Методическая разработка урока "Этимология -наука интересная"
Методическая разработка урока "Этимология -наука интересная"
Цель данного урока русского языка в 6 классе состоит в том,чтобы познакомить учащихся 6 класса с этимологией как наукой, научить пользоваться этимологическим словарем, расширить кругозор учащихся, воспитывать интерес к русскому языку. В разработке данного урока учителя-словесники могут найти интересный практический материал, который поможет сделать урок интересным.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Этимология -наука интересная"»
Урок русского языка в 6 классе
«Этимология – наука интересная»
Цели: познакомить уч-ся с этимологией как наукой, расширять кругозор уч-ся, воспитывать интерес к русскому языку
Оборудование: этимологические словари
Ход урока
I. Слово учителя
Русский язык — сложное и многогранное, а потому и очень интересное явление: Можно потратить целую жизнь и все-таки не узнать всех его тонкостей, всех особенностей и правил. Ведь язык постоянно развивается и изменяется, пополняясь все новыми и новыми словами. Некоторые из слов переживают сильные семантические трансформации, теряя прежнее лексическое значение и приобретая новое; некоторые вообще исчезают из активного запаса, переходя в так называемый пассивный запас русской лексики и превращаясь в немых свидетелей исторического развития как самого языка, так и народа вообще.
При изучении языка каждый раз открываешь для себя что-нибудь новое. В особенности это касается его истории.
Русский язык настолько богат и разнообразен в лексическом плане, что ни один словарь не может вместить в себя всех более или менее известных слов.
Откуда пришло в русский язык то или иное слово? Почему оно используется в форме, сильно отличающейся от заимствованной? Заимствований из какого языка — английского, французского, немецкого или итальянского — больше в русской лексике? Эти и многие другие вопросы наверняка не раз возникали у вас.
На уроках словообразования мы с вами узнали, как могут образовываться слова в русском языке при помощи морфем. Какие вы помните способы словообразования?
Есть немало слов, происхождение которых нельзя определить, используя современные способы словообразования. Давайте послушаем разговор, описанный К. И. Чуковским в книге о русском языке “Живой как жизнь”.
Учащиеся:
Беседуют две женщины. Одна говорит:
- Это прямо-таки ошеломило меня… Ведь я обожаю собак!
Я прохожу мимо и думаю: “До чего это хорошо, что, употребляя слова в разговоре, мы не вспоминаем об их первоначальном значении!”
Слово ошеломить происходит от слова шелом, а шелом (или шлем) – это железная каска, которую древние и средневековые воины носили в бою, оберегая свои черепа от вражьих дубин и мечей. Враги налетали на них и били что есть силы по шелому, чтобы ошеломленные воины валились с седла на землю.
Женщина, сказавшая, что известие о смерти любимой собаки ошеломило её, конечно, не представляла себе в ту минуту ни старинных сражений, ни коней, ни кольчуг, ни шеломов: все живые, конкретные образы, связанные со словом ошеломить, уже выветрились из этого слова в течение многих веков. Оно утратило смысл военного термина и полностью отрешилось от тех обстоятельств, которые породили его. Образ давно потух, а самое слово осталось и не утратило своей выразительности.
Та же участь постигла другое слово – обожать. Оно произошло от слова бог и первоначально имело единственный смысл: сделать из кого-нибудь свое божество, чтить кого-нибудь, как бога, преклоняться перед кем-нибудь. Вряд ли женщина, сказавшая, что она обожает собак, намеревалась убедить свою собеседницу, что всякие болонки, бульдоги и мопсы представляются ей божествами. Опять-таки образ потух, а слово осталось.
Эта склонность нашего народа – забывать первоначальные значения выражений и слов и пользоваться ими автоматически – наблюдается на каждом шагу.
Таких слов, первозданная образность которых потухла, большое количество. Мы употребляем такие слова в нашей речи, и обойтись без этого невозможно никак.
- Вы, совершенно справедливо, можете спросить: “Зачем же постоянно возвращаться к истории слова? Зачем знать первоначальное значение слова?”
На этот вопрос я и предлагаю ответить вам в конце нашего занятия…
И поможет нам объяснить исконное происхождение слов наука этимология.
II. Кратко об этимологии
Этимология — это наука, которая объясняет происхождение слов. Она является одной из многочисленных наук о языке и, наверное, наиболее интересной. Язык каждого народа очень подвижен, в нем постоянно происходят незначительные изменения, которые со временем накапливаются и образуют новые языковые феномены.
Вы и сами наверняка замечали, как время от времени люди начинают употреблять новые слова, связанные с техническими новинками или прочими нововведениями. В то же время другие слова постепенно выходят из употребления.
Со временем появляются новые грамматические формы, более удобные, а иногда и более сложные. Все эти процессы и многие другие изучаются и учитываются этимологией.
На самом деле этимологическое толкование каждого слова — это проведение серьезного и глубокого исследования. Данное исследование подразумевает не только поиск корней, близких по написанию или звучанию, но и выявление возможных путей перехода слова из одного языка в другой и причин изменения формы и употребления слова. Оно затрагивает изучение различных языков, закономерностей словообразования и развития звуковой стороны языка. Язык — это социальное явление, а потому любое этимологическое исследование подразумевает изучение социальных процессов истории, духовной культуры народа, условий его обитания и т. д.
Каждому носителю русского языка необходимо знать, что, во-первых, в истории литературного языка исследователями выделяются четыре периода:
— XI—XIV вв. — древнерусский язык Киевской Руси;
— XIV—XVII вв. — язык великорусской народности Московского государства;
— XVII—XIX вв. — время становления и развития современного русского литературного национального языка;
—XIX в.— наши дни—современный русский язык.
Каждый из перечисленных периодов характеризуется заимствованиями из тех или иных языков. Наиболее употребительные слова, связанные с бытом и жизнедеятельностью человека, заимствовались в первый период преимущественно из латинского и греческого языков. Военная лексика заимствовалась в течение второго периода из немецкого и французского языков. Третий период характеризовался заимствованиями из французского и немецкого языков (быт, промышленность, искусство, политика, наука), голландского и английского (морская и промышленная лексика).
И в наше время язык постоянно пополняется новыми словами. В основном это слова, связанные с такими сферами, как компьютерные технологии («Интернет», «сайт», «сервер» и др.), экономика («маркетинг», «менеджмент» и т. д.), политика («инаугурация», «импичмент» и т. д.). Появление многих неологизмов было вызвано современными рекламными роликами, зарубежной кинопродукцией. Не все неологизмы одинаково полезны, не все необходимы русскому языку. Со многими лексическими нововведениями вроде «ксерокса» и производными от него «ксерить» и «ксерение» нужно бороться, избегая употребления данных слов ввиду их неблагозвучности с точки зрения русского языка.
Знать этимологию слова не только интересно, но и очень полезно. Если вы знаете, из какого языка произошло данное слово, что оно означало раньше, то вам будет проще понять все аспекты его значения. Это особенно важно при восприятии сложных слов, состоящих из двух-трех корней.
Кроме этого, изучение происхождения слов сделает вас более грамотными. Зная, какая буква пишется в корне исходного слова, вы уже вряд ли ошибетесь в написании слова современного. Все изменения слов происходят по определенным законам, их изучение также может помочь при написании сложных слов. Вы увидите, насколько наш язык связан с остальными, а также, наверняка, выучите много новых слов.
III. Знакомство с этимологическими словарями
Как работать со словарной статьей
Словарная статья данного этимологического словаря может быть названа таковой с большой оговоркой. Дело в том, что авторы и составители словаря старались не просто передать важную в этимологическом отношении информацию, но и сделать ее как можно более интересной и доступной, изложив материал в форме структурированного рассказа, где сначала указывается на время появления слова в русском языке, затем — на источники его происхождения, далее следуют интересные факты из истории употребления того или иного слова и родственные слова. Заключительным пунктом статьи выступают производные от исходного слова .
Источники происхождения слова приводятся под ним с соблюдением хронологической последовательности: первым приводится слово из того языка, откуда была заимствована интересующая нас языковая единица. Затем перечисляются языки, в которых рассматриваемое слово также имеется. В конце — первоисточники, слова из латинского, греческого и других языков, которые в настоящее время принято считать «мертвыми».
Время появления слов в языке не всегда можно указать с желательной точностью, а нередко — указать вообще. Поэтому приводится в основном приблизительная дата появления слова в русском языке. Как правило, это бывает достаточно, для того чтобы ориентировать читателя, пользующегося этимологическим словарем, на тот или иной период в истории языка.
Если в статье при описании источников заимствования слова встречаются названия таких языков, как индоевропейский, общеславянский, старославянский или древнерусский, то оно (слово) должно быть отнесено к исконным. Индоевропейский язык считается предком многих языковых семей; от общеславянского (называемый некоторыми исследователями праславянским) языка произошли все ныне существующие славянские языки (начало их разделения датируется первой половиной VI в.). Точное написание и произношение слов, пришедших из данных языков, восстановить невозможно, поэтому приводятся лишь приблизительные варианты их прежнего фонетического оформления. При написании данных слов использовались одновременно буквы русского и латинского алфавитов.
IV. Исследовательская работа
При внимательном знакомстве со словарной статьей вы сможете не только получить более или менее полную информацию об этимологии того или иного слова, но и провести небольшое исследование, которое позволит вам понять особенности русской орфографии и орфоэпии
1 группа – расскажите о происхождении слов: аптека, береза, галоша
Являются ли родственными по происхождению слова ведьма и невеста? Докажите.
2 группа – расскажите о происхождении слов: школа, реклама, зонт
Являются ли родственными по происхождению слова дерево и здоровье? Докажите.
3 группа – расскажите о происхождении слов: граница, гардероб, опрятный
Являются ли родственными по происхождению слова: том и чистый? Докажите.
V. Итог занятия
Что нового вы сегодня для себя выяснили? Заинтересовала ли вас этимология? Будете ли вы теперь пользоваться этимологическими словарями?
Домашнее задание: Определить, являются ли родственными по происхождению слова пласт и пластика
Работа с текстом. Прочитать текст,проанализировать его, доказывая мысль К.Паустовского, что “с русским языком можно творить чудеса”. Какие “чудеса” творит писатель?
Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталем загорается на заре Венера. Это лучшее время суток. Еще все спит. Спит вода, спят кувшинки,спят, уткнувшись носами к коряги, рыбы, спят птицы, и только совы летают около костра медленно и бесшумно, как комья белого пуха.
Задания
Найти метафоры и сравнения в тексте.
Слова какой части речи в данном тексте несут основную смысловую нагрузку? Почему?
Подобрать синоним к глаголу загорается. Доказать уместность употребления в тексте именно этого глагола.
Какие “спящие” (глухие) звуки передают состояние сна, покоя в природе?
Словарный диктант с опорой на этимологию.
Задание:
узнать и правильно написать имя существительное, учитывая, что этимологический корень в нем от слова вестис-; орно-; апель-; фонс-; сверст-(вестибюль, орнамент, апельсин, фонтан, сверстник );
узнать и правильно написать имя прилагательное, учитывая, что этимологический корень в нем багр-; вель-; гром-(в значении много); гиганс- (багровый, великий, громадный, огромный, гигантский
4) Лингвистический эксперимент.
Задание. Прочитайте отрывок из стихотворения, написанного поэтом С. Крыжановским. Чему посвящено оно? Найдите старославянизмы:
Отчего, обжигая горло, Разбираю часами подряд Сочетания “оло” и “оро” - “Вран” и “ворон”, “молод” и “млад”? “Человек некий имел два сына…” Я прислушиваюсь к словам, Открывается в них Россия, Легендарная быль славян… Сто – ро – на. Го – ло – са. До – ро – га. Я усвоил твердо азы: С давних лет к открытости слога Тяготел славянский язык.
5) Игра “ Из глубины веков ”
Подберите к старославянизмам русские соответствия. Укажите фонетические приметы старославянских слов. Ко всем ли словам можно подобрать современные соответствия? Составьте с этими парами словосочетания: врата, рождение,здравый, хлад, владеть, озеро, власы, сладкий, мрак.