kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка. Конспект урока по русскому языку на тему: "Грамматические признаки имён прилагательных".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан для 3-го класса по УМК «Начальная школа XXI века». Данный урок  содействует развитию мышления обучающихся, пробуждает интерес к знаниям по русскому языку, развивает их языковое чутьё. Выбранные методы и средства обучения обеспечивают разностороннее восприятие учебного материала, а мультимедийное сопровождение способствует повышению эффективности урока.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья»

Тема урока: «Грамматические признаки имён прилагательных»


Цель урока: формировать представление обучающихся об основных грамматических признаках имен прилагательных (роде, числе, падеже).

Задачи:

  • Образовательные:

Обобщить знания обучающихся об имени прилагательном.

Углубить знания обучающихся о данной части речи.

Формировать умения самостоятельно работать с дополнительной литературой.

  • Развивающие:

Развивать монологическую речь посредством обогащения и усложнения словарного запаса.

Развивать познавательный интерес, мышление при помощи умения анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать.

  • Воспитательные:

Воспитывать у обучающихся любовь к русскому языку.

Воспитывать уважение друг к другу, чувство поддержки и взаимопомощи.

Оборудование:

  • ноутбук

  • мультимедийный проектор

  • презентация Microsoft Power Point

  • Учебник «Русский язык» С.В. Иванов, А.О. Евдокимова

  • Раздаточный дидактический материал

  • Индивидуальные карточки с разноуровневым заданием

  • Толковый словарь


Ход урока.

I Организационный момент.

Слайд 1

Цель: психологический настрой обучающихся на учебное занятие.

  1. Вступительное слово учителя.

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи.

Ватага ребят спешит в школу,

Садится за парты свои.

Весёлые, умные лица…

Встречали мы все их не раз,

Заглянем сегодня немного

В обычный наш третий класс.


И вот начало урока.

Слайд 2


Целеполагание.

Цель: формирование умений ставить цель работы. Мотивация обучающихся.

    • Запись в тетради (число, классная работа)

    • Мотивация обучающихся

Детский писатель Роман Сеф заметил:

«Кто ничего не изучает,

Тот вечно хнычет и скучает».

И чтобы наш урок был познавательным и интересным, необходимо приложить всё своё старание.

Слайд 3

«Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать!»


II Основная часть урока

  1. Речевая разминка.

Слайд 4

У. Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо.

Д. Ясно, четко говорим,

Думаем и не спешим.


  1. Минутка чистописания.

Слайд 5

У. Всё меньше дней осталось жить зиме

И люди все готовятся к весне.

Готовится енот, барсук, сова,

Готовится берёза, клён, ольха.

Готовы все, но вот беда…

Гуляет до сих пор проказница-зима!


- Какой звук начинает последнее слово?

- Дайте его характеристику. (согл., парн., звонк., мягк.).

- А на письме он обозначается буквой З з.

- Вспомните её написание.

Слайд 6, 7, 8

Пропишите соединения с буквой З, не нарушая закономерности.

Зз · Ззз · Зззз ·


З…ма встр…чает в…сну красную на Сретение.

(Работа с сигнальными карточками).

У. Да, именно так, «всё меньше дней осталось жить зиме». И по народному календарю 15 февраля отмечается Сретение – первая встреча зимы с весной.

3. Словарная работа

Слайд 9

У. Есть гласные – коварные.

А в чём коварство их?

А в том, что ударение –

Это не для них.

Трудные учить слова

Помогает нам игра.

- Повторяем словарь, записывая в тетради словарные слова из карточек.

С использованием компьютера происходит проверка словаря. (Отдельные ученики отрабатывают по компьютеру написание словарных слов).

Слад 10-19

Капуста, морковь, малина, лимон, орех, помидор, растение, интересная.

  1. Знакомство с новым словарным словом. «Слово о слове».

Слайд 20

У. чтобы узнать новое словарное слово надо отгадать загадку


«Под Новый год пришёл он в дом

Таким румяным толстяком,

Но с каждым днём терял он вес

И наконец совсем исчез».

- Что это? (Календарь).

Работа с толковым словарём. (Индивидуально)

- Прочитайте значение этого слова.

Слайд 20

- В. Бианки дал такое определение этому слову: «Календарь – это расписание работы солнышка на весь год».

Слайд 21

Фонетический разбор слова

Календáрь – 3 слога,9 букв, 8 звуков.

[к ] – согл., парн., глух., тв.

[а] – гласн., безуд.

[л'] – согл., непарн., звонк., мягк.

[и] – гласн., безуд.

[н] – согл., непарн., звонк., тв.

[д] – согл., парн., звонк., тв.

[а] – гласн., уд.

[р'] – согл., непарн., звонк., мягк.


  1. Физминутка. Зрительная гимнастика для глаз.

Слайд 22-24

Мы писали, мы писали,

Наши глазки так устали.

Вместе сделаем зарядку –

Будет всё у нас в порядке.


  1. Работа по теме урока. Освоение новых знаний.

У. Урок сегодня необычный, но для тебя вполне привычный,

Придётся думать головой,

Вопрос услышать непростой.

- В цепочке словарных слов найдите и назовите лишнее слово. (интересная).

- Имя прилагательное – тема урока.

Слайд 25

- А что такое имя прилагательное?

Сначала послушайте, что об этом думает Митрофанушка – герой из комедии Фонвизина «Недоросль», а потом выскажите своё мнение.

Инсценирование отрывка:

Ведущий. Госпожа Простакова хочет показать, как учён у них сын Митрофанушка. Митрофан говорит, что он выучен грамматике. На вопрос, что он знает из грамматики, отвечает: «Много. Существительна да прилагательна».

Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан. Дверь? Котора дверь?

Правдин. Котора дверь! Вот эта!

Митрофан. Эта? Прилагательна.

Правдин. Почему ж?

Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит ещё не навешана: так та покамест существительна.

Правдин. Так поэтому у тебя слово глупец прилагательное, потому что прилагается к глупому человеку?

Митрофан. И ведомо.


- Ваше мнение.

- Что такое имя прилагательное?

Слайд 26

- С какой частью речи связаны имена прилагательные?

Дословный перевод названия «прилагательное» с греческого – эпитет. Как говорили древние греки, это почти то же самое, что и прилагательное. Эпитет передаёт настроение, состояние, отношение к предмету.


  1. Работа по учебнику.

Упр. 3 – комментированное письмо.

Лишние слова: овальный, кривой, квадратный, круглый. Они указывают на форму предмета.


  1. Задание – тест «Имя прилагательное».

Слайд 27-33

У. Очень занимательное

Имя прилагательное.

Трудно будет без него,

Если пропадёт оно.


Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает…

  1. предмет

  2. действие

  3. признак


Имена прилагательные отвечают на вопросы:

  1. Кто? Что?

  2. Какой? Какая? Какое? Какие?

  3. Что делает? Что делают?


Найди строку, в которой даны только имена прилагательные:

  1. зимний, яркое, весенняя.

  2. чудесные, весна, быстрые.

  3. ручей, ледяная, сосулька.


Найди прилагательное – антоним к данному слову:

грустный

  1. печальный

  2. радостный

  3. отзывчивый


В каком имени прилагательном нужно писать окончание –яя ?

  1. весенн… погода

  2. весенн… настроение

  3. весенн… день


Какие окончания у имён прилагательных среднего рода?

  1. -ой, -ый, -ий

  2. -ое, -ее

  3. -ая, -яя


С какой частью речи связано имя прилагательное?

  1. с глаголом

  2. с местоимением

  3. с именем существительным


Ответы: 3, 2, 1, 2, 1, 2, 3.

Слайд 34


Взаимная проверка в парах по слайду из презентации к уроку.

Слайд 35-37


  1. Закрепление новой темы.

Слайд 38

- С какой частью речи связано имя прилагательное?

- От чего зависит имя прилагательное?

Чтение слайда 40. (Согласование).


Слайд 39-40

Умная тетушка Сова призадумалась.

- Помогите ей составить словосочетания прилагательное + существительное.

- Выпишите словосочетания, в которых имена существительные стоят в единственном числе.

- Укажите их род, число, падеж.

чудесный денёк (м.р., ед. ч., И.п.)

весеннее солнышко (ср.р., ед.ч., И.п.)

ранняя весна (ж.р., ед.ч., И.п.)

проворный ручеёк (м.р., ед.ч., И.п.)


  1. Физминутка.

А теперь всем детям встать, руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать, руки вниз и так стоять.

Отдохнули все немножко и отправились в дорожку.

Мы шагаем по дорогам, поднимай повыше ногу!

1 – 5 - топаем ногами,

1 – 5 – хлопаем руками,

1 – 5 – будем нагибаться.

А теперь все дружно сядем заниматься!



  1. Творческое задание:

Пейзажная зарисовка по теме «Приветствие весне».

В 1. «Пишу сам(а)».

Задание: написать мини-сочинение по теме «Приход весны», используя данные словосочетания.

В 2. Задание: записать текст, вставив в предложения подходящие по смыслу прилагательные.

Пернатые друзья

Наступает … весна. Возвращаются к нам … птицы. Прилетят, затрещат, запоют … песни, будут вить гнёзда. Первыми прилетают грачи, а за ними и скворцы. Это первые вестники весны. Добро пожаловать! Надо заранее починить для них … скворечники, устроить … на берёзах, на шестах, на домах. Птицы отплатят за квартиру. Они уничтожат тысячи … насекомых и сохранят наши сады и поля.

Слова-помощники: перелётные, долгожданная, весёлые, старые, вредных, новые.


У. Богат и красив русский язык. И мы всегда восхищаемся мастерами, творцами слова. Давайте и мы попытаемся стать творцами.

  • Чтение нескольких работ обучающихся.

У. Жизнь продолжается – мы ждём весну сильнее день за днём.

Пришла весна, кричит зиме:

«Пора остановиться!»

От снега, холода и льда

Устали зверь и птица».

- Отгадайте загадку:

«На шесте весёлый дом
С круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети,
Дом качает ветер.
На крыльце поёт отец -
Он и лётчик, и певец».


- О ком эта загадка? (скворец).

Слайд 42


  • Чтение текста «Пернатые друзья» обучающимися.

У. Недаром говорят: «Увидел скворца – весна у крыльца».

- Ребята, не забывайте о наших пернатых друзьях!


III. Итог урока.

Рефлексия.

Слайд 43

У. Урок приблизился к концу,

А я у вас спросить хочу:

- С какой частью речи мы работали на уроке?

- Что нового вы сегодня узнали?

- Что вам больше всего понравилось?


Домашнее задание (ситуация выбора):

  • Стр. 76 упр. 5

  • Придумать и записать 7 словосочетаний существительное + прилагательное, используя словарные слова. (Указать род, число и падеж).

Уроку нашему настал конец,

А кто работал

«МОЛОДЕЦ!»

Слайд 44


Автор:

Савенкова Наталья Александровна

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №4» Энгельсского

муниципального района

Саратовской области

Просмотр содержимого документа
«Тезисы»

Тезисы


Урок разработан для 3-го класса по УМК «Начальная школа XXI века». Данный урок содействует развитию мышления обучающихся, пробуждает интерес к знаниям по русскому языку, развивает их языковое чутьё. Выбранные методы и средства обучения обеспечивают разностороннее восприятие учебного материала, а мультимедийное сопровождение способствует повышению эффективности урока. Творческая работа учащихся организована с учетом личностно-ориентированного подхода. Использование на уроке информационных технологий помогает заинтересовать детей и дает им возможность показать свои знания и умения.

Просмотр содержимого презентации
«Приложение 1»

Презентация  к уроку русского языка  по теме:   «Грамматические признаки имён прилагательных» Савенкова Наталья Александровна учитель начальных классов МБОУ «СОШ №4» ЭМР

Презентация к уроку русского языка по теме: «Грамматические признаки имён прилагательных»

Савенкова Наталья Александровна

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №4» ЭМР

Урок русского языка

Урок

русского языка

Прозвенел звонок весёлый, Мы начать урок готовы! Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать!

Прозвенел звонок весёлый,

Мы начать урок готовы!

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать!

Речевая разминка Учитель: Говорим всегда красиво, Смело и неторопливо. Ученики : Ясно, чётко говорим, Думаем и не спешим.

Речевая разминка

Учитель:

Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо.

Ученики :

Ясно, чётко говорим,

Думаем и не спешим.

Минутка чистописания

Минутка чистописания

Словарная  работа

Словарная

работа

Вставь пропущенную букву. Молодец! а к … пуста А о а или

Вставь пропущенную букву.

Молодец!

а

к … пуста

А

о

а

или

Молодец! о м…рковь А О

Молодец!

о

м…рковь

А

О

Молодец! а м…лина О А

Молодец!

а

м…лина

О

А

Молодец! и л…мон е и

Молодец!

и

л…мон

е

и

Молодец! о … рех О А

Молодец!

о

рех

О

А

Молодец! о и п…м…дор О А И Е

Молодец!

о

и

п…м…дор

О

А

И

Е

Молодец! а р…стение А О

Молодец!

а

р…стение

А

О

Молодец! е инт…ресная И Е

Молодец!

е

инт…ресная

И

Е

Ты сегодня молодец!

Ты сегодня

молодец!

апуста м лин имон к а л раст ния поми ор о ех морков и тересная а е д р н ь

апуста м лин имон

к

а

л

раст ния поми ор о ех морков и тересная

а

е

д

р

н

ь

Слово о слове Слово календарь пришло к нам из латинского языка и было образовано от слова календариум , что означало «справочник расчётов». Древние римляне календами называли «первые дни каждого месяца».

Слово о слове

Слово календарь пришло к нам из латинского языка и было образовано от слова календариум , что означало «справочник расчётов». Древние римляне календами называли «первые дни каждого месяца».

Слово о слове Календарь – это расписание работы солнышка на весь год.   В. Бианки

Слово о слове

Календарь – это расписание работы солнышка на весь год.

В. Бианки

Физминутка

Физминутка

Имя прилагательное

Имя прилагательное

Работа по теме урока Название части речи прилагательное произошло от латинского слова. Оно означает «присоединение, прибавление».

Работа по теме урока

  • Название части речи прилагательное произошло от латинского слова. Оно означает «присоединение, прибавление».

  • К какой части речи «присоединяются, прибавляются» имена прилагательные?
Тест «Имя прилагательное» Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает…  предмет  действие  признак

Тест «Имя прилагательное»

Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает…

  • предмет
  • действие
  • признак

Тест «Имя прилагательное»  Кто? Что?  Какой? Какая? Какое? Какие?  Что делает? Что делают? Имена прилагательные отвечают на вопросы:

Тест «Имя прилагательное»

  • Кто? Что?
  • Какой? Какая? Какое? Какие?
  • Что делает? Что делают?

Имена прилагательные отвечают на вопросы:

Тест «Имя прилагательное»  зимний, яркое, весенняя.  чудесные, весна, быстрые.  ручей, ледяная, сосулька. Найди строку, в которой даны только имена прилагательные:

Тест «Имя прилагательное»

  • зимний, яркое, весенняя.
  • чудесные, весна, быстрые.
  • ручей, ледяная, сосулька.

Найди строку, в которой даны только имена прилагательные:

Тест «Имя прилагательное» Найди прилагательное – антоним к данному слову: грустный   печальный  радостный  отзывчивый

Тест «Имя прилагательное»

Найди прилагательное – антоним к данному слову:

грустный

  • печальный
  • радостный
  • отзывчивый

Тест «Имя прилагательное»  весенн… погода  весенн… настроение  весенн…  день В каком имени прилагательном нужно писать окончание –яя ?

Тест «Имя прилагательное»

  • весенн… погода
  • весенн… настроение
  • весенн…

день

В каком имени прилагательном нужно писать окончание –яя ?

Тест «Имя прилагательное» Какие окончания у имён прилагательных среднего рода?  -ой, -ый, -ий  -ое, -ее  -ая, -яя

Тест «Имя прилагательное»

Какие окончания у имён прилагательных среднего рода?

  • -ой, -ый, -ий
  • -ое, -ее
  • -ая, -яя

Тест «Имя прилагательное» С какой частью речи связано имя прилагательное?  с глаголом  с местоимением  с именем существительным

Тест «Имя прилагательное»

С какой частью речи связано имя прилагательное?

  • с глаголом
  • с местоимением
  • с именем существительным

Проверка 3, 2, 1, 2, 1, 2, 3

Проверка

3, 2, 1, 2, 1, 2, 3

5

5

4

4

Дружок, повтори, пожалуйста, правила !

Дружок, повтори,

пожалуйста,

правила !

Работа по теме урока  Согласование Существительное с прилагательным Живёт на редкость дружно. Изменит окончание, когда ему так нужно. Оно его не бросит в воде и на земле, Стоит в одном с ним роде, числе и падеже. Х яркое солнышко (ср. р., ед. ч., И.п.)

Работа по теме урока

Согласование

Существительное с прилагательным

Живёт на редкость дружно.

Изменит окончание, когда ему так нужно.

Оно его не бросит в воде и на земле,

Стоит в одном с ним роде, числе и падеже.

Х

яркое солнышко

(ср. р., ед. ч., И.п.)

Творческое задание смолистые весна чудесный денёк весеннее почки ранняя ручеёк проворный друзья солнышко крылатые

Творческое задание

смолистые

весна

чудесный

денёк

весеннее

почки

ранняя

ручеёк

проворный

друзья

солнышко

крылатые

Творческое задание чудесный денёк весеннее солнышко ранняя весна проворный ручеёк

Творческое задание

чудесный денёк

весеннее солнышко

ранняя весна

проворный ручеёк

Творческое задание На шесте весёлый дом  С круглым маленьким окном.  Чтоб уснули дети,  Дом качает ветер.  На крыльце поёт отец -  Он и лётчик, и певец. СКВОРЕЦ

Творческое задание

На шесте весёлый дом С круглым маленьким окном. Чтоб уснули дети, Дом качает ветер. На крыльце поёт отец - Он и лётчик, и певец.

СКВОРЕЦ

Увидел скворца – весна у крыльца!

Увидел скворца –

весна у крыльца!

Итог урока Я узнал ….. Я научился… Мне понравилось ….

Итог урока

Я узнал …..

Я научился…

Мне понравилось ….

Молодцы!

Молодцы!

Ошибка! Попробуй еще раз

Ошибка!

Попробуй еще раз


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Савенкова Наталья Александровна

Дата: 30.08.2016

Номер свидетельства: 341675


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства