За окном пасмурно, а мы улыбнемся друг другу и нашим гостям и начнем урок.
-Посмотрите, на ваших столах лежат смайлики. Поднимите тот, который соответствует вашему настроению.
II. Актуализация знаний.
Отгадайте загадку. Что это?
Вот свойство моё обязательное:
Склоняюсь я как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю.
Глагол по значению напоминаю.
Что такое причастие?
А вот ещё одна загадка. А это что?
Загадку эту отгадать совсем не сложно!
Меня с наречием порою спутать можно.
Но помните, чтобы вопрос вас не подвёл:
Я по значению похоже на глагол.
А что такое деепричастный оборот?
Слайд. Формула деепричастия.
Приведите примеры предложений с деепричастным оборотом.
III. Работа по теме урока.
Формулировка темы урока.
Как вы думаете, ребята, почему я сегодня вас спрашиваю о деепричастном обороте, когда вы уже изучаете тему «Причастие»? Какова тема сегодняшнего урока?
Действительно, тема нашего урока – «Причастный оборот». (слайд)
Целеполагание.
Каковы цели сегодняшнего урока? (познакомиться с понятием П/О, научится находить его в предложении и тексте и выделять запятыми)
А теперь по аналогии дайте определение причастному обороту?
Сравним определение в учебнике. (стр. 36)
Наблюдение. (работа в парах) распределите в 2 колонки - упр 471, стр.35
Одиночные причастия с зависимыми словами
Причастный оборот
Молотый кофе
Сосредоточенный на деле
Задремавший пассажир
Движущиеся по шоссе
Решённая проблема
Возглавляемый руководителем
Колышущийся на ветру
Замерзающий на морозе
Какую роль выполняет причастие в каждом из указанных видов словосочетаний? Как по-другому можем озаглавить эти колонки?
(в 1 колонке причастие – зависимое слово, во 2 – главное)
Задание. Запишите предложения. Найдите в них причастный оборот. (слайд)
Снег, /падающий с самого утра/, засыпал все дорожки.
/Падающий с самого утра/ снег засыпал все дорожки.
Определите слово, к которому относится причастие, определяемое слово.
Посмотрите, в каком положении от определяемого слова находится причастный оборот. Определите, стоит ли знак препинания.
Какой вывод о выделении причастного оборота мы сделаем? Где может стоять причастный оборот по отношению к определяемомуслову? Каким образом это отражается на постановке знаков препинания? (Обратить внимание на графическое выделение причастного оборота)
Прочитайте оба предложения ещё раз. С одинаковой ли интонацией они читаются?
Давайте составим с вами алгоритм работы по нахождению причастного оборота в предложении.
Чтобы правильно выделить причастный оборот, надо:
1.Найти \причастие
2. Найти главное ( определяемое) слово
3. Найти все слова, которые зависят от причастия (если они есть), задавая к ним вопрос от причастия.
4. Подчеркнуть и отгородить от остальных слов вертикальными черточками с двух сторон.
5. Если причастный оборот стоит ПОСЛЕ ОПРЕДЕЛЯЕМОГО СЛОВА, выделить его ЗАПЯТЫМИ.
Образец: Снег, / лежавший на деревьях и крышах/, растаял.
IV. Физминутка
. А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонились вправо, влево
И беремся вновь за дело.
(Если назову причастие, встать, другие части речи - сидеть.
1) Задание. Списать, найти и графически выделить причастные обороты и определяемые слова, расставить знаки препинания.
Кругом лежит /сверкающий на солнце/ снег.
Дремлют /посеребренные инеем /деревья.
Прижались к земле кусты, /запорошенные снегом/.
2) Упражнение – 473, стр.37. (упр. 474)
3) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Задание: выпишите из текста номера предложений с причастными оборотами.
1.Родина! 2.Особенно звучит для меня это слово. 3.Я вижу её необъятные поля, волнующиеся урожаем. 4.Тёплый ветер пролетает над нами, поднимая цветочную пыль. 5.Просторны синие дали. 6.Полноводны реки. 7.Высоки горы, блистающие вечными ледниками. 8. Звонки и чудесны песни, живущего в ней народа.
V. Подведение итогов. Рефлексия.
- Подведем итог нашей совместной работы и оформим его в виде схемы. Начнем со слов «Сегодня мы…». Посовещайтесь и запишите на листах, что мы сегодня делали…. Следующие слова помогут сделать вывод о своей деятельности
узнали… (о причастном обороте)
выполняли задания… (на нахождение п/о в предложениях, отличие от одиночных причастий.)
научились… (находить п/о.)
- Ребята, у вас на столах лежат смайлики. Выберите тот, который соответствует вашему настроению, и прикрепите его на доску.
