Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка метапредметного урока для 4 класса (русский язык + окружающий мир) «Игра - путешествие по городам Частей речи»»
Конспект метапредметного урока для 4 класса (русский язык + окружающий мир) «Игра - путешествие по городам Частей речи»
Цель: учить применять полученные знания, умения и навыки при выполнении нестандартных заданий. Формируемые УУД: Познавательные: применение знаний в нестандартных условиях; умение выполнять творческие задания. Коммуникативные: умение аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями одноклассников при выборе общего решения в совместной работе. Регулятивные: способность к рефлексии собственной деятельности. Личностные: устойчивая положительная мотивация к учебной деятельности. Оборудование: глобус, листочки для выполнения задания, карточки с заданиями, презентация Power Point, проектор, лист ватмана, цветные фломастеры и карандаши, жетоны за правильные ответы.
ХОД УРОКА 1.Организационный момент. Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
Загадка Планета голубая, Любимая, родная, Она твоя, она моя, Называется... (земля)(СЛАЙД №2) Какие части речи вам встретились в этой загадке? (существительное, прилагательное, местоимение, глагол).
-Назовите тему , цель урока
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу
Я друзья от вас не скорою
Ручку я вот так держу
Сяду прямо не согнусь за работу я возьмусь
-Запишите число .
Минутка чистописания ЗЕМЛЯ (транскрипция З,ИМЛ,А) Посмотрите на глобус.(СЛАЙД №3) (модель земного шара) Какой цвет на нем преобладает? Почему? (Синий, потому что 2/3 земной поверхности занимает вода). Какие водоемы вы знаете? (океан, море, озеро, река, пруд, ручей, водохранилище, канал). МИНИ СООБЩЕНИЯ Загадка: В неё льется, Из неё льется, Сама по земле плетётся. (Река) (СЛАЙД №4) Молодцы. Сегодня на нашем занятии вы отправитесь в увлекательное путешествие по реке, которая называется «река Знаний». Путешествуя по ней, вы совершите несколько остановок в городах Частей речи.
В пути вас ждут интересные задания. За правильно выполненные задания команды будут себя оценивать Входящий на корабль оставь сомненья – плыви навстречу приключеньям! (СЛАЙД №5
Путешествие по реке Знаний начинается. Из уроков окружающего мира мы помним с вами, что реки бывают разные: малые и большие, мелкие и глубокие, равнинные и горные… А что у них общего? (у каждой реки есть исток и устье. Исток – это начало реки, а устье, это место, где река впадает в другую реку, озеро или море. А еще у реки есть правый и левый берег.)(СЛАЙД №6) Молодцы, !!! Перед вами находится рисунок реки вы будете по очереди добавлять на карту места наших остановок. 2.Работа по теме урока. А первая наша остановка будет в городе под названием «Имя существительное». (СЛАЙД №7) Но чтобы сойти на берег вам необходимо разгадать шифровку. Посмотрите, какие красивые фруктовые деревья растут в этом городе. Какие фрукты растут на этих деревьях? (СЛАЙД №8). Какой частью речи они могут быть? (яблоко, груша, слива, виноград, персик. Они все являются именами существительными). Составьте с ними словосочетания . Задание 1 (на карточке) Запиши имена существительные в три столбика в зависимости от рода: Дерево (с.р.) город (м.р.) река (ж.р.) морковь (ж.р.) растение (с.р.) какао (с.р.) повидло (с.р.) кофе (м.р.) бандероль (ж.р.) Задание 2 (на карточке) Подбери синонимы, состоящие из такого же количества букв, что и данные слова: сообщение, темнота, лес, радость (извещение, сумрак, бор, веселье) Молодцы, все задания выполнили на отлично, можем отправляться дальше. Следующая остановка город «Имя прилагательное» (СЛАЙД №9) Загадка: - Это чёрная? - Нет, красная. - А почему белая? - Потому что зеленая. (Смородина) (СЛАЙД №10) Задание 1(на карточке) Вставь подходящие по смыслу прилагательные в нужной форме. Укажи их род и падеж.
На небе появилась ______________ туча. Поднялся ______________ ветер. Хлынул _____________ дождь. Давно не было такого _____________ дождя! Но вот туча пронеслась, и золотом стала переливаться __________________ , ____________________ трава.
Для справок: сильный, молодая, сочная, огромная, обильного, проливной.
Задание 2 (на карточке) Запиши данные словосочетания во множественном числе. Выдели окончания имён прилагательных.
Жаркий день, короткая ночь, красивый цветок, быстрая река, ароматное яблоко, зелёный лист, быстрый ручей. Следующая остановка нас ждет в городе под названием «Глагол» (СЛАЙД №11) Задание 1(на карточке) Прочитайте слова. Подчеркни глаголы.
В каком же городе будет следующая остановка? Чтобы узнать это, вам необходимо, используя ключ к коду, расшифровать слово. (СЛАЙД №12) Определить, какой частью речи является это слово. И тогда вы узнаете название следующего города, в котором будет ваша остановка.
(прямо - это наречие). Верно, значит следующая остановка город «Наречие» (СЛАЙД №13) Задание 1 (на карточке) Замени фразеологизм наречием.
Бок о бок-… .(рядом)
Хоть глаз выколи- … .(темно)
Как снег на голову-… .(неожиданно)
Не покладая рук-… .(усердно)
Задание 2 (на карточке) Образуйте наречия от данных слов.
Верный- …(верно)
глупый- …(глупо)
честный- …(честно)
тихий- … .(тихо)
А теперь нас ждет последняя остановка в городе «Местоимение» (СЛАЙД №14) Задание 1 (на карточке) Исправьте ошибки в предложениях. Я укорял меня за невнимательность. Он хвастун: все время хвалит самого его. Он обиделся на их. Мы с ими давно знакомы. Они ждали него. Я горжусь мной. (Он укорял меня за невнимательность. Он хвастун: все время хвалит самого себя. Он обиделся на них. Мы с ними давно знакомы. Они ждали его. Я горжусь собой.) Задание 2 (на карточке) Найдите и зачеркните лишнее слово в каждом ряду Ты, я, они, на. Она, оно, они, но. Ты, вы, Яна, я. 3.Подведение итогов. Наше путешествие подошло к концу. Давайте посмотрим с вами на карту, которая у нас получилась. На ней есть река Знаний и названия городов, в которых вы побывали. За правильно выполненные задания каждая команда получала жетоны. Прошу команды подсчитать их. Какая команда набрала наибольшее количество? Прошу командам приготовиться к награждению (Вручаются дипломы за 1, 2, 3 место и памятные призы.) 4.Рефлексия. -Понравилось ли вам путешествие? -Как вам удалось преодолеть все трудности и выполнить задачи успешно? -Какие умения вам для этого понадобились? -Какие правила работы в команде вы усвоили?