kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока по русскому языку в 7 классе по теме: "Наречие" ("Лингвистическая лаборатория")

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обобщения важен в изучении темы "Наречие", так как позволяет увидеть степень её усвоения. В данной разработке использованы различные виды работ:фронтальный опрос, групповая работа, работа с перфокартой, игра "Согласен-не согласен", графический диктант, работа с опорными конспектами. Учитель применил элементы педагогических технологий. Такой урок способствует включению в работу всех учеников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по русскому языку в 7 классе по теме: "Наречие" ("Лингвистическая лаборатория")»

РАЗРАБОТКА

урока-обобщения по теме «Наречие»

(«Лингвистическая лаборатория») в 7 классе.

Учитель русского языка и литературы 1 категории,

школы-гимназии №1 г.Щучинска, Бурабайского района, Акмолинской области

Касымова Сауле Нугумаровна.

Тип: урок-обобщение по теме «Наречие».

Цели и задачи:

  1. обобщение и расширение сведений о наречии как части речи;

проверка знаний по теме, ликвидация пробелов в знаниях;

наблюдение за употреблением наречий в текстах различного типа;

  1. формировать мировоззренческие идеи учащихся;

  2. формировать чувство коллективизма, ответственности.

Форма работы: коллективная, индивидуальная, групповая.

Ученики - научные сотрудники (4 группы)

4 ученика-консультанта.

1 ученик задействован в информационном бюро.

Методы: словесный, наглядный, практический, частично - поисковый, репродуктивный.

Технологии: технология интенсификации обучения Шаталова, проблемное обучение; коллективная система обучения; технологию использования в обучении игровых методов; исследовательские методы в обучении; обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа).



Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация.

  1. Слово учителя.

  2. Беседа по вопросам.

- Как вы понимаете смысл слова «лаборатория»? (ответы учеников)

Справка (работа информационного бюро):

Лаборатория - (латинское слово, в переводе означает «работаю») учреждение или отдел, подразделение в составе научных учреждений, министерств, предприятий, учебных заведений, проводящее научные, производственно-контрольные эксперименты или учебные занятия. («Словарь русского языка» в 4-х томах)

- Как вы понимаете смысл слова «лингвистический»? (ответы учеников)

Справка (работа информационного бюро).

Лингвистика - наука о языке, об общих законах существования и исторического развития человеческого языка.

Лингвистическая - прилагательное слово к слову «лингвистика». («Словарь русского языка» в 4-х томах Академии наук СССР института русского языка.)

- Как бы вы сформулировали сегодня цель работы нашей лаборатории? (ответы учеников)

3. Учитель говорит цель урока.

4. Запись числа и темы в тетрадях.


  1. Основной материал урока:

  1. Разминка. Игра « Какое наречие нужно?»

Заранее записываются глаголы. Учитель просит команды по очереди называть наречия, которые можно применить к данному глаголу.

Выигрывает та команда, которая называет больше наречий к слову.

Бежать (быстро, медленно, плохо, без оглядки...)

Учиться (прилежно, хорошо, на отлично, плохо, без усердия...)

Писать (красиво, коряво, неаккуратно, мелко, плохо, аккуратно...)

2. Лингвистические опыты:

2.1 .А) графический диктант (« Не с различными частями речи»)

  1. И навестим поля пустые, леса, недавно столь густые...(Пушкин)

  2. ...Он то вдруг уходил куда-нибудь в уголок и,..., бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно., как пойманный зверь. (Тургенев)

  3. Кусака убежала на край сада и оттуда неотступно глядела на видимый ей уголок террасы. (Андреев.)

  4. Знакомство его далеко не приятное.

  5. Мы сваливать не вправе вину свою на жизнь. (Рубцов).

  6. Необыкновенно суровы зимы в Якутии.

  7. Прогулки по лесу ничуть не утомительны для любознательного человека.

  8. Солнце грело нежарко, и каждый листик и травка насквозь светились под весёлым лучом.

  9. Если вы найдёте на одежде цепкие семена, знайте: так необычно знакомится с людьми череда.

10) Не сердитесь на растения: все они приносят человеку большую радость.

Б) работа с перфокартой. («А-0 в наречиях с приставками ИЗ- ДО- С-»). Определить код перфокарты.

Бесполезно

рассеянно

начисто

Расчетливо

сначала

докрасна

Беспредельно

издалека

справа

Заново

издавна

сгоряча

Беспомощно

направо

беспристрастно

Досуха

дотемна

надолго

Дочиста

добела

запросто

Слева

изредка

вправо

Задолго

влево

насухо


(После проведенных двух работ учащиеся - ассистенты обрабатывают ответы).
В) конструирование опорных конспектов (по одному научному сотруднику от каждой научной группы). Работа для составления учебника для будущих учеников.

  1. группа - Наречие, его общие признаки, морфологические признаки, синтаксическая роль.

  2. группа - Правописание НЕ с наречиями.

  3. группа - Н-НН в наречиях на -о, -е.

О-Е после шипящих в наречиях.

НЕ и НИ в наречиях

A-О в наречиях с приставками ИЗ-, ДО-. С-

  1. группа - Ь после шипящих на конце наречий.

Дефис в наречиях.


  1. Исторический опыт.

Слово учителя: Интересна история данного слова. Послушайте.

Справка (работа информационного бюро). Наречие является переводом латинского термина, которое означает «приглаголивание «, т.е. главное назначение наречия ученые видели в том, что оно должно быть связано с глаголом, уточнять его. Русские грамматисты при переводе использовали слово «речь», которое в древности называли глаголом, и приставку НА-, так и получилось - наречие.

