Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока «Притяжательные местоимения» (урок «открытия» новых знаний) в 6 А классе»
Методическая разработка:
«Притяжательные местоимения»
(урок «открытия» новых знаний)
Выполнила:
учитель русского языка и литературы Бикмина Римма Наилевна,
МБОУ «СОШ №7 имени Героя Советского Союза В.Х. Хазиева Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан»
Тема урока: Притяжательные местоимения
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Цели урока:
формирование знаний о притяжательных местоимениях и умений использовать их в устной и письменной речи.
Предметные: ученик получит возможность научиться определять притяжательные местоимения в речи и на письме и отличать их от других местоимений и частей речи;
Личностные: формирование ответственного отношения к учению, умение работать в коллективе, уважительное отношение к мнению других;
Универсальные учебные действия (УУД):
Регулятивные: самостоятельно определять цель учебной деятельности, поиск средств ее осуществления и вносить необходимую коррекцию.
Познавательные: научится самостоятельно искать информацию, необходимую для решения предметной учебной задачи.
Коммуникативные: ученик научится формулировать свою точку зрения и сравнивать ее с другими, осуществлять контроль, корректировать оценку действия партнера, вступать в диалог.
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности
Учитель. Здравствуйте, ребята! Мы рады видеть друг друга и сотрудничать сегодня на уроке, потому что только в сотрудничестве и понимании можно творить. А урок – это и есть наше с вами совместное творчество.
Сейчас посмотрите друг на друга, пожмите друг другу руки и скажите: “Спасибо, что ты рядом!” и не забывайте, что мы с вами здесь, чтобы получить новые знания. В добрый путь!
II. Актуализация знаний и пробного учебного действия;
Учитель. Проверим домашнее задание. Те, кто выполнил упр. 19, проверьте по эталону на экране, те, кто выполнял упр.18, упр.21 сверьте с карточками-эталонами на парте.
Те, кто выполнил задание №4 (придумайте и запишите короткий рассказ, используя фразеологизм «взять себя в руки»), подойдите ко мне.
Учитель. Кто выполнял упр.19, какие трудности вы испытывали?
Ученик. Трудностей не было, задание с возвратными местоимениями удалось выполнить.
Учитель. Те, кто выполнял упр.18, поднимите руки, кто трудности испытывал и какие?
Ученик. Я сумел найти главное слово в словосочетаниях и поставить вопрос.
Ученик. С помощью падежных вопросов определил форму возвратных местоимений.
Учитель. Те, кто выполнял упражнение 21, поднимите руки, кто испытывал трудности и какие?
Ученик. В выполнении упражнения трудностей не было, возвратные местоимения я выучил.
Учитель. Те, кто работал над творческим заданием №4, поднимите руки у кого были трудности при выполнении?
Ученик. При составлении небольшого рассказа с использованием фразеологизма, трудностей не было.
Ученик. Я смог составить предложения с использованием возвратных местоимений.
Учитель. На каком уровне выполнены домашние задания и как вы освоили тему?
Ученик. Домашнее задание выполнено на достаточном уровне, хотя были допущены некоторые ошибки. Тему поняли и научились определять в письменной речи возвратное местоимение, вставлять местоимение СЕБЯ в нужной форме и указывать падеж, строить предложения с использованием возвратных местоимений.
Учитель. В течение урока вам необходимо оценивать свою познавательную деятельность:
- задание выполнено правильно, ставьте + (плюс);
- Задание выполнено не точно, ставьте знак вопроса (?).
Оцените выполненные задания в оценочном листе.
Эталон проверки к упр. 19:
1)Всяк Еремей про себя (Р.п.) разумей! 2) Не нашел в себе (П.п.) – не ищи и в других. 3) Не хвали себя (Р.п.) сам, а жди, когда люди похвалят. 4) Не кричи о себе (П.п.), пусть другие о тебе тихо скажут. 5) Не хвались отцом, хвались собой (Т.п.) . 6) Сам себя (Р.п.) не похвалишь – никто не похвалит. 7) Нет лучше шутки, чем над собой (Т.п.).
Карточка - эталон к упр. 18
Смотри (х) на себя (Р.п.), увидишь(х) в себе (П.п.), смотреть(х) на себя (Р.п.), для себя (Р.п.) не обнаружил(х), восхищался(х) собой (Т.п.), увидел(х) в нескольких шагах от себя (Р.п.), услышал(х) над собой (Т.п.), вспомнил(х) себя (Р.п.),
Карточка-эталон к упр. 21
1)Не читай вслух, читай про себя. 2) По всему было видно, что человек он непростой и себе на уме. 3) От взгляда незнакомца мне стало не по себе. 4) Все устроилось само собой. 5) Настроение у меня было так себе.
III. Выявление места и причины затруднения
Учитель. На экране представлены два предложения, прочитайте и выполните задание:
Определите все части речи и сравните с эталоном на экране.
Папина (прил.) шляпа(сущ.) висела (глаг.) на вешалке (сущ. с пред.).
Моя (мест.) шляпа (сущ.) лежала (глаг.) на диване (сущ. С пред.).
Учитель. Проверим ваше выполнение с экраном.
Эталон: Первое предложение: что? шляпа – существительное, шляпа чья? папина – прилагательное. Второе предложение: что? шляпа - существительное, шляпа чья? моя – местоимение, шляпа что делала? лежала – глагол, лежала где? на диване - существительное с предлогом.
Учитель. Кто допустил ошибку? Какую?
Ученик. Я неправильно определил часть речи слова МОЯ. Это местоимение.
Учитель. Почему вы допустили ошибку? Какова проблема?
Ученик. Мне не известен этот разряд местоимения.
Учитель. Хотите узнать?
Ученик. Да.
Учитель. Зачем нам нужны новые знания?
Ученик. Чтобы грамотно писать и правильно говорить.
Учитель. Какие шаги необходимо выполнить при познании нового знания?
Ученик. Обязательно два шага: выяснить, что мы знаем и не знаем.
Учитель. И все?
Ученик. Нет. Первоначально выясним путем повторения то, что знаем. Затем постараемся выполнить задание на новое знание.
Ученик. Анализируя его выполнение, выясним, что не знаем и какова причина затруднения.
Ученик. Постараемся самостоятельно выйти из затруднения, т. е. вычленить новое знание.
Учитель. С чего начнем наше познание нового?
Ученик. Начнем с наблюдения в учебнике. (читают теоретический материал учебника)
IV. Построение проекта выхода из затруднения
Учитель. Какова же цель нашей дальнейшей работы?
Ученик. Мы хотим научиться определять притяжательное местоимение, Ученик. Мы хотим уметь отличать притяжательные местоимения от других местоимений и частей речи.
Учитель. Как сформулируем тему нашего урока?
Ученик. Мы хотим узнать к какому разряду относятся эти местоимения.
Учитель. О каких местоимениях мы будем говорить?
Ученик. Мы будем говорить о притяжательных местоимениях, которые очень похожи на притяжательные прилагательные.
Учитель. Как сформулируем тему нашего урока?
Ученик. Тема урока «Притяжательные местоимения»
Учитель. Правильно. Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы? Вспомните, какой метод мы использовали в случаях, когда мы не могли определить часть речи?
Ученик. Обычно мы использовали метод наблюдения.
Учитель. Что мы использовали в качестве наблюдения?
Ученик. Изучали параграф, выполняли упражнения в учебнике, составляли алгоритм.
Ученик. Выполняли иногда упражнения, которые обозначены знаком «очки»
V. Реализация построенного проекта
Учитель. Откройте учебник, еще раз прочитайте теоретический материал на стр. 20-21.
Учитель. Теперь мы можем объяснить к какой части речи относится слово МОЯ?
Ученик. Можем определить.
Учитель. Но для того чтобы узнать еще больше знаний о новом разряде местоимений, необходимо построить алгоритм, который нам поможет в дальнейшей работе. Работаем в группах, каждая группа, используя ключ, составляет алгоритм.
Учитель. У кого что получилось?
Ученик. 1. Притяжательное местоимение указывает на лицо, которому принадлежит предмет, как и прилагательное.
2. Отвечает на вопросы ЧЕЙ?, ЧЬЯ?, ЧЬИ?
3. В предложении бывает определением.
Учитель. Хорошо, а у кого по – другому?
Ученик. 1. Притяжательное местоимение имеет 1 и 2 лицо, а местоимение СВОЙ указывает на все три лица.
2. Притяжательное местоимение изменяется по родам и числам.
Учитель. А есть третий вариант алгоритма?
Ученик. Да есть.
Притяжательное местоимение как и прилагательное отвечает на вопросы ЧЕЙ?, ЧЬЯ?, ЧЬИ?
Изменяется по числам, падежам и родам.
Учитель. Вы выполнили поставленную задачу и определили главные признаки притяжательного местоимения. Сравните с эталоном на экране.
Эталон алгоритма на экране:
Притяжательное местоимение
Отвечает на вопросы
чей?, чья?, чье?,чьи?
Обозначает признак
Указывает на принадлежность чего-либо какому-либо лицу, например, МОЯ шляпа;
Относится к имени существительному
Шляпа чья? МОЯ
Изменяется
По числам, родам и падежам
Выполняет синтаксическую роль
в предложении является определением
Учитель. Какой вывод можно сделать?
Ученик. Мы узнали, как составлять алгоритм.
Ученик. Используя алгоритм, мы можем определить притяжательное местоимение.
Учитель. Как вы думаете, какой следующий этап нашей познавательной деятельности?
Ученик. Закрепить знания.
V1. Первичное закрепление во внешней речи.
Учитель. Прочитайте отрывок из рассказа «Бобик в гостях у Барбоса» упр.22, выполните задания, используя алгоритм, найдите в тексте притяжательные местоимения и объясните по цепочке, как вы их нашли.
Ученики выполняют упр. 22.
Ученик. Я нашел местоимение по существительному, кровать чья? –моя, моя – притяжательное местоимение, указывает на принадлежность кровати Барбосу и относится к существительному, в предложении является определением.
Ученик. Вещи чьи? – мои, мои – притяжательное местоимение, указывает на принадлежность вещей Барбосу и относится к существительному, в предложении является определением.
Ученик. Варенье чьё? – моё, моё – притяжательное местоимение определяется по существительному, указывает на принадлежность варенья Барбосу и относится к существительному, в предложении является определением.
Учитель. Возникли ли у вас трудности при нахождении притяжательных местоимений?
Ученик. Я справился с заданием, трудностей не возникло.
Учитель. Вы хорошо справились с заданием, молодцы. Оцените свои знания в оценочном листе.
Учитель. А теперь разделимся на группы и выполним следующее задание на экране. В словосочетаниях какого ряда все местоимения притяжательные? Проговорите каждый и докажите свою точку зрения.
На нашей улице, около его дома, опередил их, мой брат.
О своей судьбе, по вашему адресу, ее вещи, в твоей комнате.
Наш класс, своими руками, узнал его, его пальто.
Учитель. Кто выполнил это задание, поднимите руку. Послушаем ответы.
Ученик. Я выполнил задание без затруднений, правильным ответом является вторая строка, потому что все местоимения отвечают на вопросы: чьей?, по чьему?, чьи?, в чьей?
Учитель. Оцените выполнение задания в оценочном листе.
Учитель. Я увидела, что вы справились. Теперь работаем в парах. Если будут затруднения можно обратиться к алгоритму.
Учитель. Как вы думаете, какой следующий этап нашей работы?
Ученик. Можно поработать в парах.
Учитель. Выполните в парах упражнение 26. Поставьте вопросы к выделенным местоимениям и объясните друг другу, какие из них обозначают лицо, какие выступают в роли притяжательного местоимения.
(Учащиеся в парах обсуждают и выполняют задание)
Ученик. Увидел кого? Его – обозначает лицо,
Друзей чьих? Его - притяжательное местоимение.
Ученик. Встретил кого? Его - лицо, чемодан чей? ее- притяжательное местоимение.
Ученик. Бывал у кого?- у них – обозначает лицо, фотографии чьи? Их - притяжательное местоимение, потому что указывает на принадлежность.
Учитель. Были ли затруднения? И какие?
Ученик. Затруднений не возникло.
Ученик. Я легко справился с этими заданиями.
Ученик. Я сумел отличить личные местоимения от притяжательных, используя алгоритм.
Учитель. Какими знаниями вы овладели?
Ученик. Находить притяжательные местоимения в тексте.
Ученик. Определять их род, число, падеж.
Ученик. Составлять предложения, используя притяжательные местоимения.
Учитель. На экране стихотворение А. Хайта. Прочитайте стихотворение. Что не так?
(Ученик читает стихотворение)
…Как-то раз во дворе из собачьей миски
Пять чумазых поросят кушали сосиски.
Папа к ним подошел, крикнул возмущенно:
«Так съедите вы у нас весь обед евонный!»
Закричала хрюшка-мать : «Отойди от будки!
Детям надо наполнять ихние желудки!»
Папа грустно пробурчал в пятачок широкий:
«Слушать я уже устал ейные упреки!
Детям всё прощают тут, дети хрюшками растут,
И такая дребедень происходит каждый день !»
Говорю про поросят – намекаю на ребят.
То, что можно поросятам,
Непростительно ребятам.
Ученик. В этом стихотворении мне не понравились слова: евонный, ихние, ейные. Так не говорят.
Учитель. Что нужно сделать, чтобы узнать, как правильно?
Ученик. Нужно посмотреть в учебнике.
(Ученики читают рубрику «Говорим правильно»).
Учитель. Какой можно сделать вывод?
Ученик. Мы узнали, что есть такие слова – местоимения, которые противоречат нормам русского языка, но используются в разговорной речи.
Учитель. Все ли мы знаем о притяжательных местоимениях.
VII. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
- Вы уверены в своих умениях? (Да).
Учитель. На достаточном ли уровне ваши знания?
Ученик. Да, наши знания на достаточном уровне.
Учитель. Как проверить?
Ученик. Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону.
Учитель. Внимательно прочитав задание, выполните самостоятельную работу в парах.
Самостоятельная работа в парах (выполните тест)
ЧАСТЬ А
А1. Укажите притяжательное местоимение:
1) мне
2) наш
3) иной
4) кто
А2. Укажите вопрос, на который отвечает притяжательное местоимение:
1) чья?
2)кого?
3)о ком?
4) какому?
А3. Укажите, каким членом предложения является притяжательное местоимение:
1) дополнение
2) обстоятельство
3) подлежащее
4) определение
А4. Укажите предложение с притяжательным местоимением.
1) Мы услышали ее красивую песню.
2) Вечером ее не было дома.
3) Вокруг нее летали шмели.
4) Я расскажу вам интересную историю.
А5. Укажите ошибку в образовании формы слова:
1) скучаю по вас
2) ихняя работа
3) тоскую по вас
4) у нее много работы
Прочитайте текст и выполните задания В1–В6.
(1) Андрей Рублев считается величайшим русским иконописцем. (2) Почему же так произошло?
(3) Одна из главных причин в том, что Рублев был не только мастером-живописцем, но и художником. (4) Дело в том, что большинство иконописцев в то время были лишь старательными и искусными иллюстраторами Священного писания и учения церкви. (5) Рублев не ограничивался этими рамками. (6) Он изображал прежде всего то, что чувствовал он сам и его современники, что можно было вообразить себе и передать средствами искусства. (7) Вот почему его иконы сразу же покорили его современников и продолжают поражать нас, живущих много веков спустя.
(8) В отличие от европейских художников Возрождения, Рублев не писал портретов своих современников. (9) Но, рассматривая его иконы, мы видим, что они составляют единый, обобщенный портрет русских людей его времени.
(10) Не менее важно и цветовое решение его произведений. (11) Звонкие краски создают у зрителя праздничное и радостное настроение. (12) Любопытно, что свет на иконах не только освещает предметы извне, но и возникает изнутри; кажется, сами краски излучают его. (13) Хотя он не писал ни солнца, ни пейзажей, его иконы словно перекликаются с природой. (14) Цветовая тональность живописи Рублева напоминает погожий летний день в Подмосковье.
(15) Вот почему мы и считаем Андрея Рублева великим художником.
(Из энциклопедии «Кто есть кто»)
Часть В
В1. Укажите стиль речи.
В2. Из предложения 6 выпишите притяжательное местоимение.
В3. Среди предложений 12-14 укажите предложение, в котором определение выражено притяжательным местоимением.
Ключ
А1
А2
А3
А4
А5
В1
В2
В3
2
1
4
1
2
Научный
его
13
Учитель. Сверьте свою работу с эталоном. у кого нет ошибок поставьте на полях знак «+». У кого есть ошибки, поставьте знак «?» Кто допустил ошибки? Как поступить?
Ученик. Можно исправить ошибки самостоятельно или воспользоваться эталоном.
Учитель. Молодцы. Какие затруднения вы испытывали при выполнении теста?
Ученик. Я испытал трудность в задании А-5, но мне помогло стихотворение А. Хайта об этих местоимениях, и я справился с заданием.
VIII. Включение в систему знаний и повторения
Учитель. - Каким новым знанием мы сегодня овладели на уроке?
Ученик. Мы сначала не знали, что слово МОЯ относится к местоимениям. Прочитав теоретический материал, мы узнали, что среди местоимений есть притяжательные.
Ученик. Теперь мы можем найти и использовать притяжательное местоимение в устной и письменной речи, определять по признакам.
Учитель. Достаточно ли мы закрепили новое правило?
Ученик. Нет недостаточно.
Учитель. Почему?
Ученик. Мало было выполнено заданий для закрепления знаний..
Учитель. Тогда работаем над следующим заданием.
Учитель. Представьте, что к вам в гости приехали друзья, которые никогда не были в вашем городе. С какими местными достопримечательностями вы их познакомите? Что им покажете? Напишите об этом, используя притяжательные местоимения. Укажите падежные формы, в которых вы употребите эти местоимения.
Составьте вопросы в парах, которые обычно задают гости города его жителям и ответы на них.
Ученики выполняют задание в парах, учитель осуществляет контроль.
Ученик. Какие достопримечательности есть в ВАШЕМ городе? Я составил вопрос с местоимением ВАШЕМ.
Ученик. В НАШЕМ городе, много достопримечательностей. Это мечеть Кул- Шариф и башня Сююмбике. Я построил ответ с использованием притяжательного местоимения В НАШЕМ.
Ученик. Назовите любимую улицу ВАШЕГО города. Я применил в вопросе местоимение ВАШЕГО.
Ученик. Любимой НАШЕЙ улицей является улица Баумана. Я ответил, используя притяжательное местоимение НАШЕЙ.
Учитель. Поднимите руку те, кто справился с заданием без ошибок. А у кого возникли трудности при выполнении этого задания и какие?
Ученик. Я не смог определить падеж притяжательного местоимения.
Учитель. Определите причину. Чем мы можем ему помочь? Или кто-то может помочь?
Ученик. Необходимо обратиться за консультацией в учебник
(Читают теоретический материал в учебнике и выполняют задание.)
Ученик. Для того, чтобы определить падеж, задаем вопрос от имени существительного, к которому оно относится, таким образом, в городе чьем? ВАШЕМ - предложный падеж.
Ученик. В городе чьем? НАШЕМ - предложный падеж.
Ученик. Улицу чьего ? ВАШЕГО города – родительный падеж.
Ученик. Улицей чьей? НАШЕЙ - творительный падеж.
Учитель. Ребята, вы хорошо справились с этим заданием. Оцените свою работу в оценочных листах. Может закончить на этом урок?
Ученик. Нет, мы недостаточно закрепили материал.
Ученик. Можно поработать с учебником.
Учитель. Выполните следующее задание по тексту учебника «Не зря старался» на стр. 25. Поставьте местоимения в скобках в нужную форму. Выпишите словосочетания с притяжательными и личными местоимениями из 1 - 3 абзацев. Определите род, число, падеж местоимений. Сверьте с эталоном.
Эталон для проверки задания.
Нарисовал для неё (личное, ж.р., ед.ч., Р.п.),
Его картина (притяжательное, м.р., ед.ч., И.п.),
Ободран у нас (личное, мн.ч., Р.п.),
Ободран у него (личное, м.р., ед.ч.,Р. п..),
За своим уголком (притяжательное, м.р., ед.ч.,Т.п.)
Учитель. Поднимите руки те, кто выполнил задание без ошибок? Что помогло вам выполнить задание без ошибок?
Ученик. При выполнении задания я обращался к алгоритму.
Ученик. Я обратился к учебнику.
Учитель. Поднимите руки те, кто допустил ошибки? Какие ошибки вы допустили и почему?
Ученик. Я неверно определил падеж притяжательного местоимения. Нужно было задать вопрос к существительному «к уголку» и определить падеж.
Учитель. Оцените свои знания в оценочном листе. Как вы считаете, справился ли класс с заданием? Оцените работу класса.
Ученик. В основном мы справились с заданием на достаточном уровне и смогли открыть для себя новое знание.
IX. Рефлексия.
Учитель. Какие новые знания вы для себя открыли?
Ученик. Мы узнали новый разряд местоимений, притяжательное местоимение.
Ученик. Научились определять притяжательные местоимения в тексте и строить с ними предложения.
Ученик. Научились отличать притяжательные местоимения от притяжательных прилагательных по признакам.
Ученик. На уроке мы доказывали свою точку зрения
Учитель. Что вы можете рассказать о притяжательных местоимениях?
Ученик. Притяжательные местоимения отвечают на вопросы чей?, чья?, чье?, чьи?
Ученик. Притяжательные местоимения изменяются по родам, числам и падежам.
Ученик. Притяжательные местоимения в предложении относятся к имени существительному.
Ученик. Притяжательные местоимения в предложении являются определением.
Учитель. Где можно применить новые знания?
Ученик. Новые знания нам необходимы для правильной устной и письменной речи.
Ученик. С этими знаниями мы сможем найти притяжательные местоимения в тексте и использовать их в построении предожений.
Учитель. Ребята, перед вами лежат оценочные листы. Оцените свою работу на уроке.
1) упр. 24 (употребить притяжательные местоимения в нужной форме в предложениях, подчеркнуть данные местоимения как члены предложения, указать род, число, падеж);
2) упр. 28 (найдите и исправьте ошибки в употреблении притяжательных местоимений);
3) упр.27 (раскройте скобки, вставьте притяжательные местомения в нужной форме);
4) написать сочинение-рассуждение по высказыванию известного лингвиста А.А. Реформатского «Местоимения выделяются в особый класс слов-заместителей, которые как "запасные игроки"…выходят на поле, когда вынужденно "освобождают игру" знаменательные слова».