kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока русского языка по теме:"Способы формулировки проблемы, поднятой автором текста."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучающие цели урока:                                                                                                                        - дать   представление о месте и роли формулировки проблемы исходного текста  в структуре сочинения ЕГЭ;                                                                                                                         - закрепить навык вычленения основной проблемы текста, формулирования  её разными способами.                                                                                                                                                           

Развивающая цель: развитие навыков сопоставления, умения вести диалог, аргументировать сказанное, обобщать, делать выводы, осуществлять  самоконтроль  и самооценку.                                                 

Воспитывающая цель: способствовать развитию умений и навыков работы с текстом в творческих исследовательских группах;  формирование личностного интереса к получению новой информации и ценностного отношения к предмету;                                                                                                        создание атмосферы, способствующей  воспитанию личности в условиях социального партнерства (ученик – ученик, ученик – учитель, ученик – коллектив).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока русского языка по теме:"Способы формулировки проблемы, поднятой автором текста."»

Урок русского языка 10 класс.

Тема: Способы формулировки проблемы, поднятой автором текста. (Слайд №1) Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок теоретической и практической работы. Форма деятельности на уроке: фронтальная работа, работа в группах. Оборудование: ПК, мультимедиа, презентация к уроку, раздаточный материал (Приложение № 1, 2), листы учёта знаний, умений и навыков.

Программа: для средней (полной) школы (базовый уровень) подготовлена А. И. Власенковым, Л. М. Рыбченковой

Учебник: Власенков. А.И., Л.М.Рыбченкова. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. Для 10- 11 классов общеобразовательных учреждений.

Обучающие цели урока: - дать представление о месте и роли формулировки проблемы исходного текста в структуре сочинения ЕГЭ; - закрепить навык вычленения основной проблемы текста, формулирования её разными способами.

Развивающая цель: развитие навыков сопоставления, умения вести диалог, аргументировать сказанное, обобщать, делать выводы, осуществлять самоконтроль и самооценку.

Воспитывающая цель: способствовать развитию умений и навыков работы с текстом в творческих исследовательских группах; формирование личностного интереса к получению новой информации и ценностного отношения к предмету; создание атмосферы, способствующей воспитанию личности в условиях социального партнерства (ученик – ученик, ученик – учитель, ученик – коллектив).

Ход урока I. Актуализация знаний. 1. Вступительное слово учителя. Сегодняшнее занятие я хочу начать с притчи, которая называется «Первая стрела». Мастер стрельбы из лука предложил Ученику приготовиться к выполнению упражнения. Тот подошёл к рубежу стрельбы, взяв лук и две стрелы. Мастер отобрал у него одну из стрел и бросил её в сторону. «Почему ты отобрал у меня вторую стрелу?»- удивился Ученик. «Я отобрал у тебя не вторую стрелу, а первую: она всё равно пошла бы мимо цели, поскольку, стреляя, ты бы знал, что у тебя в запасе есть ещё одна попытка». - Как можно соотнести эту притчу с темой сегодняшнего урока? (Ответы учащихся). - Хотелось бы, ребята, чтобы вы сдали ЕГЭ по русскому языку успешно тоже с первой попытки. 2. Фронтальный опрос. Ребята, дайте, пожалуйста, толкование понятий: «тема», «идея», «проблематика» текста. (Ответы учащихся). На экзамене перед вами будет стоять задача: как можно точнее понять содержание исходного текста, его проблематику. Очень важная композиционная часть сочинения – формулировка проблемы исходного текста. Ребята, на предыдущем уроке мы познакомились с понятием «проблема исходного текста». Что же такое проблема исходного текста? (Ответы учащихся). Да, действительно, проблема – сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования. От того, правильно ли вы определите и сформулируете проблему исходного текста, зависит количество баллов, которые вы получите за сочинение. Чтобы сформулировать цели нашего сегодняшнего урока, вспомним критерии оценки этой части сочинения К1:

К1. Формулировка проблем исходного текста. (Слайд №2)

- Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет. - 1 балл.

- Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста.- 0


Ребята, вы все очень разные, а значит каждому из вас удобнее выбрать свой способ формулирования проблемы исходного текста. Итак, ребята, чему вы должны научиться на уроке? (Формулировка целей урока).


II. Работа над новым материалом. 1) Работа с текстом В.Солоухина (Приложение №1): чтение текста, словарная работа.

2) Объяснение способов моделирования формулировки проблемы исходного текста. Коллективная работа.


а) Ключевое слово: (Слайд №3) Найдите и запишите ключевое слово текста (жадность).

Опишите круг ассоциаций, которые вызывает в вашем сознании это слово (порок, роковая страсть, страшные последствия, губит души и т.д.)

Сделайте переход к теме исходного текста (экология).

Вариант работы. Человеческая жадность - отвратительный нравственный порок, который владеет человеческими душами. Страшно, когда жадность овладевает душами тысяч людей. О том, к каким немыслимым по масштабам последствиям может привести человечество эта роковая страсть, повествует в своей статье В. Солоухин.


б) Вопросы- стимулы: (Слайд № 4) Задайте два-три вопроса, которые созвучны теме исходного текста. Напишите, что поиск ответов на эти вопросы и является главной задачей автора текста.


Вариант работы. К каким последствиям может привести человеческая жадность? Как эта роковая страсть связана с экологией окружающей среды? Что ждёт человечество, если мы продолжим относиться к природе так, как об этом рассказывает В. Солоухин? Поиск ответов на эти вопросы и является главной задачей автора текста.

в) Картина (Слайд №5).

Запишите 3-4 назывных предложения, которые рождают в сознании целостную картину, по тональности созвучную чувству, воплощенному в исходном тексте. Эта картина проиллюстрирует состояние мира, которое неизбежно наступит, если мы не задумаемся над проблемами, поставленными автором текста.

Сделайте переход к исходному тексту.


Вариант работы. Чёрная, обугленная земля до самого горизонта. Мертвая тишина. Ощущение дикого, вселенского одиночества. Вот что ждёт человечество, если оно не сможет преодолеть роковую страсть – жадность, о которой пишет В. Солоухин.


г) Название (Слайд № 6). Прочитайте исходный текст, самостоятельно озаглавьте его, чтобы название воплощало главную мысль. Объясните, почему именно так следовало бы назвать текст.


Вариант работы. «Роковая страсть» — вот название, которое я дал бы предложенному тексту. Парадоксально, но основным двигателем человеческой истории всегда была жадность, по утверждению автора. Проблему губительной зависимости человеческой жадности и экологии поднимает в тексте В.Солоухин.


д) Пословица, афоризм, цитата. (Слайд №7). Запишите пословицу (афоризм, цитату) которая выражает главную мысль текста. Сделайте переход к исходному тексту.


Вариант работы. «Судьба человечества — в руках человека. Вот в чём ужас». Эта фразу В. Гжешика, поразившую меня своей парадоксальностью, а потому и запомнившуюся, я вспомнил сразу же, как только прочитал текст В. Солоухина о тех перспективах, которые ждут человечество из-за ненасытной жадности по отношению к природе.


Вот вы и познакомились с разными способами моделирования первой композиционной части сочинения. Чтобы лучше освоить один из предложенных способов, я предлагаю вам самостоятельно поработать с другим текстом в группах (5 групп по 5 человек, каждой группе даётся один из способов формулирования проблемы исходного текста). Ребята, не забывайте, что проблемы бывают разные:

- философские (затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления)

- социальные (касаются устройства и жизни общества)

- политические (связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп)

- экологические (отражают взаимодействие человека и окружающей среды)

- нравственные (этические) (связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек) и т.д.

III. Самостоятельная групповая работа учащихся под руководством учителя. Текст А.И.Солженицына, отрывок из рассказа «Матрёнин двор» (Приложение №2) .

1) Чтение текста.

2) Словарная работа (Слайд №8): праведник - человек, живущий согласно заповедям, моральным предписаниям какой-нибудь религии; в православии святой, который прославился подвигами и святостью жизни в обычных мирских условиях; человек, ни в чем не погрешающий против правил нравственности; характеризуется полным посвящением человека на служение Богу; человек, который живет праведной жизнью, не имеет грехов; тот, кто во всём руководствуется принципами справедливости, честности, не нарушает правил нравственности.

3) Самостоятельная работа учащихся.

IV. Контроль, оценивание полученных работ. Варианты работ. 1. Ключевое слово. Праведник. И само слово, и его значение далеко не всем понятно в нашем современном обществе. Очень часто людей, бескорыстно помогающих окружающим, считают странными, но принимают их помощь как нечто само собой разумеющееся. В центре внимания автора А.И.Солженицына находится проблема, важная для «оздоровления» нашей нации. 2.Вопросы-стимулы. Почему часто не ценят тех, кто бескорыстно готов прийти на помощь? Почему сердечность и простота вызывает у окружающих сожаление? Кого можно назвать праведником, и нужны ли такие люди обществу? В современном обществе особенную остроту приобретает проблема, поднятая А.И.Солженицыным. 3. Название. «Тот самый праведник» - вот название, которое я бы дала отрывку из рассказа А.И.Солженицына. Праведность, бескорыстие, любовь к ближнему считаются в нашей действительности малодушием и бесхребетностью. Автор призывает нас задуматься над своим отношением к людям, подобным Матрене, и уметь видеть в их заурядных и, как может нам казаться, глупых поступках широту человеческой души. 4. Картина (отрицательная). С человеком случилась беда, он обращается к окружающим за помощью, но все отворачиваются от него. Больному необходимо сочувствие или слово участия, но все равнодушно проходят мимо. Вот что ждёт наше общество, если такие лучшие качества, как праведность, бескорыстие, любовь к ближнему, утратят свою истинную ценность. О проблеме, поднятой А.И.Солженицыным, должен задуматься каждый из нас. 5. Пословица (афоризм, цитата). «Не стоит село без праведника»,- гласит народная мудрость. А.И. Солженицын повествует о том, что праведность героини не ценили по достоинству односельчане. Даже самые близкие, родные люди оказались неспособными разглядеть в поступках Матрёны широту человеческой души. Писатель заставляет задуматься о сложностях взаимоотношений между людьми.

Ребята, вы хорошо сегодня поработали. Возьмите листы учёта знаний, умений и навыков (Приложение №3) и оцените свой сегодняшний труд: если вы работали самостоятельно и уверенно и выполняли всё правильно, поставьте себе «5»; если нуждались в поддержке товарищей и допускали во время работы ошибки, поставьте себе «4»; если вы полностью полагались на силы и помощь товарищей по группе, поставьте себе оценку «3». На занятии по коррекции знаний, умений и навыков мы поработаем с теми ребятами, которые оценят свою работу на «3».

V. Итоги уроки. Закончить урок мне хочется словами Н.А.Некрасова: Форме дай щедрую дань Временем: важен в поэме Стиль, отвечающий теме. Стих, как монету, чекань Строго, отчетливо, честно, Правилу следуй упорно: Чтобы словам было тесно, Мыслям – просторно. В этих стихах – одно из замечательных правил словесного искусства: писать так, чтобы слово было точным, чтобы за каждым словом угадывался глубокий смысл, открывался простор воображению. И тогда удача на экзамене вам обеспечена! Домашняя работа: упражнение 407 (текст Д.Лихачёва). Написать первый абзац сочинения при помощи других способов моделирования.

Приложение №1

(1)Если бы какие-нибудь вселенские диверсанты были посланы уничтожить всё живое на Земле и превратить её в мертвый камень, они не могли бы действовать более разумно и коварно, чем действуем мы, живущие на Земле люди. (2)Говорят, что мы сбрасываем в Мировой океан ежегодно 10 000 000 тонн нефти. (З)Говорят, Рейн несёт в своих водах каждые сутки столько же ядовитых химических веществ, сколько могут перевезти 1000 железнодорожных составов. (4)Цифры, если их собрать, потрясающие; картина, если ее нарисовать, ужасна. (5)Остановиться уже нельзя. (6)Но я сейчас думаю о той пружине, которая дала первый толчок и подвигнула человека на этот пагубный путь. (7)Лев, нападая на стадо антилоп, убивает только одну. (8)Ястреб не будет заниматься бесцельным истреблением птиц, например, перепелят. (9)Он схватит одного и улетит, чтобы насытиться, утолить голод, утолить потребность в пище, запрограммированную в нём от века.

(10)Лежбище котиков. (11)Люди ходят между беззащитными зверями и палками избивают их. (12)Как можно больше убить, как можно больше схватить... (13)Бей, пока есть патроны, бей, пока видишь, бей, пока шевелится, бей, если можешь убить и... положить в карман гладкий холодный кружочек золота. (14)Да, как ни печально это сознавать, но первым толчком, подвигнувшим человека на путь так называемого технического прогресса, была неутолимая, ненасытная жадность. (15)Можно оскорбиться и обидеться в этом месте, но посмотрите внимательно на действия человека в разные эпохи и в разных условиях, проанализируйте его действия от охотника за жемчугом до Александра Македонского, от золотоискателя на Аляске до Наполеона, от собирателя грибов до собирателя миллионов, и вы увидите, что именно жадность была основным двигателем человеческой истории. (В.Солоухин)

Приложение №2

(1)Избу Матрены до весны забили, и я переселился к одной из ее золовок, неподалеку. (2)Эта золовка потом по разным поводам вспоминала что-нибудь о Матрене и как-то с новой стороны осветила мне умершую. (3)- Ефим ее не любил. (4)Говорил: люблю одеваться культурно, а она - кое-как, все по-деревенски. (5)А однаво мы с ним в город ездили, на заработки, так он себе там сударку завел, к Матрене и возвращаться не хотел. (6)Все отзывы ее о Матрене были неодобрительны: и нечистоплотная она была; и за обзаводом не гналась; и не бережная; и даже поросенка не держала, выкармливать почему-то не любила; и, глупая, помогала чужим людям бесплатно (и самый повод вспомнить Матрену выпал - некого было дозвать огород вспахать на себе сохою). (7)И даже о сердечности и простоте Матрены, которые золовка за ней признавала, она говорила с презрительным сожалением. (8)И только тут - из этих неодобрительных отзывов золовки - выплыл передо мною образ Матрены, какой я не понимал ее, даже живя с нею бок о бок. (9)В самом деле! - ведь поросенок-то в каждой избе! (10)А у нее не было. (11)Что может быть легче - выкармливать жадного поросенка, ничего в мире не признающего, кроме еды! (12)Трижды в день варить ему, жить для него - и потом зарезать и иметь сало. (13)А она не имела... (14)Не гналась за обзаводом... (15)Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни. (16)Не гналась за нарядами. (17)За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев.

(18)Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, - она не скопила имущества к смерти. (19)Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы... (20)Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. (21)Ни город. (22)Ни вся земля наша. (А.Солженицын)


Приложение №3

Знания

Умения

Навыки

Знаю, что такое проблема исходного текста. Знаю все способы формулирования проблемы исходного текста.


Умею применять полученные знания при определении и формулировании проблемы исходного текста.

Научился (-лась) определять и формулировать проблему исходного текста разными способами.






Оценка:










3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Зинина Елена Александровна

Дата: 11.01.2016

Номер свидетельства: 275117


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства