kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока, составленная для занятия с учащимся, имеющим задержку психического развития, обучающимся индивидуально.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Безударные падежные окончания имён существительных во множественном числе.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.

На уроке используются развивающие технологии коррекционного обучения: здоровьесберегающие технологии, информационные компьютерные технологии, игровые технологии, технология проблемного обучения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока, составленная для занятия с учащимся, имеющим задержку психического развития, обучающимся индивидуально.»

Конспект урока русского языка, составленный для занятия с учащимся, имеющим задержку психического развития, обучающимся индивидуально.

Образовательная программа «Планета знаний».

Класс: 4.

Тема урока: Безударные падежные окончания имен существительных во множественном числе.

Место урока: это 1-ый урок раздела «Употребление букв о-а, и-е в безударных падежных окончаниях существительных множественного числа» .

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.

На уроке используются развивающие технологии коррекционного обучения: здоровьесберегающие технологии, информационные компьютерные технологии, игровые технологии, технология проблемного обучения.

Цель деятельности учителя: создать условия для ознакомления с падежными окончаниями имен существительных множественного числа по таблице; способствовать формированию умения определять безударную гласную в падежном окончании имени существительного множественного числа.

Образовательные задачи:

  • закрепить умение определять безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных единственного числа;

  • построить алгоритм рассуждений для решения новой орфографической задачи (определение безударной гласной в падежном окончании имени существительного множественного числа)

Воспитательные задачи:

  • формирование положительной мотивации и интереса к изучению русского языка;

  • развитие интереса к спорту.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развитие слуховой и смысловой памяти через выполнение специального упражнения «Попробуй повторить»;

  • формирование функции программирования и контроля собственной деятельности через осуществление словесного отчета о выполняемых действиях;

  • формирование умения анализировать ход выполнения работы, сравнивать с образцом.

Формирование УУД

Познавательные:

  • формирование нового знания о падежных окончаниях имен существительных в форме множественного числа;

  • формирование нового знания о способах действий при решении новой орфографической задачи;

  • формирование нового знания об Олимпийских играх.

Предметные:

  • уметь определять тип склонения существительного единственного числа;

  • знать, какие проверочные слова можно использовать для решения орфографической задачи;

  • уметь определять безударную гласную в падежном окончании имени существительного в форме единственного числа;

Регулятивные:

  • определять тему и задачи урока под руководством учителя;

  • развивать умение видеть проблему, ставить перед собой цель и добиваться ее реализации;

  • осуществлять самоконтроль, самопроверку собственной деятельности;

  • использовать изученные правила, способы действий при решении орфографических задач;

  • удерживать цель деятельности при выполнении заданий на уроке.

Коммуникативные:

  • корректно строить речевые высказывания при решении коммуникативных задач;

  • грамотно задавать вопросы с целью уточнения информации.

Личностные:

  • понимать богатство и разнообразие языковых средств для выражения мыслей и чувств;

  • уметь осуществлять самооценку успешности в овладении языковыми средствами в письменной речи, сопоставлять её с оценкой учителем.

Материалы и оборудование: учебник Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина «Русский язык. 4 класс. Часть 2», М: Астрель, 2013 г.; ученическая тетрадь для работ по русскому языку; тетрадь на печатной основе; учебный нетбук; презентация к уроку; игровое задание программы SMART; карточка с текстом об Олимпийских играх; смайлики самооценки; карточка самооценки (шкала успеха); электронный зрительный тренажер (зарядка для глаз), автор: Еремеева Елена Юрьевна, учитель начальных классов высшей категории г.Омск; карточки с цифрами 1, 2, 3; карточка «Определяю безударную гласную в окончании существительного множественного числа»; карточка «Подведём итоги».

Структура урока

Этапы урока

Время

1

Организационно-мотивационный этап

1 мин

2

Каллиграфическая минутка

3 мин 30 сек

3

Коррекционно-развивающая работа

1 мин

4

Актуализация знаний

4 мин

5

Создание проблемной ситуации учителем

1 мин

6

Постановка темы и задач урока. Мотивация учебной деятельности

1 мин


Физкультминутка для органов зрения

1 мин 30 сек

7

Поиск решения проблемы – открытие нового знания

4 мин


Физкультминутка на снятие общего утомления

1 мин

8

Применение нового знания на практике

5 мин


Физкультминутка для мелкой моторики пальцев рук

1 мин

9

Первичное закрепление

6 мин


Физкультминутка на снятие общего утомления

1 мин


Продолжение работы

7 мин

10

Информация о домашнем задании

30 сек

11

Рефлексия (подведение итогов урока)

1 мин 30 сек

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Формируемые УУД

Организационно-мотивационный этап

Проверяет готовность учащегося к уроку.

Аутогенная тренировка

-Закрой глаза, повторяй за мной.





-Запиши в рабочей тетради: число, классная работа.

Настраивается на активную работу на уроке.


+У меня хорошее настроение. Я уверен в себе. Я могу быть усердным и терпеливым. Я умею красиво писать. Я буду предельно внимателен на уроке.

Выполняет запись в тетради.

Регулятивные: использует навыки самоорганизации

Каллиграфическая минутка

Просит прописать в тетради буквосочетания:

ол ов ор ев ед

Игра «Собери слово»

Словарная работа с непроверяемыми написаниями в словах:

олимпиада, соревнование, медаль



-На какую тему все эти слова?

-Какие олимпийские виды спорта ты знаешь?

Прописывает буквосочетания в тетради.


Собирает слова из букв, работает с электронным заданием, выполненным в программе SMART (приложение 1)

Записывает слова в словарик, подчеркивает непроверяемые написания. (слайд 1)

+Спорт

+Фигурное катание, горнолыжный спорт, хоккей, бадминтон, баскетбол, бокс и т.п.

Предметные: владеет навыками каллиграфически правильного письма;

умеет собирать из предложенных букв слова



Регулятивные: удерживает цель учебной деятельности.

Коррекционно-развивающая работа

Упражнение «Попробуй повторить»

1. - Я назову несколько слов, а ты постарайся их запомнить: спорт, сила, бодрость, здоровье, молодость, красота, движение, развитие.

Просит повторить через 15 секунд.

2. Затем аналогично проводится упражнение на запоминание фраз:. спортсмен тренируется, чемпион радуется, игра продолжается, зритель волнуется, вратарь готовится, фигурист катается.




Слушает и запоминает слова.





Повторяет слова, как запомнил.


Слушает и запоминает фразы.



Повторяет фразы, как запомнил.


КРН


Цель 1-ого упражнения: развитие слуховой памяти.






Цель 2-ого упражнения: развитие слуховой и смысловой памяти .


Актуализация знаний





























































На доске записаны словосочетания:

пошёл за спортсмен…м,

вспоминала о медал…

готовились к олимпиад…

-В форме какого числа употреблены данные существительные?

-От чего зависит выбор правильного окончания у имен существительных единственного числа?

-Назови типы склонений, приведи примеры слов каждого типа склонения.





-Я называю слово, а ты определяешь, к какому типу склонения оно относится, и поднимаешь соответствующую карточку: команда, медаль, финиш, олимпиада, чемпионка, соревнование, мишень, атлет, поражение, игра, турнир, планка, дистанция, метание.

-Какие слова-помощники можно использовать для проверки?



-Определи, какие гласные нужно вставить в окончания данных существительных. Как будешь рассуждать?


















Подведение к теме урока.

На доске словосочетания:

думал о соревновани…х,

любовались кубк…ми

добивалась рекорд…в

-В форме какого числа употреблены данные существительные?


Читает словосочетания




+В форме единственного числа.



+От того, к какому склонению относится слово, в каком падеже употреблено.


+1 скл. – сущ-е жен. и муж. рода на -а, -я: картина, дядя.

2 скл. – сущ-е муж.рода с нулевым окончанием и ср.рода на -о, -е: месяц, май, молоко.

3 скл. – сущ-е жен.рода с мягким знаком на конце: ель, дичь.

Воспринимает существительные на слух, определяет тип склонения, поднимает карточку: 1, 2, 3.






+Для сущ-ных 1-ого скл. – рука,

для сущ-ных 2-ого скл. –двор, конь,

для сущ-ных 3-его скл. – степь.

Выполняет словесный отчет «Как я буду выполнять задание». (КРН)

  1. Поставлю имя существительное в начальную форму (вопрос кто? что?), определю склонение.

  2. Задам к существительному вопрос, определю падеж существительного

  3. Чтобы определить гласную букву, использую слово-помощник.

Употреблю слово-помощник в форме того же падежа и определю безударную гласную (слайд 2)

Записывает словосочетания в тетрадь, комментируя свои действия.


Читает словосочетания



+В форме множественного числа?


Предметные: умеет определять, в форме какого числа употреблено существительное;

знает типы склонений, умеет определять тип склонения имен существительных;

умеет определять падеж имени существительного, определять безударную гласную в падежном окончании существительного единственного числа.


Регулятивные: использует изученный алгоритм рассуждений для решения орфографической задачи











Коммуникативные: грамотно строит предложения при решении орфографических задач.















Регулятивные: удерживает цель учебной деятельности



Предметные: умеет определять, в форме какого числа употреблено существительное.

Создание проблемной ситуации учителем

Прием создания проблемной ситуации: вопрос, порождающий затруднение.

-Как ты думаешь, можно ли для решения новой орфографической задачи использовать тот же способ, что и при выборе гласной в безударных окончаниях существительных в единственном числе? (слайд 3)

Встретился с затруднением, так как материал новый.


Постановка темы и задач урока. Мотивация учебной деятельности

Подводит учащегося к определению темы урока (слайд 4), постановке задач урока. Уточняет, дополняет формулировки учащегося.


Определяет тему урока. Формулирует задачи урока под руководством учителя.


Регулятивные: умеет определять тему и ставить задачи на урок, пользуясь помощью учителя

Коммуникативные: корректно строить речь при решении коммуникативных задач.

Физкультминутка для органов зрения

С целью подготовки к работе с таблицей. Предлагает ученику электронный зрительный тренажер (зарядка для глаз). Автор: Еремеева Елена Юрьевна, учитель начальных классов высшей категории

г.Омск (слайды 5, 6)

Следит глазами за точкой на экране.


Поиск решения проблемы – открытие нового знания


Использует подводящий диалог (цепочка вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному учителем).

-Рассмотрим таблицу окончаний.

-Какие гласные спорят в падежных окончаниях существительных множ. числа?

-Смотрим 1-ое склонение.

-Устно просклоняй существительные «страны», «руки» и сравни окончания.

-Что ты можешь сказать об окончаниях существительных?

-Какой можно сделать вывод?

(Подводит учащегося к правильной формулировке.)







- Смотрим 2-ое склонение. Какие гласные спорят в падежных окончаниях существительных множ. числа?

-Устно просклоняй существительные «столы», «дворы» и сравни окончания.

-Что ты можешь сказать об окончаниях существительных?

-Какой можно сделать вывод?

(Подводит учащегося к правильной формулировке.)






-Смотрим 3-ое склонение.

Что ты можешь сказать о спорящих гласных?


-Устно просклоняй существительные «пустыни», «степи» и сравни окончания.

-Что ты можешь сказать об окончаниях существительных?

-Какой можно сделать вывод?

(Подводит учащегося к правильной формулировке.)






-Какой вопрос стоял перед тобой до изучения новой темы?

-Как ты ответишь на этот вопрос?

(Подводит учащегося к правильной формулировке.)




-Обрати внимание, эти слова находятся в рамке на стр.41.

Работает с таблицей на стр. 40.






+




Выполняет склонение имен существительных.


+Окончания совпадают.


+Чтобы определить гласную в безударном окончании существительного 1-ого склонения во множественном числе, можно использовать существительное «руки», употребив его в форме того же падежа.


+




Выполняет склонение существительных устно.


+Окончания совпадают.


+Чтобы определить гласную в безударном окончании существительного 2-ого склонения во множественном числе, можно использовать существительные «дворы», «кони», употребив их в форме того же падежа.


+ Только один вариант склонения существительных 3-его склонения множ.числа.

Выполняет склонение существительных устно.


+Окончания совпадают.


+Чтобы определить гласную в безударном окончании существительного 3-его склонения во множественном числе, можно использовать существительное «степи», употребив его в форме того же падежа.

Повторяет формулировку вопроса.

+Для решения новой орфографической задачи можно использовать тот же способ, только существительные нужно употреблять во множественном числе: руки, дворы, кони, степи. (слайд 7)

Рассматривает слова в рамке.

Познавательные: формирование нового знания о падежных окончаниях существительных 1-ого, 2-ого и 3-его склонений множественного числа;


формирование умения выполнять склонение имен существительных множественного числа;


формирование нового знания о проверочных словах, используемых для решения новой орфографической задачи.


Регулятивные: удерживать цель учебной деятельности;

совершенствовать навык работы с таким источником информации как учебная таблица.

































Коммуникативные: грамотно оформляет мысль при формулировке правил;

корректно строит речь при решении коммуникативных задач.

Физкультминутка на снятие общего утомления

-Представь, что совсем скоро тебе придется выступать на олимпийском стадионе. Тебе нужно размять тело перед ответственным прыжком. Встань около парты и выполни следующие упражнения:

  • Присядь

  • Встань

  • Встань на носки

  • Потянись вверх

  • Присядь

  • Наклонись влево

  • Наклонись вправо

  • Прогнись назад

  • Постой на правой ноге, согнув левую ногу в колене

  • Наклонись вперед

  • Постой на левой ноге, согнув правую ногу в колене

  • Согнись и коснись руками пола

  • Повернись влево

  • Повернись вправо

  • Попрыгай на левой ноге

  • Попрыгай на правой ноге

  • Попрыгай на обеих ногах

  • Выпрямись

  • Сядь на место

Выполняет соответствующие движения.


Применение нового знания на практике


1.-Выдели падежные окончания имен существительных во множественном числе, при проверке которых можно использовать формы проверочных слов: руки, дворы, степи. Сверху подпиши тип склонения и падеж.

2.Исправь ошибки в падежных окончаниях имен существительных множественного числа.


Выполняет задание упр.1 тетради на печатной основе.







Работает с текстом на карточке. (приложение 2)

Самостоятельно исправляет ошибки, затем читает текст вслух.



Предметные: находит существительные в форме множественного числа; умеет определять тип склонения и падеж существительных;

умеет обосновать употребление безударной гласной в падежном окончании, используя для этого проверочное слово.

Регулятивные: использует изученные способы действий при выполнении учебного задания .

Познавательные: формирование нового знания об истории Олимпийских игр.

Физкультминутка для кистей и пальцев рук

(коррекция мелкой моторики)

С целью подготовки пальцев к письму.

Похлопай в ладоши.

Постучи в кулачки.

Покатай карандаш между ладонями.

Помассируй концом ручки подушечку каждого пальца.

Готовит пальцы рук к письму, выполняя действия, рекомендуемые учителем.


Первичное закрепление

1.-Просклоняй во множ.числе существительные: олимпиады, рекорды, медали.

-Что нужно сначала определить?


-Как это сделать?






-Выполняя задание, не забывай сверять окончания слов с образцами таблицы и использовать проверочные слова.

Предлагает выполнить самопроверку. (слайд 8)

-Оцени трудность выполненного тобой задания.

Выполняет письменное задание упр.104


+Тип склонения существительного.

+Нужно поставить существительное в форму единственного числа и посмотреть, на что оканчивается слово.

Устно выполняет склонение существительных, а затем самостоятельно записывает. Выделяет падежные окончания имен существительных.

Сверяет каждое слово с записью на слайде. (КРН)

Использует обозначения: +, ±, -.



Предметные: умеет выполнять склонение существительных.

Регулятивные: использует изученные способы действий при выполнении учебного задания (склонения существительных в форме множественного числа);

умеет действовать самостоятельно при выполнении учебного задания;

использует навыки саморегуляции при осуществлении самопроверки.

Коммуникативные: грамотно строить предложения при решении учебной задачи.

Личностные: осуществляет самооценку.

Физкультминутка на снятие общего утомления

Для начала мы с тобой

Для начала мы с тобой

Крутим только головой.

Корпусом вращаем тоже.

Это мы, конечно, сможем.

Напоследок потянулись

Вверх и в стороны.

Прогнулись.

От разминки раскраснелись

И за парту снова сели.




(Вращения головой.)


(Повороты вправо и влево.)

(Потягивания вверх и в стороны.)


(Потирает щеки ладонями.)

(Учащийся садится за парту.)


Продолжение работы

2. -Давай составим памятку – алгоритм рассуждений для выбора нужной гласной в падежных окончаниях существительных множественного числа.

Контролирует деятельность ученика, помогает правильно, грамотно оформить мысль.


Выдает карточку с алгоритмом рассуждений при определении безударной гласной в падежном окончании существительного множественного числа. (приложение 3)

Составляет алгоритм рассуждений при выполнении подобных заданий «Как я буду выполнять задание». (КРН)

  1. Определяю склонение существительного.

  2. Определяю падеж существительного

  3. Чтобы определить гласную букву, использую слово-помощник:

для сущ-ных 1-ого скл. – руки,

для сущ-ных 2-ого скл. –дворы, кони,

для сущ-ных 3-его скл. – степи.

Употребляю слово-помощник в форме того же падежа и определяю безударную гласную. (слайд 9)

Устно определяет безударную гласную в окончании и

записывает предложение. Выделяет окончания существительных множественного числа, сверху подписывает падеж.

Познавательные: развитие умения составлять алгоритм рассуждений (план действий) для решения орфографической задачи.












Познавательные: развитие умения действовать согласно алгоритму при определении безударной гласной в падежном окончании существительного множественного числа.

Регулятивные: удерживает цель учебной деятельности.


Информация о домашнем задании

-Дома закончишь работу с упр. 103

Записывает задание в дневник.

Регулятивные: воспринимает задание учителя

Рефлексия (подведение итогов урока)

Помогает учащемуся сформулировать ответы на вопросы рефлексии, подвести итоги урока.



-Оцени успешность своей работы на уроке.

-Какую оценку ты бы себе поставил? Обоснуй свой выбор.

Оценивает учащегося.

Отвечает на вопросы, анализирует свою деятельность на уроке. (приложение 4)


Для ответа на последний вопрос выбирает смайлик настроения.

Использует шкалу успеха.


Оценивает себя.

Сопоставляет свою оценку с оценкой учителем.

Коммуникативные: грамотно строит предложения для ответа на вопросы рефлексии.



Личностные: умеет выполнять самооценку и сопоставлять с оценкой учителя, умеет признавать свои ошибки

Используемое в данной технологической карте сокращение КРН обозначает коррекционно-развивающее направление.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Анна Алексеевна Степанова

Дата: 31.03.2020

Номер свидетельства: 544730

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства