Методическая разработка урока по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» 8 класс
Методическая разработка урока по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» 8 класс
Цели урока:
Образовательная: проверить знание текста повести «Капитанская дочка», освоение учащимися художественного «пространства» произведения;
Развивающая: развивать творческие способности учащихся, их устную речь, находчивость и смекалку; навыки самостоятельной аналитической работы с художественным текстом;
Воспитательные: прививать любовь к русской литературе; интерес к историческому прошлому своей страны
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» 8 класс»
Тема урока: Обобщающий урок по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Класс: 8
Цели урока:
Образовательная: проверить знание текста повести «Капитанская дочка», освоение учащимися художественного «пространства» произведения;
Развивающая: развивать творческие способности учащихся, их устную речь, находчивость и смекалку; навыки самостоятельной аналитической работы с художественным текстом;
Воспитательные: прививать любовь к русской литературе; интерес к историческому прошлому своей страны.
Задачи урока: формировать умение работать в группе (выслушивать мнение товарища, обсуждать проблемы, приходить к единому мнению).
Тип урока: урок-игра
Оборудование: тетрадь, портрет А.С. Пушкина, выставка произведений А.С. Пушкина, иллюстративно-раздаточный материал к повести «Капитанская дочка», карточки, оценочный лист.
Этапы урока- игры:
Орг. момент
Толковый словарь
«Встречают по одежке…»
«Государев кум со своею хозяюшкою»
«Гринёв и Пугачёв»
«Какая жизнь, такие и песни»
«Мирская молва - морская волна»
Подведение итогов
Домашнее задание
Игра проводится на заключительном уроке по повести «Капитанская дочка». Принимают участие две команды, сформированные заранее учителем. Жюри - учителя, учащиеся.
Учитель:
В.Г.Белинский назвал «Капитанскую дочку» «лучшей повестью» Пушкина. Ещё более высокую оценку этому произведению дал Н.В.Гоголь:
« Сравнительно с «Капитанскою дочкою» все наши романы и повести кажутся притворною размазнею. Чистота и безыскусственность взошли в ней на такую высокую степень, что сама действительность кажется перед нею искусственною и карикатурною»
Этому, без сомнения, вершинному достижению пушкинского реализма в области художественной прозы и посвящена наша игра.
Первый конкурс называется Толковый словарь.
Известный историк В.О.Ключевский отмечал, что в «Капитанской дочке» больше истории, нежели в «Истории Пугачевского бунта». Созданию исторического колорита во многом способствует использование архаической лексики. Посмотрим, как вы её усвоили. Этот конкурс состоит из трех этапов
1 этап «Переведите» устаревшие слова на современный язык:
Максимальное количество баллов на этом этапе 5 - по баллу за слово
3 этап. На этом этапе конкурса сначала участвует команда №1, затем - № 2
Я зачитываю толкование лексического значения слов, а вы быстро называете эти слова – архаизмы, историзмы. «Стоимость» правильного ответа в рамках данного конкурса - 0,5 балла.
Вопросы для команды №1
Молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не состоящий на службе. (Недоросль)
Солдат – новобранец. ( Рекрут)
Любительница рассказывать новости. (Вестовщица)
Арестант, узник в колодках. (колодник)
Человек, пользующийся особым доверием (Наперсник)
Гуляка, бездельник (Шаматон)
Вопросы для команды № 2
Крытая повозка. (Кибитка)
Короткая мужская одежда без рукавов, вроде жилета. (Камзол)
Дорожный сундучок для посуды и продуктов. (Погребец)
Сборник законов о воинских обязанностях. (Артикул)
Старинное ручное оружие, тяжелый набалдашник на короткой рукоятке. (Кистень)
Возвышение на Красной площади в Москве, где, по преданиям, казнили государственных преступников. (Лобное место)
Второй конкурс называется Встречают по одёжке…
«Встречают по одёжке, а провожают по уму», - гласит известная русская пословица. Но мы сейчас поведем разговор именно об «одежке».
Задача соревнующихся – узнать персонажей повести «Капитанская дочка» исходя из их сведений о том, как они были одеты в тех или иных жизненных ситуациях, как относились к различным предметам одежды, своим, и чужим, и т.п.. Эти сведения я читаю последовательно, в три этапа. Если персонаж оказывается узнанным сразу же, едва поступила первоначальная информация, команда получает максимальное количество баллов – три. В случае когда правильный ответ дан со второй или с третьей попытки, командный счет увеличится соответственно на два балла или только на один балл.
Задание команде №1
Этот герой
совершенно не задумывался о том, как и во что он одет, зато проявлял необычайную заботу о чужом гардеробе;
составил реестр «раскраденного злодеями» «барского добру» и требовал компенсировать потери;
был чрезвычайно озабочен судьбой заячьего тулупа, пожертвованного с барского плеча «оголтелому пьянице»
(Савельич)
Задание команде №2
Эта героиня
одевалась по обыкновению « просто мило»;
в экстремальной ситуации, получив настоятельную рекомендацию сменить имидж, переоделась в крестьянский сарафан;
вопреки правилам придворного этикета, была одета на приёме у императрицы «в дорожное платье», так как, по именному повелению, должна была «ехать во дворец в том, в чем её застанут».
(Маша Миронова)
Задание команде № 1
Эта героиня
ежедневно надевала любимую телогрейку и повязывала на голову платок;
приняла смерть «раздетой донага», так как «в её душегрейку» «успел уже нарядиться один из разбойников» - пугачевцев;
беспокоилась о скудности приданого, составленного ею для дочери: «частый гребень, да веник, да алтын денег»
(Василиса Егоровна)
Задание команде № 2
Этот герой
появлялся на страницах романа как в «оборванном армяке и татарских шароварах», так и в «красном кафтане» «на белом коне»;
получил в подарок «заячий тулупчик совсем новешенький... бестия, его так и распорол, напяливая на себя»;
отблагодарил дарителя, пожаловав «шубу со своего плеча».
(Пугачев)
Задание команде № 1
Эта героиня
впервые появилась перед читателем «в белом утреннем платье, ночном чепце и в душегрейке»;
уделяла немало внимания туалетам и, как свидетельствуют историки, имела в своём гардеробе несколько сот платьев;
предстала на страницах пушкинской повести в полном соответствии с образом, созданным художником Д.Ливицким на портрете.
(Екатерина 2)
Задание команде № 2
Этот герой
во время воинского учения одет совсем не по- командирски, не по-военному: в колпаке и китайчатом халате»;
настаивал на том, чтобы в чрезвычайных обстоятельствах дочь сменила стиль одежды с «дворянского» на «крестьянский»;
принял смерть мужественно, не посрамив чести мундира, который носил всю жизнь.
(Капитан Миронов)
Третий конкурс. « Государев кум со своею хозяюшкою»
«Государев кум со своею хозяюшкою» - так в одном из эпизодов повести именуют главного героя и его невесту. Петр Гринев и Маша Миронова будут в центре нашего внимания в продолжении этого конкурса.
Сейчас вы получите анкеты, которые должны будете заполнить в течение 5 минут. В работе участвует вся команда. Оценивание этого конкурса: 3-7правильных ответов - 1 балл; 8-12 - 2 балла; 13-15 - 3 балла
Задание команде № 1
Петр Гринёв. Анкета героя
Фамилия, имя, отчество отца героя. __Андрей Петрович Гринёв_________________________________
Фамилия, имя отчество матери героя.__Авдотья Васильевна Ю._______________________________
Количество детей в семье Гринёвых. ________1__________________________
Возраст героя к тому времени, когда он «выучился русской грамоте». _12_____
Предмет, бережно хранимый матерью Гринёва с момента крещения сына. _______сорочка____________________________________________________________
Учебное пособие, из которого юный Пётр изготовил бумажного змея во время «урока». ____географическая карта_________________________________________
Название полка, куда герой был зачислен на службу ещё до своего появления на свет. ___Семёновский полк_________________________________________________________
Город, где Петр проигрался в бильярд по дороге к месту службы. ___Симбирск_______
Алкогольный напиток, впервые попробованный Гринёвым по настоянию Зурина. ___пунш________________________________________________________
Воинское звание, присвоенное Гринёву в Белогорской крепости. _офицер__________
Оружие, которым герой был ранен на дуэли. ______шпага_______________________
Русский поэт 18 века, который «очень похвалял» стихотворные «опыты» Гринёва. __Александр Петрович Сумароков_________________________________________________________
Город, куда Гринёв был отправлен после ареста, дабы предстать перед следственной комиссией. _____Казань________________________________________
Наказание, каким государыня императрица заменила герою смертную казнь. __Ссылка в Сибирь на вечное поселение_________________________________________________________________
Реликвия, которую «показывают» потомки Гринёва всем гостям своего семейства. __собственноручное письмо Екатерины 2________________________________________________________
Задание команде № 2
Маша Миронова. Анкета героини
Фамилия, имя, отчество отца героини.__Миронов Иван Кузьмич________________________________
Подарок, сделав который, по словам Швабрина, можно было с легкостью добиться благосклонности героини. __пара серёг__________________________________
Город, куда родители собирались отправить дочь накануне взятия Белогорской крепости. ____Оренбург___________________________________________
Жители крепости, приютившие дочь капитана Миронова после гибели родителей. __семья священника (попадья Акулина Памфиловна)_______________________________________________________
Лицо, передавшее Гриневу письмо от Маши с просьбой о помощи . _урядник Максимыч________
Лицо, выразившее желание быть «посаженым отцом» на свадьбе Петра Гринева и Маши Мироновой. ____Пугачёв_____________________________________
Населенный пункт, царская резиденция, где героиня встретилась с императрицей. _______Царское Село_______________________________________________
Лица, сопровождавшие Марью Ивановну в Петербург. __Палаша и Савельич__________________
Особа, взявшая на себя обязательство «устроить состояние» бедной сироты.___императрица Екатерина 2__________________________________________________________
Губерния, где «благоденствует потомство» Петра Гринёва и Маши Мироновой. ____Симбирская губерния____________________________________________________
Четвёртый конкурс капитанов. «Гринёв и Пугачёв»
Этот конкурс пройдет в форме символического интервью, в ходе которого вы сможете почувствовать себя на месте героев повести «Капитанская дочка». Надев «маску» того или иного персонажа, вы должны будете ответить на три вопроса, связанных с «жизнью» этого персонажа на страницах книги. За каждый правильный ответ присуждается один балл.
Вопросы капитану команды №1.
Петр Гринёв.
Вы, безусловно, не забыли тот день, когда во время бурана заблудились в степи и прохожий помог вам найти дорогу к постоялому двору. По глубоким сугробам кибитка двигалась медленно, и вы задремали. «Мне приснился сон, которого не мог я позабыть и в котором до сих пор вижу нечто пророческое...» - признались вы позднее. Не расскажете ли нам, что это был за сон? (пересказ эпизода из главы2). Прокомментируйте «пророческое» содержание сна.
Какое напутствие получили вы от отца, отправляясь на службу? (Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду»)
Вы, конечно, помните разговор с Пугачёвым в кибитке по дороге из Бердской слободы в Белгородскую крепость. Пугачев рассказал вам аллегорическую сказку об орле и вороне. «Какова калмыцкая сказка?» - спросил он вас. Как вы прокомментировали смысл сказки? («-Затейлива. Но жить убийством и грабежом значит по мне клевать мертвечину»)
Вопросы капитану команды № 2
Емельян Пугачёв
Один из казаков рассказывал о вас буквально следующее: «...по всему видно, что персона знатная: за обедом скушать изволил двух жареных поросят, а парится так жарко, что Тарас Курочкин не вытерпел... в бане, слышно, показывал свои царские знаки на грудях...» У вас в самом деле есть «царские знаки» на груди? Какие? (На одной двуглавый орел, величиною с пятак, а на другой - персона его»)
Во время бурана в степи вы помогли молодому барину и его слуге добраться до постоялого двора. «Сметливость его и тонкость чутья меня изумили», - отвечал в последствии Гринёв в своих записках. В чём же состояла эта «тонкость чутья»? (В самом деле,- сказал я, почему думаешь ты. Что жило недалече?» - « А потому, что ветер оттоле потянул...и я слышу, дымом пахнуло; знать деревня близко»)
В разговоре с Гриневым вы весьма самонадеянно спросили молодого человека: «Как ты думаешь, прусский король мог ли бы со мною потягаться?» - и получили весьма корректный ответ: « Сам как ты думаешь? Управился ли бы ты с Фридериком?» Что вы ответили собеседнику? («С Федором Федоровичем? А как же нет? С вашими генералами ведь я же управляюсь, а они его бивали».)
Конкурс № 5. «Какая жизнь, такие и песни»
Народной песне отведена значительная роль в повести. В этом конкурсевы должны будете выполнить ряд заданий, связанных с русской песней.
Перед вами – названия глав повести. Вы получаете карточки, содержащие отрывки из народных песен. Ваша задача – определить, к каким главам Пушкин поставил в качестве эпиграфа эти песенные строки. И ещё вы должны прокомментировать свой выбор, вспомнив содержание глав и указав, к каким персонажам повести эпиграфы имеют отношение.
Послушайте фрагменты следующих народных песен: «Из-за острова на стрежень...», «Степь да степь кругом...», «Не шуми, мати зеленая дубровушка...» и ответьте на следующие вопросы.
Вопросы команде № 1.
Какую песню распевали «разбойники» на «военном совете»? («Не шуми, мати зеленая дубравушка...»)
Какое впечатление произвела эта песня на главного героя романа? (невозможно рассказать, какое действие произвела на меня эта простонародная песня про виселицу, распеваемая людьми, обреченными виселице. Их грозные лица, стройные голоса, унылое выражение, которое придавали они словам и без того выразительным, - все потрясло меня каким-то пиитическим ужасом»)
Вопросы команде № 2.
Какую из этих песен Пугачев назвал своей любимой? («Не шуми, мати зеленая дубровушка...»)
В каком ещё пушкинском произведении герои поют эту же самую песню? ( «Дубровский»)
Шестой конкурс «Мирская молва – морская волна»
Роль персонажей повести выразительна, ярка, неповторима. Героям произведений принадлежит немало метких, афористичных высказываний. В ходе этого конкурса вам предстоит поработать с некоторыми из афоризмов.
Я вам раздам карточки с записью цитат. В течение 1-2 минут вы должны восстановить опущенную часть высказывания, а также вспомнить, кто из героев произносит.
Задание команде № 1
«Береги ..... , а честь смолоду» («платье снову»)
«........ лучше доброй ссоры» («худой мир»)
(Первый афоризм – известная русская пословица. Этими словами Гринёв-старший напутствовал своего сына перед отъездом на военную службу в Белогорскую крепость. Вторая фраза (тоже пословица) принадлежит Ивану Игнатьевичу и была произнесена с намерением примерить Гринева и Швабрина)
Задание команде № 2
«Будет дождик – будут и ....., а будут ..... – будет и .....» («грибки», «грибки»,»Кузов»)
Лучше раз напиться живой кровью, чем всю жизнь ......» («питаться падалью»)
(Оба высказывания принадлежат Пугачеву. Первое он обранил в иносказательном разговоре с хозяином постоялого двора; второе резюмирует сказку об орле и вороне, здесь выражено жизненное кредо героя.)
Название конкурсу дала русская пословица, использованная в качестве эпиграфа к одной из глав повести. К какой? (глава 14 «Суд»)
Объясните смысл данного эпиграфа. (Устные ответы учащихся)
Подведение итогов
Домашнее задание
1 этап «Переведите» устаревшие слова на современный язык:
Максимальное количество баллов на этом этапе 5 - по баллу за слово Фортеция-
Челобитьё-
Обиняки-
Лазутчик-
Напасти-
1 этап «Переведите» устаревшие слова на современный язык:
Максимальное количество баллов на этом этапе 5 - по баллу за слово
Оказия-
Исполать-
Супостат-
Жаловать-
Пенять-
2 этап Выберите правильный вариант толкования лексического значения слов.
Максимальное количество баллов на этом этапе – 2 – по баллу за слово.
1. Целовальник – это а)парикмахер; б) продавец вина в трактире; в) настойчивый кавалер.
2. Инвалид – это а) человек, страдающий физическим недугом; б) военнослужащий, состарившийся на военной службе; в) военнослужащий, имеющий увечья.
2 этап Выберите правильный вариант толкования лексического значения слов.
Максимальное количество баллов на этом этапе – 2 – по баллу за слово.
1. Грош (в 18 веке) – это монета достоинством в а) две копейки; б) одну копейку; в) десять копеек.