Методическая разработка урока русского языка в 8 классе. Тема: «Подготовка к написанию сочинения-описания памятника культуры».
Методическая разработка урока русского языка в 8 классе. Тема: «Подготовка к написанию сочинения-описания памятника культуры».
Урок развити речи. Цель: учиться описывать архитектурные памятники в заданном стиле, используя изобразительно-выразительные средства и специальную терминологию;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока русского языка в 8 классе. Тема: «Подготовка к написанию сочинения-описания памятника культуры».»
Методическая разработка урока русского языка в 8 классе.
Тема: «Подготовка к написанию сочинения-описания памятника культуры».
Тип урока: урок развития речи.
Образовательная:
- учиться описывать архитектурные памятники в заданном стиле, используя изобразительно-выразительные средства и специальную терминологию;
Развивающая:
- совершенствовать умение учащихся высказывать и обосновывать свою точку зрения;
Воспитательная:
- воспитывать уважительное, бережное отношение к культуре прошлого, к памятникам древнерусского зодчества.
Прогнозируемые результаты:
Предметные результаты: актуализация знаний о типах и стилях речи, об особенностях публицистического описания, об изобразительных средствах (эпитет, сравнение); обогащение лексики учащихся архитектурными терминами.
Метапредметные результаты: развитие устной и письменной речи учащихся, формирование навыков исследовательской деятельности.
Личностные результаты: обогащение внутреннего мира учащихся, формирование интереса и уважения к русской культуре.
Ход урока
I. Организационный момент
Класс делится на группы по посадочным рядам.
Слайд №1
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. К сегодняшнему уроку я подобрал два эпиграфа: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжелое громыхание грозы, детский шепот и шорох гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения» (К. Паустовский); «Ничего не боялся я столько, как жить в городе без истории, преданий и памятников» (Аполлон Григорьев).
- Как вы думаете, ребята, с какой целью? Чем мы будем заниматься на уроке?
(Ответы учащихся.)
- Правильно, что-то описывать словами, сочинять текст. Мы будем писать сочинение.
- Обратите внимание на второй эпиграф. Почему автор боялся жить в таком городе?
(У каждой страны есть свои памятники. Это символы гордости и славы. Они языком искусства рассказывают о подвигах на полях сражений и в мирном труде, о любимых писателях и ученых.)
Слайд №2
- Итак, объектами нашего внимания на уроке выступят слова: сочинение – памятник культуры. Давайте определим тему нашего урока.
(Учащиеся формулируют тему урока.)
- Запишем тему в тетрадь: «Подготовка к написанию сочинения-описания памятника культуры».
Слайд №3
- Обозначим цели нашего урока.
(Ребята совещаются в группах.)
- Цели урока:
-научиться работать над сочинением – описанием памятника истории или культуры;
- развивать свою речь;
- узнать что-то новое, расширить свой кругозор;
- воспитывать уважительное отношение к культуре прошлого.
Слайд №4
- Верно. Как строится наша работа над сочинением?
(Сбор рабочих материалов, составление плана, написание черновика.)
- В своей работе мы будем придерживаться этого плана.
Слайд №5
- Посмотрите на экран.
Покрова на Нерли (читается учителем под музыку Ф. Шопена «Апрель мечты»)
Покрова на Нерли –
То ли храм, то ли сказка,
То ль поклон да привет
Из стариной Руси,
То ли белая лебедь
Заснула случайно,
И назвали ее – Покрова на Нерли.
Покрова на Нерли –
Наша боль и отрада,
Наш привет журавлям,
Что вернутся домой.
Покрова на Нерли-
То ли храм, то ли сказка,
Наша гордость и боль
Пополам со слезой.
Словно облако с неба
В поля опустилось,
И не будет такого
Еще на Руси.
Как прощение нам
От распятого Бога
Этот храм на лугах-
Покрова на Нерли!..
Леонид Грайвороновский
- Какой памятник мы будем описывать?
(Храм Покрова на Нерли.)
II. Сбор рабочих материалов
- Вы видите, ребята, что храм Покрова на Нерли не только восхищает, но и вдохновляет к творчеству. Я надеюсь, что он вдохновит и вас. Чтобы писать о церковном памятнике, необходимо знать историю его создания, архитектурные особенности. Проведем мини-исследование (слайд №6). Первая группа – историки – расскажет нам об истории создания храма; вторая группа – зодчие – расскажет нам об архитектурных особенностях храма; третья группа – художники – представит нам словесный поэтический образ храма.
Вопросы для группы «Историки» (Слайды №7, №10, №11, №12)
(Справочные материалы: №17, книга «Православие для всех»)
1. В каком году был построен храм?
(1165 г.)
2. Где была воздвигнута церковь? Почему было выбрано именно это место?
(Храм был воздвигнут при впадении реки Нерли в Клязьму. Он удивительно гармонирует с окружающим пейзажем. Церковь будто вырастает из холма, на котором стоит, а во время весеннего разлива кажется, что она возвышается среди волн, как белоснежный лебедь.)
3. В честь какого церковного праздника воздвигнут храм? О чем должен был свидетельствовать этот факт?
(Храм был воздвигнут в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Сей факт был призван свидетельствовать о том, что Владимирская земля находится в особом покровительстве у Богородицы.)
4. Расскажите о предании, которое связано с постройкой храма.
(Предание рассказывает, что князь Андрей Боголюбский (ок. 1111 – 1174) построил храм Покрова на Нерли после гибели в военном походе любимого сына Изяслава.)
Вопросы для группы «Зодчие» (Слайды №8, №13, №14)
(Справочные материалы: №17, № 89)
1. Какой приём использовали древние зодчие, чтобы зрительно увеличить высоту здания?
(Легкий наклон стен внутрь здания.)
2. Какие архитектурные детали подчеркивают изящество храма? Выпишите определения архитектурных терминов, используя толковый словарь учебника на с. 231.
(Барабан – часть здания, поддерживающая купол; пилястра – четырёхгранная полуколонна, одной гранью вделанная в стену; фриз – верхняя часть сооружения в виде полосы между главной балкой и карнизом, обычно украшенная рисунком; апси́да — выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом (конхой) или сомкнутым полусводом.)
Вопросы для группы «Художники» (Слайды №9, №15)
1. Какие эпитеты используются при описании церкви Покрова на Нерли (см. №17)? Какими еще словами можно передать уникальность и неповторимость церкви (см. слова в рамке на с. 45)?
На первый взгляд храм (какой?) ___________________________________________.
Мы видим элементы, обычные для древнерусской архитектуры (какие?): _________
Храм (какой?)_________________________________________________________ __
(Почему он такой?) ______________________________________________________
Поэты сравнивают храм (с чем?) ___________________________________________
(Почему именно этот храм изобразил С. В.Герасимов?) (Что является фоном для храма?)________________________________________________________________
(Как связан храм с окружающим пейзажем?)_____________________________________________________________
(Зачем на картине изображены люди? (Ваши размышления)
(Какие чувства вызывает у вас этот храм?)
- Внимательно всмотритесь в фотографию храма. Подумайте: что стремились выразить зодчие в этой каменной поэме? (Слайды №16 – 21)
(Зодчие стремились передать превосходство духовного над материальным.)
Слайд №22
- Ребята, необыкновенно красивый храм Покрова на Нерли был запечатлен на холсте многими художниками. Давайте внимательно рассмотрим репродукции картин С. В. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли» и С. А. Баулина «Храм Покрова на Нерли». Выделите главное, на что обращает внимание каждый художник?
(С. В. Герасимов показывает связь с природой, для С. А. Баулина важна архитектура.)
- Ребята, представьте себе, что вы хотите поделиться впечатлениями со своим другом об изображённом на картинах. Какой из них вы отдадите предпочтение?
(При описании памятника культуры важны обе картины, так как они создают необходимую целостность восприятия.)
- Верно. Как изображена природа на картине С. В. Герасимова?
(Церковь расположена на большом холме-возвышении, заросшем зелёной травой. Рядом с ней и поодаль деревья и кусты. Но они не заслоняют церковь от нашего взгляда, автор выбрал такой ракурс, при котором храм хорошо виден на фоне голубого неба. По небу бегут лёгкие, белые облака, которые, как и церковь, отражаются в реке. Неширокая река отделяет возвышенность, на которой стоит храм, от другого, более пологого берега, поросшего одуванчиками.)
III. Актуализация знаний
- Вы будете писать сочинение в публицистическом стиле. Каковы его особенности (слайд №23)?
- Информативность;
- Эмоциональность;
- Возможное наличие риторических вопросов или обращений;
- Четкость, краткость и емкость изложения;
- Ясно выраженная авторская позиция.
- С чего мы начинаем работу над сочинением?
(С составления плана.)
Далее каждая группа предлагает свой вариант плана.
Слайд №24
Возможный план
1. Вступление.
2. История храма.
3. Архитектурные особенности церкви.
4. Церковь Покрова на Нерли на картинах С. В. Герасимова и С. А. Баулина.
5. Моё впечатление от храма.
- В вашей работе обязательно должны присутствовать описание храма, его связь с окружающим пейзажем и ваши впечатления.
IV. Рефлексия
Слайд №3
- Ребята, подведем итоги. Как вы думаете, смогли ли мы достигнуть целей, которые ставили в начале урока?
(Ответы учащихся.)
Слайд №25
- Зачем же нужны храмы? Чем дорога нынешнему поколению маленькая церковь на Нерли?
(Ответы учащихся.)
- Пожалуй, ответ на этот вопрос содержится в строчках стихотворения Б.Чичибабина (звучат «Блаженства» из фильма «Раскол»):
Мы пришли с тобой и замерли,
И забыли все слова
Перед белым чудом на Нерли,
Перед храмом Покрова…
Что не камень, а из света весь,
Из любовей, из молитв, -
Вот и с Вечностью сведались:
И возносит, и знобит…
- Возьмите, пожалуйста, заготовленные таблицы. Ребята, оцените по шкале от 1 до 5, в какой степени вы достигли целей, заявленных в начале урока. Отметьте знаком «V» понравился или не понравился вам урок. Ответ аргументируйте.
Фамилия, имя учащегося
Цели:
Оценка (от 1 до 5)
-научиться работать над сочинением – описанием памятника истории или культуры;
- развить свою речь;
- узнать что-то новое, расширить свой кругозор;
- воспитывать уважительное отношение к культуре прошлого.
Понравился урок
(чем?)
Не понравился урок
(чем?)
V. Организация домашнего задания
Слайд №26
Цель: подготовиться к написанию сочинения-описания памятника культуры.
Задание: составьте на основе опорной карточки черновик сочинения.
- Спасибо за внимание. Урок окончен (слайд №27).
Список использованных источников
1. Зинатуллина С. Н. Физкультминутки на уроках русского языка [Электронный ресурс]. – URL: www.edu.cap.ru/?t=hry&eduid=6935&hry=./61236/193164.
2. Таран Е. А. Подготовка к публицистическому сочинению о памятнике культуры г. Омска [Электронный ресурс]. – URL: www.festival.1september.ru/articles/608980/.
3. Уроки русского языка с применением информационных технологий. 7-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением / Авт.-сост. Т. А. Захарова, И. А. Меховская [и др.]. – М.: Планета, 2010. – 256 с.
4. Фаркова Г. В. Конспект урока русского языка в 8 классе. Подготовка к сочинению. Описание памятника культуры [Электронный ресурс]. – URL: www.nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/podgotovka-k-sochineniyu-opisanie-pamyatnika-kultury.