I I. Мобилизующий этап Цель. Включение обучающихся в активную интеллектуальную деятельность на личностно-значимом уровне. | Оргмомент. Руки! На месте, Ноги! На месте, Логти! У края. Спинка! Прямая! 2) Один мудрец однажды сказал: « Не для школы, а для жизни мы учимся!» - Чему мы учимся на уроках русского языка? *грамотно писать *учимся применять свои знания на практике *знакомимся с тем, как устроен наш язык. Открываем тетради, запишем число, вид работы. У нас классная работа. Перед вами рабочие листы, в которых по ходу урока записываем полученные результаты работы. Подпишите их, подберите два прилагательных, определяющих наш урок. Первое задание. Отвечаем только ДА НЕТ соглашаясь или не соглашаясь с предложенным утверждением. Мозговой штурм. Прием «Да - Нет». Почему? Чем является КОРАБЛЬ ПРИЗЕМЛИЛСЯ. | Подготовка класса к уроку. Читают предложения. Отвечают односложно « Да-нет». Отвечают на вопросы, комментируют, приходят к теме урока. | Личностные: - сформированность потребности в самовыражении и самореализации, - сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств, -формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов, учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и «незнания». Коммуникативные: - умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации, - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: - умение строить речевое высказывание, - анализ объектов с целью выделения признаков, Регулятивные: - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний. |
II. Формулирование темы урока, целеполагание. Цель. Обучающиеся определяют границы своего знания и самостоятельно формулируют, чему должны научиться. | О чем же сегодня мы будем говорить? Итак, тема урока «Грамматическая основа предложения» Знаем ли мы уже что-то о грамматической основе (да). Как вы думаете, все ли вам известно о грам.основе предложения? (нет). Как вы думаете, могут ли нам пригодиться эти сведения в жизни? (да, например, при составлении текста). | Тема урока – грамматическая основа предложения. Формулируют задачи урока: 1.Обобщить информацию о подлежащем и сказуемом. 2.Узнать новое о грамматической основе предложения. 3.Применить эти знания на практике. Ставят цели | |
III. Актуализация знаний Цель. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | Перед вами рабочие листы. Продолжаем предложения. Для чего мы это делаем? Вспомнить, что мы знаем о грамматической основе. Работаем в парах. 1. Подлежащее ___________________________________________ 2. Сказуемое ____________________________________________ 3. Подлежащее и сказуемое ______________________________ 4. Главные члены предложения образуют____________________ Внимание на экран, оцените свои ответы. | Заполняют таблицу Работа с презентацией. Ученики читают свои ответы, уточняют по образцу. Самооценка | Личностные: - сформированность потребности в самовыражении и самореализации, - сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств. Коммуникативные: - умение слушать, - интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми, - умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации Познавательные: - умение строить речевое высказывание, - анализ объектов с целью выделения признаков, - поиск и выделение информации, - выбор оснований и критериев для сравнения, - классификация объектов, - подведение под понятие, - выдвижение гипотез; их обоснование, - сравнение, сериация, классификация, синтез. - структурирование знаний, - установление причинно-следственных связей, - поиск разнообразных способов решения задач Регулятивные: -принятие и сохранение учебной задачи, - планирование своих действий, - различение способа и результата действий, - внесение необходимых корректив в действие. - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний. |
IV. Создание проблемной ситуации. Открытие учащимися «нового знания». Цель. Познакомиться с понятием односоставные и двусоставные предложения. | Что же мы знаем о подлежащем и сказуемом? Какими частями речи они могут быть выражены? Работа в группах: каждая группа должна собрать как можно больше информации о подлежащем и о сказуемом. Сейчас вы поработаете в группах, у каждой группы свои задания. Договоритесь, кто будет выступать от вашей группы. Но при работе соблюдаем правила работы. Какие? «Правила работы в группе» Слушай, что говорят другие. Делай выводы об услышанном, задавай вопросы. Говори спокойно ясно, только по делу. Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки. Помогай товарищам, если они об этом просят. Точно выполняй возложенную на тебя роль. А теперь представим результаты своего исследования. Правда, апрель веселый месяц. Тает снег, бегут ручьи, и мы находимся в ожидании теплых, солнечных дней. А вы знаете, какой международный праздник отмечается в апреле? 12 апреля – Всемирный день авиации и космонавтики. Что еще известно вам об этом дне? Может, вы знакомы с космонавтами? Какие факты вам известны об этом дне? ФИЗПАУЗА. Интересно, как двигаются космонавты в невесомости? Попробуем на время стать ими? Быть первым , я думаю, всегда ответственно и почетно. А кто первым догадается, почему в этом предложении стоит тире? Кто как думает? Попробуем объяснить? Анализ предложения. Какие однокоренные слова можно подобрать к слову космос? | Задание для 1 группы 1. Что такое подлежащее? Соберите о нем как можно больше информации (стр. 110-111). 2. Какими частями речи в тексте выражены подлежащие? Апрель – второй весенний месяц. Двенадцатое – мой день рождения. Каждый год мама с папой готовят мне сюрприз. В этом году мы будем отдыхать на природе. Мои родители веселые и классные. 3. Подберите из текста примеры предложений для каждого способа выражения подлежащего: А) выражено существительным; Б) выражено местоимением; В) выражено числительным; Г) выражено сочетанием слов. 4. Подготовьте выступление на тему: «Подлежащее». Задание для 2 группы 1. Что такое сказуемое? Соберите о нем как можно больше информации (стр. 112-113). 2. Какими частями речи в тексте выражены сказуемые? Апрель – второй весенний месяц. Двенадцатое – мой день рождения. Каждый год мама с папой готовят мне сюрприз. В этом году мы будем отдыхать на природе. Мои родители веселые и классные. 3. Подберите из текста примеры предложений для каждого способа выражения сказуемого: А) выражено глаголом; Б) выражено глаголом в форме будущего времени; В) выражено существительным; Г) выражено прилагательным. 4. Подготовьте выступление на тему: «Сказуемое». Выступают с результатами исследования. Выстраивают устное монологическое высказывание с включением в него лингвистических терминов. Ученик работает у доски. Делает вывод, записывает в рабочем листе. Отвечают, делают предположения. Определяют грамматическую основу, объясняют постановку тире между подлежащим и сказуемым. Отвечают, знакомятся с однокоренными словами. | Личностные: - формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов, учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и «незнания». Коммуникативные: - умение задавать вопросы, -формулирование собственного мнения, Познавательные: - умение строить речевое высказывание, - анализ объектов с целью выделения признаков, - синтез, - выбор оснований и критериев для сравнения, - классификация объектов, - подведение под понятие, - сравнение, сериация, использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач Регулятивные: - планирование своих действий, - различение способа и результата действий |
V. Закрепление нового материала Цель. Научиться самостоятельно различать односоставные и двусоставные предложения и применять эти знания на практике | Перед вами текст из книги воспоминаний Ю.А.Гагарина «Вижу Землю». Для чего дан текст? Ваши предположения. Выписываем только грамматические основы. Двигатели ракеты были включены в 9 часов 07 минут. Сразу же начали расти перегрузки. Я буквально вдавился в кресло. «Восток» пробил плотные слои атмосферы. Вижу Землю. Корабль пролетает над широкой сибирской рекой. Четко различаются горные хребты, крупные озера. Видны даже поля. Горизонт окрашен всеми цветами радуги. Полёт продолжается хорошо. Настроение бодрое. Горизонт несколько сдвинут к ногам. Все системы работают хорошо. Самочувствие отличное. Продолжаю полёт. Проверка. Справились ли с первой задачей? Поставьте себе оценку в оценочный лист. Чем выражены подлежащее и сказуемое в данных предложениях? Что нового о грамматической основе вы узнали после выполнения задания. Чего же мы не учли? Кто знает, как называются такие предложения? (односоставные и двусоставные). Познакомимся с правилом (с.108-109) Более подробно о таких предложениях мы поговорим на следующем уроке. | Двигатели были включены. Начали расти перегрузки. Я вдавился. «Восток» пробил. Вижу. Корабль пролетает. Различаются хребты, озера. Видны поля. Горизонт окрашен. Полет продолжается. Настроение бодрое. Горизонт сдвинут. Самочувствие отличное. Продолжаю. Оценивают свою работу на этапе закрепления знаний. Отвечают, находят неизвестные способы выражения подлежащего и сказуемого. В некоторых предложениях нет подлежащего или сказуемого. Односоставные и двусоставные. Записывают предложения, находят в них грамматическую основу. Решают проблемную ситуацию. Оказывается, грамматическая основа может состоять только из одного главного члена – или подлежащего, или сказуемого. Читают правило. Записывают ответ в рабочих листах. | Личностные: - формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов, учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и «незнания». Коммуникативные: - формулирование собственного мнения (позиции), - использование речи для регуляции своего действия, - построение монологического высказывания; умение передавать информацию интонацией, - слушать, - интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи, - планирование своих действий, - различение способа и результата действий, - внесение необходимых корректив в действие, - учёт правила в планировании и контроле способа решения, Познавательные: - поиск и выделение информации, - умение строить речевое высказывание, - построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, - анализ объектов с целью выделения признаков, - выбор оснований и критериев для сравнения, - классификация объектов, - подведение под понятие, - выдвижение гипотез; их обоснование, - структурирование знаний, - установление причинно-следственных связей, - поиск разнообразных способов решения задач |
VI. Подведение итогов урока. Рефлексия Цель. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Ребята, справились ли мы со всеми задачами? Что нового мы узнали о грамматической основе предложения? Оцените свою работу на этом этапе. Оцените свою работу за урок в целом. Чем вы занимались на уроке? Запишите 3 глагола? Дополните данный синквейн своими словами. Сдайте мне ваши листы оценивания, я их проанализирую, скорректирую и выставлю вам оценки за урок. | Отвечают на вопросы учителя, строят диалог. Применить наши знания на практике. Оценивают свою работу на уроке, определяют сложности и успехи в освоении темы. Дополняя образец, составляют свои синквейны. 2-3 ученика читают. | Личностные: - развитие самооценки личности, - формирование адекватной позитивной самооценки - Регулятивные: - осуществление итогового и пошагового контроля по результату, - оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, - внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок Познавательные: - построение речевого высказывания в устной и письменной форме, - анализ, - синтез, - установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: - формулирование собственного мнения (позиции), - построение монологического высказывания |
VII. Д/з. Цель. Закрепить знания, полученные на уроке. Оценить себя. | Задание предполагает три уровня сложности: 1. с.109, № 481 2. Найти или придумать 10 односоставных предложений о природе. 3. Составить описание своей комнаты, используя односоставные предложения. | Оценивают свои возможности в выполнении домашнего задания. Ставят пред собой учебно-познавательную цель для самостоятельной работы. | Личностные: - формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия, - формирование границ собственного «знания» и «незнания». Регулятивные: - восприятие оценки учителя, - адекватная самооценка. Познавательные: - построение речевого высказывания в устной и письменной форме, - поиск разнообразных способов решения задач Коммуникативные: - использование речи для регуляции своего действия, -умение слушать. |