Тема урока: «Грамматические признаки имён прилагательных»
Цель урока: формировать представление обучающихся об основных грамматических признаках имен прилагательных (роде, числе, падеже).
Задачи:
Обобщить знания обучающихся об имени прилагательном.
Углубить знания обучающихся о данной части речи.
Формировать умения самостоятельно работать с дополнительной литературой.
Развивать монологическую речь посредством обогащения и усложнения словарного запаса.
Развивать познавательный интерес, мышление при помощи умения анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать.
Воспитывать у обучающихся любовь к русскому языку.
Воспитывать уважение друг к другу, чувство поддержки и взаимопомощи.
Оборудование:
ноутбук
мультимедийный проектор
презентация Microsoft Power Point
Учебник «Русский язык» С.В. Иванов, А.О. Евдокимова
Раздаточный дидактический материал
Индивидуальные карточки с разноуровневым заданием
Толковый словарь
Ход урока.
I Организационный момент.
Слайд 1
Цель: психологический настрой обучающихся на учебное занятие.
Вступительное слово учителя.
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи.
Ватага ребят спешит в школу,
Садится за парты свои.
Весёлые, умные лица…
Встречали мы все их не раз,
Заглянем сегодня немного
В обычный наш третий класс.
И вот начало урока.
Слайд 2
Целеполагание.
Цель: формирование умений ставить цель работы. Мотивация обучающихся.
Детский писатель Роман Сеф заметил:
«Кто ничего не изучает,
Тот вечно хнычет и скучает».
И чтобы наш урок был познавательным и интересным, необходимо приложить всё своё старание.
Слайд 3
«Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать!»
II Основная часть урока
Речевая разминка.
Слайд 4
У. Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо.
Д. Ясно, четко говорим,
Думаем и не спешим.
Минутка чистописания.
Слайд 5
У. Всё меньше дней осталось жить зиме
И люди все готовятся к весне.
Готовится енот, барсук, сова,
Готовится берёза, клён, ольха.
Готовы все, но вот беда…
Гуляет до сих пор проказница-зима!
- Какой звук начинает последнее слово?
- Дайте его характеристику. (согл., парн., звонк., мягк.).
- А на письме он обозначается буквой З з.
- Вспомните её написание.
Слайд 6, 7, 8
Пропишите соединения с буквой З, не нарушая закономерности.
Зз · Ззз · Зззз ·
З…ма встр…чает в…сну красную на Сретение.
(Работа с сигнальными карточками).
У. Да, именно так, «всё меньше дней осталось жить зиме». И по народному календарю 15 февраля отмечается Сретение – первая встреча зимы с весной.
3. Словарная работа
Слайд 9
У. Есть гласные – коварные.
А в чём коварство их?
А в том, что ударение –
Это не для них.
Трудные учить слова
Помогает нам игра.
- Повторяем словарь, записывая в тетради словарные слова из карточек.
С использованием компьютера происходит проверка словаря. (Отдельные ученики отрабатывают по компьютеру написание словарных слов).
Слад 10-19
Капуста, морковь, малина, лимон, орех, помидор, растение, интересная.
Знакомство с новым словарным словом. «Слово о слове».
Слайд 20
У. чтобы узнать новое словарное слово надо отгадать загадку
«Под Новый год пришёл он в дом
Таким румяным толстяком,
Но с каждым днём терял он вес
И наконец совсем исчез».
- Что это? (Календарь).
Работа с толковым словарём. (Индивидуально)
- Прочитайте значение этого слова.
Слайд 20
- В. Бианки дал такое определение этому слову: «Календарь – это расписание работы солнышка на весь год».
Слайд 21
Фонетический разбор слова
Календáрь – 3 слога,9 букв, 8 звуков.
[к ] – согл., парн., глух., тв.
[а] – гласн., безуд.
[л'] – согл., непарн., звонк., мягк.
[и] – гласн., безуд.
[н] – согл., непарн., звонк., тв.
[д] – согл., парн., звонк., тв.
[а] – гласн., уд.
[р'] – согл., непарн., звонк., мягк.
Физминутка. Зрительная гимнастика для глаз.
Слайд 22-24
Мы писали, мы писали,
Наши глазки так устали.
Вместе сделаем зарядку –
Будет всё у нас в порядке.
Работа по теме урока. Освоение новых знаний.
У. Урок сегодня необычный, но для тебя вполне привычный,
Придётся думать головой,
Вопрос услышать непростой.
- В цепочке словарных слов найдите и назовите лишнее слово. (интересная).
- Имя прилагательное – тема урока.
Слайд 25
- А что такое имя прилагательное?
Сначала послушайте, что об этом думает Митрофанушка – герой из комедии Фонвизина «Недоросль», а потом выскажите своё мнение.
Инсценирование отрывка:
Ведущий. Госпожа Простакова хочет показать, как учён у них сын Митрофанушка. Митрофан говорит, что он выучен грамматике. На вопрос, что он знает из грамматики, отвечает: «Много. Существительна да прилагательна».
Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан. Дверь? Котора дверь?
Правдин. Котора дверь! Вот эта!
Митрофан. Эта? Прилагательна.
Правдин. Почему ж?
Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит ещё не навешана: так та покамест существительна.
Правдин. Так поэтому у тебя слово глупец прилагательное, потому что прилагается к глупому человеку?
Митрофан. И ведомо.
- Ваше мнение.
- Что такое имя прилагательное?
Слайд 26
- С какой частью речи связаны имена прилагательные?
Дословный перевод названия «прилагательное» с греческого – эпитет. Как говорили древние греки, это почти то же самое, что и прилагательное. Эпитет передаёт настроение, состояние, отношение к предмету.
Работа по учебнику.
Упр. 3 – комментированное письмо.
Лишние слова: овальный, кривой, квадратный, круглый. Они указывают на форму предмета.
Задание – тест «Имя прилагательное».
Слайд 27-33
У. Очень занимательное
Имя прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадёт оно.
Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает…
предмет
действие
признак
Имена прилагательные отвечают на вопросы:
Кто? Что?
Какой? Какая? Какое? Какие?
Что делает? Что делают?
Найди строку, в которой даны только имена прилагательные:
зимний, яркое, весенняя.
чудесные, весна, быстрые.
ручей, ледяная, сосулька.
Найди прилагательное – антоним к данному слову:
грустный
печальный
радостный
отзывчивый
В каком имени прилагательном нужно писать окончание –яя ?
весенн… погода
весенн… настроение
весенн… день
Какие окончания у имён прилагательных среднего рода?
-ой, -ый, -ий
-ое, -ее
-ая, -яя
С какой частью речи связано имя прилагательное?
с глаголом
с местоимением
с именем существительным
Ответы: 3, 2, 1, 2, 1, 2, 3.
Слайд 34
Взаимная проверка в парах по слайду из презентации к уроку.
Слайд 35-37
Закрепление новой темы.
Слайд 38
- С какой частью речи связано имя прилагательное?
- От чего зависит имя прилагательное?
Чтение слайда 40. (Согласование).
Слайд 39-40
Умная тетушка Сова призадумалась.
- Помогите ей составить словосочетания прилагательное + существительное.
- Выпишите словосочетания, в которых имена существительные стоят в единственном числе.
- Укажите их род, число, падеж.
чудесный денёк (м.р., ед. ч., И.п.)
весеннее солнышко (ср.р., ед.ч., И.п.)
ранняя весна (ж.р., ед.ч., И.п.)
проворный ручеёк (м.р., ед.ч., И.п.)
Физминутка.
А теперь всем детям встать, руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать, руки вниз и так стоять.
Отдохнули все немножко и отправились в дорожку.
Мы шагаем по дорогам, поднимай повыше ногу!
1 – 5 - топаем ногами,
1 – 5 – хлопаем руками,
1 – 5 – будем нагибаться.
А теперь все дружно сядем заниматься!
Творческое задание:
Пейзажная зарисовка по теме «Приветствие весне».
В 1. «Пишу сам(а)».
Задание: написать мини-сочинение по теме «Приход весны», используя данные словосочетания.
В 2. Задание: записать текст, вставив в предложения подходящие по смыслу прилагательные.
Пернатые друзья
Наступает … весна. Возвращаются к нам … птицы. Прилетят, затрещат, запоют … песни, будут вить гнёзда. Первыми прилетают грачи, а за ними и скворцы. Это первые вестники весны. Добро пожаловать! Надо заранее починить для них … скворечники, устроить … на берёзах, на шестах, на домах. Птицы отплатят за квартиру. Они уничтожат тысячи … насекомых и сохранят наши сады и поля.
Слова-помощники: перелётные, долгожданная, весёлые, старые, вредных, новые.
У. Богат и красив русский язык. И мы всегда восхищаемся мастерами, творцами слова. Давайте и мы попытаемся стать творцами.
У. Жизнь продолжается – мы ждём весну сильнее день за днём.
Пришла весна, кричит зиме:
«Пора остановиться!»
От снега, холода и льда
Устали зверь и птица».
- Отгадайте загадку:
«На шесте весёлый дом
С круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети,
Дом качает ветер.
На крыльце поёт отец -
Он и лётчик, и певец».
- О ком эта загадка? (скворец).
Слайд 42
У. Недаром говорят: «Увидел скворца – весна у крыльца».
- Ребята, не забывайте о наших пернатых друзьях!
III. Итог урока.
Рефлексия.
Слайд 43
У. Урок приблизился к концу,
А я у вас спросить хочу:
- С какой частью речи мы работали на уроке?
- Что нового вы сегодня узнали?
- Что вам больше всего понравилось?
Домашнее задание (ситуация выбора):
Уроку нашему настал конец,
А кто работал
«МОЛОДЕЦ!»
Слайд 44
Автор:
Савенкова Наталья Александровна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №4» Энгельсского
муниципального района
Саратовской области