Просмотр содержимого документа
«Местоимение.Разряды местоимений»
Аубакирова А.А.
Сартауская ОСШ
Бухар жырауский район
Карагандинская область
Тема: Местоимение .Разряды местоимений
Цель урока:1. дать учащимся понятие о местоимении как части речи. учить находить и употреблять местоимения в речи; формировать умение определять разряды местоимений; 2.развивать самостоятельность в своих суждениях, умений делать выводы, справляться с поставленной языковой задачей;
3. воспитывать познавательные интересы учащихся; интерес к изучению русского языка
Тип урока: получение новых знаний
Методы и приемы: поисковый, эвристический, беседа, взаимопроверка Оборудование: карточки красного желтого, зелёного цвета, интерактивная доска, карточки с заданиями, таблица «Разряды местоимений», оценочный лист,
Содержание урока :
1.Организация учебного процесса: Я слышу – я забываю. Я вижу – я запоминаю. Я делаю – я понимаю. Китайская пословица.
Так гласит китайская пословица. Поэтому желаю всем слышать и слушать, все видеть, и, конечно, правильно выполнять.
2.Опросдомашнего задания
Начнем работу с того, что погадаем на ромашке. Знаете, как гадают?
Тот, кто гадает, отрывает лепесток и говорит: “Любит, не любит”.
Мы же с вами сейчас узнаем, кто знает, а кто не знает. Желающие выходят к доске, отрывают лепесток и отвечают на вопрос.
1.На какие вопросы отвечает имя числительное?
2.Каким членом предложении является имя числительное?
3.На какие две группы делятся числительные?
4.Чем отличаются простые числительные от составных?
5.Каким членом предложении является порядковые числительные?
6.Какие числительные имеют только две падежные формы?
4.Восприятия нового материала
1)Сегодня мы с вами познакомимся с новой частью речи. Попробуйте отгадать загадку:
Мы предмет не называем,
Его признаки скрываем,
Прямого не дадим ответа,
Скажем: он, ты, мы, этот.
Велико же будет удивленье,
Если не узнали вы …
2). Скажите, можно следующий рассказ назвать грамотным и красивым?
Саша и Маша любят ходить в походы. Однажды Саша и Маша решили обследовать пещеру. В пещере было озеро. Вода в озере была необыкновенно чистая и совершенно неподвижная. А на стенах пещеры были изображения мамонтов и лошадей. Мамонтов и лошадей изобразили древние охотники. Может быть, древние охотники жили здесь.
- Почему? - Правильно многие слова часто повторяются. - Какие? - А как можно исправить положение, чтобы рассказ стал более корректным? - Попробуйте (Ученики над повторяющимися словами пишут местоимения). - Значит, благодаря таким словам, речь становится более грамотной и лаконичной. Как называются такие слова? - Правильно местоимения. Таким образом, вы назвали тему нашего урока.(на доске написать тему урока)
Теперь посмотрите на экран (Слайд 8). Вот как о себе говорит местоимение:
Я заменить могу другие части речи, Взвалив обязанности их себе на плечи. Когда приходится слова другие замещать, На их значение всегда мне надо указать. Я о себе такого мнения: Огромна роль местоимения! Я делу отдаюсь сполна: Я заменяю имена. (Дети читают по цепочке).
Осмысление. - Как вы понимаете это стихотворение? Назовите ключевое значение этой части речи (Заменяет другие части речи) - Правильно. Местоимение не зря гордится. Оно стоит на третьем месте по частоте употребления после существительных и глаголов.- Поэтому наша тема называется словно вопрос «Что заменяет именные чати речи?» Какой будет ответ? – местоимение.
Деление по лепесткам на группы. + объяснить лестницу успеха по слайду.
каждому ученику раздать смайлики + карточку- дать инструктаж
Задание №1 каждой группе: - упр. 339, стр. 178
Проверка выполнения задания - группы читают по очереди свои предложения, остальные проверяют.
Работа по слайдам - объяснение темы «Разряды местоимений» - КСО наблюдение
1. Личные (я, мы, ты, вы, он, она, оно, они);
2. Возвратное (себя);
3. Вопросительные ( Кто? Что? Каков? Чей?);
4. Отрицательные (никто, ничей, никого);
5. Притяжательные (мой, твой, их, наш);
6. Указательные (тот, те, этот);
Ответить на вопрос: Попробуйте доказать, почему так названы эти местоимения.
- Ребята, вы очень хорошо потрудились, можно и отдохнуть. Я предлагаю вам все вместе спеть песню- караоке «Я, ты, он, она». Готовы?
Физминутка. – поем караоке «Я, ты, он, она…»
Работа с текстом – упр 341 «Когда люди радуются»
1) Чтение текста по одному предложению
2) О ком и о чем говорится в тексте ? Давайте коротко переведем содержание текста на казахский язык, используя карточку-информатор.
3) Задание такое : поставьте к тексту «тонкие» и «толстые» вопросы, используя вопросительные местоимения. Показ слайда Разряды местоимений.
Конец урока: Прием «Верные и неверные ответы» -стр. 179.
Обратная связь. «Лови вопрос»
1.О какой части речи сегодня говорили?
2. Для чего служит местоимение?
2.На сколько разрядов делятся местоиения?
3.Назовите разряды местоимений.
4.У какого разряда только одно местоимение?
Домашнее задание
Упражнение 343.стр.179.
Рефлексия
Итог урока. Самоценивание
Посмотрите еще раз на свои лесенки успеха. Поднялись ли вы на верх, добились ли успеха на уроке? Каких больше смайликов получилось , оцените себя. – ответы учащихся.
- Ребята, большое вам спасибо за урок, за сотрудничество!