1 | Организационный момент Цель, которая должна быть достигнута учащимся: Подготовиться к продуктивной работе на уроке. Цель, которую хочет достичь на данном этапе учитель: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе. Задачи: - создать положительный эмоциональный настрой; - помочь принять правильную рабочую позу; - напомнить о важности аккуратной работы в тетради. Методы: словесные | - Я рада снова видеть вас в этот прекрасный весенний день. Ребята, урок у нас сегодня будет необычный. Мы на корабле отправляемся в путешествие по морю. Но чтобы никто не оказался за бортом, сядьте правильно, откройте тетради и запишите число. |
2 | Опрос учащихся по заданному материалу Цели, которые учитель ставит перед учениками: - проверить уровень усвоения ранее изученного материала о правописании безударных падежных окончаний имен существительных; - умение правильно ставить падежный вопрос, определять склонение и падеж имен существительных; Цель, которую учитель хочет достичь: проверить умение учащихся правильно писать падежные окончания имен существительных, вывить затруднения в деятельности учащихся. Методы организации работы: учебный диалог, Самостоятельная работа учащихся. Методы стимулирования: похвала. Методы оценивания: самооценка в индивидуальном путевом листе. | - Итак, в добрый путь! Но перед дальней дорогой нам необходимо проверить свою готовность к путешествию. - Вспомните, о чем мы говорили на прошлом уроке? ( ответ: о правописании безударных падежных окончаний имен существительных) - Скажите, что нужно знать, чтобы правильно написать безударное падежное окончание имен существительных? ( ответ: нужно задать вопрос, правильно определить склонение и падеж) - Итак, первое испытание нашего путешествия. Вам необходимо в карточках, которые лежат на ваших столах, вставить пропущенные буквы а у существительных с пропущенными окончаниями определить падеж. ( учащиеся самостоятельно работают в карточках) - Готовы? Компьютер поможет проверить наши знания. Внимание на экран! Проверьте свою работу. Исправьте свои ошибки и поставьте себе отметку в путевом листе. Критерии оценки вам известны. Они есть у вас в памятках. - У кого нет ошибок? Молодцы! - У кого 1 – 2 ошибки? Хорошо! - У кого более 3 ошибок? Сделайте для себя выводы. |
3 А) Б) В) | Изучение нового учебного материала Актуализация опорных знаний . Цель, которая должна быть достигнута учащимися: научиться правильно устанавливать связь между существительным и прилагательным, правильно ставить смысловые вопросы . Цель, которую хочет достичь учитель: создать проблемную ситуацию для подведения к теме урока. Методы: побуждающий от проблемной ситуации диалог. Постановка учебной задачи Цель: обсудить затруднение и сформулировать цель урока. Открытие новых знаний. Цель: создание проблемной ситуации, которая вызовет интерес учащихся к решению лингвистической задачи, связанной с правописанием безударных падежных окончаний имен прилагательных. Методы: учебный диалог, анализ языковых средств. | Большинство из вас благополучно выполнили первое задание. Но наше путешествие продолжается, и вас ждет новое испытание. Подберите к существительному путешествие подходящее по смыслу имя прилагательное и составьте словосочетание. Запишем его на доске: Интересное путешествие. - Определите падеж имени существительного. - задайте вопрос к прилагательному, поставьте ударение, выделите окончание прилагательного. - Поставьте существительное в род. Падеж и запишите получившееся словосочетание. Изменится ли при этом форма имени прилагательного? Интересного путешествия - Выделите окончание у прилагательного, поставьте ударение. - Произнесите полученное прилагательное несколько раз. Что вы слышите? - Совпадает ли произношение прилагательного и его написание? (нет) - Мы столкнулись с проблемой, которую нужно решить. - Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? ( нам нужно узнать, как правильно писать безударные окончания имен прилагательных) - Правильно, ребята. Тема нашего урока «Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных». - Чтобы решить эту учебную задачу, мы подплываем к острову прилагательных. - давайте посмотрим на наш остров. Какой он? Подберите подходящее по смыслу прилагательное. - Запишем словосочетание маленький остров и просклоняем его. ( у доски работает учащийся) -Поставьте ударение в прилагательных, выделите окончание у вопросов и у имен прилагательных. - Обратите внимание на окончание вопросов и прилагательных. Что вы увидели? ( они совпадают! Кроме Им. и Вин падежа.) - Кто попробует сделать вывод? Помогите мне продолжить фразу: Чтобы правильно написать безударное окончание прилагательных, нужно… (от существительного к прилагательному поставить вопрос. Окончание вопроса будет являться окончанием имени прилагательного) - Проблему решили? ( Решили) |
5 | Закрепление учебного материала: Цель: учиться определять род имени прилагательного . Цель, которую ставит перед собой учитель: создавать условия для формирования умения определять непостоянные морфологические признаки имен прилагательных. Задачи: - развитие умений определять род , число, падеж прилагательного в косвенном падеже, - развивать память, внимание, связную речь учащихся. - воспитывать самостоятельность учащихся и развивать их умение работать в паре. Методы: учебный диалог, языковых средств. Виды деятельности Письмо по памяти, работа в парах, взаимопроверка и самооценка знаний. | Наше путешествие продолжается. Подплываем к острову Поэзии. ( учитель читает стихотворение М.Лермонтова «Парус») - В третьем предложении найдите имя прилагательное (далекой) - К какому существительному оно относится? ( в стране) - Выпишите словосочетание ( у доски работает учащийся) - Определите у существительного род, число, падеж. - А разве мы знаем, как определить род, число, падеж у прилагательного? ( нет) - Ответить на этот вопрос нам поможет ключик учебника на стр. 66 ( читаем хором) - Давайте вместе определим род, число, падеж прилагательного в данном словосочетании. - Что для этого нужно сделать? (ответ: определить род, число, падеж им. существительного в стране ) - Имя прилагательное употребляется в форме такого же рода, числа и падеже, что и им.существительное, к которому оно относится. Письмо по памяти. Проверка по компьютеру. Самооценка: оцените свои знания в путевом листе по данным критериям. Плывем дальше. Творческая работа. - К существительным в последней колонке подберите подходящие по смыслу прилагательные и составьте предложения. (ответ) - У вас, ребята, получился целый рассказ. Озаглавьте его ( ответ). - Запишем последнее предложение ( 2 учащихся работают у доски) Мы плывем к удивительному острову. - Подчеркните грамматическую основу предложения , найдите прилагательное, поставьте ударение, выделите и объясните правописание окончания, определите род, число, падеж имени прилагательного. - Готовы? Проверим, что у вас получилось ( коллективно) Поставьте отметку за свою работу в путевой лист. |
6 | Рефлексия Цель: осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и класса. | - Итак. Наше путешествие завершается. - Какую цель ставили в начале урока? - Удалось ли ее достичь? Внимание на экран: Закончите данные фразы своими словами: Я узнал…. (Как правильно писать безударные окончания имен прилагательных) Я научился… ( определять род, число, падеж имени прилагательного) Мне понравилось …( наше путешествие). Мое настроение… ( хорошее). - И у меня хорошее настроение, потому что вы хорошо работали, многому научились - Какие задания вам были интересны? - Какие задания вы выполняли без затруднения? - Что показалось на уроке самым трудным? - У кого остались вопросы? На следующем уроке мы продолжим с вам разговор. - Чьи ответы вам понравились? - Оцените активность своей работы на уроке в путевом листе. Итоговые оценки я поставлю вам после того, как проверю ваши карточки и тетради. |