Слово учителя. Иногда бывает вам желательно

Действие или признак пояснить.

Это значит: нужно обязательно

Вам меня на помощь пригласить. (П. Чесноков.)

Наречия на О-Е стали формироваться как особый вид с середины XIX века. Процесс их формирования не прекращается но сей день. Устаревают или вымирают местоименные наречия: доселе, дотоле, отсель, столь, отколе и др.; происходят изменения типа под тишком - исподтишка.

А что вы знаете о спорах ученых об этой части речи?

1-ый ученик: М.В. Ломоносов в «Российской грамматике» писал, что « наречия, которые принимают уравнения, суть по большей части имена прилагательные в среднем роде и неправедно к оной части слова причитаются».

2-ой ученик: Ф.И. Буслаев в «Исторической грамматике» писал так: «Наречие не есть особая часть речи; это понятие синтаксическое, которое может быть выражено целым предложением»

    1. Грамматический опыт.

Запись и анализ текста.

Туман расстилавшийся над р..вниной постепе..о исчезает уступая силе солнечных лучей. На дне оврага ещ.. сумрач(?)но но оттуда поднимается белёсый туман. Бабушка разос(?)лала платок разл..жила на нем хлеб огурцы репу яблоки. Хорошо-то как, господи - благодарно говорит она.

Задание:

- расставить знаки препинания, нужные орфограммы (объяснить).

- наречия подчеркнуть как члены предложения.

2.4. Межъязыковой опыт.


Слово учителя. Вспомните, что вы уже знаете о наречии из казахского и английского языков:

Вниз

астына

down

Внизу

астында

below

Хорошо

жаксы

well

Плохо

жаман


bad




2.5.Стилистический опыт.

Анализ текста.

Древнейшие люди появились на земле давным-давно. Они сильно- пресильно отличались от людей нашего времени. Лбы у них были еле-еле заметны. Люди едва-едва могли работать. Перво-наперво древнейший человек овладел дубинкой.

Вопросы и задания

- Правильно ли отражена в тексте суть исторического процесса (совершенствование человека)?

- Правильно ли написаны наречия? Объясните.

- В чем заключаются недостатки текста? (нарушение стиля; неуместность в научно-популярном тексте наречий, которые характерны для разговорной речи, сказок).

2.6. Творческий опыт. (Воспроизведение наречий в стихотворениях русских поэтов)

а) Ночной холодный ветер с моря

(Внезапно) залетает в бор;

Он, (бешено) кружась, бросает

В костер истлевший хвойный сор-

И пламя вспыхивает (жадно). (И.Бунин)

Б) А в старом палисаднике (темно),

(Свежо) и (сладко) пахнет можжевельник

И (сонно), (сонно) светится сквозь ельник Серпа зеленоватое пятно. (И.Бунин)

В) Серый день ползет (лениво),

И болтают (нестерпимо)

На стене часы стенные

Языком (неутомимо).

Сердце стынет (понемногу). (А.Фет).

Г) На синем куполе гуляют облака,

И (четко) (ввысь) ушли кудрявые вершины,

Но пыль уж светится, а тени стали длинны,

И к сердцу призраки плывут (издалека). ( И.Анненский).

  1. Контрольные вопросы. Прием «согласен - не согласен» в форме диалога (Каждая группа готовит по 2 вопроса)


а) - Я утверждаю, что наречие - изменяемая часть речи.

- Не согласен...

б) - Я утверждаю, что слова по осеннему в предложениях:

Я иду по осеннему лесу, и В лесу по-осеннему свежо - являются одной частью речи.

- Я не согласен...

в) - Я утверждаю, что наречия, оканчивающиеся на -О, -Е с Н- НН образуются от всех прилагательных.

- Не согласен...(от качественных прилагательных).

г) - Я утверждаю, что способы образования сравнительной степени наречия и имени прилагательного одинаковы. Докажите на примере.

- Согласен. Доказываю...

д) - Я утверждаю, что наречие обозначает всегда признак предмета.

- Не согласен...

е) - Я утверждаю, что НЕ с наречиями пишется всегда слитно.

- Не согласен...

ж) - Я утверждаю, что на конце наречий после шипящих всегда пишется Ь.

- Не согласен...

з) - Я утверждаю, что сложные наречия всегда пишутся через дефис.

- Не согласен...


  1. Рефлексия.

  1. Слово учителя: мы провели с вами ряд опытов и сейчас подведем итог нашим исследованиям.

Слово ассистентам: А) анализ графических диктантов (высчитывается

среднее арифметическое и ставится оценка группе).

Б) анализ перфокарт (высчитывается среднее арифметическое и ставится оценка группе).

В) итог ответов по контрольным вопросам (за каждый правильный, полный ответ - 1 балл группе.

Г) анализ опорных конспектов ( + и -) - 2 балла.

  1. Беседа по вопросам:

  • Что нового мы узнали сегодня о наречии?

  • Что мы сегодня повторили? Какие орфограммы?

  • Что вы можете сказать о роли наречий в языке?

  1. Кто из научных сотрудников работал очень хорошо? (выступление ассистентов).

  2. Подводятся итоги, выставляются оценки, определяется лучшая группа.


  1. Домашнее задание. Написать словарный диктант по теме «Наречие». (30-40 слов).



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Касымова Сауле Нугумаровна

Дата: 18.01.2016

Номер свидетельства: 278807


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства