Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными"»
Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными
(урок русского языка в 9 классе)
Цели урока:
I. Познавательные:
повторить опознавательные признаки СПП;
продолжить знакомство со строением и значением СПП с придаточными изъяснительными;
II. Практические:
совершенствовать умение давать синтаксическую характеристику СПП по его схеме;
учить опознавать СПП с придаточными изъяснительными среди других СПП;
формировать умение строить СПП;
Задачи урока:
Обучающая – закрепить полученные знания о придаточном изъяснительном, умение строить СПП с придаточными изъяснительными.
Развивающая – совершенствовать умение воспринимать новую информацию в обобщённом виде, находить закономерности в построении СПП с разными видами придаточных.
Воспитывающая – гуманистическая направленность обучения ( работа с текстами, взятыми из художественной литературы).
Тип урока – комбинированный.
Форма проведения урока – работа с компьютерной поддержкой.
Оборудование:
карточки с дидактическим материалом; компьютер; проектор; экран.
Ход урока
Проверка домашнего задания
Учитель: В качестве домашней работы вы получили задание повторить правописание Ь на конце существительных, теоретический материал о СПП с придаточными изъяснительными и карточки с индивидуальными заданиями. Приступаем к проверке.
(Учащимся были предложены три разноуровневых задания. Пока дети готовятся к ответу у доски, работа с классом).
Орфографическая пятиминутка.
Кодированный диктант. Слайд №1
1. Вьющееся растение
2.Накидка от дождя - плащ.
3.Кухонная утварь – нож.
4.Бывает звездной – ночь.
5.Доктор иначе – врач.
6.Маленькое серое животное- мышь.
7.Озимая культура - рожь.
8.Дамское украшение – брошь.
9.Слышится громкий - плач.
10.С любимым там рай – шалаш.
Фронтальный опрос: Слайд №2.
- Какому члену простого предложения соответствует придаточное изъяснительное?
- На какие вопросы отвечает придаточное изъяснительное?
- Расскажите о способах прикрепления придаточных изъяснительных к поясняемому слову.
- Как строится косвенный вопрос?
После работы со слайдом №2 приступаем к проверке заданий у доски.
Задание №1. Не записывая предложений, ученик чертит его схему, определяет вид придаточных в СПП.
И стебелёк травы достоин того великого мира, в котором он растёт. [того…], (в котором).
Кто сам на себя много берёт, тот и от других вправе ждать многого. (Кто…), [тот].
Художник видит то, чего не видят остальные. […то…], (чего…).
За всё, что человек берёт, он платит собой. […всё, (что…),…].
Им не было никакого дела, смотрят ли на них люди. [ ], (ли…).
Задание №2: Разберите по составу слова: памятный, переливаясь, лесистым, перебегающий.
Задание №3: Выполните фонетический разбор слова своё.
Учитель: Давайте перестроим предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью. Тем самым отметим особенности придаточных предложений.
2.Сообщение темы и целей урока.
Слайд 3.
- Ребята, сегодня мы поговорим о сложноподчинённых предложениях с придаточными изъяснительными, определим их место среди других придаточных предложений, сравним особенности построения данных придаточных и проведём срезовую работу, которая позволит проверить, насколько прочно вы усвоили материал.
3.Работа по теме урока. Актуализация знаний учащихся.
Слайд 4.
Учащиеся в рабочие тетради записывают перестроенные предложения, делают вывод: (С точки зрения синтаксической ,прямая речь представляет собой самостоятельное предложение(или ряд предложений), связанное с авторскими словами только по смыслу и интонационно, а косвенная речь образует придаточное предложение в составе сложноподчинённого предложения с помощью союза или союзного слова, а также частицы ли).
Учитель: - Ребята, очень часто в разных видах придаточных предложений будет встречаться слово что, и вы знаете, как сложно отличить союз что от союзного слова что.
Слайд 5.
Слайд №6. Учителем читается задание. Учащиеся в тетради переписывают предложение. 1 работает у доски. Проверяют расставленные знаки препинания:
Жизненная мудрость заключается в том что надо учиться радоваться всему что тебя окружает радоваться жизни какой бы тяжёлой она ни была.
(Е. Пермитин)
Слайд 7.
Жизненная мудрость заключается в том, что надо учиться радоваться всему, что тебя окружает, радоваться жизни, какой бы тяжёлой она ни была.
(Е. Пермитин)
Для отработки полученных знаний небольшая срезовая работа, которую учащиеся выполняют на заранее подготовленных карточках.
Слайд 8
Срезовая работа.
Расставьте знаки препинания, составьте схемы предложений.
1. Знаешь я читала что бессмертны души.
(А. Ахматова)
2. О я была уверена что ты придёшь назад.
(А. Ахматова)
3. Я по-прежнему такой же нежный И мечтаю только лишь о том Чтоб скорее от тоски мятежной Воротиться в низенький наш дом.
(С. Есенин)
4. Стыдно мне что я в Бога верил Горько мне что не верю теперь.
(С. Есенин)
После проведения срезовой работы предлагаю учащимся проверить себя.
Слайд 9.
1. Знаешь, я читала, что бессмертны души.
(А. Ахматова)
2. О, я была уверена, что ты придёшь назад.
(А. Ахматова)
3. Я по-прежнему такой же нежный И мечтаю только лишь о том, Чтоб скорее от тоски мятежной Воротиться в низенький наш дом.
(С. Есенин)
4. Стыдно мне, что я в Бога верил.
Горько мне, что не верю теперь.
(С. Есенин)
4.Физкультминутка. Слайд 10.
Начинаем бег на месте.
Финиш метров через двести.
Хватит, хватит – прибежали
Потянулись, подышали.
Вот мы руки развели –
Словно удивились
И друг другу до земли
В пояс поклонились.
Наклонились, выпрямились
Ниже, дети, не ленитесь,
Поклонитесь, улыбнитесь.
Вдох, выдох.
Вдох, выдох.
Слайд 11.
Деловая игра «Корректор»
Задание: найдите ошибки в построении текста и назовите исправленный вариант.
1. Судья сказал участнику матча, что вы нарушили правила. (Тот нарушил.)
2. Мне дали понять о том, что я жду напрасно. (Лишнее «о том».)
3. У костра отец спросил, что где находится лесная избушка. (Лишнее слово «что».)
Слайд 12. Проверка.
Слайд 13. Комплексный анализ текста.
Слушая Данияра, я хотел припасть к земле и крепко, по-сыновьи, обнять ее только за то, что человек может так ее любить. Я впервые почувствовал тогда, как проснулось во мне что-то новое. Проснулось то, что я еще не умел назвать. Это была потребность выразить себя, донести до других свое видение, свои думы и ощущения, рассказать людям о красоте нашей земли так же вдохновенно, как это делал Данияр. Я замирал от безотчетного страха и радости перед чем-то неизвестным. Но и тогда я еще не понимал, что мне нужно взять в руки кисть.
Я любил рисовать с детства. Я срисовывал картинки с учебников. Ребята говорили, что у меня получается “точь-в-точь”. Учителя в школе тоже хвалили меня, когда я приносил рисунки в нашу стенгазету. А потом началась война… Я начисто забыл про краски и кисти и не думал, что когда-
нибудь вспомню про них. Но песни Данияра всполошили мою душу. Я ходил точно во сне и смотрел на мир изумленными глазами, будто видел все впервые.
Ч. Айтматов
Слайд 14 – задания к тексту.
Определите стиль и тип речи.
Определите тему и идею текста.
Что заставило “всполошить” душу повествователя?
Разве может пение, музыка передавать чувства, ведь музыка – это звуки, это не слова, не краски?
Замените слово «всполошить» синонимом.
Найдите предложения с придаточными изъяснительными в 1 абзаце, зачитайте, докажите, задав вопрос.