Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока на тему "Что изучает орфоэпия".»
Тема: “Что изучает орфоэпия».
Ход урока.
1.Организационный момент.
- На доске написаны слова стрелки и гвоздики. Ребята нарисовали эти предметы. Почему рисунков больше, чем слов? Почему получились разные рисунки? Как вы думаете? (На доске прикреплены 4 рисунка)
(В каждом слове скрыто два, которые пишутся одинаково, а произносятся по-разному, т.к. ударение в этих словах может падать на разные слоги: стрелки (часов) – стрелки (военные), гвоздики (железные стержни) – гвоздики (цветы).
- Мы видим, что очень важно правильно поставить ударение в слове, т.к. от этого может поменяться его лексическое значение. Значит о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
2.Работа по теме урока.
А)Введение термина «орфоэпия».
- Что изучает этот раздел науки о языке? Давайте посмотрим, из каких частей состоит это слово. Каково значение каждой части?
(“Орфо” - правильный, “эпос” - речь)
- Откройте учебник и прочитайте определение термина “орфоэпия”. (Чтение определения)
- Сегодня на уроке мы познакомимся с принципами орфоэпии: научимся правильно ставить ударение и произносить звуки в словах. В случае затруднения мы обратимся к словарю.
-Какие словари помогут нам определить правильное произношение слова, его ударение?
- Давайте вспомним, как работать со словарем. По какому принципу расположены слова в словаре? Определите правильный вариант: бутерброд [тэ] или [т`э], квартал или квартал. Что такое квАртал?
- Молодцы, все справились с заданием.
Отгадайте загадку.
Шутник он, невидимка-молоток, Тук! – и ударил в безударный слог… И сразу же исчез огромный замок, И появился маленький замок.
- Кто этот шутник, ребята? (Ударение)
- Чем отличается ударный слог от безударного?
Б) Тренировочные упражнения.
Задание
В группе однокоренных слов выделите корень и расположите слова так, чтобы ударение падало на первый, второй и т.д. слоги. (Задание выполняется по рядам, у доски по одному человеку от каждого ряда.)
Молодежь, молод, молоденький, помолодел.
Дорогой, дорого, дороже, дороговатый.
Переносит, носит, разносит, переносной.
Задание
Прочитайте правильно слова, записанные на доске, объясните значения. Составьте словосочетания или предложения. (Задание выполняется в парах)
Пропасть, село, хлопок.
- В чем мы убедились, выполнив это задание? (Важно правильно поставить ударение в слове, т.к. от этого зависит его лексическое значение)
Введение понятия «омонимы».
А сейчас мы проведем орфоэпический диктант.
Задание
Спишите с доски слова, расставьте ударение. В случае затруднения обратитесь к словарю. Обозначьте орфограммы в словах.
Мы справились с этим заданием. Теперь эти слова будем произносить правильно.
Задание
На доске записаны слова, произнесите их правильно. (Устно)
Что, чтобы, скучный, конечно, скворечник, яичница, гречневый, пустячный.
Очень важно, ребята, не только правильно поставить ударение в слове, но и произнести правильно звуки. В русском языке есть слова, заимствованные (пришедшие) из других языков. Во многих словах сохраняется твердое произношение согласных перед е. Мы должны правильно произносить такие слова.
Задание
Распределительный диктант-игра. Отгадайте слово по лексическому значению, правильно произнесите его, запишите в нужный столбик, объясняя орфограммы.
1) Твердый согласный переде.
2) Мягкий согласный переде.
1. Мастерская по пошиву одежды. (А[тэ]лье.)
2. Раздел науки, изучающий звуки речи. (Фо[нэ]тика.)
3. Широкая асфальтированная дорога. (Шос[сэ].)
4. Знак препинания. (Ти[рэ].)
5. Плавучая гора, отколовшаяся от родника. (Айс[б`э]рг.)
6. Высшее достижение мастерства. (И[д`э]ал.)
7. Нижние места для зрителей в театре. (Пар[тэ]р.)
8. Спортивная игра с мячиком. (Теннис [тэ].)
9. Название научного понятия. (Термин[т`э].)
10. Шарф, шейный платок. (Каш[нэ].)
11. Гостиница. (О[тэ]ль.)
3) Закрепление изученного. (Задание выполняется самостоятельно, по рядам)
1. Спишите, поставьте ударение в словах – парах, имеющих одинаковое написание. Объясните.
На путях я вижу сорок Резко скачущих сорок. Этот вид мне очень дорог Средь неведомых дорог.
(Введение понятия «каламбур»)
4) Рефлексия.
Что нового узнали на уроке? Что показалось сложным?
5) Закрепление изученного.
Мини-тест (каждый делает самостоятельно).
Продолжите предложение. Орфоэпия – это…
Найдите ошибку: Алфавит, процент, досуг, звонит.
Найдите “лишнее” слово: Что, скворечник, скучный, гречневый.