kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока русского языка на тему "Подготовка к написанию сочинения по картине И.И. Фирсова "Юный живописец"" (5 класс, с презентацией)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка к сочинению по картине И.И. Фирсова «Юный живописец»

Цели урока: 1) развивать умение описывать произведение живописи; 2) тренировать умение использовать в письменной речи различные конструкции словосочетаний, разных по своему значению; 3) добиваться осознания роли словосочетаний в художественной речи.

ХОД УРОКА:

Рассмотрение и описание картины

  1. Слово учителя

Картина «Юный живописец» И. И. Фирсова — один из загадочных памятников русской жанровой живописи. Это один из самых ранних и вместе с тем самых совершенных

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«И.И. Фирсов Юный живописец»

Подготовка к сочинению по картине И.И. Фирсова «Юный живописец»

Цели урока: 1) развивать умение описывать произведение живописи; 2) тренировать умение использовать в письменной речи различные конструкции словосочетаний, разных по своему значению; 3) добиваться осознания роли словосочетаний в художественной речи.

ХОД УРОКА:

Рассмотрение и описание картины

  1. Слово учителя

Картина «Юный живописец» И. И. Фирсова — один из загадочных памятников русской жанровой живописи. Это один из самых ранних и вместе с тем самых совершенных образцов бытового жанра.

О художнике известно немного: Иван Фирсов обучался живописи в Москве за свой счёт и занимался главным образом театральными декорациями и украшением дворцовых интерьеров в Москве и Петербурге. Будучи уже одним из самых известных русских художников, он отправился в Париж для обучения в Академии художеств. Картина «Юный живописец», как полагают, была нисана Фирсовым во время его пребывания в Париже.

2. Беседа по картине

Попросим учащихся вспомнить, с какими произведениями живописи они уже познакомились на уроках русского языка, и попытаться назвать жанры этих произведений. Ребята могут назвать пейзаж «Полевая рябинка» А. Рылова, портрет «Царевна-Лебедь» М. А. Врубеля.

Сообщим пятиклассникам, что картина «Юный живописец» относится к бытовому жанру — жанру изобразительного искусства, посвящённому отражению событий и сцен из повседневной жизни. Предложим ребятам рассмотреть и описать бытовую зарисовку И. И. Фирсова.

Прежде всего попросим учащихся изложить сюжет художественного полотна (И. И. Фирсов изобразил юного художника, который создаёт портрет маленькой девочки. Маленькая натурщица шаловлива и непоседлива, она не может долго сидеть на одном месте, и мать прижимает её к себе рукой, чтобы девочка успокоилась).

После этого организуем работу по описанию расположения фигур в художественном пространстве, а также выражения лица каждого из персонажей картины. Предложим пятиклассникам следующие задания.

• Попробуйте описать главного персонажа картины: его позу, внешность, отношение к своему делу. (Художник свободно расположился за высоким мольбертом и водит кистью по полотну, выписывая детали. В левой руке он держит палитру и кисти, ящик с красками стоит на полу. Взгляд молодого человека сосредоточен на полотне, из причёски выбились пряди волос, но он этого не замечает. Юный художник охвачен вдохновением, он творит самозабвенно, увлечённо.)

• Опишите позу и выражение лица маленькой натурщицы и её матери. (Натурщица ещё мала, поэтому сама она сидит на стуле, а ножки её стоят на скамеечке. Ей трудно долго сидеть без движения, и, хотя она послушно сложила ручки, на её личике играет лукавая улыбка. Девочка прижалась головкой к матери, которая обнимает малышку и уговаривает её посидеть спокойно. Художнику удалось искусно передать спокойную строгость молодой женщины, терпеливо объясняющей дочке необходимость сохранять нужную позу.)

• На следующем этапе работы попросим ребят рассмотреть и описать мастерскую, в которой создаёт портрет девочки юный художник. (Мастерская залита ровным светом, который льётся из окна, расположенного слева от юного художника. Он установил мольберт так, чтобы свет падал прямо на полотно, и сам немного развернулся к окну и откинул голову, чтобы игра света и тени не мешала созданию портрета.)

На заднем плане картины — обычные атрибуты художественной мастерской: мраморный бюст, манекен, несколько книг, на стене — две картины.) Обратим внимание учеников на то, что в картине «Юный живописец» художник одновременно сумел передать прелесть обыденной, повседневной жизни и поэтическое очарование процесса свободного творчества.

Молодой художник, изображённый за созданием портрета, и женщина с девочкой по-настоящему просты. Позы персонажей картины непринуждённы, выражения лиц естественны и сообразны с моментом, в который они запечатлены. Вместе с тем создателю полотна «Юный живописец» удалось передать поэтическую атмосферу, царящую в мастерской художника — главного персонажа картины, поэтому основной темой картины можно считать творческий процесс.

Серо-розовая гамма соответствует общему характеру картины. И. Э. Грабарь так писал о мастерстве художника: «Фирсов пишет свободно и мягко... Розо вые, бруснично-красные, белые и бледновато-жёлтые цвета, преобладающие в первой части полотна, мягко сочетаются с зеленоватым оттенком камзола мальчика слева. Этот оттенок находит себе отзвук в более глухом зелёном тоне занавеса в глубине. Такая скромная, тщательно продуманная, красочная гамма содействует сдержанной поэзии картины и атмосфере моральной чистоты, разлитой в ней».

3. Составление плана

План полезно будет составить совместно. Он может быть примерно следующим.

  1. Картина И.И. Фирсова «Юный живописец» — один из лучших образцов бытового жанра.

  2. Описание картины.

1. Сюжет картины.

2. Описание персонажей.

3. Изображение художественной мастерской.

4. Цветовая гамма.

Ш. Мастерство художника.

4.Словарная работа

  1. Определение лексического значения малознакомых слов.

Интерьер — внутреннее пространство какого-либо помещения.

Манекен — деревянная кукла с подвижными руками и ногами, которую художники применяют как натуру для изображения человеческих поз.

Мольберт — подставка, на которой помещается холст на подрамнике или ка для работы художника.

Палитра — тонкая дощечка с отверстием для надевания на большой палец ей руки, которая служит художникам для смешивания красок. Цветовая гамма — подбор красок для картины.

2. Лексический анализ данных в упражнении 234 словосочетаний.

Предложим учащимся назвать группы словосочетаний, которые можно использовать в описании колорита картины, каждого её персонажа, мастерской художника.

3. Запись словосочетаний, использованных в ходе устного описания картины.

Памятник русской жанровой живописи; поэтическая атмосфера; самозабвенно и увлечённо творит; процесс свободного творчества; сосредоточенный взгляд; охвачен вдохновением; развернуться к окну; откинуть голову; шаловливая и непоседливая натурщица; лукавая улыбка; залита ровным светом; льётся из окна; игра света и тени; художественная мастерская; мраморный бюст; прелесть обыденной, повседневной жизни; поэтическое очарование; непринуждённые позы; искусно передать.



Просмотр содержимого презентации
«И.И. Фирсов Юный живописец»

Урок развития речи 5 класс

Урок развития речи

5 класс

Иван Иванович Фирсов - русский художник (около 1733  — после 1785)   Информации о художнике сохранилось очень мало, не удалось установить даже точных дат жизни, а из произведений до нашего времени дошло лишь несколько  — еще ученическое декоративное панно « Цветы и фрукты » , датированное 1754 годом и некогда украшавшее Екатерининский дворец, один десюдепорт (декоративное обрамление над дверью) и картина « Юный живописец » , авторство которой долго приписывалось совсем другому художнику.

Иван Иванович Фирсов -

русский художник

(около 1733  — после 1785)  

Информации о художнике сохранилось очень мало, не удалось установить даже точных дат жизни, а из произведений до нашего времени дошло лишь несколько  — еще ученическое декоративное панно « Цветы и фрукты » , датированное 1754 годом и некогда украшавшее Екатерининский дворец, один десюдепорт (декоративное обрамление над дверью) и картина « Юный живописец » , авторство которой долго приписывалось совсем другому художнику.

О художнике известно немного: Иван Фирсов обучался живописи в Москве за свой счёт и занимался главным образом театральными декорациями и украшением дворцовых интерьеров в Москве и Петербурге. Будучи уже одним из самых известных русских художников, он отправился в Париж для обучения в Академии художеств. Картина «Юный живописец», как полагают, была написана Фирсовым во время его пребывания в Париже.

О художнике известно немного: Иван Фирсов обучался живописи в Москве за свой счёт и занимался главным образом театральными декорациями и украшением дворцовых интерьеров в Москве и Петербурге. Будучи уже одним из самых известных русских художников, он отправился в Париж для обучения в Академии художеств. Картина «Юный живописец», как полагают, была написана Фирсовым во время его пребывания в Париже.

Биография художника По одной из версий, дед и отец Ивана Фирсова тоже были художниками, и первые навыки в живописи он получил от отца — мастера резьбы и золочения по дереву. А по другим источникам, он происходил из купеческого сословия и был сыном московского купца.

Биография художника

По одной из версий, дед и отец Ивана Фирсова тоже были художниками, и первые навыки в живописи он получил от отца — мастера резьбы и золочения по дереву. А по другим источникам, он происходил из купеческого сословия и был сыном московского купца.

Биография художника В возрасте 14 лет Иван Фирсов был определен в Канцелярию от строений, ведавшую архитектурными и декоративными работами, к художникам-декораторам для обучения. А через пару лет, в 1747 г. его имя числится в «живописной команде» Канцелярии от строений, где он работает под руководством И. Я. Вишнякова и  Д. Валериани. Его работа состояла в росписи потолков, панно и тому подобное.

Биография художника

В возрасте 14 лет Иван Фирсов был определен в Канцелярию от строений, ведавшую архитектурными и декоративными работами, к художникам-декораторам для обучения.

А через пару лет, в 1747 г. его имя числится в «живописной команде» Канцелярии от строений, где он работает под руководством И. Я. Вишнякова и

Д. Валериани. Его работа состояла в росписи потолков, панно и тому подобное.

Декоративное панно « Цветы и фрукты »

Декоративное панно

« Цветы и фрукты »

Десюдепорт «Амуры с охотничьей добычей»

Десюдепорт

«Амуры с охотничьей добычей»

Биография художника В 1762 г. Фирсова зачисляют в ведомство Дирекции императорских театров , с которым он будет связан до конца своей деятельности. И.И. Фирсов, безусловно, считался талантливым художником, потому что зимой 1765 года по личному распоряжению Екатерины II был отправлен  «в чужие краи на два года для лучшего живописной и театральной науке обучения» ,  а подобной чести, — учебы за границей за казенный счет, — удостаивались лишь самые талантливые.

Биография художника

В 1762 г. Фирсова зачисляют в ведомство Дирекции императорских театров , с которым он будет связан до конца своей деятельности.

И.И. Фирсов, безусловно, считался талантливым художником, потому что зимой 1765 года по личному распоряжению Екатерины II был отправлен  «в чужие краи на два года для лучшего живописной и театральной науке обучения» ,  а подобной чести, — учебы за границей за казенный счет, — удостаивались лишь самые талантливые.

Биография художника Париже Иван Фирсов, обучаясь в Королевской академии, посещал мастерскую французского художника  Вьена. Фирсов пробыл в Париже лишь два с небольшим года. Деньги из России во Францию поступали с большими задержками, художник материально крайне нуждался: надо было оплачивать и проживание, и питание, и учебу В Париже он написал свое произведение, признанное ныне шедевром, — это знаменитая картина « Юный живописец ».

Биография художника

Париже Иван Фирсов, обучаясь в Королевской академии, посещал мастерскую французского художника  Вьена.

Фирсов пробыл в Париже лишь два с небольшим года. Деньги из России во Францию поступали с большими задержками, художник материально крайне нуждался: надо было оплачивать и проживание, и питание, и учебу

В Париже он написал свое произведение, признанное ныне шедевром, — это знаменитая картина « Юный живописец ».

Картина «Юный живописец» относится к бытовому жанру — жанру изобразительного искусства, посвящённому отражению событий и сцен из повседневной жизни.

Картина «Юный живописец» относится к бытовому жанру — жанру изобразительного искусства, посвящённому отражению событий и сцен из повседневной жизни.

Содержание картины.  Герои картины. И. И. Фирсов изобразил юного художника, который создаёт портрет маленькой девочки. Маленькая натурщица шаловлива и непоседлива, она не может долго сидеть на одном месте, и мать прижимает её к себе рукой, чтобы девочка успокоилась.

Содержание картины. Герои картины.

И. И. Фирсов изобразил юного художника, который создаёт портрет маленькой девочки. Маленькая натурщица шаловлива и непоседлива, она не может долго сидеть на одном месте, и мать прижимает её к себе рукой, чтобы девочка успокоилась.

«Юный живописец»

«Юный живописец»

«Юный живописец»   Время создания:  1765—1766 гг.; Холст, масло, 67 x 55. Это первая русская картина на бытовой сюжет, где художник изобразил не героев и вельмож, а людей простого сословия.

«Юный живописец»

  • Время создания:

1765—1766 гг.;

  • Холст, масло, 67 x 55.
  • Это первая русская картина на бытовой сюжет, где художник изобразил не героев и вельмож, а людей простого сословия.

Сюжет картины  Попробуйте описать главного персонажа картины: его позу, внешность, отношение к своему делу.

Сюжет картины

Попробуйте описать главного персонажа картины: его позу, внешность, отношение к своему делу.

Сюжет картины Художник свободно расположился за высоким мольбертом и водит кистью по полотну, выписывая детали. В левой руке он держит палитру и кисти, ящик с красками стоит на полу. Взгляд молодого человека сосредоточен на полотне, из причёски выбились пряди волос, но он этого не замечает. Юный художник охвачен вдохновением, он творит самозабвенно, увлечённо.

Сюжет картины

Художник свободно расположился за высоким мольбертом и водит кистью по полотну, выписывая детали. В левой руке он держит палитру и кисти, ящик с красками стоит на полу. Взгляд молодого человека сосредоточен на полотне, из причёски выбились пряди волос, но он этого не замечает. Юный художник охвачен вдохновением, он творит самозабвенно, увлечённо.

Сюжет картины Опишите позу и выражение лица маленькой натурщицы и её матери.

Сюжет картины

Опишите позу и выражение лица маленькой натурщицы и её матери.

Натурщица ещё мала, поэтому сама она сидит на стуле, а ножки её стоят на скамеечке. Ей трудно долго сидеть без движения, и, хотя она послушно сложила ручки, на её личике играет лукавая улыбка. Девочка прижалась головкой к матери, которая обнимает малышку и уговаривает её посидеть спокойно. Художнику удалось искусно передать спокойную строгость молодой женщины, терпеливо объясняющей дочке необходимость сохранять нужную позу.

Натурщица ещё мала, поэтому сама она сидит на стуле, а ножки её стоят на скамеечке. Ей трудно долго сидеть без движения, и, хотя она послушно сложила ручки, на её личике играет лукавая улыбка. Девочка прижалась головкой к матери, которая обнимает малышку и уговаривает её посидеть спокойно. Художнику удалось искусно передать спокойную строгость молодой женщины, терпеливо объясняющей дочке необходимость сохранять нужную позу.

Рассмотрите и опишите мастерскую, в которой создаёт портрет девочки юный художник.

Рассмотрите и опишите мастерскую, в которой создаёт портрет девочки юный художник.

Мастерская залита ровным светом, который льётся из окна, расположенного слева от юного художника. Он установил мольберт так, чтобы свет падал прямо на полотно, и сам немного развернулся к окну и откинул голову.  На заднем плане картины — обычные атрибуты художественной мастерской: мраморный бюст, манекен, несколько книг, на стене — две картины.

Мастерская залита ровным светом, который льётся из окна, расположенного слева от юного художника. Он установил мольберт так, чтобы свет падал прямо на полотно, и сам немного развернулся к окну и откинул голову.

На заднем плане картины — обычные атрибуты художественной мастерской: мраморный бюст, манекен, несколько книг, на стене — две картины.

И.Э. Грабарь писал о мастерстве художника «Фирсов пиш_т свободно и мягко… Розовые, бруснично(красные), белые и бледновато(жёлтые) цвета, преобладающие в первой части п_лотна, мягко соч_тают(ть)ся с зелено_ватым оттенком камзола мальчика слева. Этот оттенок наход_т себе отзвук в более глухом зелёном тоне зан_веса в глубине. Такая скромная, тщательно продуманная, красочная гамма с_действует с(з)держанной поэзии картины и атмосфере моральной ч_стоты, разлитой в ней».

И.Э. Грабарь писал о мастерстве художника

«Фирсов пиш_т свободно и мягко… Розовые, бруснично(красные), белые и бледновато(жёлтые) цвета, преобладающие в первой части п_лотна, мягко соч_тают(ть)ся с зелено_ватым оттенком камзола мальчика слева. Этот оттенок наход_т себе отзвук в более глухом зелёном тоне зан_веса в глубине. Такая скромная, тщательно продуманная, красочная гамма с_действует с(з)держанной поэзии картины и атмосфере моральной ч_стоты, разлитой в ней».

Значение творчества художника Иван Фирсов настолько опередил свое время, что остался непонятым современниками. Ныне картина «Юный живописец» находится в Москве в Третьяковской галерее

Значение творчества художника

  • Иван Фирсов настолько опередил свое время, что остался непонятым современниками.
  • Ныне картина «Юный живописец» находится в Москве в Третьяковской галерее

Словарная работа Скромная комната, мастерская художника, большой мольберт , писать портрет, пятна от красок, неуклюже пристроился, простодушная девочка, чепчик с оборками, длинное платье, долго позировать , терпеливо уговаривает, естественные позы, солнечный свет, зелёный занавес, зеленоватый камзол, мраморный бюст, фигура человека, серебристые краски, розовые тона, атмосфера уюта.

Словарная работа

Скромная комната, мастерская художника, большой мольберт , писать портрет, пятна от красок, неуклюже пристроился, простодушная девочка, чепчик с оборками, длинное платье, долго позировать , терпеливо уговаривает, естественные позы, солнечный свет, зелёный занавес, зеленоватый камзол, мраморный бюст, фигура человека, серебристые краски, розовые тона, атмосфера уюта.

Памятник русской жанровой живописи; поэтическая атмосфера; самозабвенно и увлечённо творит; процесс свободного творчества; сосредоточенный взгляд; охвачен вдохновением; развернуться к окну; откинуть голову; шаловливая и непоседливая натурщица; лукавая улыбка; залита ровным светом; льётся из окна; игра света и тени; художественная мастерская; мраморный бюст; прелесть обыденной, повседневной жизни; поэтическое очарование; непринуждённые позы; искусно передать.

Памятник русской жанровой живописи; поэтическая атмосфера; самозабвенно и увлечённо творит; процесс свободного творчества; сосредоточенный взгляд; охвачен вдохновением; развернуться к окну; откинуть голову; шаловливая и непоседливая натурщица; лукавая улыбка; залита ровным светом; льётся из окна; игра света и тени; художественная мастерская; мраморный бюст; прелесть обыденной, повседневной жизни; поэтическое очарование; непринуждённые позы; искусно передать.

Определим лексическое значение слов

Определим лексическое значение слов

  • Интерьер – внутреннее пространство помещения
  • Манекен – деревянная кукла для изображения художником человеческих поз
  • Мольберт – подставка для холста на подрамнике
  • Палитра – тонкая дощечка для смешивания красок
  • Цветовая гамма – подбор красок для картины
Синонимы

Синонимы

  • Изобразил, запечатлел, показал, описал, создал;
  • Картина, художественное полотно, произведение искусства, бытовая зарисовка;
  • Художник, живописец, Иван Фирсов;
  • Юный художник, молодой живописец;
  • Девочка, натурщица, маленькая озорница.
ПЛАН: I . Картина И.И. Фирсова «Юный живописец»— один из лучших образцов бытового жанра. II. Описание картины. 1.  Сюжет картины. 2.  Описание персонажей. 3.  Изображение художественной мастерской. Цветовая гамма. III . Мастерство художника.

ПЛАН:

I . Картина И.И. Фирсова «Юный живописец»— один из лучших образцов бытового жанра.

II. Описание картины.

1. Сюжет картины.

2. Описание персонажей.

3. Изображение художественной мастерской.

  • Цветовая гамма.

III . Мастерство художника.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Чухно Наталья Евгеньевна

Дата: 16.12.2016

Номер свидетельства: 370224


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства