Сев. Каз.Обл
Есильский район
Мектепская основная школа
Учитель русского языка и литературы
Ахмадина Гульнара Зайнуловна
Русский язык в 5 классе
Имя существительное
Цели урока:
- повторить изученный материал об имени существительном, развивать практические умения и навыки морфологического разбора имени существительного;
- Развивать творческие способности, интеллект,развивать творческий потенциал детей в условиях нестандарного урока;
- Воспитывать интерес к русскому языку.
Тип урока: интегрированный ( смешанный).
Форма работы: индивидуальная, групповая.
- : карточки, таблицы.
Ход урока:
- Организационный момент
Психологический настрой учащихся на урок.
Целевая установка и оформление тетради
- Психологический настрой
Дети, вам тепло? – Да!
В классе светло? –Да!
Прозвенел уже звонок? –Да!
Уже закончился урок? –Нет!
Только начался урок? –Да!
Хотите учиться? –Да!
Значит можно садиться!
Наш весёлый школьный звонок
Пригласил нас всех на урок!
Я всем желаю успехов!
- Фронтальный опрос
Ребята! Мы изучаем грамматику, которая включает два раздела: морфологию и синтаксис.
- Что изучает морфология?
Морфология – раздел грамматики,в котором слова изучаются как части речи.
- На какие группы делятся части речи?
Самостоятельные, служебные.
- На какие вопросы отвечает имя существительное?
Кто? Что?
- Что обозначает имя существительное?
- Какие морфологические признаки имеет?
- Выразительное чтение
Чтение учителем текста « Природа осенью» с комментариями.
Чтение текста учащимися в цепочку.
- Орфоэпическая минутка
Осень дождлива,срывая летит.
Ручьи бегут,сильный ветер.
Vl Тестовые задания
- Имена существительные отвечают на вопросы:
А) Какой? Какая? Какое? Какие?
Б) Кто? Что?
В) Что делать? Что сделать?
2. Имена существительные обозначают:
А) признак предмета;
Б) действие предмета;
В) предмет.
3. Какое существительное, обозначает явление природы?
А) птица;
Б) снегопад;
В) школа.
4. Какой раздел науки изучает части речи?
А) лексика;
Б) морфология;
В) синтаксис.
5. Какого рода имена существительные, к которым можно поставить слова : она, моя?
А) мужского рода;
Б) среднего рода;
В) женского рода.
- Игра «Найдите лишнее слово»
На доске написаны группы слов. Учащиеся должны найти в каждой группе «лишнее» слово.
- Существительное, прилагательное, глагол, союз.
- Дождь, снег, град, луна.
- Земля, серая, зеленая,желтая.
- Увидеть,покрасить,краска, добежать.
- Белый, белизна,белеет,белка.
- Работа с таблицей
Ребята, я хочу вам показать таблицу, которая говорит о том,чем мы будем заниматься в дальнейшем.
Ознакомление с таблицей ( модуль имени существительного)
Задание: пользуясь таблицей, составьте рассказ об имени существительном.
- Х Работа по карточкам
Определите падеж имени существительного в словосочетаниях.
Пришла зима (И.п.), писал о друге (П.п.),засыпано снегом (Т.п.), прыгало по веткам (Д.п.).
Х Сделайте морфологический разбор имени существительного.
Север, зима.
- l Домашнее задание
Написать небольшое сочинение – эссе « Осень ».