Самоопределение к деятельности | - Улыбнёмся друг другу и начнём наш урок! -Предлагаю начать наш урок словами Константина Паустовского «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку» -Как вы понимаете смысл этих слов? (Ответы детей) -Посмотрите на слайде условный знак блока. -Чем мы занимаемся на уроках этого блока? (Мы изучаем, как устроен наш язык) -Я желаю вам узнать новое и интересное в родном русском языке. | Дети улыбаются и приветствуют друг друга Дети высказывают свои мысли, объясняют смысл слов. Ответы детей: -Урок относится к блоку «Как устроен наш язык» | Личностные: Оценивание ситуации, когда желание трудиться необходимо при получении новых знаний. Регулятивные : Прогнозирование предстоящей работы |
Актуализация знаний и фиксация затруднения | - Посмотрите на слайд. -Прочитайте слова и запишите слова по группам: имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги Работа в группах. Считать, всякий, ты, карандаши, мы, под, новый, вы, около, они , парта, ваш, читать, вычистить, он, перед, я, | -Какое умение вам понадобится при выполнении этого задания? - Рассмотрите ваши группы слов. Какие группы слов у вас получились? -Все ли слова записаны по группам? - Какие слова не попали ни в одну группу? У кого не осталось лишних слов? Почему? -Почему мы не можем записать эти слова ни в одну из групп? -Какое затруднение у вас возникло? - Знаете ли вы, какой частью речи являются эти слова? -Какую учебную задачу мы можем поставить на уроке? | - Определяют изученные части речи. - Задают вопрос к знакомым частям речи. (Проверка по слайду) Получились группы (сущ., прил., глаг., предлоги) -Не все слова распределены на группы правильно, т.к. вопросы имен существительных и прилагательных к ним тоже подходят. -Нет, ещё не знаем. Выявляют затруднение. ( слова – я, ты, он, мы, вы, они – отвечают на вопросы кто?, а слова ваш, всякий отвечают на вопросы чей? какой?) -Узнать какой частью речи являются эти слова, почему мы не можем их считать ни существительными, ни прилагательными. | Познавательные УУД Формирование умения извлекать информацию из задания, выявлять сущность и особенности объектов. Формирование умения анализировать Регулятивные УУД Формирование умения высказывать своё предположение |
Построение проекта выхода из затруднения | Физминутка Слайд. Посмотрите на рисунок слайда 1.Юля сажает цветы. Она помогает бабушке. 2. Ласточка прилетела с юга. Она строит дом для птенцов. 3.На столе лежала тетрадь. Она была без обложки. - О ком говорится в первом предложении каждой пары? - О ком говорится во втором предложении каждой пары? - Выпишите в тетрадь слова, которые указывают на того, о ком говорится во втором предложении. - Можно ли сказать, что эти слова называют того, о ком говорится в первом предложении? -Как можно назвать эти слова? (местоимение) - На какой вопрос они отвечают? (кто? что?) -Что обозначают? (предмет без названия) -Кто может определить тему урока? -Сформулируйте, что такое местоимение? -Сверим нашу формулировку с учебником, с.158 Дидактическая игра «Верно-неверно ... » Имя прилагательное – это часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и обозначает признак предметов? (да, верно) Имена существительные отвечают на вопрос кто? что? И обозначают предмет. (да, верно) Местоимения отвечают на вопрос кто? что? какой ? какая? и указывают на предмет или признак предмета (да, верно) Игра «Четвертое лишнее». На доске в три столбика записаны местоимения и лишние слова. Материал для игры: 1 ряд : Я, он, на, ты Нас, нами, нем, нам Мной, меня, мни, мне 2 ряд: Вас, воз, вес, вар Но, оно, она, они Мы, он, вы, но 3 ряд: Тебя, тебе, тобой, табун Он, его, ему, яму Нос, низ, наст, нас | - Делятся на группы. -Рассматривают иллюстрации и обсуждают в группах. - Рассматривают, называют записанные слова Она, она, она Предполагают « …не существительное, но вместо него…» Обсуждают и выбирают верное объяснение Дети наблюдают, сравнивают, анализируют Ответы-предположения детей Работа с учебником,стр.158 Выбирают и отвечают на вопросы учителя Работа в группах (по рядам) По очереди выходят к доске и выполняют задание. Побеждает та команда, которая быстрее и правильно выполнит задание. В конце игры объясняют, почему подчеркнутые ими слова лишние. | Коммуникативные УУД 1.Формировать умение слушать и понимать других 2.Формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Познавательные УУД Формировать способность добывать новые знания путём наблюдения за готовыми образцами, переработка информации, сравнение с образцом. Регулятивные УУД 1. Формировать умение высказывать своё предположение, оценивать учебные действия Коммуникативные УУД Формировать готовность к сотрудничеству, умение договариваться |
Первичное закрепление (Проговаривание во внешней речи) | -Запишите местоимения в два столбика. - По какому признаку делили слова на группы? (местоимения-сущ. и местоимения-прил.) -Какие группы слов у вас получились? | Работа в парах Упр.3, стр.158 - Проверка по слайду (шесть местоимений-сущ, три местоимения-прил.) | Коммуникативные УУД Работать в паре Уметь строить высказывание в соответствии с заданиями Личностные УУД Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной деятельности |
Самостоятельная работа в группах | 1 группа -Вспомните и запишите местоимения, которыми вы можете заменить существительные единственного числа. 2 группа Вспомните и запишите местоимения, которыми вы можете заменить существительные множественного числа. 3 группа - Вспомните и запишите местоимения, которые выступают в роли прилагательных. - 1. Расскажите, какое задание выполняла группа. 2. Что вы предприняли для выполнения задания. 3. Представьте результат своей работы. 4. Оцените работу своей группы. | Выполняют задания, сотрудничают. В корректной форме указываются недочёты в работе. | Коммуникативные УУД Формировать готовность к сотрудничеству, умение слушать, понимать других, договариваться, объяснять свою точку зрения |
Рефлексия | - Какую тему мы сегодня исследовали? Ответили мы на вопросы урока? - Чтобы узнать, достигли ли мы поставленной цели, дадим характеристику своей работы на уроке. Сегодня я узнал, что … Я понял, что… Теперь я могу … Сегодня я научился… Урок для меня … Я могу похвалить одноклассников… Домашнее задание: упр.2, стр.158 Игра «Подумай и отгадай» (карточки) 1)Какие два местоимения вместе мешают движению на дорогах? (я-мы) 2) Сколько местоимений в слове семья? 3) Первый слог- местоимение, второй слог-детская болезнь. Вместе- предмет, который удерживает судно на плаву. (я-корь) 4) Первый слог-местоимение, второй слог-звук, который издает лягушка. Вместе овощ. (ты-ква) | Отвечают на вопросы учителя В корректной форме указываются недочёты в работе. | Личностные УУД Формировать умения рассказывать о своих работах, описывать испытанные на уроке чувства, оценивать работы |