kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока русского языка по ФГОС в 6 классе по теме: Имя существительное (повторяем и изучаем новое)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан с требованиями ФГОС, ученики получат возможность  использовать практические умения определять имя существительное как часть речи, член предложения, подбирать проверочные слова и формы слов с целью проверки изученной  орфограммы, анализировать  устную и письменную  речь.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока русского языка по ФГОС в 6 классе по теме: Имя существительное (повторяем и изучаем новое)»



Тема урока : «Имя существительное (повторяем и изучаем новое)»

Тип урока: ОНЗ.

УМК: русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений: в 2-х частях\Е.А. Быстрова, Л.П. Кибирева, Ю.Н. Гостева, Е.С. Антонова; под редакцией Е.А. Быстровой. – М.:ООО «Русское слово» - учебник, 2012г.

Цель урока: Формирование знаний об имени существительном, ученик получит возможность систематизировать, применять приобретённые знания, содействовать формированию осознанного интереса к изучению русского языка.

Планируемые образовательные результаты.

Личностные:

Ученик получит возможность формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению; мотивацию к творческому труду, к работе на результат; осознанию важности получения новых знаний, ответственность за выбор своих действий.

Предметные:

Ученик получит возможность использовать практические умения определять имя существительное как часть речи, член предложения, подбирать проверочные слова и формы слов с целью проверки изученной орфограммы, анализировать устную и письменную речь.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

ученик научится работать по предложенному учителем плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценкой; слушать и понимать речь других.

Коммуникативные УУД:

ученик научится формировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

Познавательные УУД:

ученик научится определять цель деятельности на уроке с помощью учителя, осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям.


Демонстрационный материал: эталоны для самопроверки, карточки.

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Призываю вас с самого начала урока быть внимательными .

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Проверка домашнего задания.

Учитель. Проверим домашнее задание. Те, кто работал с упражнением 209, проверяет себя по эталону на карточке1.

Эталон проверки упражнения 209.

весело

и

край

строить

облако

а

чай

беречь

дружно

у

дом

молодежь

красиво

но

мой

надеяться

Учитель. Вторая группа работала с упражнением 207, проверьте себя по эталону, выведенному на доску.

Прочитайте предложение. Выпишите из него по одному существительному, прилагательному, наречию, вместе со словами, к которым они относятся. 

Из множества звуков земли: пения птиц, трепетания листвы на деревьях, треска кузнечиков, журчания лесного ручья - всегда самый веселый и радостный звук- песня полевых и луговых жаворонков.

Эталон проверки к упражнению 207.

звуков земли - существительные

лесного ручья - прилагательное

всегда веселый – наречие

Учитель. Третья группа работала с упражнением 205. Поверьте себя по эталону на карточке 2.

Распределите слова по группам и составьте таблицу «Самостоятельные и служебные части речи».

Эталон проверки упражнения 205.

Служебные части речи

Предлог

Союз

Частица

Около

У

под

И

Но

А

Не

Ни

Же



Самостоятельные части речи

Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

Местоимение

Глагол

Наречие

Стул

Девочка

Окно

Смешной

Быстрая

Огромное

Живые

Один

Шестой

Я

Он

вы

Войти

Встать

Высоко Низко





Учитель. Умники и умницы подойдите ко мне. Вы поработали с толковым словарем и должны были найти объяснение к слову «хлеб» , определить его переносное значение. О чем рассказала словарная статья к слову «хлеб»?

Ученик1. ХЛЕБ, -а; мн. хлебы и хлеба; м. 1. только ед. Пищевой продукт, выпекаемый из муки

 Ученик2. Значение слова «хлеб» 2.  Тесто, приготавливаемое для выпечки. Замесить, ставить хлебы. Раскатывать хлебы. Хлебы поднялись.

 Ученик3. Значение слова «хлеб»3. только ед. Зерно, из которого приготовляется мука, идущая на выпечку такого продукта. Обмолоченный х. Целинный х. Заготовка хлеба. Сеять х. Везти х. на элеватор.

Ученик4.  Значение слова «хлеб» 4.  Пища, пропитание. Зарабатывать на х.

 Ученик5. Значение слова «хлеб» 5. Средства к существованию. Зарабатывать свой х. Добывать х. литературным

 Ученик6. Значение слова «хлеб» 6. О самом важном, необходимом для существования кого-, чего-л. Уголь - х. промышленности. Эти пьесы - насущный х. театра.

 Ученик7. Переносное значение слова ХЛЕБ дается в последнем из значений словарной статьи.

Учитель. Все ли справились с домашней работой? Были ли ошибки?

Ученик. У меня были сложности с выполнением упражнения 205. Теперь я разобрался и смогу определить, к какой части речи относится слово - к самостоятельной или служебной.

Ученик. У меня было затруднение в определении переносного значения слова «хлеб». Теперь я разобрался.

Учитель. Мы начинаем изучать самую удивительную часть речи, с которой вы познакомились ранее. Сможете ли вы отгадать?

Давно живу я в мире этом,

Даю названье всем предметам…(имя существительное)

Прочитаем эпиграф к нашему уроку

Читают хором « Имя существительное-хлеб языка» Л.Успенский.

Учитель. В каком значении дается слово «хлеб» в этом предложении? Докажите правильность этих слов.

Ученик1. В переносном значении. Имя существительное – самостоятельная часть речи, называет предметы, является важной смысловой частью речи.

Ученик 2. Слово хлеб в этом предложении употреблено в переносном значении, как что-то важное. Хлеб - основной продукт на столе, без него не мыслимы ни обед, ни ужин, ни завтрак. Отсутствие хлеба - признак крайней нужды и бедности. Так же и в языке: без существительного почти невозможно построить предложение, а если это сделать, то речь будет неясной - невкусной и пресной, как еда без хлеба. Существительные называют предметы окружающего мира, представить без них речь и язык невозможно - как и стол без хлеба

Учитель. Ребята, чей ответ вам показался более полным?

Ученик. Оба ответа верные, но 2 ответ более полный.

Учитель. Объясните постановку тире в предложении.

Ученик. Если подлежащее и сказуемое выражены одной и той же частью речи именем существительным в именительном падеже, то между ними ставится тире.

Учитель. Давайте поработаем в группах и составим кластер, который поможет вспомнить эту часть речи.

Учитель. Первая группа, какие признаки имени существительного вы вспомнили?

Ученик. Имя существительное обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что? Изменяется по падежам.

Учитель. Молодцы, ребята. Вторая группа, что добавит?

Ученик. Имена существительные бывают одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные.

Учитель. Все согласны? Молодцы! Третья группа, а что вы добавите?

Ученик. Имена существительные могут быть мужского, женского, среднего родов и относятся к одному из 3-х склонений.

Учитель. Четвертая группа, вы что-то добавите?

Ученик. Имена существительные в предложении выполняют роль подлежащего, сказуемого, дополнения и обстоятельства.

Учитель. А какие признаки мы отнесем к постоянным и непостоянным?

Ученик. Постоянные признаки: род, склонение, нарицательное или собственное, одушевленное или неодушевленное.

Ученик. Непостоянные признаки: падеж, число.

Учитель. Вот какой у нас получился кластер! Легко ли работать с ним?

Ученики. Да, в него мы включили все признаки имени существительного.





Учитель. Запишите в тетради сегодняшнее число, классная работа, а тему урока мы запишем после. Обратите внимание на доску и, используя кластер, назовите имена существительные.

Красоваться, красивый, красота, красиво; грубить, грубость, грубый, грубо; подобреть, доброта, добрый; ослабеть, слабо, слабый, слабость; плавать, плавательный, плавучий, плавание, заплыв; радоваться, радость, радостный, радостно; поместить, помещение, вместительный; настоять, настоятельный, настоятельно, стоянка.

Учитель. Чем вы должны руководствоваться, выбирая слова?

Ученик. Если слово отвечает на вопрос кто? что? Можно определить род и склонение и слово определяет предмет ( признак и действие как предмет), то перед нами имя существительное.

Учитель. Все верно. Сверьтесь с эталоном.

Эталон проверки задания с доски.

Красота, грубость, доброта, слабость, плавание, заплыв, радость, помещение, стоянка

3. Выявление места и причины затруднения.

Учитель. Обратимся к учебнику упр 218 стр 175. Выполняем задание в парах.

Учитель. Все ли справились? Давайте проверим по цепочке.

Ученик. Окончание и пишется у существительных 1 склонения в родительном падеже.

Ученик. Окончание и пишется у существительных 3 склонения в родительном, дательном, предложном падежах.

Ученик. Окончание е пишется у существительных 1 склонения в дательном, предложном падежах.

Ученик. Окончание е пишется у существительных 2 склонения в предложном падеже.

Учитель. Все ли справились? Были ли затруднения? Почему они возникли?

Ученик. У меня возникли сложности с определением окончания существительного 3 склонения, но теперь я разобрался.

Учитель. Подведем итог и составим эталон.

Эталон проверки упражнения 218.

Учитель. Поиграем в игру «4 лишний». Посмотрите на слова, записанные на доске. Все ли признаки слов в ряду совпадают?

По правд.., на земл…, на стол…, к рек…

На солнц…, в проруб…,в ине…, на стул…

В здании…, по истории…, на лекции.., из крепост…

по улиц…, по площад.. , по речк.., к книжк…

Учитель. Все ли справились? Передайте тетрадь соседу по лицу. Проверьте по эталону.

Эталон проверки игры «4 лишний».

По правде, на земле, на столе, к реке

На солнце, в проруби, в инее, на стуле

В здании, по истории, на лекции, из крепости

по улице, по площади , по речке, к книжке.

Учитель. Что было трудно? Легко?

Ученик. Я не смог определить лишнее слово в первой строчке, но мой сосед мне объяснил, что оно 2 склонения, а остальные слова 1.

Ученик. Я не смог определить лишнее слово во второй строчке, но, посмотрев на таблицу, я разобрался.

Учитель. Молодцы, ребята. Оцените работу своего партнера. Если не допустили ошибок, оценка «5», если 1 ошибка «4».

Учитель. Обратимся к материалу учебника упр 223 стр 177 рассмотрите картинку. В чем проблема? Почему ребят не поняли?

Ученик. Школьники неверно употребили слова «время» и «имя».

Учитель. А что не так? Исправьте ошибки.

Ученик. У разносклоняемых существительных ( имя, племя, время, стремя, вымя, пламя, племя, знамя, темя, семя, бремя и путь) при изменении по падежам добавляется суффикс ен. Они должны были сказать «сколько времени? У меня нет времени? Я не знаю ее имени»

Учитель. Все ли согласны? А какие правила речевого этикета были нарушены? Ученик. Нельзя дергать за рукав собеседника. Ученик. Надо отвечать вежливо и не кричать, а остановиться и ответить. Учитель. Почему необходимо соблюдать правила поведения? Ученик. Если вести себя грубо с окружающими, дразнить их, обзывать, не слушать других людей, не помогать, то человек может остаться один, так как общаться с ним неприятно.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство).

Учитель. На доске записаны слова, распределите их по группам, на какие группы вы их разделили?

Погода, вагон, деньги, обувь, лужа, носок, сила, чернила, злость, очки, джинсы, каникулы, утро, дом, масло, гвоздь, молодёжь, тиски, богатство, свет, река, насекомое, весы.

Ученик. На 3 группы. В русском языке есть существительные, которые имеют форму только единственного числа; существительные, которые имеют форму только множественного числа; существительные, которые имеют форму и единственного и множественного числа.

Учитель. Верно. Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте работу друг друга по эталону.

Эталон выполнения задания.


Существительные, которые имеют форму только единственного числа

Существительные, которые имеют форму только множественного числа

Существительные, которые имеют форму и единственного и множественного числа

Погода, обувь, сила, чернила, злость, утро, масло, молодёжь, богатство, свет

Деньги, очки, джинсы, каникулы, тиски, весы

Вагон , лужа, носок, дом, гвоздь, река, насекомое


Кто не допустил не одной ошибки, ставьте «5», 1-2 ошибки «4».

Надеюсь, вы легко сформулируете тему нашего сегодняшнего урока? Для этого вам необходимо решить головоломку. Соберите слово из букв ЕВТИЬНЕСОЩУСТЕЛ (существительное).

Ученики. Имя существительное.

Учитель. Запишите в тетради тему урока «Имя существительное».

Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы?

Ученик. Наблюдение.

Учитель. Поможете мне объяснить цель нашего урока?

Ученик. Вспомнить все, что знаем об имени существительном.

Учитель. А какие задачи мы ставим перед собой?

Ученик. Наша задача видеть, слышать, находить имена существительные; знать грамматические значения имени существительного; правильно писать и безошибочно употреблять существительные в своей речи.

5. Реализация построения проекта.

Учитель. На доске вы видите слова. Что вы заметили?



уход

Козочка

лес

гриб

горы

холм

росы

мяч

чижик

Уходить

Коза

Лесник

Грибок

Гора

Холмы

Роса

Мячи

чижи



Ученик1. В левом столбике слова с ударением в корне слова, а в правом- с безударной гласной в корне.

Ученик2. Одни пары слов являются однокоренными словами, а другие формой слова.

Учитель. Молодцы! Какие вы внимательные и наблюдательные. Давайте проверим вашу наблюдательность и обратимся к «Листам наблюдений» на столах. Юра, прочитай вслух задание.

Ученик. Разве можно без улыбки видеть Васины ошибки. Он в тетрадке написал : Зема ухадить не хочет. Прячет последний снижок в лису. Воздух день от дня типлее. Небо свитлее. Потикли ручийки. Вада залила трапинки. Звенит висёлая копель.
Вот и верба нарядилась в белые сирёжки. На солнечной палянке появилась молодая трова.

Быстро Васе помогайте и ошибки исправляйте!

Учитель. Спасибо. Давайте поможем ученику Васе исправить ошибки, чтобы он не попал в затруднительное положение и не сдал такую запись учителю.

Учитель. Что необходимо для этого сделать? Давайте составим алгоритм.

Учитель. Задание на время, вы должны как можно быстрее исправить ошибки.

Начинаем проверку с того, кто выполнила это задание быстрее, и так в порядке очередности каждый исправляет и комментирует ошибки.

Учитель. Почему Вася допустил так много ошибок? Какое же правило не знал Вася?

Ученик. Он , наверное, подзабыл правила правописания проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова.

Учитель. А как нужно проверить?

Ученик. Нужно ставить имена существительные в ударное положение.

Ученик. Например: зима-зимы, снежок- снег, лес- леса, тепло - теплый, светло – свет, потекли -потек, ручей- ручьи.

Учитель. Проверьте себя по эталону.

Зима уходить не хочет. Прячет последний снежок в лесу. Воздух день ото дня теплее. Небо светлее. Потекли ручейки. Вода залила тропинки. Звенит веселая капель.

Вот и верба нарядилась в белые серёжки. На солнечной полянке появилась молодая трава.

VI. Первичное закрепление во внешней речи.

Учитель. Ребята, у вас на столах лежат карточки. Мы с вами будем заниматься составлением документов для слова. Вы хотите попробовать?

Ученик. Конечно!

Учитель. У людей есть документы. Даже у предметов есть паспорт, рассказывающий, где и когда они сделаны, как с ними обращаться. Существительные являются жителями страны Морфология, а у каждого жителя этой страны есть свой документ – морфологический разбор. На ваших карточках вы видите предложение. Оля, прочитай его.

Ученик. Мы долго ждали, и вот наступила долгожданная зима.

Учитель. Все ли нашли в этом предложении имя существительное?

Ученики. Да. Это слово зима.

Учитель. Ребята, для того чтобы сделать морфологический разбор существительного нам нужно заполнить паспорт слова.

Морфологический разбор имени существительного на основе паспорта.

Я, __, - имя существительное, так как обозначаю __________ и отвечаю на вопрос _________________.

1. Моя начальная форма: ____________________.

2. Мои морфологические признаки:

а) постоянные: я существительное - _______________, ______________ (одушевленное-неодушевленное), ____________ (рода), ______________ (склонения);

б) непостоянные: стою в форме______________ (числа), ______________ (падежа).

3. Работаю в соседнем государстве Синтаксисе.

Сегодня я играю роль_____________________.

Учитель. Были сложности в заполнении паспорта для слова зима?

Ученик. Я сначала ошибся в определении постоянных признаков существительного, но обратился к кластеру и исправил свои ошибки.

Учитель. А сейчас попрошу вас свериться с эталоном.

Эталон проверки карточки.

Я, зима, - имя существительное, так как обозначаю, предмет и отвечаю на вопрос что?.

1. Моя начальная форма: зима .

2. Мои морфологические признаки:

а) постоянные: я существительное – одушевленное, (одушевленное-неодушевленное), женского (рода), первого (склонения);

б) непостоянные признаки: стою в форме единственного числа (числа), именительного (падежа).

3. Работаю в соседнем государстве Синтаксисе.

Сегодня я играю роль подлежащего.



VII. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Учитель. Молодцы, ребята вы легко справились с заданием. У вас на столах лежат зеленые карточки. В предложении вы должны найти существительные и сделать морфологический разбор имен существительных. Все ли справятся? Ученик. Постараемся! Учитель. Ребята, если закончили, оцените свою работу. По вашему знаку готовности я вижу, что вы закончили самопроверки. А теперь давайте проверим по эталону. Эталон проверки морфологического разбора.

Малыши любят пить молоко.

Молоко – существительное, начальная форма – молоко, нарицательное, неодушевленное, среднего рода, 2-го склонения, в винительном падеже, единственном числе (множественного не имеет), прямое дополнение.

Малыши- существительное, начальная форма – малыш, нарицательное, одушевленное, мужского рода, 2-го склонения, в именительном падеже, множественного числа , в предложении является подлежавшим.


Учитель. Все справились с морфологическим разбором?

Ученик. Мне было сложно определить падеж имен существительных.

Учитель. Что необходимо было сделать, чтобы справиться?

Ученик. Обратиться к эталону, который мы составили к упражнению 218.

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

Учитель. Как вы думаете, достаточно ли мы закрепили наши знания?

Ученик. Нет. Мы еще допускаем ошибки.

Учитель. Хорошо, а вы поработаете в группах, а задание на красных карточках. Нужно объяснить, по каким общим морфологическим признакам объединены существительные, и какие слова можно исключить? Работая в группах, объясните друг другу, как вы рассуждали.

а) О смелост..., о храброст..., о неустрашимост..., о трусост... .

Ученик. Общее: это существительные женского рода, 3 склонения, предложного падежа.

Ученик. Тема – качества человека. Исключить – трусость – антоним, все остальные – синонимы.

г) Песни, ножницы, кони, бури.

Ученик. Общее: все во множественном числе.

Исключить: ножницы –употребляется только во множественном числе; кони – одушевленное существительное.

д) Грач..., печ..., ноч...,доч... .

Ученик. Общее: существительные с шипящей на конце.

Исключить: грач – существительное 2 склонения, мужского рода; печь – может быть существительным и глаголом.

Учитель. Ребята, с этим заданием вы справились?

Ученик. У меня были ошибки, но товарищи из группы объяснили, я понял.

Учитель. Ребята, давайте прослушаем несколько строк из стихотворения А.Фета.



Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья.

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

         Свет ночной. Ночные тени,

         Тени без конца

         Ряд волшебных изменений

         Милого лица.

Учитель. Понравилось вам стихотворение?

Ученик. Да.

Учитель. Слова какой части речи больше всего использует поэт?

Ученик. Имена существительные.

Учитель. Сколько существительных в этом стихотворении? Перечислите имена существительные. Для чего они необходимы в данном стихотворении?

Ученик. В этом стихотворении 22 слова, из них – 14 имен существительные и получается удивительная, чудесная картина ночи, ночного пейзажа.

Ученик. Имена существительные: шепот, дыханье, трели соловья, серебро, колыханье, ручья, свет, тени, тени, конца ,ряд, изменений, лица.

Учитель. Молодцы, ребята. Я надеюсь, теперь вы все поняли, что имя существительное является «хлебом» в речи. А вы знали, что ученые подсчитали, каждое второе слово – имя существительное. На каждые 100 слов в среднем приходится 40 существительных и только 26 глаголов.

1Х. Рефлексия учебной деятельности.

Учитель. Чему был посвящен наш урок?

Ученик. Имени существительному.

Учитель. Удалось ли нам доказать, что имя существительное – удивительная часть речи?

Ученик. Да.

Учитель. А какие цели мы с вами ставили в начале урока? Смогли мы их достигнуть?

Ученик. Вспомнить все, что знаем об имени существительном. Видеть, слышать, находить имена существительные; знать грамматические значения имени существительного; правильно писать и безошибочно употреблять существительные в своей речи.

Ученик. Да, мы добились своих целей!

Учитель. Довольны ли вы своей работой? 

Ученик. Я доволен, потому что у меня все получилось.

Ученик. А я не доволен, потому что мне еще нужно повторить склонения и морфологический разбор имен существительных.

Учитель. Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

Ученик. Урок мне понравился. А настроение отличное.

Учитель. Какие затруднения вы испытали?

Ученик. Ошибались в определении падежных окончаний существительных.

Учитель. Что помогло вам преодолеть трудности?

Ученик. Повторение правила. Составление кластера. Составление алгоритма. Ученик. Помог товарищ по парте. А иногда – учитель.

Учитель. Дайте оценку нашей работе. Поднимите карточки со смайликами. Учитель. Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности:

1.Упр.226. Определите род несклоняемых сущ. Запишите их, согласуя с прилагательными. Окончания прилагательных выделите.

Четырехместн… купе, гряч.. кофе, забавн… какаду, секретн.. досье. Красив… мадемуазель, просторн… фойе, картофельн…. Пюре, справедлив… жюри, полезн… боржоми, нов… пальто, крупн… кенгуру.

2.Упр.220. Прочитайте существительные. Почему они называются разносклоняемыми? Какие из этих существительных не имеют формы множественного числа?

Бремя, вымя, знамя, имя, племя, семя, стремя, темя, время, пламя, путь.

3. Кто желает, может составить карточки-задания по любой изученной орфограмме.

4. Можно написать сказку о любом признаке имени существительного.

Учитель. Спасибо, урок закончен.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Бикмина Римма Наилевна

Дата: 25.12.2020

Номер свидетельства: 568576


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства