Урок русского языка в 3-м классе по теме:
"Определение склонения имён существительных"
/Программа "Начальная школа XXI века" под редакцией Н. Ф. Виноградовой/
Общая тема (блок).
Грамматические признаки имени существительного («Как устроен наш язык»).
Тема урока.
Склонение имен существительных.
Тип урока.
Урок сообщения новых знаний (комбинированный).
Цель урока.
Для учителя | Для учащихся |
Учить определять склонение имени существительного в косвенном падеже. | Создание условий для усвоения способа определения склонения имени существительного через различные виды деятельности учащихся. |
Задачи урока.
Формирование умения определять склонение имени существительного.
Развитие логического мышления (анализ, обобщение, классификация) через выполнение различных заданий.
Развитие монологической речи учащихся через ответы.
Развитие умения выслушивать мнение одноклассников, доказывать свою точку зрения.
Развитие коммуникативных навыков через работу в парах, оценку и самооценку деятельности.
Методы: монологический, диалогический, исследовательский.
Материалы к уроку:
Ноутбук, проектор, интерактивная доска, презентация, тренажер.
Раздаточный материал для учащихся.
Русский язык для 3 класса: Учебник для учащихся четырехлетней начальной школы в 2-х частях – Часть вторая./С.В.Иванов, А.О. Евдокимова, М.И.Кузнецова и др. – М.: Вентана – Граф, 2014. – Начальная школа XXI века
Толковый словарь
Ход урока.
I. Организационный этап. Мотивация учащихся, психол. настрой на урок.
- Добрый день, дорогие ребята! Вижу, что вы все готовы к нашему уроку. Улыбнитесь друг другу и посмотрите на экран. Ответьте мне, пожалуйста, на вопрос
– Зачем нужна грамматика? (Слайд 2)
Зачем нужна грамматика?
Чтоб грамотно писать.
Чтоб грубые ошибки
В письме не допускать,
Чтоб с детства знали дети
И каждый ученик,
Что лучше всех на свете
Его родной язык! (муз клип)
-Мы должны любить свой родной язык и уважать всех, кто разговаривает и понимает его. Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с новыми правилами родного языка, а помогут вам ваши знания.
II. Чистописание
- запись числа в тетрадь;
-отгадывание загадки:
- Отгадайте её. Слайд № 3
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом –
Все покрылось серебром.
- Да, это зима.
-Какой звук мы слышим первым в этом слове? Дайте его характеристику.
-Прописать узор, составленный из букв, не нарушая закономерности:
-Выписать пословицу о зиме. Слайд № 9
III. Словарно-орфографическая работа.
- Зима приносит нам много развлечений. Об одном из них вы узнаете, отгадав загадку.
Снег сжимаю в рукавицах,
Тороплюсь слепить комок;
Не успеешь отклониться –
Полетит в тебя? ( снежок )
- Наши снежки полетят в словарные слова. Восстановите слова.
- Запишите в строчку, через запятую, вставляя пропущенные буквы.
д… кабрь за…. ц
ин… й к… ртина Слайд № 10
сев… р ф… враль
к… л… ндарь пр … красный
мес … ц …нварь
ул… ца п… года
- Вот мы с вами и в «снежки» поиграли и словарные слова повторили.
Проверка правильности написания на экране..(1 уч-ся проверяет на компьютере)
- Кто выполнил свою работу правильно?
- Кто допустил одну ошибку?
Знакомство с новым словарным словом «осина»
-Загадка: Что за дерево стоит?
Ветра нет, а лист дрожит.
Хоть неплохо я одета,
Бьет озноб меня всегда.
И весной, и жарким летам
Вся дрожу, как в холода.
2. Работа исследователей. Слайд № 11-12
–Выяснить в Толковом словаре значение этого слова.
Предложения:
Осина – это дерево, которое окутано множеством интересных историй и старинных легенд. А всё из-за того, что её листья все время таинственно дрожат. Осина – лиственное дерево с зелено-белой гладкой корой.
Однокоренные слова: осиʹнка, осиʹнник, осиʹновый, подосиʹновик.
Фразеологизмы: Дрожать (или трястись ) как осиновый лист (очень сильно переживать, бояться).
Скороговорка: На осине росинки засверкали утром перламутром.
Фонетический разбор слова «осина». ( на доске)
осина – 3 слога,5 букв, 5 звуков.
[а] – гласн., безуд.
[с'] – согл., непарн., гл., мягк.
[и] – гласн., уд.
[н] – согл., непарн., звонк., тв.
[а] – гласн., безуд.
Индивидуальное задание (2 уч-ся) Слайд № 13-14
-Работа в паре на тренажёре над словарными словами.
I V. Постановка проблемной задачи. Организация поиска затруднения в учебной деятельности. Слайд № 15-16
Зимой на осин.. и ел.. красивый снежный наряд.
На доске записано предложение, в двух словах пропущены окончания.
- К какой части речи относятся выделенные слова? (Имена существительные)
Предложный | на осине | на ели |
- Определите род и падеж в выделенных именах существительных.
-Как вы думаете, какие окончания у имён существительных?
V. Решение проблемы
Учитель.
-Предлагаю вам, ребята, стать сегодня учёными – лингвистами и провести научное исследование.
-Это трудное заданье, Слайд № 17
Проявите-ка старанье,
Вы особенность ищите,
Ничего не проглядите.
-Предлагаю провести свои наблюдения вгруппах. Слайд № 18
( записаны слова – зима, осина, рожь, ель.)
Работа в группах (Каждая группа изменяет имена существительные по падежам, обращая внимание на окончание)
- Какие окончания будут у этих существительных в предложном падеже?
- Запишите предложение в тетрадь и выделите окончания им.сущ.
– Почему в данных словах разные окончания, хотя стоят они в одном и том же падеже, употреблены с одним предлогом, имеют один и тот же род?
– Что мы делали с вами, изменяя существительные по падежам?
-Что нужно знать о существительном, чтобы правильно писать падежные окончания? (Склонение).
–Кто же назовёт нашу тему урока? Давайте себя проверим и проведём зарядку для ума. Слайд № 19
- Сегодня мы с вами будем учиться определять склонение имен существительных в косвенных падежах. Очень часто имена существительные в косвенных падежах встречаются в текстах.
VI Изучение нового материала. Слайд № 20-22
Работа с учебником.
- Обратимся к учебнику. Откройте учебник на стр. 41.
-Прочитайте тему сегодняшнего урока.
- Найдите правило в учебнике на стр. 41 и прочитайте его.
- Как вы думаете, какова цель нашего урока?
VII. Первичное закрепление.
Упражнение в определении склонения имен существительных, стоящих в косвенной форме в ед. числе.
Слайд № 23-24
-Прочитайте пословицы и выпишите имена существительные, определяя род и склонение.
- Работаем парами, помогаем друг другу, советуемся.
Проверка выполненного задания.
- Кто выполнил задание без ошибок?
- Молодцы!
- Кто допустил ошибки?
- Ничего страшного. Мы всему научимся.
- Сделайте вывод. Слайд № 25-26
-Как определить склонение имени существительного в косвенном падеже?
VI. Физминутка. Слайд № 27
VIII. Включение нового знания в систему знаний и повторение. Слайд № 28-31
Определить склонение имен существительных (дифференцированная работа)
Слабым учащимся определить склонение существительных в начальной форме, остальным – во всех словах определить склонение имен сущ. (работа с карточкой №2)
Самопроверка работы. Слайд 32-34
IX. Домашнее задание. Слайд 35
X. Самостоятельная работа (резерв).
(Карточка №4) – первую строку выполняют коллективно, остальное задание – самостоятельно с последующей проверкой.
XII. Рефлексия урока. Слайд 36-38
- Чему мы учились на уроке?
- Как вы думаете, достигли ли вы поставленной цели нашего урока?
- Что было для вас самым интересным?
- Что было сложным?
- Доволен ли ты своей работой?
- С каким настроением заканчиваем урок? (смайлики)
- Вы сегодня хорошо поработали. Молодцы! (выставляются оценки за урок).