу

художника.

Широко известны многие его картины: «Сосновый бор», «Лесная глушь», «Рожь», «Среди долины ровныя…», «На севере диком», «Корабельная роща» и многие другие.

Он писал русскую природу летом и зимой, весной и осенью, на восходе солнца, в яркий полдень, при закате в разное время года, в различные часы дня. Всё: обыкновенное дерево, старый пень, полевые цветы-привлекало внимание художника. Во всём он умел находить красоту: и в тумане над рекой, и в лесной полянке, и в чаще леса.

Смотришь на его картины и чувствуешь себя среди родной природы. Картины Шишкина широко известны как в нашей стране, так и за рубежом.


Задание №5. Составьте заметку в газету об уголке природы, используя обособленные члены предложения, образные определения, обстоятельства.



Вопросы для самопроверки

1.Нейтральные и стилистически окрашенные слова;

2.Лексические изобразительно – выразительные средства языка (эпитеты, метафоры, метонимия, синекдоха, аллегория, гипербола, литота, перифраза, ирония, оксюморон).


Библиографический список:

1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл.-М.:Просвещение,2010

2. Ващенко Е. Д. Русский язык и культура речи. - Ростов-на-Дону,- Феникс, 2009

3. Кузнецова Н.В. Русский язык и культура речи. - М., 2011













ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА

к практическому занятию № 5


Наименование раздела: Нормы русского правописания

Название работы: Пунктуация и интонация. Способы оформления чужой речи.


Цель работы:1).Знать функции знаков препинания.

2).Уметь оформлять чужую речь на письме.

3).Уметь строить предложения с чужой речью и исправлять в

них ошибки.


Задание №1. Выделите нужными знаками препинания прямую речь

1)Выслушайте меня сказала Надя когда-нибудь до конца.

2)Брат сказал я хочу с тобой поехать.

4)Что вы тут делаете промолвил Базаров Букет вяжете?

5)Что же вы теперь делать будете спрашивала Мария Яковлевна сыновей.


Задание №2. Составьте диалог на одну из тем:

1)За чашкой чая о политике.

2)Встреча давних друзей.

3)Студенческие традиции.

4)Диалог по телефону о завтрашних планах.


Задание №3.Прочитайте. Укажите, какие ошибки допущены при передаче прямой речи косвенной. Перепишите, исправляя предложения.

1)Базаров ответил Павлу Петровичу, что строить – не наше дело, сперва надо месть расчистить.

2)Чичиков хотел узнать у Коробочки, что куда они заехали.

3)Савельич спросил у Гринёва, узнал он атамана.

4)Когда Таня встретила Павку на строительстве, то сказала, что я не ожидала увидеть тебя таким.

5)Базаров говорит Аркадию, что твой отец- человек отставной, его песенка спета.


Задание №4. Прочитайте. Найдите цитаты. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания.

1)В Грозе подчёркивал Н.А.Добролюбов есть что-то освежающее и ободряющее.

2)Говоря о рассказе И.С.Тургенев Хорь и Калиныч В.Г.Белинский восклицает с каким участием и добродушием автор описывает нам своих героев как умеет он заставить читателей полюбить их от всей души.

3)Н.А.Некрасов призывал поэтов так писать свои произведения чтобы словам было тесно мыслям просторно.


Задание№5. Составьте и запишите шесть предложений с прямой речью, затем эти предложения передайте косвенной речью.


Вопросы для самопроверки


1.Способы передачи чужой речи;

2.Прямая и косвенная речь. Диалог;

3.Способы цитирования.



Библиографический список:

1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл.-М.:Просвещение,2010

2. Ващенко Е. Д. Русский язык и культура речи. - Ростов-на-Дону,- Феникс, 2009

3. Кузнецова Н.В. Русский язык и культура речи. - М., 2011








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Тюрина Ирина Николаевна, Синядьева Татьяна Александровна

Дата: 08.12.2014

Номер свидетельства: 141124


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства