Актуализация жизненного опыта. Целеполагание. Чтобы сформулировать тему урока, выполним следующее задание. Минутка чистописания – ь знак На слайде. Кормишь, помогаешь, дрожь, помощь, любишь, молодёжь, встречаешь, брошь, посадишь, вещь, мышь, сохранишь. -Прочитайте слова и подумайте, на какие 2 группы можно разделить эти слова? (на сущ-ные и глаголы). -Запишите слова в два столбика. (записывают сам-но) Проверка. Прочитайте существительные. Что общего у всех существительных? ( все ж.р, 3скл, с ь знаком на конце) -Объясните написание ь знака у этих сущ-ных? Его роль? (показатель ж.р. сущ-ных) Прочитайте глаголы. Чем данные глаголы похожи на имена сущ-ные? -Кто объяснит написание ь знака у этих глаголов? (это глаголы 2 лица, ед.ч, н.и б.времени) -Какова роль ь знака у данных глаголов?(грамматическая роль – показатель 2 лица, ед.числа глагола) -А если мы напишем ь знак, стал ли звук [Ш] мягким? СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ (уч-ца) Когда-то звук [Ш] в рус. Языке был мягким и после него в глаголах писали ь знак. Со временем звук [Ш] стал твёрдым, а ь знак остался. Ь знак в личных окончаниях глаголов – это орфограмма! -Сформулируйте тему нашего урока. ( ь знак в окончаниях глаголов 2лица ед.ч.) Выделите окончания глаголов. Что заметили? ( они разные – ешь, ишь) - От чего зависит окончание? (от типа спряжения) -А как определить спряжение? (по глагольному суффиксу или 3л.мн.ч) - Ничего не забыли? (глаголы-исключения) -Назовите глаголы-исключения. Задание. Определите спряжение у глаголов 2л.ед.ч. Выделите окончания. -А почему ь знак на конце глаголов 2л.ед.ч. нужно запомнить? (Т.к. это орфограмма) Определите цели нашего урока. 1)ПИСАТЬ 2)НАХОДИТЬ 3)ОПРЕДЕЛЯТЬ К этим целям будем стремиться! Цели поставлены! Работа с пословицей. Прочитайте пословицу, изменив глагол. Что сегодня (беречь), завтра пригодится. (Что сегодня сбережёшь, завтра пригодится). Объясните смысл пословицы, о чем она и чему учит? Подберите жизненную ситуацию, в которой можно употребить данную пословицу. Запишите, объяснив орфограммы. ( с комментированием) Найдите и подчеркните в пословице глаголы 2л.ед.ч. Выделите окончания. Докажите. (глагол 1спр, окончание ёшь) ЗАДАНИЕ. Составьте алгоритм правила в парах и расскажите друг другу. Сравните по учебнику правило стр.69. МОЛОДЦЫ! ФИЗМИНУТКА Слайд. Прочитайте предложение, изменив глаголы. Ты (радовать) красивой природе, (учить) у неё и (удивлять) её красоте. (Ты радуешься красивой природе, учишься у неё и удивляешься её красоте.) -Согласны? -Что заметили? ( у глаголов 2л ед.ч. суффиксы СЯ и СЬ) ЗАДАНИЕ. –Запишите предложение. -Выделите окончания и суффиксы. -Сделайте вывод. ( у глаголов 2л.ед.ч. с суф. СЯ и СЬ перед ним пишется ь знак) ПРАВИЛО по учебнику стр.72 Задание. –Какой из глаголов 2л.ед.ч. подходит к данной схеме для разбора по составу? (корень, суффикс, окончание, суффикс) РАДУЕШЬСЯ «ФО» - самостоятельно. Записать глаголы в форме настоящего времени 2 лица единственного числа. Определить спряжение. Знать – _________________________ обещать – ________________________ любоваться – ______________________ научиться – ________________________ говорить – ______________________ пойти – _________________________ дышать – _________________________ № | Критерии оценивания | Результат | 1. | Записываю глаголы в настоящем времени 2 лица ед.числа. | | 2. | Пишу окончания глаголов 2 лица ед.числа | | 3. | Определяю спряжение | | Работа по группам. 1 группа. Записать 5 глаголов 2лица ед.ч. с НЕ в лесу. Советы любителям природы. Записать и составить с ними рассказ. 2 группа. Записать 5 глаголов 2лица ед.ч. с МОЖНО в лесу. Советы любителям природы. Записать и составить с ними рассказ. 3группа. Собрать пословицы, правильно записав окончания глаголов 2 лица ед.ч. Покормишь птиц зимой, они отплатят тебе добром летом. Гнездо разоряешь – себя убиваешь. По которой реке плывёшь, ту и воду пьёшь. Не сбережёшь поросли, не увидишь и деревца. Летом не припасёшь, зимой не принесёшь. ПРОВЕРКА РАБОТЫ ГРУПП. СКОРО ПРОЗВЕНИТ ЗВОНОК, ДАВАЙТЕ ПОДВЕДЁМ ИТОГ. -Какие цели мы ставили в начале урока? -Мы достигли поставленных целей? -Какие правила мы узнали на уроке? (у глаголов 2л,ед.ч пиется на конце ь знак и перед СЯ и СЬ) -Что нового для себя вы узнали на уроке? (звук ш – был мягким, возвратные глаголы) -А как нужно относится к природе на нашей Земле? РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Итак, мы с вами ставили в начале урока цели – научиться писать окончания глаголов 2лица ед. числа. -Вы сегодня, молодцы. А так как мы работали дружно, мы смогли узнать новое, добыть новые знания. стр.70 Упр.4, правило |