VI. Домашнее задание: теорет. материал – стр.36, упр.473 (если в классе не успели), 474
VII. Оценивание.
- Все хорошо работали. /Объявляю оценки, даю комментарий/. Вы подарили мне тепло и радость. Наш урок окончен. Всем спасибо! До свидания!
1) Задание. Списать, найти и графически выделить причастные обороты и определяемые слова, расставить знаки препинания.
Задание: выпишите из текста номера предложений с причастными оборотами.
1.Родина! 2.Особенно звучит для меня это слово. 3.Я вижу её необъятные поля, волнующиеся урожаем. 4.Тёплый ветер пролетает над нами, поднимая цветочную пыль. 5.Просторны синие дали. 6.Полноводны реки. 7.Высоки горы, блистающие вечными ледниками. 8. Звонки и чудесны песни, живущего в ней народа.
Задание: выпишите из текста номера предложений с причастными оборотами.
1.Родина! 2.Особенно звучит для меня это слово. 3.Я вижу её необъятные поля, волнующиеся урожаем. 4.Тёплый ветер пролетает над нами, поднимая цветочную пыль. 5.Просторны синие дали. 6.Полноводны реки. 7.Высоки горы, блистающие вечными ледниками. 8. Звонки и чудесны песни, живущего в ней народа.
Задание: выпишите из текста номера предложений с причастными оборотами.
1.Родина! 2.Особенно звучит для меня это слово. 3.Я вижу её необъятные поля, волнующиеся урожаем. 4.Тёплый ветер пролетает над нами, поднимая цветочную пыль. 5.Просторны синие дали. 6.Полноводны реки. 7.Высоки горы, блистающие вечными ледниками. 8. Звонки и чудесны песни, живущего в ней народа.
Задание: выпишите из текста номера предложений с причастными оборотами.
1.Родина! 2.Особенно звучит для меня это слово. 3.Я вижу её необъятные поля, волнующиеся урожаем. 4.Тёплый ветер пролетает над нами, поднимая цветочную пыль. 5.Просторны синие дали. 6.Полноводны реки. 7.Высоки горы, блистающие вечными ледниками. 8. Звонки и чудесны песни, живущего в ней народа.
Задание: выпишите из текста номера предложений с причастными оборотами.
1.Родина! 2.Особенно звучит для меня это слово. 3.Я вижу её необъятные поля, волнующиеся урожаем. 4.Тёплый ветер пролетает над нами, поднимая цветочную пыль. 5.Просторны синие дали. 6.Полноводны реки. 7.Высоки горы, блистающие вечными ледниками. 8. Звонки и чудесны песни, живущего в ней народа.
Задание: выпишите из текста номера предложений с причастными оборотами.
1.Родина! 2.Особенно звучит для меня это слово. 3.Я вижу её необъятные поля, волнующиеся урожаем. 4.Тёплый ветер пролетает над нами, поднимая цветочную пыль. 5.Просторны синие дали. 6.Полноводны реки. 7.Высоки горы, блистающие вечными ледниками. 8. Звонки и чудесны песни, живущего в ней народа.
Задание: выпишите из текста номера предложений с причастными оборотами.
1.Родина! 2.Особенно звучит для меня это слово. 3.Я вижу её необъятные поля, волнующиеся урожаем. 4.Тёплый ветер пролетает над нами, поднимая цветочную пыль. 5.Просторны синие дали. 6.Полноводны реки. 7.Высоки горы, блистающие вечными ледниками. 8. Звонки и чудесны песни, живущего в ней народа.
Задание: выпишите из текста номера предложений с причастными оборотами.
1.Родина! 2.Особенно звучит для меня это слово. 3.Я вижу её необъятные поля, волнующиеся урожаем. 4.Тёплый ветер пролетает над нами, поднимая цветочную пыль. 5.Просторны синие дали. 6.Полноводны реки. 7.Высоки горы, блистающие вечными ледниками. 8. Звонки и чудесны песни, живущего в ней народа.
Задание: выпишите из текста номера предложений с причастными оборотами.
1.Родина! 2.Особенно звучит для меня это слово. 3.Я вижу её необъятные поля, волнующиеся урожаем. 4.Тёплый ветер пролетает над нами, поднимая цветочную пыль. 5.Просторны синие дали. 6.Полноводны реки. 7.Высоки горы, блистающие вечными ледниками. 8. Звонки и чудесны песни, живущего в ней народа.
Задание: выпишите из текста номера предложений с причастными оборотами.
1.Родина! 2.Особенно звучит для меня это слово. 3.Я вижу её необъятные поля, волнующиеся урожаем. 4.Тёплый ветер пролетает над нами, поднимая цветочную пыль. 5.Просторны синие дали. 6.Полноводны реки. 7.Высоки горы, блистающие вечными ледниками. 8. Звонки и чудесны песни, живущего в ней народа.