kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока по литературе в 7 классе. Тема урока "Нравственные уроки сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  • Научиться анализировать художественное произведение и выявить авторскую позицию автора сказки «Премудрый пискарь»

Задачи урока:

1. Образовательная:

  • Развивать умение анализировать произведение;
  • формировать навык работы с художественным текстом, проникновения в подтекст произведения, трактовки конкретного образа;

 

2. Воспитательная:

  • Способствовать формированию высокой нравственной позиции.
  • формировать коммуникативные навыки, умения работать в коллективе, представлять (презентовать) свою работу.

3. Развивающая:

  • формировать умение решать возникшие проблемы и самостоятельно искать ответы на вопросы;
  • развивать диалогическую и монологическую речь;
  • развивать читательские способности, интерес к классической литературе, творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина, эстетический вкус;
  • формировать нравственные  качества обучающихся: ответственность за выбор жизненной позиции.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация к уроку,  карточки  с заданиями и пословицами для работы в группах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по литературе в 7 классе. Тема урока "Нравственные уроки сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь».»

Урок литературы в 7 классе по теме Нравственные уроки сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь».





Цели урока:

  • Научиться анализировать художественное произведение и выявить авторскую позицию автора сказки «Премудрый пискарь»

Задачи урока:

1. Образовательная:

  • Развивать умение анализировать произведение;

  • формировать навык работы с художественным текстом, проникновения в подтекст произведения, трактовки конкретного образа;



2. Воспитательная:

  • Способствовать формированию высокой нравственной позиции.

  • формировать коммуникативные навыки, умения работать в коллективе, представлять (презентовать) свою работу.

3. Развивающая:

  • формировать умение решать возникшие проблемы и самостоятельно искать ответы на вопросы;

  • развивать диалогическую и монологическую речь;

  • развивать читательские способности, интерес к классической литературе, творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина, эстетический вкус;

  • формировать нравственные качества обучающихся: ответственность за выбор жизненной позиции.



Оборудование: мультимедийная установка, презентация к уроку, карточки с заданиями и пословицами для работы в группах.











Ход урока.



  1. Организационный момент.

Слово учителя.

Живет человек на земле, но как же по – разному использует он свои годы. Для одних это время напряженного созидательного труда. Для других  - бесцельное, без смысла в жизни времяпровождение, которое в конечном счете приводит к духовному краху.

Ребята, а как Вы понимаете «В чем смысл жизни» любого человека. Вы мне говорите, а я буду фиксировать ответы в кластере.

(семья, любовь, свобода, здоровье, интересная работа, активная деятельная жизнь, красота природы и искусства, творчество)



О цене человеческой жизни, об уникальности мгновений, отпущенных судьбой, о духовности и нравственности культуре и пойдет разговор на сегодняшнем уроке. Откройте тетради, запишем тему урока.

Определение темы.

Слайд №1. Тема нашего урока – исследования  «Нравственные уроки сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь».

А какая цель сегодняшнего урока?(проанализировать, рассмотреть)



II. Осмысление содержания.



Чтобы достигнуть поставленных целей давайте обратимся к сказке Салтыкова – Щедрина «Премудрый пискарь», которую вы прочитали дома, проверим как вы выполнили домашнее задания и рассмотрим образ жизни главного персонажа. Вопросы всем.

- Почему сказка называется «Премудрый пискарь», а не пескарь? Слайд №2.

- Как вы поняли значение слова премудрый? О чем говорит приставка – при? В словаре С.Ожегова или И.Даля Вы должны были найти и выписать толкование слова: Слайд №3.

  • Премудрый – исполненный мудрости.

  • Мудрый – 1) обладающий большим умом; 2) основанный на больших знаниях, опыте.

(Толковый словарь. С.И.Ожегов)

- Какой смысл вкладывает в слово «премудрый» Салтыков-Щедрин?

  • Иронический.



- Какие синонимы вы подобрали к слову премудрый – умный, толковый, разумный, рассудительный. (т.е. обладающий здравым умом)

- Какие антонимы вы подобрали к слову – глупый, несообразительный, бестолковый, неумный.

III.Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Стадия «Вызов»

Групповая работа с текстом сказки «Премудрый пискарь».



Задание для первой группы.

- В чём премудрость, умность главного героя? Как об этом говорится в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина? Объясните и процитируйте.

  • «А у молодого пескаря ума палата была. Начал он этим умом раскидывать и видит: куда не обернётся – везде ему мат».

- Как поняли выражение «везде мат»? Почему пескарю везде мат? Объясните и процитируйте.

  • «А он всех меньше; всякая рыба его заглотать может, а он никого заглотать не может».

  • - Какие поучения оставил пискарь- отец?

«Смотри, сынок, - говорил старый пескарь, умирая, - коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба!»

  • - А что значит ЖУИРОВАТЬ?( развлекаться, ища удовольствий, вести праздную жизнь.)




Задание для второй группы.

- Насчет какого снаряда предостерегал отец молодого пискаря?

«Пуще всего берегись уды! – говорил он, - потому что хоть и глупейший это снаряд, да ведь с нами, пискарями, что глупее, то вернее».

- Найдите в сказке, как герой формулирует цель жизни.

Был он пискарь просвещённый, умеренно-либеральный, и очень твёрдо понимал, что жизнь прожить – не то, что мутовку облизать. «Надо так прожить, чтоб никто не заметил, сказал он себе, - а не то как раз пропадёшь!» - и стал устраиваться.

- Как жил премудрый пискарь? Расширьте представление об образе жизни героя.


«…Нору для себя такую придумал, чтоб ему забраться в неё было можно, а никому другому – не влезть!»



«Вторым делом насчёт житья своего решил так: ночью он будет моцион делать, а днём станет в норе сидеть и дрожать»



«Но так как пить-есть всё-таки нужно, а жалованья он не получает и прислуги не держит, то будет он выбегать из норы около полден, когда вся рыба уж сыта, и, Бог даст, может быть, козявку-другую и промыслит. А ежели не промыслит, так и голодный в норе заляжет, и будет опять дрожать. Ибо лучше не есть, не пить, нежели с сытым желудком жизни лишиться».





Задание для третьей группы.

- Какой образ жизни избрал пискарь? Найдите в сказке одно ключевое слово, которое ярко объясняет, как жил герой.

Ддрожал.

-Сколько прожил премудрый пискарь?

« Больше ста лет»

- Из «ста лет» прожитых пискарем, что нажил он?

«Ни друзей у него, ни родных; ни он кому, ни к нему кто. В карты не играет, вина не пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется – только дрожит да одну думает: «Слава Богу! кажется, жив »

- За что щуки хвалили пискаря?

«Даже щуки, под конец, и те стали хвалить: «Вот, кабы все так жили то-то бы в реке тихо было!Да только они это нарочно говорили; думали, что он на похвалу-то отрекомендуется – вот, мол, я! Тут его и хлоп!»

другие рыбы, помельче, не только не   считали его премудрым, но и вовсе насмехались: «Слыхали вы про              остолопа, который не ест, не пьет, никого не видит... а все только распостылую свою жизнь бережет?»;

многие называли его просто «дураком и срамцом».



Задание для четвертой группы.



- Что за мысли посещают пискаря перед смертью?

«Вся жизнь мгновенно перед ним пронеслась. Какие были у него радости? кого он утешил? кому добрый совет подал? кому доброе слово сказал? кого приютил, обогрел, защитил? кто слышал об нем? кто об его существовании вспомнит?»

- Какое отношение обитателей реки к премудрому пискарю?

«Плывут мимо, а может быть, и не знают, что вот в этой норе премудрый пискарь свой жизненный процесс завершает!»

- Какой сон приснился пискарю?

«И привиделся ему тут прежний соблазнительный сон. Выиграл будто бы он двести тысяч, вырос на целых поларшина и сам щук глотает»

- Почему же неясна причина смерти пискаря?

«И вдруг он исчез……….свидетелей этому делу не было»


Слово учителя.

- Как, по предположению автора кончает свою жизнь пискарь?

«Жил – дрожал, и умирал - дрожал»


Слово учителя.

- Найдите в сказке как М.Е.Салтыков-Щедрин пишет о людях похожих по смыслу жизни на пискаря: «Нет, это не граждане, а по меньшей мере бесполезные пискари. Никому от них ни тепло, ни холодно,никому ни чести, ни бесчестия, ни славы, ни бесславия… живут, даром место занимают да корм едят».




IV.Получение новой информации.

Слово учителя.

Русские народные пословицы и сегодня используются для описания тех людей, которые проживают без цели и смысла.

Прочитайте пословицы, какие их них выражают жизненную позицию пескаря? ( зачитать пословицу, прокомментировать и вывесить на доску)

Карточка №1

Пословицы

1. Хочешь жить – умей вертеться.

2. Моя хата с краю, ничего не знаю

3. Иди вперед, а оглядывайся назад.





Карточка №2

Пословицы

1. Голова не карниз, не приставишь.

2. Береги себя пуще глазу.

3. Бесстрашному счастье помогает. (хакасская)

Карточка №3

Пословицы

1. Будь ниже травы, тише воды.

2.

3. Не разжевав, вкусу не узнаешь.

Карточка №4

Пословицы

1.Жизнь дана на добрые дела.

2. Уши выше лба не растут.

3. С сильным не борись.



V. Рефлексия


-В начале урока мы составили кластер «В чем смысл жизни» Изменилось ли после анализа сказки ваше понимание «В чем смысл жизни?» Может, дополним что-то к написанному, а что-то уберем?(ответы)

Какая позиция вам близка?

- Тема урока «Нравственные уроки сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь». К какому выводу Вы пришли? Какие нравственные уроки дает своим читателям через сказку Салтыков-Щедрин?

(в сказке «Премудрый пискарь» содержатся очень важные нравственные уроки: трусость, страх, равнодушие ко всему на свете кроме собственной персоны лишает человека всякого смысла жизни).



Слово учителя.

Каждый человек думает о цели своей жизни и выбирает свой путь. Салтыков –Щедрин напомнил современникам о том, что может быть, главное не сколько жить , а как жить.

VI. Домашнее задание.

1.Вопрос №14 стр.362

2. Продолжите фразу «Сказки Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина отличаются от других сказок…»

3. Выучить наизусть стихотворение о жизни.











































Задание для первой группы.

- В чём премудрость, умность главного героя? Как об этом говорится в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина? Объясните и процитируйте.




- Как поняли выражение «везде мат»? Почему пескарю везде мат? Объясните и процитируйте.




- Какие поучения оставил пискарь- отец? Объясните и процитируйте.









- А что значит ЖУИРОВАТЬ? Объясните и процитируйте.































Задание для второй группы.

- Насчет какого «снаряда» предостерегал отец молодого пискаря? Объясните и процитируйте.







- Найдите в сказке, как герой формулирует цель жизни. Объясните и процитируйте.











- Как жил премудрый пискарь? Расширьте представление об образе жизни героя. Объясните и процитируйте.






































Задание для третьей группы.

- Какой образ жизни избрал пискарь? Найдите в сказке одно ключевое слово, которое ярко объясняет, как жил герой. Объясните и процитируйте.





-Сколько прожил премудрый пискарь? Объясните и процитируйте.



- Из «ста лет» прожитых пискарем, что нажил он? Объясните и процитируйте.











- За что щуки хвалили пискаря? Объясните и процитируйте.











































Задание для четвертой группы.



- Что за мысли посещают пискаря перед смертью? Объясните и процитируйте.







- Какое отношение обитателей реки к премудрому пискарю? Объясните и процитируйте.









- Какой сон приснился пискарю? Объясните и процитируйте.









- Почему же неясна причина смерти пискаря? Объясните и процитируйте.














Самоанализ проведенного урока по теме «Нравственные уроки сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь» с использованием диффиринцированных заданий.

1.В рабочей программе на изучение произведений М.Е. Салтыкова-Щедрина отведено 2 часа.

Сегодня прошел второй урок по сказке писателя.

Цель урока: научить анализу художественного произведения и выявить авторскую позицию писателя.

Цель достигались через задачи урока: образовательные, развивающие и воспитательные.

Выбранный тип урока-исследование целесообразен при изучении данной темы. Обучающиеся разбиты на группы, объявлен соревновательный момент. Каждая группа в ходе урока будет стараться работать лучше.

В начале урока, на стадии вызова урока прозвучало слово учителя, которое помогло ребятам сконцентрироваться и сосредоточиться. Затем составлен кластер «В чем смысл жизни», это помогло мне прояснить их понимание «В чем смысл жизни».

Тема урока озвучена, ребята постарались сформулировать цели урока.

На стадии «Осмысление» проверено домашнее задание, затем началась работа с текстом сказки: анализ текста в форме вопрос - ответ. Вопросы для анализа сказок имели достаточный уровень трудности, но обучающиеся работали активно, отстаивая свою точку зрения.

Другой вид работы, «Получение новой информации», который я предложила, это работа с пословицами, что позволило ребятам еще раз понять мне понять как ребята поняли тему урока которые соответствует теме урока, обосновывая свой выбор. 

Выводы по уроку были сделаны обучающимися:

  1. Сказки содержат важный нравственный урок.


  1. Сказка учит быть гражданином, высоконравственным человеком, ответственным за свою жизнь.

3. Произведения стало более доступными для усвоения, осмысления.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Байко Вероника Васильевна

Дата: 15.02.2017

Номер свидетельства: 392017


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства