kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип разработки: урок введения новых знаний. Cодержания урока соответствует требованиям ФГОС ОО. При разработки данного урока мною учитывались возрастные особенности детей и реальные возможности класса.Урок опирался на знания, полученные ранее.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка»

Тема урока: «Прямое и переносное значение слова»

Ход урока:

I. Мотивация к учебной деятельности.

1 Слайд:

Приветственное слово учителя (на фоне аудиозаписи из м/ф «Крошка Енот» - «От улыбки…»)

2 Слайд

Учитель: Добрый день, ребята!

Дети: Здравствуйте!

Учитель: Присаживайтесь, пожалуйста, на свои места. Я надеюсь, что эта веселая задорная песенка подняла нам всем настроение. За окном зима, холодно и мрачно, а всем так хочется тепла и уюта. Ребята, улыбнитесь друг другу, подарите улыбки нашим гостям, улыбнетесь мне, а я улыбнусь вам. Вот видите, здесь стало как-то сразу светлее, теплее и уютнее. И пусть этот урок принесет нам всем радость общения.

А мы снова сегодня отправимся в удивительную страну Лингвистику разгадывать ее тайны и совершать новые открытия.

Запишите в маршрутном листе число, классная работа.

II.Обобщение ранее изученного. Актуализация знаний.

3 Слайд

Учитель: А теперь внимание на экран, скажите, пожалуйста, кто изображен на картине?

Дети: Илья Муромец.

Учитель: Верно. А вы знаете, кто такой Илья Муромец?

Дети: Да мы познакомились с ним на уроках литературы. Это народный богатырь, герой многих былин.

4 Слайд

Учитель: Молодцы, ребята. Вот в одной из былин об Илье Муромце есть такие удивительные слова: «Слово, оно что яблочко: с одного-то боку зеленое, так с другого румяное, ты умей его, девица, повертывать…». Вдумайтесь в смысл этого предложения, как вы его понимаете?

Дети: Словом нужно уметь владеть, то есть правильно употреблять его в речи, потому что в русском языке есть слова, которые имеют несколько значений.

Учитель: Это высказывание и станет эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку, и мы попробуем связать слова былины с содержанием самого урока. Запишите его.

III. Постановка учебной цели.

Учитель: А теперь попытаемся определить тему нашего урока.

Ребята, вчера со мной произошла странная история. У меня неожиданно сломался телевизор, и мне пришлось вызвать мастера. Как ни странно, им оказался иностранец. Не пугайтесь, он умел говорить по-русски. Мужчина довольно быстро справился с поломкой, поблагодарив его, я сказала, что у него просто золотые руки. Он долго смотрел на свои руки, на кольцо, которое было у него на пальце, потом с недоумением посмотрел на меня, пожал плесами, улыбнулся и ушел.

Учитель: Как вы думаете, почему иностранец не понял меня?

Дети: Потому что слово золотой многозначное, то есть имеет несколько значений, а мужчина этого не знал.

Учитель: А к какому словарю нам надо обратиться, чтобы не попасть впросак при употреблении того или иного слова?

Дети: Лексическое значение слово дается в «Толковом словаре».

5 Слайд

Учитель: Давайте и мы обратимся к нашему помощнику «Толковому словарю» и узнаем, какие значения имеет слово золотой. И сейчас мы слово Соне, которая работала со словарной статьей.

Соня:

Слово Золотой многозначное, оно имеет несколько значений:

1. Золотой - сделанный из золота, драгоценного материала. Золотые часы.

2. Цвета золота, блестяще-желтый. Золотая осень.

3. перен. Счастливый, благоприятный. Золотая пора.

4. перен. Прекрасный, замечательный. Золотые руки.

5. перен. Дорогой, любимый. Золотой мой!

Учитель: А что обозначает перен. В словарной статье?

Дети: Переносный.

Учитель: В каком же значении я употребила слово золотой?

Дети: Вы употребили слово золотой в переносном значении, поэтому иностранец вас не понял. Золотые руки –это руки, которые все умеют делать.

Учитель: Так о чем же пойдет сегодня речь на уроке? Кто попытается сформулировать тему урока?

Дети: Прямое и переносное значение слова.

2. Учитель: Запишите тему урока в тетради.

6 Слайд

С темой урока мы определились. Скажите, пожалуйста, глядя на тему урока, а какие бы открытия для себя вы хотели бы совершить? Что интересного вы хотели бы узнать на уроке?

7 Слайд

Дети:

-Я хотел бы узнать несколько новых слов с переносным значением, то есть пополнить свой словарный запас.

- Я хотела бы узнать, зачем используются слова с переносным значением в речи?

- Я хотел бы научиться правильно определять, в каком значении употреблено слово.

- Я бы узнать на какие группы они делятся.


IV. Усвоение новых знаний.

8 Слайд

Учитель: Хорошо, именно этим мы и будем заниматься на сегодняшнем уроке. Обратите внимание на экран. Что вы видите?

Дети: Это кроссенс.

Учитель: Ребята, попробуем определить, что изображено на картинках и какое слово объединяет все эти картинки. (Дети перечисляют вещи, изображенные на картинках). Кто уже догадался?

Дети: Слово «золотой»

1 Задание:

Учитель: Молодцы, верно, а теперь составьте и запишите словосочетания со словом золотой и данными существительными, распределяя их в две колонки:

1 колонка – с прямым значением

2 колонка- с переносным значением

Учитель: Прежде чем приступить к выполнению задания, посмотрите на оценочные листы, которые лежат у вас на столах. Не забывайте делать в них отметки.

Учитель. Кто испытывал затруднения при выполнении данного упражнения?

Ученик. Нет, мы с ним легко справились.

9 Слайд

Давайте проверим, какие словосочетания у вас получились? Внимание на экран.

Учитель: Ребята, а как же понять, в каком значении употреблено слово? Какой источник информации нам в этом поможет?

Дети: Учебник.

10 Слайд

2 Задание:

Учитель: Давайте, работая в группах, попытаемся создать алгоритм, по которому мы сможем легко определить, в каком значении употреблено слово. Открываем учебник на стр. и знакомимся с теоретическим материалом.

Учитель: Итак, послушаем, что у вас получилось.

1 группа: прямое значение (вижу - можно определить значение по одному слову, значение основное, главное)

2 группа: переносное значение (не вижу - нельзя определить значение по одному слову – значение отвлеченное, вторичное, основанное на сходстве предметов, их признаков, действий)

11 Слайд

V.Первичное закрепление знаний.

3 Задание:

Учитель: Вы молодцы. А теперь попробуем применить наши знания на практике. Поработаем в парах.

12 Слайд


Определите, в каком значении употреблены выделенные слова в словосочетаниях? Ответы запишите цифрами. (1 – прямое значение. 2 – переносное значение.)


Стеклянный взгляд, крылья самолёта, стеклянный сосуд, летит ворона, воет ветер, воет собака, вскипела вода, золотая цепочка, изумрудная трава, подошва горы, время летит.

Учитель: Обменяйтесь листами и проверьте правильность выполнения задания у соседа, кто затрудняется, сверьте с доской. Не забудьте выставлять оценки в оценочном листе.

- Поднимите руку, кто выполнил работу на оценку «5»?

4 Задание

13 Слайд

А теперь поиграем. Отгадайте, пожалуйста, загадку:

Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок,
На него подуй слегка,
Был цветок — и нет цветка.

Был он солнышком лучистым.
Стал он облачком пушистым.

Дети: Одуванчик.

Учитель: Как вы догадались, о каком цветке идёт речь?

Дети: Потому что если дунуть на одуванчик, он разлетится в разные стороны.

Учитель: Сейчас я предлагаю вам поработать в группах и собрать свои «одуванчики» из лепестков, на которых написаны существительные. Ваша задача будет следующая: к записанным на лепестках одуванчика прилагательным, подобрать подходящие по смыслу существительные так, чтобы получились у

1 группы – словосочетания с прямым значением

2 группа - словосочетания с переносным значением

Учитель: Справились, а теперь посмотрите, верно ли вы справились с задание? Прочитайте полученные словосочетания.

14 Слайд

15 Слайд

Учитель: Устали, давайте отдохнем вместе с Крошем.

VI. Физкультминутка

Садитесь, пожалуйста, на свои места.

16 Слайд

Учитель: Яков Козловский о словах в переносном значении писал:

Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать,

И, словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушно холодом дышать.

Призывом стать, и отзывом, и словом

Способно слово…



Учитель: Ребята, а где мы с вами чаще всего встречаемся с употреблением слов в переносном значении?

Дети: Очень часто слова в переносном значении встречаются в художественных произведениях и являются средством выразительности.

Учитель: Действительно, на основе переносного значения слов в русском языке возникает большое количество изобразительно-выразительных средств. С какими из них вы познакомились на уроках литературы?

Дети: Эпитеты, олицетворения, метафоры.

17 Слайд

5 Задание:

1) Обратите внимание на экран и найдите в предложенных отрывках художественно-изобразительные средства, выпишите их .

Коньки
Коньки мои резные,

Как быстрые зверьки

Смешные, озорные

Веселые коньки.

(М. Клюкова «Коньки»)

Дети: Здесь все прилагательные смешные, озорные, веселые употреблены в переносном значение. Это эпитеты.

Учитель: А что такое эпитеты?

Дети: Эпитеты-яркие образные определения, выраженные именем прилагательным.

18 Слайд

6 Задание:

2) Учитель: Молодцы. Теперь я предлагаю для разбора стихотворение Ирины Токмаковой «Ива». (текст на экране).

Возле речки, у обрыва,

Плачет ива, плачет ива.

Может, ей кого-то жалко?

Может, ей на солнце жарко?

Может, ветер шаловливый

За косичку дернул иву?

Может, ива хочет пить?

Может, нам пойти спросить?

Учитель. Что вам показалось необычным в этом стихотворении?

Ученик. Ива плачет. О ней говорится, как о живом существе.

Учитель. Какие слова указывают на то, что ива как живая? Выпишите эти слова.

Ученик. Плачет, ей жарко, жалко, косичка, хочет пить.

Учитель. Какой рисуют иву эти слова?

Ученик. Маленькой, обиженной девочкой.

Учитель. Используя художественное сходство между плачущим человеком и деревом, поэтесса создала образ ивушки – девочки.

Дети: Такое очеловечивание неживых предметов называется олицетворением.

Учитель: Что такое олицетворение?

Дети: Олицетворение -  изображение неодушевленных предметов как одушевленных.

19 Слайд

7 Задание:

3)Творческая работа

Учитель: Ребята, внимание на экран, там записаны слова море, нос, звезда составьте с ними по 2 словосочетания: с прямым и переносным значением слова.

Ученик. Звезда на небе – звезда эстрады; крыло птицы – крыло самолёта нос малыша- нос корабля.

Учитель. Определите, какими выразительными средствами являются составленные словосочетания?

Ученик. Звезда эстрады – метафора; крыло самолёта – метафора, нос корабля – метафора.

Учитель: Что такое метафора?

Дети:  Метафора-слово или выражение, употребляемое в переносном значении, скрытое сравнение.

Учитель: Для чего используются эпитеты, метафоры, олицетворения?

Дети: Чтобы сделать речь ярче, красочнее, эмоциональнее, выразительнее. 

8 Задание

Творческая работа в группах.

1 Группа: Прочитайте стихотворение С.А.Есенина «Отговорила роща золотая…» Найдите примеры употребления слов в переносном значении. Попробуйте найти в тексте метафоры, олицетворения и эпитеты.
Отговорила роща золотая
Берёзовым, весёлым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком...
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костёр рябины красной,
Но никого не может он согреть.
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадёт трава.
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова...

1 группа:

Метафоры: души сиреневую цветь, костёр рябины красной, рябиновые кисти.
Олицетворения: отговорила роща, журавли не жалеют, дерево роняет.
Эпитеты: золотая роща; берёзовым, весёлым языком; грустные слова.

2 Группа: Перед вами репродукция картины Юона «Русская зима», напишите несколько предложений, которые помогут описать картину, используя слова в переносном значении.

2 группа:

Перед нами живописный зимний пейзаж. На переднем плане изображены покрытые серебристым инеем березки. Одетые в белые шубы ели стоят молча и горделиво. Земля укрыта белоснежным покрывалом. На заднем плане видна деревня с одетыми в белый наряд домами. Солнце улыбается сквозь плывущие по небу облака.Снег сверкает и блестит. Все природа как будто спит. Но от картины веет теплом и уютом.

4. выступления учащихся.

VII. Подведение итогов урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Учитель: Сейчас мы попробуем определить, какими новыми понятиями мы пополнили свою «копилку» знаний? Отрывая лепесток от ромашки, продолжите фразу, записанную на нем.

Я научился…(отличать прямое значение от переносного)

Я умею…(находить в тексте слова с переносным значением)

Я знаю…(что такое эпитет, метафора, олицетворение)

Я могу… (определить прямое и переносное значение слов).

Я попытаюсь… (применять и использовать полученные знания на последующих уроках)

Я понял … (как определять значение слова)

Сегодня на уроке мне было….(интересно и все понятно)

Я доволен… (своей работой на уроке)

Сегодняшний урок был…(полезным и важным)


Вывод.

Учитель: Ребята, сегодня вы все молодцы, хорошо поработали, спасибо. Я надеюсь, что урок вам понравился, и на память о нем мне хочется подарить вам вот эти шарики. Это непростые, а волшебные шарики, которые исполняют желание. Скоро Новый год, повесьте шарики на елку и загадайте желание: оно непременно сбудется.

А вот эти шарики подарите нашим гостям, и пусть у них в Новом году все будет замечательно.


VIII. Этап информирования обучающихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Слайд с домашним заданием (по уровням сложности: базовый, повышенный, высокий)

Задания на выбор учащихся:

  1. Выполнить упражнение учебника (упр. 378, стр. 158).

  2. Выписать из художественных произведений 4 предложения (одно сложное) со словами, имеющими переносное значение.

  3. Подготовить выступление об использовании слов с переносным значением в загадках, поговорках и пословицах.


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Методическая разработка

Автор: Авдулова Валентина Петровна

Дата: 21.09.2021

Номер свидетельства: 587198

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Методическая разработка по теме "My family''"
    ["seo_title"] => string(42) "mietodichieskaiarazrabotkapotiemiemyfamily"
    ["file_id"] => string(6) "282871"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453739739"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Методическая разработка открытого урока  производственного обучения  «Отделка поверхности гипсовыми изделиями»"
    ["seo_title"] => string(113) "mietodichieskaiarazrabotkaotkrytoghourokaproizvodstviennoghoobuchieniiaotdielkapovierkhnostighipsovymiizdieliiami"
    ["file_id"] => string(6) "322321"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461569081"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Методическая разработка открытого урока  производственного обучения  «Отделка поверхности гипсовыми изделиями»"
    ["seo_title"] => string(114) "mietodichieskaiarazrabotkaotkrytoghourokaproizvodstviennoghoobuchieniiaotdielkapovierkhnostighipsovymiizdieliiami1"
    ["file_id"] => string(6) "322322"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461569088"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Методическая разработка открытого урока  производственного обучения  «Отделка поверхности гипсовыми изделиями»"
    ["seo_title"] => string(114) "mietodichieskaiarazrabotkaotkrytoghourokaproizvodstviennoghoobuchieniiaotdielkapovierkhnostighipsovymiizdieliiami2"
    ["file_id"] => string(6) "322323"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461569094"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Методическая разработка открытого урока  производственного обучения  «Отделка поверхности гипсовыми изделиями»"
    ["seo_title"] => string(114) "mietodichieskaiarazrabotkaotkrytoghourokaproizvodstviennoghoobuchieniiaotdielkapovierkhnostighipsovymiizdieliiami3"
    ["file_id"] => string(6) "322324"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461569101"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства