Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка занятия. Информационные жанры. РЕПОРТАЖ»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Нижне-Саловская средняя общеобразовательная школа»
346643, Ростовская область, Семикаракорский район,
п. Нижний Саловск, ул. Торговая, 14
тел. (86356) 26-5-71
Методическая разработка
Занятие предпрофильного курса:
«ОБЪЕДИНЕНИЕ ЮНЫХ ЖУРНАЛИСТОВ»
Работу выполнила
учитель русского языка и
литературы
Бондаренко
Валерия Анатольевна
п. Нижний Саловск
2016 г
Введение
Важным элементом школьного образования является реализация предпрофильного образования в основной школе и профильного образования в старших классах. Согласно действующей концепции профильного обучения профильность реализуется через три категории учебных предметов: освоение базовых общеобразовательных; освоение профильных образовательных и элективных курсов. Общеобразовательные дисциплины профиля входят в обязательный набор школьных предметов, определяемых профилем; элективные курсы относятся к вариативной компоненте, и их тематика может быть самой разнообразной. Программы элективных курсов не связаны рамками государственного стандарта и требованиями обязательной успеваемости, что позволяет ребятам с разными способностями и уровнями обученности достичь за одно и то же время одинаковых результатов.
Мой опыт работы в детской журналистике небольшой. Вот уже на протяжении дух лет я преподаю девятиклассникам элективный курс «Объединение юных журналистов». Курс представляет собой интеграцию таких школьных предметов, как русский язык, литература, риторика. В содержание курса включен материал, который помогает в выборе профессии гуманитарного профиля. Однако элективный курс носит лишь ознакомительный характер и предоставляет возможность ученику попробовать себя в определенном виде деятельности, для того, чтобы в дальнейшем либо выбрать данную область для своего профессионального образования, либо отказаться от нее.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей программе элективного курса «Объединение юных журналистов»
Цели курса. Курс «Объединение юных журналистов» выходит за рамки учебных тем, расширяет творческие возможности учащихся, дает первые представления о профессии журналиста и вместе с тем убеждает в необходимости и возможности применения практических навыков создания оригинального текста.
Задачи курса. На занятиях данного курса учащиеся знакомятся со спецификой газетных жанров, наблюдают за языком газетных публикаций, создают собственные тексты, приобретают навыки редактирования написанного.
Форма обучения и виды работ. Форма обучения академическая - урок. Иллюстративным материалом служат газеты, журналы как местного, так и российского масштаба, справочники журналиста. На занятиях предлагается использовать такие виды работ, как лекция учителя, сообщения учащихся, упражнения на создание текста определенного жанра, редактирование, эксперимент, ролевые игры.
Результат деятельности. Индивидуальные задания предусматривают создание самостоятельных работ на темы, вызывающие интерес у учащихся. Лучшие работы предлагаются для опубликования в школьной стенной печати, городской газете «Семикаракорские вести». Завершением изучения курса для ученика может стать защита проекта "Журналистика как творчество", выставка-представление творческих работ, творческая дискуссия, опубликование лучших работ в местной прессе.
Большое внимание в программе уделяется практической деятельности (написание статей, очерков, эссе, репортажей), углубленному изучению особенностей стилей речи и типов текста. Это даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, при подготовке к ЕГЭ по русскому языкуи литературе (задания типа С, задания с развёрнутым ответом, написание сочинения-рассуждения).
Курс даёт возможность создать нетрадиционные ситуации при самостоятельной работе, а также включить в учебный процесс исследовательскую и проектную деятельность, в которой учащиеся смогут проявить высокую творческую активность. Такая работа будет способствовать развитию логики и мышления.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРЕДПРОФИЛЬНОГО КУРСА «ОБЪЕДИНЕНИЕ ЮНЫХ ЖУРНАЛИСТОВ»
Тема: «Информационные жанры. Репортаж»
Класс: 9
Тип занятия: занятие комплексного применения знаний и способов деятельности.
Форма проведения: интегрированное занятие, практическая, самостоятельная работа.
Методы обучения:словесный (сообщение педагога, беседа), наглядный, практический.
Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Межпредметные связи: литература, русский язык.
Цель: создание репортажа.
Задачи:
закрепить знания об информационных жанрах журналистики;
раскрыть сущность и содержание понятия «репортаж»;
объяснить процесс создания репортажа;
продолжить формировать информационную культуру обучающихся.
Характеристика класса:
Общеобразовательный класс со средним и выше среднего показателем качества обученности, 20 человек. Некоторые ребята хорошо владеют компьютером.
Наглядный, раздаточный материал:
Презентация «Информационные жанры. Репортаж»;
Электронный иллюстративный и текстовой материал в компьютере.
Техническое оснащение, необходимое для проведения занятия
Компьютеры – 5 штук
Проектор – 1 штука
Экран – 1 штука
Фотоаппарат -1 штука
Видеокамера – 1 штука
Ход занятия
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Организация начала занятия
Задача: создать эмоциональный настрой учащихся на дальнейшую работу. Включение девятиклассников в деятельность.
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Приготовьтесь, сядьте правильно и посмотрите на экран.
Мотивация к учебной деятельности
(Слайд 2) Блажен, кому судьба вложила в уста великий дар речей, кому она сердца людей волшебной силой покорила
Д.В.Веневитинов
- Перечитываешь строки русского поэта Д.В.Веневитинова и удивляешься, сколько изысканного изящества всего в двух словах: дар речей!
Что же такое язык? Система знаков, созданная человеком для общения, средство хранения и передачи информации? А, может быть, это что-то другое? Попробуйте ответить на эти вопросы, с точки зрения юных журналистов.
- Правильно, ребята. Это слово! Кто-то из древних сказал, что язык - самое прекрасное и самое ужасное, что придумал человек. С помощью языка люди сочиняют стихи, признаются в любви... И с помощью языка же - лгут, предают, подличают. Язык давно признан мощнейшим идеологическим оружием, которому диктаторы уделяли не меньше внимания, чем оружию привычному - огнестрельному или атомному. Поэтому журналист должен подходить к изучению языка с должным уважением.
- Прослушайте строки из стихотворения И.А.Бунина «Слова».
- Скажите, пожалуйста, какие чувства вызвало у вас это стихотворение? Будут ли слова И.А. Бунина назиданием для журналистов?
- Действительно, эти строки будут подтверждением тому, что СЛОВА имеют огромную силу.
Язык – это средство общения, хранения и передачи информации. Язык журналиста – это рабочий инструмент: емкое, веское слово.
Много слов на земле. Есть дневные слова - В них весеннего неба сквозит синева.
Есть ночные слова, о которых мы днем Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.
Есть слова - словно раны, слова - словно суд, - С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить, Слово можно в разящий свинец перелить. Но слова всем словам в языке нашем есть: Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
(Обучающиеся делятся своими мыслями, впечатлениями)
Актуализация знаний
И слова А.С. Пушкина: «Глаголом жечь сердца людей!» - будут основополагающими для журналиста
А теперь перейдем к теме нашего занятия. Как вы заметили: главным инструментом журналиста является СЛОВО. Это - его орудие труда, рабочий инструмент. И в любом жанре журналистики - это необходимый инструмент, ключ к достижению профессионального успеха.
- Скажите: какой информационный жанр журналистики называют Королем жанров»?
- Верно. Запишем в тетрадях тему нашего занятия: Информационные жанры журналистики. Репортаж.
Внимание на экран (Слайд 3)
Репортаж – «король жанров».
Термин «репортаж» происходит от фр. reportage и англ. report, что означает сообщать. Общий корень этих слов – латинский: reporto (передавать).
Репортаж — прежде всего рассказ очевидца событий.
- Скажите, есть ли особое отличие репортажа от других информационных жанров?
- Верно. (Слайд 4) В отличие от других информационных жанров репортаж не просто сообщает о фактах, событиях, а показывает их через непосредственное восприятие автора, как бы воссоздавая картину происходящего. В основе репортажа всегда находится общественно значимое событие, которое развивается на глазах у читателя. Это своего рода история события.
Репортаж.
Запись в тетрадь темы урока. Запись основных понятий, комментируемых учителем.
Репортаж – это событие, описанное глазами журналиста или очевидца.
- Ребята, выделяют три вида репортажа: Событийный, актуальный, проблемный.
- Попробуйте охарактеризовать каждый вид.
- Репортаж имеет определенную структуру содержания. Как вы думаете, из каких частей состоит репортаж?
- Все правильно.
(Слайд 5) Как писать репортаж
1. Вступление: краткая зарисовка происходящего. Место и время, а также описание его участников. Вступление должно быть ярким, чтобы привлечь внимание и вызвать желание продолжить знакомство с материалом.
2. Основная часть: информационный блок. Характеристика события, диалоги с участниками, описания деталей, которые помогут лучше вникнуть в суть происходящего и почувствовать свою вовлеченность в историю.
3. Концовка: впечатление автора, его мысли и эмоции, а также суммированная оценка эпизода.
- Ребята, в настоящее время современная молодежь слишком мало уделяет внимание чтению газет, журналов, книг. Чаще всего всю информацию они черпают из сети Интернет. Но это веяния нового времени. Зато у молодого поколения есть большая возможность всю информацию получать, как говорят «молниеносно». Я думаю: вы тоже большую часть информации находите в Интернете.
- Скажите: в чем секрет хорошего и интересного репортажа?
- Верно. А теперь познакомьтесь с рецептом хорошего репортажа.
(Слайд 6) Рецепт хорошего репортажа.
Хороший репортаж – это ваш живой рассказ о каком-то интересном событии. Хороший и опытный рассказчик всегда старается, чтобы его история была 1) интересной 2) связной 3) понятной слушателю 4) рассказанной живым языком.
(Слайд 7) Возможности языка
Репортер широко использует сравнение, диалог, эпитет, делится личными наблюдениями, впечатлениями. Это нужно репортёру для воссоздания картины события.
- Ребята, давайте из всего сказанного сделаем вывод о том, как написать репортаж?
Событийный. Поводом для создания данного вида репортажа служит яркий и запоминающийся случай.
Актуальный репортаж – пример материала, требующего особенной оперативности: чем быстрее общественность узнает о важном событии, тем быстрее сможет прореагировать на него.
Проблемный. Создавая такой репортаж, журналист стремится не только осветить происходящее событие, но и исследовать социальные явления, которые стали его причиной.
Репортаж, как и любое сочинение, состоит из трех частей: вступления, основная часть и заключение. Репортаж может сопровождаться фотоматериалом с места события, дополняться интервью очевидцев.
Интересный информационный материал сразу «бросается в глаза» интригующим названием, ярким фотоматериалом и, конечно же, интересной статьёй.
Во-первых, язык репортажа должен быть достаточно живым для того, чтобы его хотелось дочитать до конца. Во-вторых, как мы уже знаем, цель репортажа – не столько рассказать, ЧТО произошло, сколько рассказать, КАК это произошло. В нем должно быть много глаголов, чтобы показать действие. Может присутствовать автор-журналист, который везде ходит, все смотрит, выведывает и… описывает
Организация деятельности по созданию репортажа
- Сейчас поработаем над созданием репортажа.
(предварительно класс поделен на 2 группы)
(Слайд 8) 1 группа «Тележурналисты».
Съемка телерепортажа на актуальную тему «Кем быть?»
2 группа «Фотокорреспонденты».
Ребята готовят событийный репортаж
(тему группа определяет самостоятельно)
- Внимание! Постарайтесь творчески подойти к своим заданиям! УДАЧИ ВАМ!
У ребят первой группы есть все необходимое для создания телерепортажа: видеокамера, персональный компьютер.
Вторая группа выбирает тему.
(Ребята имеют возможность работать за пределами кабинета)
В классе рассматриваются черновые материалы, а дома ребята монтируют материал.
Защита творческих проектов
Группам отводится время для защиты проектов
Смотри электронное приложение:
1. «Видеорепортаж «Кем быть?»
2. Фоторепортаж «Праздник к нам приходит»
Обсуждение работы над проектами
Беседа:
- Как вы готовились к интервью или фоторепортажу?
- Как подбирали темы?
- С какими трудностями столкнулись?
- От чего зависит успех проведения интервью?
- Как сделать его интересным
Ребята отвечают на вопросы
Подведение итогов
Все ребята справились с заданием. Молодцы! Отредактируйте свои материалы.