kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока "Этимология -наука интересная"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного урока русского языка в 6 классе состоит в том,чтобы познакомить учащихся 6 класса с этимологией как наукой, научить пользоваться этимологическим словарем, расширить кругозор учащихся, воспитывать интерес к русскому языку. В разработке данного урока учителя-словесники могут найти интересный практический материал, который поможет сделать урок интересным.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Этимология -наука интересная"»

Урок русского языка в 6 классе

«Этимология – наука интересная»

Цели: познакомить уч-ся с этимологией как наукой, расширять кругозор уч-ся, воспитывать интерес к русскому языку

Оборудование: этимологические словари

Ход урока

I. Слово учителя

Русский язык — сложное и многогранное, а потому и очень интересное явление: Можно потратить целую жизнь и все-таки не узнать всех его тонкостей, всех особенностей и правил. Ведь язык постоянно развива­ется и изменяется, пополняясь все новыми и новыми словами. Некоторые из слов переживают сильные се­мантические трансформации, теряя прежнее лексиче­ское значение и приобретая новое; некоторые вообще исчезают из активного запаса, переходя в так называ­емый пассивный запас русской лексики и превращаясь в немых свидетелей исторического развития как само­го языка, так и народа вообще.

При изучении языка каждый раз открываешь для себя что-нибудь новое. В особенности это касается его истории.

Русский язык настолько богат и разнообразен в лексическом плане, что ни один словарь не может вместить в себя всех более или менее известных слов.

Откуда пришло в русский язык то или иное слово? Почему оно используется в форме, сильно отличаю­щейся от заимствованной? Заимствований из какого языка — английского, французского, немецкого или итальянского — больше в русской лексике? Эти и мно­гие другие вопросы наверняка не раз возникали у вас.

На уроках словообразования мы с вами узнали, как могут образовываться слова в русском языке при помощи морфем. Какие вы помните способы словообразования?

Есть немало слов, происхождение которых нельзя определить, используя современные способы словообразования. Давайте послушаем разговор, описанный К. И. Чуковским в книге о русском языке “Живой как жизнь”.

Учащиеся:

Беседуют две женщины. Одна говорит:

- Это прямо-таки ошеломило меня… Ведь я обожаю собак!

Я прохожу мимо и думаю: “До чего это хорошо, что, употребляя слова в разговоре, мы не вспоминаем об их первоначальном значении!”

Слово ошеломить происходит от слова шелом, а шелом (или шлем) – это железная каска, которую древние и средневековые воины носили в бою, оберегая свои черепа от вражьих дубин и мечей. Враги налетали на них и били что есть силы по шелому, чтобы ошеломленные воины валились с седла на землю.

Женщина, сказавшая, что известие о смерти любимой собаки ошеломило её, конечно, не представляла себе в ту минуту ни старинных сражений, ни коней, ни кольчуг, ни шеломов: все живые, конкретные образы, связанные со словом ошеломить, уже выветрились из этого слова в течение многих веков. Оно утратило смысл военного термина и полностью отрешилось от тех обстоятельств, которые породили его. Образ давно потух, а самое слово осталось и не утратило своей выразительности.

Та же участь постигла другое слово – обожать. Оно произошло от слова бог и первоначально имело единственный смысл: сделать из кого-нибудь свое божество, чтить кого-нибудь, как бога, преклоняться перед кем-нибудь. Вряд ли женщина, сказавшая, что она обожает собак, намеревалась убедить свою собеседницу, что всякие болонки, бульдоги и мопсы представляются ей божествами. Опять-таки образ потух, а слово осталось.

Эта склонность нашего народа – забывать первоначальные значения выражений и слов и пользоваться ими автоматически – наблюдается на каждом шагу.

Таких слов, первозданная образность которых потухла, большое количество. Мы употребляем такие слова в нашей речи, и обойтись без этого невозможно никак.

- Вы, совершенно справедливо, можете спросить: “Зачем же постоянно возвращаться к истории слова? Зачем знать первоначальное значение слова?”

На этот вопрос я и предлагаю ответить вам в конце нашего занятия…

И поможет нам объяснить исконное происхождение слов наука этимология.


II. Кратко об этимологии

Этимология — это наука, которая объясняет проис­хождение слов. Она является одной из многочислен­ных наук о языке и, наверное, наиболее интересной. Язык каждого народа очень подвижен, в нем постоян­но происходят незначительные изменения, которые со временем накапливаются и образуют новые языковые феномены.

Вы и сами наверняка замечали, как время от време­ни люди начинают употреблять новые слова, связан­ные с техническими новинками или прочими нововве­дениями. В то же время другие слова постепенно вы­ходят из употребления.

Со временем появляются новые грамматические формы, более удобные, а иногда и более сложные. Все эти процессы и многие другие изучаются и учитывают­ся этимологией.

На самом деле этимологическое толкование каждо­го слова — это проведение серьезного и глубокого ис­следования. Данное исследование подразумевает не только поиск корней, близких по написанию или зву­чанию, но и выявление возможных путей перехода слова из одного языка в другой и причин изменения формы и употребления слова. Оно затрагивает изуче­ние различных языков, закономерностей словообразо­вания и развития звуковой стороны языка. Язык — это социальное явление, а потому любое этимологическое исследование подразумевает изучение социальных процессов истории, духовной культуры народа, усло­вий его обитания и т. д.

Каждому носителю русского языка необходимо знать, что, во-первых, в истории литературного языка исследователями выделяются четыре периода:

— XI—XIV вв. — древнерусский язык Киевской Руси;

— XIV—XVII вв. — язык великорусской народности Московского государства;

— XVII—XIX вв. — время становления и развития современного русского литературного национального языка;

—XIX в.— наши дни—современный русский язык.

Каждый из перечисленных периодов характеризует­ся заимствованиями из тех или иных языков. Наибо­лее употребительные слова, связанные с бытом и жиз­недеятельностью человека, заимствовались в первый период преимущественно из латинского и греческого языков. Военная лексика заимствовалась в течение второго периода из немецкого и французского языков. Третий период характеризовался заимствованиями из французского и немецкого языков (быт, промышлен­ность, искусство, политика, наука), голландского и анг­лийского (морская и промышленная лексика).

И в наше время язык постоянно пополняется новы­ми словами. В основном это слова, связанные с таки­ми сферами, как компьютерные технологии («Интер­нет», «сайт», «сервер» и др.), экономика («маркетинг», «менеджмент» и т. д.), политика («инаугурация», «им­пичмент» и т. д.). Появление многих неологизмов было вызвано современными рекламными роликами, зарубежной кинопродукцией. Не все неологизмы оди­наково полезны, не все необходимы русскому языку. Со многими лексическими нововведениями вроде «ксерокса» и производными от него «ксерить» и «ксерение» нужно бороться, избегая употребления данных слов ввиду их неблагозвучности с точки зрения рус­ского языка.

Знать этимологию слова не только интересно, но и очень полезно. Если вы знаете, из какого языка про­изошло данное слово, что оно означало раньше, то вам будет проще понять все аспекты его значения. Это особенно важно при восприятии сложных слов, состоящих из двух-трех корней.

Кроме этого, изучение происхождения слов сделает вас более грамотными. Зная, какая буква пишется в корне исходного слова, вы уже вряд ли ошибетесь в написании слова современного. Все изменения слов происходят по определенным законам, их изучение также может помочь при написании сложных слов. Вы увидите, насколько наш язык связан с остальными, а также, на­верняка, выучите много новых слов.

III. Знакомство с этимологическими словарями

Как работать со словарной статьей

Словарная статья данного этимологического слова­ря может быть названа таковой с большой оговоркой. Дело в том, что авторы и составители словаря стара­лись не просто передать важную в этимологическом отношении информацию, но и сделать ее как можно более интересной и доступной, изложив материал в форме структурированного рассказа, где сначала ука­зывается на время появления слова в русском языке, затем — на источники его происхождения, далее сле­дуют интересные факты из истории употребления того или иного слова и родственные слова. Заключи­тельным пунктом статьи выступают производные от исходного слова .

Источники происхождения слова приводятся под ним с соблюдением хронологической последователь­ности: первым приводится слово из того языка, отку­да была заимствована интересующая нас языковая единица. Затем перечисляются языки, в которых рас­сматриваемое слово также имеется. В конце — пер­воисточники, слова из латинского, греческого и дру­гих языков, которые в настоящее время принято счи­тать «мертвыми».

Время появления слов в языке не всегда можно указать с желательной точностью, а нередко — ука­зать вообще. Поэтому приводится в основном приблизительная дата появления слова в русском языке. Как правило, это бывает достаточно, для того чтобы ориентировать читателя, пользующегося этимо­логическим словарем, на тот или иной период в исто­рии языка.

Если в статье при описании источников заимство­вания слова встречаются названия таких языков, как индоевропейский, общеславянский, старославянский или древнерусский, то оно (слово) должно быть отне­сено к исконным. Индоевропейский язык считается предком многих языковых семей; от общеславянского (называемый некоторыми исследователями праславянским) языка произошли все ныне существующие сла­вянские языки (начало их разделения датируется первой половиной VI в.). Точное написание и произно­шение слов, пришедших из данных языков, восстано­вить невозможно, поэтому приводятся лишь прибли­зительные варианты их прежнего фонетического оформления. При написании данных слов использо­вались одновременно буквы русского и латинского алфавитов.

IV. Исследовательская работа

При внимательном знакомстве со словарной стать­ей вы сможете не только получить более или менее полную информацию об этимологии того или иного слова, но и провести небольшое исследование, кото­рое позволит вам понять особенности русской ор­фографии и орфоэпии

1 группа – расскажите о происхождении слов: аптека, береза, галоша

Являются ли родственными по происхождению слова ведьма и невеста? Докажите.

2 группа – расскажите о происхождении слов: школа, реклама, зонт

Являются ли родственными по происхождению слова дерево и здоровье? Докажите.

3 группа – расскажите о происхождении слов: граница, гардероб, опрятный

Являются ли родственными по происхождению слова: том и чистый? Докажите.

V. Итог занятия

Что нового вы сегодня для себя выяснили? Заинтересовала ли вас этимология? Будете ли вы теперь пользоваться этимологическими словарями?

Домашнее задание: Определить, являются ли родственными по происхождению слова пласт и пластика

Работа с текстом. Прочитать текст,проанализировать его, доказывая мысль К.Паустовского, что “с русским языком можно творить чудеса”. Какие “чудеса” творит писатель?

Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталем загорается на заре Венера. Это лучшее время суток. Еще все спит. Спит вода, спят кувшинки,спят, уткнувшись носами к коряги, рыбы, спят птицы, и только совы летают около костра медленно и бесшумно, как комья белого пуха.

Задания

  1. Найти метафоры и сравнения в тексте.

  2. Слова какой части речи в данном тексте несут основную смысловую нагрузку? Почему?

  3. Подобрать синоним к глаголу загорается. Доказать уместность употребления в тексте именно этого глагола.

  4. Какие “спящие” (глухие) звуки передают состояние сна, покоя в природе?



Словарный диктант с опорой на этимологию.

Задание:

  1. узнать и правильно написать имя существительное, учитывая, что этимологический корень в нем от слова вестис-; орно-; апель-; фонс-; сверст-(вестибюль, орнамент, апельсин, фонтан, сверстник );

  2. узнать и правильно написать имя прилагательное, учитывая, что этимологический корень в нем багр-; вель-; гром-(в значении много); гиганс- (багровый, великий, громадный, огромный, гигантский

4) Лингвистический эксперимент.

Задание. Прочитайте отрывок из стихотворения, написанного поэтом С. Крыжановским. Чему посвящено оно? Найдите старославянизмы:

Отчего, обжигая горло,
Разбираю часами подряд
Сочетания “оло” и “оро” -
“Вран” и “ворон”, “молод” и “млад”?
“Человек некий имел два сына…”
Я прислушиваюсь к словам,
Открывается в них Россия,
Легендарная быль славян…
Сто – ро – на.
Го – ло – са.
До – ро – га.
Я усвоил твердо азы:
С давних лет к открытости слога
Тяготел славянский язык.

5) Игра “ Из глубины веков ”

Подберите к старославянизмам русские соответствия. Укажите фонетические приметы старославянских слов. Ко всем ли словам можно подобрать современные соответствия? Составьте с этими парами словосочетания: врата, рождение,здравый, хлад, владеть, озеро, власы, сладкий, мрак.

Начало формы

Конец формы


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Методическая разработка урока "Этимология -наука интересная"

Автор: Абрамова Валерия Юрьевна

Дата: 17.05.2019

Номер свидетельства: 510723


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства