Предметные: анализировать действительные и страдательные причастия; выявлять
разницу в их значениях; определять время действительных и страдатель-
ных причастий.
Личностные: осознавать необходимость совершенствования; проявлять положительное
отношение к учебной деятельности, познавательный интерес к учебному
предмету.
Метапредметные:
- познавательные: формулировать ответы на вопросы по изучаемой теме;
извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию
(схемы, алгоритмы); использовать ИКТ при обработке информа-
ции;
- регулятивные: формулировать тему урока, планировать своё действие в
соответствии с поставленными задачами; адекватно оценивать
свою деятельность и деятельность сверстников на уроке;
- коммуникативные: уметь конструктивно взаимодействовать в парной работе,
слушать друг друга.
Оборудование: ИКТ, карточки.
Ход урока.
Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Практическая работа с языковым материалом. Орфографический тренинг к параграфу 10. (Один ученик пишет на доске, проверяется коллективно).
Повторение правил о написании личных безударных окончаний глагола по таблице
- От чего зависит выбор гласной в окончании глагола? (от спряжения глагола.)
Повторяется алгоритм рассуждения: чтобы правильно написать б е з у д а р н ы е л и ч н ы е о к о н ч а н и я глагола, нужно определить его спряжение, для чего необходимо глагол поставить в начальную (неопределенную) форму; если он не на -ить и не исключение, значит, он I спряжения, остальные глаголы относятся ко II спряжению (кроме стелить, брить и зиждиться).
Актуализация изученного на основе проверки домашнего задания.
1). Устные сообщения по таблице о постановке знаков препинания в предложениях с причастным оборотом (упр. 69);
- рецензирование ответов (логичность и связность изложения, полнота, наличие примеров, использование ключевых слов, речевая культура);
2). Один ученик у доски выписывает из домашнего упражнения причастные обороты вместе с определяемыми словами, графически обозначает определяемые слова и причастные обороты (высоко возносящий свою крону, он; ветви, покрытые зелёной жёсткой листвою; выросшие из желудей дубки);
3). Индивидуальное задание по карточке (выполняется на доске).
Карточка
Перестройте предложения таким образом, чтобы причастный оборот стоял после определяемого слова. Запишите получившиеся предложения, ставя необходимые знаки препинания.
Мы вошли в освещённый лучами осеннего солнца лес.
Низко мчавшиеся тучи скоро закрыли всё небо.
IV. Введение в тему с постановкой задач урока.
1.Ребята, определяем тему урока. Прочитайте ключевые слова темы (слайд1)
разряды причастий
действительные причастия
страдательные причастия
2.Сформулируйте тему и задачи урока (слайд1)
( Что такое действительные и страдательные причастия?
В чём их различие? Где они употребляются?)
V.Открытие новых знаний. Наблюдение над значением действительных и страдательных причастий.
1. Работа в парах.
- сравните значение причастий в 1-ом и 2-ом столбиках (слайд 2)
- назовите причастия, обозначающие признак того, кто действует сам (слайд 3);
- назовите причастия, обозначающие признак по действию, который производится кем-то другим, а не самим предметом (слайд 3);
- какие причастия вы бы назвали действительными, а какие страдательными? Отнесите названия к соответствующему столбику (слайд 4);
- сделайте вывод, как можно различить действительные причастия и страдательные
( причастия различаются по отношению к тому действию, которое выполняет или испытывает на себе предмет);
- сравните свой вывод с информацией в учебнике ( учащиеся читают правило на стр. 38);
- дополните текст ключевыми словами, подчёркивающими различие между действительными и страдательными причастиями ( учащиеся добавляют слова «сам предмет» и «со стороны другого предмета»)
- введите ключевые слова в схему – опору и проверьте, правильно ли вы выполнили это задание (слайд 6)
-прочитайте в учебнике, какие суффиксы имеют действительные и страдательные причастия (читают вслух);
- запишите и запомните суффиксы действительных и страдательных причастий;
- вспомните, как определяется время причастий ( слайд 7)
VI. Физкультминутка.
Вижу я, что вы устали,
Позову Весельчака.
Проведёт он физминутку,
Всем понравится она.
(учащиеся выполняют танцевальные движения под музыку)
VII. Формирование умений опознавать действительные и страдательные причастия.
1.Укажите разряд и время причастий (слайд 8)
- устное коллективное обсуждение: какой приём вы используете, определяя разряд?
( подставляем слова «сам», «кем-то/ чем-то»);
4 примера выполняется коллективно , затем в парах. Самопроверка.
VII.Тестирование. Цель: выяснить степень овладения учащимися умением различать действительные и страдательные причастия.
I. Найдите словосочетания со страдательным причастием.
1. На пестреющем лугу; 4. отнятая игрушка;
2. о движущемся предмете; 5. разлившаяся по небу.
3. опавшие с тополя;
II. Найдите словосочетания с действительным причастием.