МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА Тема: Сказка М.Пляцковского «Как ослик Алфавит учился уважать старших»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА Тема: Сказка М.Пляцковского «Как ослик Алфавит учился уважать старших»
Цель данной урока совершенствовать навыки чтения, развивать монологическую и диалогическую речь, умение отвечать на вопросы, в том числе и словами текста; воспитывать высокие нравственные качества: правдивость, культуру поведения, воспитанность, помощь старшим.
Много труда вкладывает учитель, обучая детей читать. Но не секрет, что уже первоклассник, только-только научившись читать, тут же теряет интерес к чтению и урок чтения считают одним из нелюбимых.
Каким же мастерством надо владеть учителю, чтобы не только поддерживать у детей интерес, но и развивать его от урока к уроку! К сожалению, на уроках нередко можно услышать от учителя: «Читай дальше, читай громче, читай еще раз...». Это случается тогда, когда учитель слабо владеет разными приемами работы над содержанием текста
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА Тема: Сказка М.Пляцковского «Как ослик Алфавит учился уважать старших» »
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
Тема: Сказка М.Пляцковского
«Как ослик Алфавит учился уважать старших»
Разработала и провела
учитель начальних классов,
заместитель директора по УВР
гимназии № 11 г. Запорожья.
специалист высшей категории,
учитель методист
Жучкова Стелла Артуровна
Тема: Сказка М. Пляцковского « Как ослик Алфавит учился уважать старших».
Цель. Совершенствовать навыки чтения, развивать монологическую и диалогическую речь, умение отвечать на вопросы, в том числе и словами текста; воспитывать высокие нравственные качества: правдивость, культуру поведения, воспитанность, помощь старшим.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Оборудование: учебник, плакат-вопросник; плакат «Знай и запоминай»; рисунки детей, костюмы ( Буратино и Мальвины) для инсценировки; грамзапись сказки « Как ослик Алфавит учился уважать старших»; карточки для индивидуальной и групповой работы; фонограмма песни « Голубой вагон ».
Актуализация опорных знаний.
Дорогие ребята! Сегодня у нас удивительно волшебный урок.
А как вы думаете, почему?
Ребята, а мне бы очень хотелось узнать, с каким настроением вы пришли на урок?
Я рада, что у вас хорошее настроение. Значит, наша работа сегодня на уроке будет старательной, четкой и ответственной.
Мотивация учебной деятельности.
А вы знаете, что на свете самое волшебное и удивительное?
А где происходит волшебство?
Да, ребята, для нас сегодня очень важно, что из книги мы узнаем о сказках. Сегодня мы тоже поговорим о сказке.
Эпиграфом же к уроку давайте возьмем слова А.С. Пушкина
Сказка - ложь, да в пей намек?
Добрым ммолодцамурок.
А в конце урока, мы ответим, какой намек нам будет в нашей сказке, какой урок даст сказка нам.
Ребятки, вспомните, что такое сказка?
Какие два вида сказок мы знаем? (раздается сигнал).
Ребята, что это? Да это наша волшебная книга подает нам сигналы. Давайте я ее приоткрою и мы посмотрим на ее волшебные страницы.
Какую сказку мы видим? (« Царь - девица »).
III Проверка домашнего задания.
Какую сказку вы читали к сегодняшнему уроку? И чем она вас привлекла?
Какие рисунки вы нарисовали к домашней сказке?
Какую словесную картину составили?
Любители чтения и « артисты » нашего класса составили инсценировку к сказке. (Инсценировка отрывка из сказки А. Толстого « Золотой ключик », девочка с голубыми волосами хочет воспитать Буратино.
Понравилась ли вам, ребята, игра актеров?
А чему учит нас эта сценка из сказки?
IV Объяснение нового материала.
Ребята, мы забыли о книге, давайте посмотрим ее следующие страницы.
Кому знакома иллюстрация?
Ребята, а кто - нибудь читал уже эту сказку?
Ребята!
Сказка в гости к нам пришла,
В мир фантазий позвала
Свои знания покажем,
Все про сказку мы расскажем,
Будем вместе мы читать,
Цель урока достигать.
Эта сказка называется « Как ослик Алфавит учился уважать старших ».
Написал ее Михаил Пляцковский.
а). Ребята, давайте проведем с вами маленькийэксперимент. Хорошо?
Не читая сказки, а только зная ее название, скажите, кто главный герой наглей новой сказки?
О чем эта сказка?
Правильно думаете, ребята.
А сейчас мы познакомимся с содержанием сказки и узнаем, правильно ли сказали дети о новой сказке. А познакомимся со сказкой так: я начну читать, а мои помощники продолжат чтение.
V Словарная работа
Но вначале давайте познакомимся с новыми словами, которые ввстретятся у нас в сказке.
Дерзить - « говорить неучтиво ».
Пререкаться – «спорить».
Запомните и то ребята, что в слове пишется две -е.
- А как вы понимаете значение таких словосочетаний?
«Почти научился»
« Не похлопывать по спине, как равных»
б)Первичное восприятие текста
Откройте учебник на стр. 83, возьмите в руки указки и внимательно следите за нашим чтением. Следите и запоминайте. Читаю, я и мои помощники.
в) Первичное закрепление текста.
Тестирование .
Правильный ответ покажите цифрами.
Что сделала бабушка:
прогнала ослика;
поошрила за его невоспитанность;
Усвоил ли ослик правила:
1.Да
Нет
Частично .
Спасибо, правильно отвечали на вопросы, а значит внимательно слушали сказку.
VI Физкультминутка.
г) Самостоятельное чтение с заданием командам.
А сейчас вы прочтете сказку самостоятельно за три минуты. Постарайтесь так читать, чтоб смогли ответить на вопросы словами сказки (дети читают под музыку. Раздаются индивидуальные карточки с вопросами.)
Iкоманда - это дети, которые во время чтения
получили задание и должны строками из сказки ответить на вопросы.
IIкоманда - наблюдатели за правильностью ответа.
Для вас я вывешиваю плакат - вопросник с теми же вопросами, которые получили ребята. Вы будьте внимательны.
ВОПРОСЫ:
Выразительно прочитай, где автор знакомит нас с героями сказки и говорит о причине слез ослика.
Почему бабушка прогнала ослика?
Помог ли козлик ослику?
Какие советы дал козлик ослику?
О чем говорят герои сказки?
Дети подведем итог.
Кто оценит качество чтения ребят?
Спасибо, мне и нечего добавить. Я только скажу, что вы очень хорошо умеете ориентироваться в тексте.
д) Прослушивание текста в грамзаписи.
А сейчас мы усложним задание. Вы прослушаете сказку в грамзаписи несколько короче. После ее прослушивания зададите друг другу вопросы и дадите на них ответы.
I. пара - составит диалог так: один задает вопрос - его сосед по парте дает ответ на него.
II. пара - один задает вопрос - другой отвечает и задает свой вопрос первому.
III. пара - цепочка - работа « цепочкой », один задает вопрос, другой отвечает, третий задает, четвертый отвечает и т.д.
(Приступают к работе).
С работой справились хорошо, ваши диалоги удались.
е) Работа творческих групп.
Переходим к нашим любимым творческим заданиям.
группа - придумать свою концовку к сказке « Как ослик Алфавит учился уважать старших ».
ІІ. группа - по главной мысли сказки М. Пляцковского « Как ослик Алфавит учился уважать старших» сочини свою сказку по опорным словам.
Два брата, добрый, грубый, воспитанный, помощник, трудолюбивый.
ІІІ. группа - какие слова относятся к ослику? Каким вы представляете ослика Алфавита?
Подчеркните те качества, которые относятся к ослику.
Добрый;
настоящий друг;
грубый;
неряшливый;
непослушный;
невоспитанный;
веселый;
плакса;
решительный.
IV. группа - какие слова относятся к козленку? Каким вы представляете козленка Мармеладика?
Подчеркните те качества, которые относятся к козленку.
Серьезный;
воспитанный;
прилежный;
добрый;
отзывчивый;
умеет понять горе;
хороший друг.
Проверка.
- Понравились ли вам ваши творческие работы?
VI. Систематизация знаний учащихся по изученной Сказке.
а) Беседа по содержанию сказки:
Чему учит сказка?
Ваше отношение к героям сказки?
О чем сказка?
Почему бабушка выгнала ослика?
Нашлись друзья, которые помогли ослику стать воспитанным?
Что усвоил наш ослик?
б) Связь учебного материала с эпиграфом. Ребята, обратимся к нашему эпиграфу урока:
Сказка- ложь, да в пей, намек!
Добрым молодцам урок.
Какой намек несет нам сказка?
А какой урок дает нам сказка, добрым молодцам?
в) Просмотр видеозаписи.
- Ребята, а давайте посмотрим, как наши молодцы выполняют на деле эти правила.
г) Работа по плакату.
Знай и выполняй:
Уступай дорогу старшим.
Пропускай старших всегда вперед.
Вежливо разговаривай со взрослыми.
Не дерзи старшим.
Не пререкайся со взрослыми людьми.
Не похлопывай старших по спине, как равных.
Всегда прислушивайся к советам взрослых.
Обязательно помогай старшим.
VII Итог урока.
Оценивание качества работы учащихся.
Наш урок, ребята, приближается к концу, а вместе с ним завершается работа по теме: «Народные и литературные сказки».
Сегодня вы работали хорошо, большое вам спасибо. Работали творчески, старательно, активно. Мне бы очень хотелось узнать, какое настроение у вас в конце урока.(кубик-настроения).