Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "В царстве Синтаксиса и Пунктуации"»
Методическая разработка на тему:
«В царстве Синтаксиса и Пунктуации»
(урок обобщения и закрепления материала
по курсу синтаксиса и пунктуации в 5 классе)
Аннотация
Данная методическая разработка посвящена проблеме обобщения и систематизации знаний по курсу синтаксиса и пунктуации в 5 классе. Мотивация изучения данной темы обеспечивается за счет игровой формы проведения урока, применения ИКТ, использования различных видов заданий филологического характера. Методическая разработка может быть полезна учителям русского языка, работающим в пятых классах.
Введение
А.А. Шахматов в одной из своих работ отмечал, что синтаксис рассматривает “способы обнаружения мышления в слове”. Известно, что синтаксис – эта та ступень грамматического строя языка, на которой формируется связанная речь. Поэтому именно этому разделу языка должно уделяется большее внимание в курсе школьной грамматики. Кроме того, не стоит забывать и о другом разделе языкознания – пунктуации, так как владение пунктуационной грамотностью является показателем уровня речевого развития человека. Недостаточная степень развитости языкового мышления и пунктуационной грамотности школьников обусловила актуальность моей работы. Разработка рекомендована к использованию на завершающем этапе изучения курса синтаксиса и пунктуации в 5 классе и может найти отражение в тематическом планировании в качестве обобщающего урока.
Основная часть
Урок по русскому языку в 5 классе
на тему «В царстве Синтаксиса и Пунктуации».
Вид урока: игра-викторина
Цель: повторить и обобщить изученный материал по разделу “Синтаксис и пунктуация”.
Задачи:
Образовательная: повторить основные понятия, изученные в разделе «Синтаксис и пунктуация».
Развивающая: развивать умение систематизировать изученный материал, проводить связь между другими языковыми понятиями; развивать умение работать в группах.
Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к родному языку.
Планируемые личностные результаты:
Овладение навыками сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.
Понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатель индивидуальной культуры человека;
Планируемые предметные результаты:
Освоение базовых понятий синтаксиса и пунктуации.
Умение грамотно создавать письменное и устное высказывание с учётом правил синтаксиса и пунктуации.
Планируемые метапредметные результаты:
Умение составлять план и последовательность действий;
Адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности.
Определение качества и уровня усвоения знаний другого человека и самого себя.
Форма деятельности учащихся: групповая.
Оборудование и материалы: проектор, доска, листы А4, фламастеры.
Ход урока
Урок проводится в форме игры-викторины. Класс делится на 4 команды, выбирается капитан, обдумывается название команды и её эмблема, связанная с русским языком. Одна из команд – эксперты, которые заранее вырабатывают критерии оценки трёх команд, ставят баллы в оценочный лист.
1. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, садитесь. Сегодня у нас будет необычный урок.Мы погрузимся в мир удивительного царства. А узнать, какова же тема нашего сегодняшнего урока, нам поможет кроссворд. Вам необходимо отгадать его, ответив на вопросы и записав первые буквы в пустые клеточки (вопросы задаются каждой команде по очереди, если одна команда не ответила, то право ответа переходит к другой).
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Задания к кроссворду:
1. Первая буква названия главного члена предложения, который обозначает действие, состояние, признак предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать? каков предмет? что такое предмет?, может быть выражен глаголом, прилагательным, существительным, подчёркивается 2 чертами. (Сказуемое)
2. Часто встречающийся союз, который соединяет однородные члены и простые предложения в составе сложносочинённого. (И).
3. Первая буква названия вида предложения по интонации. Предложения произносятся тихо, спокойно. (Невосклицательные).
4. Первая буква названия знака препинания, который ставится между подлежащим и сказуемым, если оба главных члена выражены именем существительным в именительном падеже. (Тире).
5. Часто встречающийся союз, который соединяет однородные члены и простые предложения в составе сложносочинённого, перед ним всегда ставится запятая. (А).
6. Первая буква названия знака препинания, который ставится в предложениях, выделяя прямую речь. (Кавычки).
7. Первая буква названия синтаксической единицы, состоящей из 2 и более слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. (Словосочетание).
8. Первая буква названия падежа, на вопросы которого отвечает подлежащее. (Именительный).
9. Первая буква названия части речи, при помощи которой соединяются однородные члены и простые предложения в составе сложного. (Союз).
Учитель: В итоге сложилось слово “СИНТАКСИС”. Молодцы, ребята! Второе слово нашей темы урока вы составите из букв, находящихся в капельках на рисунке слайда (думает каждая команда, но отвечает та, которая быстрее составит слово).
Учитель: Верно! Получилось слово “ПУНКТУАЦИЯ”.
2. Сообщение темы и целей урока.
Учитель: Запишите тему урока в тетрадь. Сегодня на уроке мы должны повторить, закрепить, систематизировать знания и умения по теме «Синтаксис и пунктуация», а сделаем мы это в форме игры-викторины. Итак, правила игры: вопросы задаются каждой команде по очереди. Если одна команда не отвечает, то право ответа переходит к другой. Эксперты сейчас представят те критерии, по которым будут оцениваться наши команды (экспертыпредставляют и объясняют критерии, разработанные заранее).
3. Основная часть.
Учитель: Понятны ли вам критерии? Итак,раунд I.
Вопросы для раунда:
Вопрос №1. Что такое синтаксис?
Вопрос №2. Назовите единицы синтаксиса.
Вопрос№3. Что такое пунктуация?
Вопрос№4. Назовите знаки препинания.
Вопрос №5. Для чего нужны знаки препинания?
Вопрос№6. Какими частями речи выражаются главные и второстепенные члены предложения?
Учитель: А теперь перейдём ко II раунду.Каждой команде даётся по одному предложению. Вам необходимо расставить знаки препинания, объясняя их постановку. Кто первым выполнит полностью задание, поднимает руку.
Предложения:
На столе лежали фрукты бананы апельсины и яблоки.
Когда мальчик вышел из больницы начался ливень.
Собака лучший друг человека.
Учитель: Молодцы! Сейчас самое время перейти к III раунду. На слайде вы видите схемы предложений. Каждая команда расшифровывает их, называя пунктуационные правила и приводя примеры. Результат озвучивает та команда, которая быстрее всех справится с заданием. Остальные команды проверяют правильность выполнения задания, находят ошибки.
[ ], и [ ]. 2. А: «П». 3. «П», - а. 4. [О, …]!
Учитель: Вы хорошо справились! Теперь мы переходим к таинственному раунду “Дешифровчик”. Перед вами криптограмма – надпись, сделанная одним из способов тайного письма. Каждой букве соответствует цифра. Вам необходимо дополнить предложения ключевыми словами, которые и помогут прочитать загаданную пословицу. В полученной пословице вы должны найти грамматическую основу частей сложного предложения.
1
2
3
4
5
3
6
3
7
8
2
9
10
2
2
3
2
8
4
5
3
6
3
11
5
9
10
2
к
т
о
м
н
о
г
о
ч
и
т
а
е
т
т
о
т
и
м
н
о
г
о
з
н
а
е
т
1,5,8,6,9 – лучший друг человека.
В этом году была холодная 11,8,4,9.
11,9,7,10,4 ты это сделал?
Дети слушали сказку “1,3,2 в сапогах”
(Ответ: кто много читает, тот много знает.)
Учитель: В IV раунде,соединив буквы ходом шахматного коня, вы прочитаете русскую народную пословицу, которую следует всем помнить. Первый ход надо сделать с белого поля в левом верхнем углу. Какой знак препинания отсутствует на шахматной доске?
П
Ь
Е
Н
В
Р
И
О
М
Н
У
Е
Т
Т
Е
Я
О
Ч
И
А
(Ответ: Повторение – мать учения. Отсутствует тире. Пунктограмма «Тире между подлежащим и сказуемым».)
Учитель: V раунд – конкурс капитанов. Для выполнения задания приглашаются капитаны команд. Я буду зачитывать вопрос, вам даётся 10 секунд на размышление, после чего капитанам необходимо показать ответ, записанный на листочках.
Вопросы для раунда:
Впервые этот знак под названием «молчанка» описан в 1797 году в «Российской грамматике» А. А. Барсова. О каком знаке идёт речь? (Тире)
Это слово в значении нотного (крюкового) знака встречается в XVI веке, но в значении знака препинания оно стало употребляться только в конце XVIII века. Предположительно, что инициатива введения этого знака препинания в практику русской письменной речи принадлежит Н. М. Карамзину. Как называется этот знак? (Кавычки)
Пунктуация в русском языке возникла лишь в конце XV века, а до того практически все слова писались слитно и даже без пробелов. Это знак появился в русской письменности в первой половине XVI века. К цифре 5 он отношения не имел. В. И. Даль связывает это слово с глаголами запясть, запять, запинать – «останавливать», «задерживать». (Запятая)
Это знак под названием «знак пресекательный» отмечается в 1831 году в грамматике А. Х. Востокова, хотя его употребление встречается в практике письма значительно раньше. В просторечие это знак называют троеточием. (Многоточие)
Это знак встречается еще в в памятниках XVI века. Раньше этот знак назывался «вместительным». Как называется этот знак в современном русском языке? (Скобки)
Учитель: Давайте поаплодируем нашим капитанам.У нас впереди остаётся заключительный раунд. Ребята, писательница Л. Петрушевская сочинила целую сказку, состоящую из слов, лишённых лексического значения: это всего лишь модели слов, тем не менее, всякому понятные. Называется эта сказка “Пуски бятые” (один из учеников зачитывает сказку).
Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку. И волит:
— Калушата! Калушаточки! Бутявка!
Калушата присяпали и Бутявку стрямкали. И подудонились.
А Калуша волит:
— Оее! Оее! Бутявка-то некузявая!
Калушата Бутявку вычучили.
Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.
А Калуша волит калушатам:
— Калушаточки! Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся.
Учитель: Ребята, а теперь попытайтесь разобрать по членам предложения следующие примеры:
“Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку ”
“ Калушата присяпали и Бутявку стрямкали”.
Учитель: Какой вывод можно сделать по данному тексту? (Ответы учащихся) Верно, грамматические формы подсказывают знание слова и их синтаксическую функцию. Итак, пришло время подводить итоги. Давайте обратимся к нашим экспертам (оглашение результатов). Давайте поздравим команду-победительницу. Сегодня она заработала заслуженные пятёрки!
4. Домашнее задание.
Учитель: Дома попробуйте сами составить небольшой рассказ (5-7 предложений) из выдуманных вами слов, построенных по правилам русской морфологии и связанных друг с другом определёнными синтаксическими отношениями.
5. Рефлексия.
Учитель: Апоможет оценить себя и свою работу на уроке “Лестница достижений и знаний”, где первая ступень – “я собой остался недоволен, материал мною недостаточно усвоен”, вторая ступень – “я старался быть активным, но некоторые вопросы урока остались для меня непонятными”, третья ступень – “я усвоил материал, чувствовал себя на уроке свободно”. У каждого из вас есть цветной стикер, приклейте, пожалуйста, его на выбранную вами ступень (ребята подходят к доске, приклеивая стикеры). Спасибо за урок!
Заключение
В данной методической разработке собран материал для использования учителем в работе по развитию синтаксической и пунктуационной грамотности ученика, повышению его мотивации языковой деятельности.
Результаты апробированной на лицейском уровне методической разработки позволяют сделать вывод о положительном опыте применения данной методической разработки, которая повышает мотивацию учащихся, их ответственность за результаты учебного процесса, способствует развитию сознательного отношения школьников к процессу языкового и речевого развития.
Список использованных источников
Александрович Н. Ф. Занимательная грамматика. – Минск. : Издательство «Народная Асвета», 1964. – 252 с.
Морозова М. М. Виды внеклассной работы по русскому языку. – М. : «Просвещение», 1968. – 273 с.
Шахматов А.А. Синтаксис русского языка. – М. : Стереотип, 2011. – 624 с.