kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока русского языка " Пишем сочинение по тексту С.Довлатова в формате ЕГЭ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

При разработке урока использовались такие приемы, как: инсерт, толстые и тонкие вопросы, фишбоун. Задания, основанные на данных приемах, позволяют осмыслить содержание текста, сформулировать проблему и подготовить аргументацию, что является основным в написании сочинения в формате ЕГЭ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока русского языка " Пишем сочинение по тексту С.Довлатова в формате ЕГЭ"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Школа № 17 города Белогорск»

Учитель русского языка и литературы Шевченко Наталья Васильевна.

Урок в 11 классе «Готовимся к сочинению-рассуждению по тексту С. Довлатова».

Цель урока:

  • подготовить учащихся к написанию сочинения- рассуждения по заданному тексту;

  • совершенствовать навыки анализа текста;

  • воспитывать уважительное отношение к чужому мнению, формировать умение

корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.


Оборудование: исходный текст; заготовки таблицы; видеоролик, мультимедийная

презентация.

Ход урока.

1. Оргмомент.

Существует мнение, что сочинение учит думать, учит понимать, учит вчитываться в каждое слово. И сегодня на уроке нам предстоит работа с текстом, по которому дома вы и напишете сочинение-рассуждение.


2. Мотивация. (просмотр видеоролика «Мучительно то, что ты равнодушен»).


-О каком враге предупреждает автор этого видеоролика?

(Эгоизм, зло, равнодушие)

Если нужное слово не названо, предлагаем к вопросу вернуться после прочтения текста С. Довлатова.


3. Пробное действие.

Используем прием «Чтение с остановками» ( лист с текстом сгибаем три раза, ребята постепенно разворачивают его и прочитывают частями) и прием «Инсерт», для обозначения используем такую систему знаков + согласен с действиями героев,

рассказчика;

- не согласен;

!-это главное.


1 остановка (предложение № 15)

Внимательно рассмотрите строение предложений данного отрывка? В чем их особенность?

( Предложения короткие, есть назывные, автор использует синтаксический прием-парцелляция (пр. № 5, 3)


  • Цель использования парцелляции- выделить наиболее важные моменты предложения в самостоятельные высказывания и тем самым сделать их более весомыми в смысловом отношении.

  • Употребление парцеллированных конструкций придаёт тексту оттенок непринуждённости общения, неподготовленности речи, неофициальности общения между писателем и читателями.


- На что обращает наше внимание автор? ( Рассказчик был не один, сидел, читал газету, молодых людей было пять) Выделим эти предложения маркером.

- Обратите внимание на предложение 14 -это вставная конструкция. Для чего автор вводит данное пояснение? ( люди делали вид, что смотрят в окно)

2 остановка ( 16-39)

-Обратите внимание на лексику, которую использует автор в диалоге? Как называются такие слова?

- Для чего автор использует разговорные слова?

(чтобы подчеркнуть невоспитанность молодых людей, безобразие ситуации, злость рассказчика)

- Какая атмосфера складывается в вагоне?

( напряжение, страх публики, вседозволенность молодых людей)

- Предположите, как будут развиваться действия?


3 остановка ( 40-58)

- Кто из ребят был ближе к авторской развязке?

- К кому обращается рассказчик в последнем предложении?


( К нам, читателям. Сергей Довлатов ушел из жизни 24 августа 1990 года. Его очерк мы читаем в 2015г, спустя 25 лет.

Изменилось ли наше общество, исчезли из метро, поездов, автобусов подобные ситуации? А значит, проблема перешла в разряд вечных, актуальных.


-Какова же проблема текста!

1 ряд ( прием «Толстые и тонкие вопросы») Заполните таблицу, составленными вопросами. ( Таблица в Приложении № 1)


2 ряд ( Назовите героев текста, подберите по 5 прилагательных или причастий, характеризующих их поведение)

_ Кто или что дает право молодым людям вести себя вызывающе ? ( Молчание, равнодушие окружающих)


3 ряд Работают с Инсертом.


- Какие части текста вы отметили +, -, ! Объясните свой ответ.


Прием «Фишбоун»

( Голова рыбы- проблема

Верхние плавники- комментарий проблемы

Нижние плавники- примеры для комментария

Хвост- авторская позиция)


- Какую проблему поднимает автор в тексте?

( проблема равнодушия людей)

Какое решение предлагает автор?

Нельзя молчать и прятаться за газетой.

страх за эгоизм воспитание

собственную

жизнь

Проблема равнодушия

Почему люди стали равнодушными?







1.публика делает вид, 2.публика вела 3. Молодежь

что читает газету себя не лучшим нарушает,

образом (11) потому что

ее никто не

останавливает

Равнодушие - это холодность души, безразличие и невнимательность человека к миру. 


- Ребята, давайте досмотрим ролик, кто же враг, и где он скрывается.


- Прочитайте пословицы, выберите те, которые отражают основную мысль данного текста.


  1. Моя хата с краю, я ничего не знаю.

  2. Глаза завидущие, руки загребущие.

  3. У скупого корки не выпросишь.

  4. Режь чужую кобылу, только не тронь мою овцу.

  5. У каждого Павла своя правда.

  6. Ум доводит до безумья, разум до раздумья.

  7. Не дай Бог с дураком ни найти, ни потерять.

  8. Слепота мысли хуже слепоты глаза.


-Какое высказывание можно взять в качестве эпиграфа к вашему сочинению


Там, где умеренность — ошибка, равнодушие — преступление (Г. Лихтенберг).

Легко скрыть ненависть, трудно скрыть любовь, всего же труднее скрыть равнодушие (К. Берне).

Величайшим грехом по отношению к нашим согражданам является не ненависть, а равнодушие к ним (Б. Шоу).

«Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть».

 (А. Чехов)

Рефлексия:

У меня на доске есть веселая полянка, на ней растут цветы, но нет бабочек.

Если вы считаете, то после сегодняшнего урока вы без труда напишите сочинение, выберите зеленую бабочку

Если остались сомнения - желтую.

Если не смогу написать- красную


Д/З написать сочинение-рассуждение по данному тексту.











Текст к уроку

(1) Однажды мы ехали в нью-йоркском метро- сабвее. (2) Я был с женой и дочкой. (3) Сижу, читаю газету.

(4) На остановке ворвались молодые люди. (5) Человек пять. (6) Один с гитара, у другого- транзистор.. (7) Куртки, бутылки, сигареты…

(8) Это были нехорошие, дурно воспитанные молодые люди. (9) Они шумели, толкались, сквернословили. (10) Они, как говорится, нарушали…

(11) Публика вела себя не лучшим образом.

(12) Один газету читает. (13) Другой в окошко загляделся. (14) ( Благо, за окном сплошная тьма). (15) И так далее…

(16) В России я бы знал, как поступить. (17) Я бы подошел к этим молодым людям и сказал:

-(180 Заткнитесь!

(19) И добавил бы:

-(20) Вон отсюда!

(21) А если надо, треснул бы кого-то по затылку…

(22) А тут я испугался… (23) Языка толком не знаю. (24) Порядков не знаю. (25) Скажут что-то не пойму. (26) То ли извиняются, то ли дальше оскорбляют. (27) А вдруг- стрелять начнут? (28) Может, у каждого – по пистолету?. (29) Или – ножом по физиономии…

(30) Наш хулиган- он родной и понятный. (31) Он может ударить чем угодно: кулаком, палкой, кастетом, то есть знакомыми вещами.

(32) А у этих что на уме?

(33) Короче, сижу, читаю газету. (34) А хулиганы продолжают нарушать. (35) Старуху толкнули. (36) Из горлышка хлебнули. (37) Музыку включили на полную мощность. (38) В общем- ничего хорошего…

(39)Читаю газету.

(40) Вдруг поднялся мужчина средних лет. (41) Американец. (42) Худой такой. (43) И ниже меня ростом. (44) Подошел к хулиганам и говорит:

-(45)Заткнитесь!

(46) И затем:

-(47) Вон отсюда.

(48) Чувствовалось, если надо, он может кого-то и по затылку треснуть. (49) И молодые люди заткнулись. (50)И на остановке- вышли.

(51) А мужчина сел и задремал.

(52) К чему я это все рассказываю? (53) А вот к чему. (54) Я знал все английские слова, которые он произнес. (55) И сам все это мог произнести без акцента. (56) Однако- не произнес. (57) Я газету читал.

(58) Как вы сейчас…

















Рабочий лист

1.Прочтите текст еще раз и составьте к нему 3 «тонких» и 3 «толстых» вопроса.


Помни «тонкие» вопросы предполагают короткий ответ, « толстые» заставляют размышлять.


« тонкие» вопросы


« толстые» вопросы

  • Кто...

  • Что...

  • Когда...

  • Мог ли...

  • Как звали...

  • Было ли...

  • Согласны ли вы...

  • Верно...



Начало может быть таким:


  • Дайте объяснение, почему...

  • Почему вы думаете...

  • Почему вы считаете...

  • В чем разница...

  • Предположите, что будет, если...

  • Что, если...

  • Почему…




1. Подберите 5 прилагательных или причастий, характеризующих


рассказчика публику в вагоне молодых людей

1 1 1

2 2 2

3 3 3

4 4 4

5 5 5


-Проанализируйте записанные слова и ответьте на вопрос: от чего зависит поведение людей?


1. Прочитайте пословицы, выберите те, которые отражают основную мысль данного текста.


  1. Моя хата с краю, я ничего не знаю.

  2. Глаза завидущие, руки загребущие.

  3. У скупого корки не выпросишь.

  4. Режь чужую кобылу, только не тронь мою овцу.

  5. У каждого Павла своя правда.

  6. Ум доводит до безумья, разум до раздумья.

  7. Не дай Бог с дураком ни найти, ни потерять.

  8. Слепота мысли хуже слепоты глаза.

- Какие высказывания могут быть использованы в качестве эпиграфа

Там, где умеренность — ошибка, равнодушие — преступление (Г. Лихтенберг).

Легко скрыть ненависть, трудно скрыть любовь, всего же труднее скрыть равнодушие (К. Берне).Величайшим грехом по отношению к нашим согражданам является не ненависть, а равнодушие к ним (Б.Шоу).

«Равнодушие– это паралич души, преждевременная смерть». (А. Чехов)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Шевченко Наталья Васильевна

Дата: 19.07.2017

Номер свидетельства: 424211


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства